СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Основные виды обстоятельств. Разбор двусоставного предложения. Практикум" (8 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Основные виды обстоятельств. Разбор двусоставного предложения" предназначена для сопровождения урока-практикума в 8 классе.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Основные виды обстоятельств. Разбор двусоставного предложения. Практикум" (8 класс)»

Основные виды обстоятельств. Разбор простого двусоставного предложения. Урок-практикум. 8 класс.

Основные виды обстоятельств. Разбор простого двусоставного предложения.

Урок-практикум.

8 класс.

Основные виды обстоятельств. Повторение.

Основные виды обстоятельств. Повторение.

Упражнение №1. Запишите предложения, подчеркните грамматические основы; найдите обстоятельства, определите, чем они выражены.  1) Громадные тучи нависли широко над морем и скрыли блистательный день. 2) Как щит, в бою окровавленный, восходит полная луна. 3) Видом моря любоваться собралась толпа гостей. 4) Здесь горы с двух сторон стоят, как две стены. 5) И звуки полетят, красуясь и играя. II. 1) Она ходила без цели по набережной, пряча лицо от ветра. (К. Паустовский.) 2) Вдали в море через равные промежутки времени зажигался свет маяка. (Ю. Олеша.) 3) Шорох гравия никогда не прекращался здесь под стеной. (Ю. О л е ш а.) 4) Я с бабушкой пришел в гимназию держать экзамен в приготовительный класс. (Ю. Олеша.)

Упражнение №1.

Запишите предложения, подчеркните грамматические основы; найдите обстоятельства, определите, чем они выражены.

1) Громадные тучи нависли широко над морем и скрыли блистательный день. 2) Как щит, в бою окровавленный, восходит полная луна. 3) Видом моря любоваться собралась толпа гостей. 4) Здесь горы с двух сторон стоят, как две стены. 5) И звуки полетят, красуясь и играя.

II. 1) Она ходила без цели по набережной, пряча лицо от ветра. (К. Паустовский.) 2) Вдали в море через равные промежутки времени зажигался свет маяка. (Ю. Олеша.) 3) Шорох гравия никогда не прекращался здесь под стеной. (Ю. О л е ш а.) 4) Я с бабушкой пришел в гимназию держать экзамен в приготовительный класс. (Ю. Олеша.)

Упражнение №2. Списать. Выполнить полный синтаксический разбор простых предложений.  1) Он встряхнул кудрями и самоуверенно глянул вверх. 2) Мы пошли на вал — возвышение, образованное природой и укрепленное частоколом. 3) Вдруг на повороте реки, впереди, под тёмными горами, мелькнул огонёк. 4) За фабрикой тянулось обширное болото, поросшее ельником и берёзой. 5) В 1812 г. в России бушевала народная война. 6) Чук и Гек говорили долго, размахивая руками. 7) Мятежники скрылись и через час показались из-за горы.

Упражнение №2.

Списать. Выполнить полный синтаксический разбор простых предложений.

1) Он встряхнул кудрями и самоуверенно глянул вверх. 2) Мы пошли на вал — возвышение, образованное природой и укрепленное частоколом. 3) Вдруг на повороте реки, впереди, под тёмными горами, мелькнул огонёк. 4) За фабрикой тянулось обширное болото, поросшее ельником и берёзой. 5) В 1812 г. в России бушевала народная война. 6) Чук и Гек говорили долго, размахивая руками. 7) Мятежники скрылись и через час показались из-за горы.

Упражнение №3. Спишите. Добавьте в данные предложения обстоятельства. 1) Вадим отстал от своих товарищей ... (обстоятельство причины). 2) Мы отправились в лес ... (обстоятельство цели). 3) Ребята поспешили на речку ... (обстоятельство цели). 4) (Обстоятельство места) ... поднималось солнце. 5) (Обстоятельство времени) ... над лесом занялся пожар.

Упражнение №3.

Спишите. Добавьте в данные предложения обстоятельства.

1) Вадим отстал от своих товарищей ... (обстоятельство причины). 2) Мы отправились в лес ... (обстоятельство цели). 3) Ребята поспешили на речку ... (обстоятельство цели). 4) (Обстоятельство места) ... поднималось солнце. 5) (Обстоятельство времени) ... над лесом занялся пожар.

