Тяжелые органические нарушения, которые чаще всего являются причиной сочетанных нарушений, обусловливающих выраженные нарушения интеллекта, сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации, в значительной мере препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка в семье и обществе сверстников.
Просмотр содержимого документа
«Презентация «Организация занятий по АФК для обучающихся с НОДА и ТМНР» (вариант 6.4)»
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ
АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
ВАРИАНТ 6.4
В.И. Кнутас
ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса
- введение в содержание обучения специальных разделов
- использование специальных методов, приёмов и средств обучения
- индивидуализация обучения
- наглядно-действенный характер содержания образования
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений
- специальная помощь в развитии возможностей
- коррекция произносительной стороны речи
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды
- максимальное расширение образовательного пространства
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ
- сочетание нарушений опорно-двигательного аппарата
- нарушения интеллектуального развития, сенсорные нарушения
- расстройства аутистического спектра
- расстройства эмоционально-волевой сферы
- характерные двигательные нарушения
- нарушения регуляции тонуса
- речевые расстройства
- психические расстройства
- трудности в обучении
- процесс коммуникации затруднен
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО АФК
терапевтические и педагогические задачи
ведущее звено в коррекционно-восстановительной работе
различные движения в виде дозированных физических упражнений
ОБЩИЕ ЗАДАЧИ
СПЕЦИФИКИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
- нормализация тонуса мышц
- содействие становлению и оптимальному проявлению статокинетических рефлексов
- восстановление мышечного чувства
- систематическая тренировка равновесия тела
- коррекции сенсорных расстройств
- нормализация дыхательной функции
СПЕЦИФИЧЕСКИХ ЗАДАЧИ
эффективные способы организации взаимодействия педагога и занимающихся
индивидуальные занятия
мало групповые
занятия
индивидуально-групповые
занятия
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
- взаимодействие с одним человеком позволяет индивидуализировать содержание, методы, методические приемы, темпы освоения учебной деятельности в соответствии с реальными возможностями инвалида, отслеживать динамику результатов, оперативно контролировать физическое и психическое состояние
Недостатки : ограниченность сотрудничества с другими занимающимися
ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ
- часть занятия проводится совместно, при этом подбираются упражнения, доступные всем
- другая часть занятия состоит в персональных заданиях каждому и выполняются под руководством и контролем педагога
Недостатки : низкая моторная плотность занятий
МАЛО ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ
- позволяют упорядочить педагогический процесс, решать общие для всех задачи, использовать единые средства и методы
- создавать условия взаимодействия и коллективных действий занимающихся, повышения педагогической и моторной плотности занятия
Недостатки : один и тот же ведущий дефект может иметь разную структуру, вторичные нарушения, что требует разных координационных воздействий
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ
- проявляются в виде парезов, параличей, насильственных движений
- нарушение регуляции тонуса
- задержка патологических тонических рефлексов и несформированности цепных установочных выпрямительных рефлексов
- формируются вторичные изменения в мышцах, костях и суставах
- проявление гиперкинезов
- произвольные движения размашистые
СРЕДСТВА
ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
ЛФК АФК
- коррекционная направленность
- профилактическая направленность
- тренировочная направленность
- активизация психических процессов и познавательной деятельности
ТРЕНИРОВКА УДЕРЖАНИЯ ГОЛОВЫ
ТРЕНИРОВКА ПОВОРОТОВ ТУЛОВИЩА
- повороты со спины на бок и со спины на живот
- зрительно-моторных координаций
ТРЕНИРОВКА
ПОЛЗАНИЯ НА ЧЕТВЕРЕНЬКАХ
- поднимание головы и перенос опоры на предплечья и кисти лежа на животе
- правильно удерживать позу, опираясь на раскрытые кисти и колени следить за правильным положением головы
- правильно перемещать центр тяжести, сохранять равновесие и совершать движения конечностями
ТРЕНИРОВКА СИДЕНИЯ
- контроль головы, выпрямление туловища, удержание равновесия
- коррекция патологических поз
- свободные движения рук, при этом спина должна быть выпрямлена, голова приподнята
ТРЕНИРОВКА СТОЯНИЯ
- освоении сидения и вставания на колени
- тренировка реакции равновесия туловища
- тренировка ходьбы на коленях
- тренировка функции стояния
НОРМАЛИЗАЦИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ
- обучение умению правильно дышать
- выбрать исходное положение для выполнения упражнений
- использование статических и динамических дыхательные упражнения
- использование звукоречевой гимнастики
КОРРЕКЦИЯ ОСАНКИ
- формирование навыка правильной осанки
- создание мышечного корсета
- коррекция имеющихся деформаций
НОРМАЛИЗАЦИЯ ПРОИЗВОЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ В СУСТАВАХ ВЕРХНИХ И НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ
- работа начинается с самых простых движений
- постепенное увеличение амплитуды движения
- использовать упражнения в сопротивлении
- использовать различный инвентарь и предметы
- разработка ограниченных движений
КОРРЕКЦИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
И МАНИПУЛЯТИВНОЙ ФУНКЦИИ РУК
- отработка все виды схватов
- использовать различные игры
КОРРЕКЦИЯ СЕНСОРНЫХ РАССТРОЙСТВ
- развитие манипулятивнопредметной деятельности
- коррекции сенсорных расстройств
ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ
КОНТРАКТУР
- упражнения в расслаблении, растягивании, потряхивании
- использование вспомогательных средств, способствующих
сохранению правильного положения различных звеньев тела
АКТИВИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- дозированные физических упражнений
- составить план коррекционной работы и оценить эффективность коррекции
- взаимодействия невролога, врача ЛФК, учителя АФК, логопеда, психолога, воспитателя, а также родителей
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!