Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Вишенка» с. Красное»
Симферопольского района Республики Крым
ТЕМА : ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад «Вишенка» с. Красное»
Дубина Виктория Александровна
Взаимодействие педагога-психолога с родителями
- Взаимодействие с родителями дошкольников - одно из важнейших направлений деятельности педагога-психолога в дошкольном учреждении.
Взаимодействие педагога-психолога с родителями
Взаимодействие педагога – психолога с родителями является действительно значимой и весьма продуктивной составляющей педагогического процесса в целом.
Это, в частности, выражается в общей заинтересованности родителей в сотрудничестве с педагогом-психологом; в их активном участии в различных мероприятиях, проводимых как в традиционных, так и в нетрадиционных формах; а также в частоте обращений родителей за консультацией по проблемам социально-психологической адаптации и развития дошкольников.
Взаимодействие педагога-психолога с родителями
- Первое знакомство психолога с родителями происходит именно тогда, когда они впервые приводят своих детей в детский сад, или тогда когда педагог - психолог впервые начинает свою деятельность в данном учреждении.
- И именно в этот момент, то есть с самого начала, важно правильно организовать контакт психолога с родителями, прежде всего, наметить возможные точки соприкосновения с ними; обосновать значимость совместной деятельности, наметить основные пути, формы и средства взаимодействия.
Этапы взаимодействия с семьей воспитанника:
- Этап подготовительный (Рекламный) .
- Задачи данного этапа: установление контакта с родителями, формирование у них положительной установки на взаимодействие с педагогом-психологом, уверенности в пользе для ребёнка психологического сопровождения ребенка;
- осознания ими важности специальных усилий семьи в период адаптации ребенка к новым социальным условиям; оказание родителям помощи в установлении доброжелательных и продуктивных отношений с воспитателями.
Методы работы педагога-психолога с родителями
План работы ДОУ с семьями воспитанников
Прямые методы работы педагога-психолога
Подготовительный (рекламный) этап .
Дистанционные методы работы педагога-психолога
- Сотрудничество с педагогами всех возрастных групп, планирование выступления.
- Выступление на первых родительских собраниях, презентация работы психолога;
- Оформление «странички психолога» на сайте детского сада;
- Подготовка цикла встреч (совместно с педагогом) «Психологическая гостиная»
- Работа на горячей линии учреждения;
- Участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформлении стендов;
- Индивидуальные беседы с родителями
- Участие в проведении дней открытых дверей;
Этапы взаимодействия с семьей воспитанника:
- Задачи данного этапа: изучение взаимоотношений родителей и детей, анализ затруднений, возникающих у родителей в ходе развития и воспитания ребенка.
- В связи с этим педагог-психолог на весь учебный год составляет план мероприятий с участием родителей , имеющих детей в каждой из возрастных групп. Их тематика определяется с учетом результатов анкетирования родителей и запросов педагогов.
Этап сотрудничества
Прямые методы работы педагога-психолога
Дистанционные методы работы педагога-психолога
Блок Диагностический
- опросы родителей по различной тематике;
- - беседы и интервью с родителями
- - работа «Анонимной почты»
- анкетирование родителей;
- участие в социологическом исследовании семей воспитанников;
Этап сотрудничества Психологическое просвещение
- Психологическое просвещение — это раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у родителей положительного отношения к психологической помощи и расширению их кругозора в области понимания значимости функции педагога-психолога в условиях ДОУ.
Задачи психологического просвещения
- — знакомить родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;
- — популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований;
- — формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;
- — достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду
Этап сотрудничества
Прямые методы работы педагога-психолога
Дистанционные методы работы педагога-психолога
Просвещение родителей
- индивидуальное консультирование;
- групповое консультирование:
- работа на сайте детского сада;
- родительские собрания, круглые столы, дискуссии, тренинги, семинары – практикумы с родителями ;
- Создание и функционирование информационно – просветительского стенда, уголка психолога в каждой группе;
- проведение открытых занятий;
-Почтовый ящик психолога;
- организация и работа родительского клуба;
- памятки;
Формы просветительской работы
- Тематика групповых консультаций и выступления на родительских собраний:
- Психологический портрет ребенка (каждого возрастного периода)
- «Поощрения и наказания ребёнка в семье»
- «Секреты общения в семье»
- «Что такое школьная готовность»
- «Что делать, если ребенок лжет?»
- «Старшие и младшие дети»
- «Воспитание ребенка без отца»
- «Женские роли в семье»
- «Капризы ребенка»
- «Ребенок и компьютер»
- «Раннее интеллектуальное развитие ребенка»
- «Типы семейного воспитания»
Тематика семинаров – практикумов, тренингов самая разнообразная:
- Данные формы взаимодействия с родителями, молодому специалисту можно провести совместно с педагогом группы, старшим воспитателем или другим специалистом. Планируется или по выбору психолога или по запросу родителей, педагогов , администрации.