Упражнение №4. Запишите предложения, объясните орфограммы; подчеркните все члены предложения, определите, какими частями речи выражены обстоятельства. 1) Неисчислима армия врагов человека в лесу, в поле, в садах и огородах. 2) Отправиться в дальнюю дорогу — значит подвергнуть испытанию свои силы. 3) Из дупла выглянула белка и юркнула обратно.

Упражнение №4.

Запишите предложения, объясните орфограммы; подчеркните все члены предложения, определите, какими частями речи выражены обстоятельства.

1) Неисчислима армия врагов человека в лесу, в поле, в садах и огородах. 2) Отправиться в дальнюю дорогу — значит подвергнуть испытанию свои силы. 3) Из дупла выглянула белка и юркнула обратно.

Упражнение №5. Спишите предложение, расставьте недостающие знаки препинания. Выполните полный синтаксический разбор предложений. Укажите вид обстоятельств. 1) На горизонте как бисерные нити тянулись журавлиные стаи. (М. Пришвин.) 2) Возле выходной стрелки станции стояла уцелевшая будка стрелочного поста. (А. Платонов.) 3) Пластинка перестала играть остановилась скрипнув иглой. (Ю. Бондарев.)

Упражнение №5.

Спишите предложение, расставьте недостающие знаки препинания. Выполните полный синтаксический разбор предложений. Укажите вид обстоятельств.

1) На горизонте как бисерные нити тянулись журавлиные стаи. (М. Пришвин.) 2) Возле выходной стрелки станции стояла уцелевшая будка стрелочного поста. (А. Платонов.) 3) Пластинка перестала играть остановилась скрипнув иглой. (Ю. Бондарев.)

Упражнение №6. Запишите, комментируя предложения. Укажите грамматическую основу и виды обстоятельств. 1) В октябре за туманами где-то затерялось недав..е лето. 2) На другой день, в воскресенье ко мне пришли ребята и позвали играть в бабки. 3) В самый разгар игры меня зачем (то) позвали домой. 4) Скамейка почернела от времени в саду. 5) Едет парень верхом. 6) Промелькнул, гремя, Чонгарский мост. 7) Струя воды сияет на стекле, как след звезды. 8) Катает ядра гром с небесной светлой кручи. Подуло холодком от подступившей тучи. 9) Зам..рли в ш..ренге, как солдаты, восемь к..парисов у дворца. 10) (Не)быстро сбежав со ступенек, шла женщина мимо беседок. 11) долго мы на берегу стояли.    (С. Щипачев.)

Упражнение №6.

Запишите, комментируя предложения. Укажите грамматическую основу и виды обстоятельств.

1) В октябре за туманами где-то затерялось недав..е лето. 2) На другой день, в воскресенье ко мне пришли ребята и позвали играть в бабки. 3) В самый разгар игры меня зачем (то) позвали домой. 4) Скамейка почернела от времени в саду. 5) Едет парень верхом. 6) Промелькнул, гремя, Чонгарский мост. 7) Струя воды сияет на стекле, как след звезды. 8) Катает ядра гром с небесной светлой кручи. Подуло холодком от подступившей тучи. 9) Зам..рли в ш..ренге, как солдаты, восемь к..парисов у дворца. 10) (Не)быстро сбежав со ступенек, шла женщина мимо беседок. 11) долго мы на берегу стояли.    (С. Щипачев.)

Тест по теме «Обстоятельство». 1. На вопросы  где? куда? откуда?  отвечают обстоятельства 1) места.  2) условия.  3) причины.  4) образа действия. 2. Обстоятельства цели отвечают на вопросы 1) почему? отчего?  2) зачем? для чего?  3) где? куда? откуда?  4) когда? как долго? с каких пор? до каких пор?

Тест по теме «Обстоятельство».

1. На вопросы  где? куда? откуда?  отвечают обстоятельства

1) места. 2) условия. 3) причины. 4) образа действия.

2. Обстоятельства цели отвечают на вопросы

1) почему? отчего? 2) зачем? для чего? 3) где? куда? откуда? 4) когда? как долго? с каких пор? до каких пор?

Тест. 3. Обстоятельства времени отвечают на вопросы 1) зачем? для чего?  2) где? куда? откуда?  3) как? каким образом?  4) когда? как долго? с каких пор? до каких пор? 4. М. Ю. Лермонтов родился в Москве в 1814 году.  В этом предложении есть обстоятельства 1) места и цели.  2) цели и причины.  3) места и времени.  4) образа действия и времени.

Тест.

3. Обстоятельства времени отвечают на вопросы

1) зачем? для чего? 2) где? куда? откуда? 3) как? каким образом? 4) когда? как долго? с каких пор? до каких пор?

4. М. Ю. Лермонтов родился в Москве в 1814 году.  В этом предложении есть обстоятельства

1) места и цели. 2) цели и причины. 3) места и времени. 4) образа действия и времени.

Тест. 5. В 1820 году А. С. Пушкин был отправлен в ссылку на юг.  В этом предложении есть обстоятельства 1) места и цели.  2) времени и места.  3) времени и меры и степени.  4) времени и образа действия. 6. Звонко кукушка вдали куковала. (Н. А. Некрасов)  В этом предложении есть обстоятельства 1) цели и причины.  2) времени и места.  3) меры и степени и места.  4) образа действия и места.

Тест.

5. В 1820 году А. С. Пушкин был отправлен в ссылку на юг.  В этом предложении есть обстоятельства

1) места и цели. 2) времени и места. 3) времени и меры и степени. 4) времени и образа действия.

6. Звонко кукушка вдали куковала. (Н. А. Некрасов)  В этом предложении есть обстоятельства

1) цели и причины. 2) времени и места. 3) меры и степени и места. 4) образа действия и места.

Тест. 7. Обстоятельство образа действия есть в предложении 1) А зори здесь тихие… (Б. Васильев)  2) Все смешалось в доме Облонских. (Л. Н. Толстой)  3) Число нападающих вдесятеро увеличилось. (А. С. Пушкин)  4) Корабль одинокий несется, несется на всех парусах. (М. Ю. Лермонтов) 8. Два обстоятельства места и обстоятельство образа действия есть в предложении 1) Звонко кукушка вдали куковала. (Н. А. Некрасов)  2) Число нападающих вдесятеро увеличилось. (А. С. Пушкин)  3) Пруд местами, как сталь, сверкал на солнце. (И. С. Тургенев)  4) Корабль одинокий несется, несется на всех парусах. (М. Ю. Лермонтов)

Тест.

7. Обстоятельство образа действия есть в предложении

1) А зори здесь тихие… (Б. Васильев) 2) Все смешалось в доме Облонских. (Л. Н. Толстой) 3) Число нападающих вдесятеро увеличилось. (А. С. Пушкин) 4) Корабль одинокий несется, несется на всех парусах. (М. Ю. Лермонтов)

8. Два обстоятельства места и обстоятельство образа действия есть в предложении

1) Звонко кукушка вдали куковала. (Н. А. Некрасов) 2) Число нападающих вдесятеро увеличилось. (А. С. Пушкин) 3) Пруд местами, как сталь, сверкал на солнце. (И. С. Тургенев) 4) Корабль одинокий несется, несется на всех парусах. (М. Ю. Лермонтов)

Тест. 9. Два разных по значению обстоятельства есть в предложении 1) А зори здесь тихие… (Б. Васильев)  2) Число нападающих вдесятеро увеличилось. (А. С. Пушкин)  3) Корабль одинокий несется, несется на всех парусах. (М. Ю. Лермонтов)  4) Хозяйский глаз повсюду нужен: он вмиг заметит что-нибудь. (А. С. Пушкин) 10. Обстоятельство меры и степени есть в предложении 1) А зори здесь тихие… (Б. Васильев)  2) Все смешалось в доме Облонских. (Л. Н. Толстой)  3) Число нападающих вдесятеро увеличилось. (А. С. Пушкин)  4) Корабль одинокий несется, несется на всех парусах. (М. Ю. Лермонтов)

Тест.