- «Особенности поведения детей 4-5 или 5-6 лет»
- «Гиперактивный ребенок. Что делать?»
- «Причины конфликтов, возникающих в отношениях с ребенком, и пути их разрешения»
- «Особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Как их развивать?»
- «Психологическая готовность дошкольника к школе»
- « Учимся понимать своего ребенка»
- «Закономерности и особенности развития детей раннего возраста»
- «Как справиться с кризисом 3-х лет?»
- «Сохраним психологическое здоровье ребенка»
Подготовка к мероприятию с родителями
- Анкетирование родителей в начале года (с указанием тем и форм)
- Можно за неделю до собрания провести анкетирование родителей по теме мероприятия. Анкеты заполняются дома, до собрания и их результаты используются в ходе его проведения.
- Для активизации родителей и для обеспечения их явки желательно изготовить приглашения каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы мероприятия. Важно, чтобы в изготовлении приглашений-секретов для родителей принимали участие дети. Приглашения раздаются за неделю до собрания.
- В соответствии с темой изготовить оригинальные памятки с советами. Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.
- Внимание родителей к собранию привлекаем с помощью создания самодельных плакатов по теме собрания.
Формы просветительской работы
- Индивидуальные психологические консультации и беседы:
- - проблемы адаптации ребенка к условиям детского сада;
- - проблемы поведения (агрессивное поведение, капризы, упрямство);
- - детские страхи;
- - проблемы в развитии познавательных процессов (внимания, памяти, мышления т.д.);
- - внутрисемейные конфликты (ситуация развода родителей, конфликты между бабушкой и родителями);
- - воспитание ребенка в неполной семье;
- - нарушения речи у ребенка;
- - консультации по результатам психодиагностики, мониторингов .
Формы просветительской работы
- • «Возрастные особенности детей (каждой возрастной группы)»
- • «Психологическая готовность к школе, ее компоненты»
- • «Развиваем внимание»
- «Развиваем мышление»
- «Готов ли малыш поступлению в детский сад»
- «»Расставание с мамой, без слез»
- «Агрессивность ребенка, что делать?»
- «Гиперактивный ребенок»
- Детские страхи.
- Как заучивать наизусть стихи с детьми. (рекомендации психолога)
- Поиграем вместе с детьми.
- Игры и упражнения для развития памяти.
- Ребенок и ТВ.
Формы просветительской работы
- • «Развитие зрительно-моторной координации. Игры»
- • «Как правильно сформировать самооценку у детей?»
- • «Кризис 3 лет»
- • «Как помочь тревожному ребенку?»
- • «Готовим руку к письму»
- • «Развитие пространственной ориентации у детей 6-7 лет»
- • «Тест для родителей «А я к школе готов?»
Этапы взаимодействия с семьей воспитанника:
- Этап. Наблюдение за ребенком в период посещения им детского сада.
- Задачи данного этапа: оказание родителям помощи в решении задач развития и воспитания ребенка, выявление и снятие возникающих проблем у них проблем.
- С учетом этого строится дальнейшая работа педагога-психолога с ребенком и с его семьей.
- На этом этапе так же оформляются информационные стенды; проводятся индивидуальные беседы, родители совместно с психологом анализируют результаты диагностики воспитанников, пытаются осмыслить итоги наблюдений за ребенком. А так же составляются для родителей памятки с индивидуальными рекомендациями .
Этапы взаимодействия с семьей воспитанника:
- Рефлексивно-аналитический этап.
- Задача данного этапа - подведение итогов взаимодействия. На этом этапе, как итог взаимодействия педагога – психолога с родителями подготовительной группы, проводится родительское собрание в группе детей 6 – 7 лет по теме: «К школе я готов», на котором родители изучают результаты психологической готовности своих детей к школе, оценивают свою роль в процессе взаимодействия на протяжении всего периода посещения ребенком дошкольного учреждения.
Ожидаемые результаты организации взаимодействия педагога-психолога с родителями
- 1. Проявление большего интереса родителей к содержанию образовательного процесса в ДОУ.
- 2. Активность родителей на родительских собраниях (чаще возникают дискуссии по инициативе родителей, приводят примеры из собственного опыта, повысилась активность при анализе педагогических ситуаций и др.).
- 3. Увеличения числа вопросов к педагогу-психологу, касающихся ребенка внутреннего мира, его личности.
- 4. Возрастание количества индивидуальных консультаций по инициативе родителей.
Спасибо за внимание!