9. Два разных по значению обстоятельства есть в предложении

1) А зори здесь тихие… (Б. Васильев) 2) Число нападающих вдесятеро увеличилось. (А. С. Пушкин) 3) Корабль одинокий несется, несется на всех парусах. (М. Ю. Лермонтов) 4) Хозяйский глаз повсюду нужен: он вмиг заметит что-нибудь. (А. С. Пушкин)

10. Обстоятельство меры и степени есть в предложении

1) А зори здесь тихие… (Б. Васильев) 2) Все смешалось в доме Облонских. (Л. Н. Толстой) 3) Число нападающих вдесятеро увеличилось. (А. С. Пушкин) 4) Корабль одинокий несется, несется на всех парусах. (М. Ю. Лермонтов)

Тест. 11. Обстоятельство цели есть в предложении 1) Я приехал повидать тебя.  2) Дует очень холодный ветер.  3) На перевале караван задержался. (Г. Федосеев)  4) Звонко кукушка вдали куковала. (Н. А. Некрасов) 12. Обстоятельство условия есть в предложении 1) Дует очень холодный ветер.  2) На перевале караван задержался. (Г. Федосеев)  3) Звонко кукушка вдали куковала. (Н. А. Некрасов)  4) В случае нападения запирайте ворота да выводите солдат. (А. С. Пушкин)

Тест.

11. Обстоятельство цели есть в предложении

1) Я приехал повидать тебя. 2) Дует очень холодный ветер. 3) На перевале караван задержался. (Г. Федосеев) 4) Звонко кукушка вдали куковала. (Н. А. Некрасов)

12. Обстоятельство условия есть в предложении

1) Дует очень холодный ветер. 2) На перевале караван задержался. (Г. Федосеев) 3) Звонко кукушка вдали куковала. (Н. А. Некрасов) 4) В случае нападения запирайте ворота да выводите солдат. (А. С. Пушкин)

Тест. 13. Обстоятельство уступки есть в предложении 1) Он работал не покладая рук. (М. Горький)  2) Несмотря на поздний час, было душно. (С. Антонов)  3) Внук-шофер из-за руля кланяется деду. (А. Твардовский.)  4) Из-за шума падающего дождя ничего не было слышно. (И. С. Тургенев) 14. Предложение с двумя обстоятельствами: 1) С шумом катятся грозные валы.  2) Семен Иванов служил сторожем на железной дороге.  3) Бегут, играя на солнце, шумные ручьи. (А. Серафимович)  4) Заяц выскочил из лесу и побежал полем. (А. С. Пушкин)

Тест.

13. Обстоятельство уступки есть в предложении

1) Он работал не покладая рук. (М. Горький) 2) Несмотря на поздний час, было душно. (С. Антонов) 3) Внук-шофер из-за руля кланяется деду. (А. Твардовский.) 4) Из-за шума падающего дождя ничего не было слышно. (И. С. Тургенев)

14. Предложение с двумя обстоятельствами:

1) С шумом катятся грозные валы. 2) Семен Иванов служил сторожем на железной дороге. 3) Бегут, играя на солнце, шумные ручьи. (А. Серафимович) 4) Заяц выскочил из лесу и побежал полем. (А. С. Пушкин)

Тест. 15. Сравнительным оборотом обстоятельство выражено в предложении 1) Я стою у дороги, прислонившись к иве. (С. Есенин)  2) Бегут, играя на солнце, шумные ручьи. (А. Серафимович)  3) Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. (Ф. Тютчев)  4) Забравшись на сосну большую, по веточкам палицей бьет. (Н. А Некрасов) 16. Выйдя за ворота, мы повернули вправо и побрели не спеша по мягкой, пыльной дороге. (А. П. Чехов) Словосочетание выйдя за ворота в данном предложении является обстоятельством 1) цели.  2) места.  3) времени.  4) причины.

Тест.

15. Сравнительным оборотом обстоятельство выражено в предложении

1) Я стою у дороги, прислонившись к иве. (С. Есенин) 2) Бегут, играя на солнце, шумные ручьи. (А. Серафимович) 3) Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. (Ф. Тютчев) 4) Забравшись на сосну большую, по веточкам палицей бьет. (Н. А Некрасов)

16. Выйдя за ворота, мы повернули вправо и побрели не спеша по мягкой, пыльной дороге. (А. П. Чехов) Словосочетание выйдя за ворота в данном предложении является обстоятельством

1) цели. 2) места. 3) времени. 4) причины.

Работу выполнила  учитель русского языка  ГБПОУ «1-й МОК»  г. Москвы  Немцева Л.В.

Работу выполнила учитель русского языка ГБПОУ «1-й МОК» г. Москвы Немцева Л.В.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!