Основы формирования функциональной грамотности школьников с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)
Подготовила: Лапковская И.Г. учитель начальных классов МКОУ СОШ №7 г. Курчатов 2023г.
Дети с ограниченными возможностями (ОВЗ) – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Итак, дети с ОВЗ - это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию .
В целом нарушений развития может быть множество, в связи с чем выделяются различные категории детей с ограниченными возможностями. Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:
-дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие);
-дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
-дети с нарушением речи;
-дети с нарушением интеллекта (с интеллектуальной -недостаточностью);
-дети с задержкой психического развития (ЗПР);
-дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
-дети с нарушением эмоционально-волевой сферы;
-дети с множественными нарушениями (сочетание двух, трех и более нарушений)
Дети с интеллектуальной недостаточностью. Среди детей раннего возраста, имеющих психическую патологию развития, наиболее многочисленную группу составляют дети интеллектуальной недостаточностью. Развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей. У них отмечаются задержки в физическом развитии, общая психологическая инертность, снижен интерес к окружающему миру, заметно недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха. По-иному у них складываются соотношения в развитии наглядно- действенного и словесно-логического мышления. Многие такие дети начинают говорить только к 4-5 годам. Речь такого ребенка не выполняет своей основной функции - коммуникативной .
Функциональная грамотность
– способность чел овека вступать в отношения с внешней средой,
быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Функционально грамотная личность – это человек:
– ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями;
– способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
– умеющий отвечать за свои решения;
– способный нести ответственность за себя и своих близких;
– легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;
– хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;
– владеющий современными информационными технологиями.
Существует огромное множество факторов, влияющих на развитие функциональной грамотности детей, но основные функциональные навыки формируются в стенах детского сада, школы и семье.
Дерево- функционально грамотная личность
Вода - педагогические технологии
Яблочки - ключевые компетенции
Лейка - учитель
Итак, модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей. Дерево – функционально грамотная личность Вода – педагогические технологии Яблочки – ключевые компетенции Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).
ЖИЗНЕННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
БАЗОВЫЕ
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ
Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать логопедическую работу с ребёнком. В процессе работы с детьми с речевыми нарушениями перед многими педагогами стоят задачи оптимизации усвоения программного материала более интересным способом , что приводит к повышению качества коррекционной работы.
Среди существующих основных форм функциональной грамотности педагог на начальном этапе дошкольного и школьного обучения может повлиять на:
- общую грамотность , развивая навыки письма и устной речи, умения отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении лексико-грамматических конструкций, подбирая точные слова;
- бытовую грамотность , формируя умение выбирать продукты, товары и услуги в магазинах, пользуясь инструкциями, справочником;
- коммуникативную грамотность, тренируя умение работать в группе, располагая к себе других людей; не поддаваясь колебаниям своего настроения, приспосабливаясь к новым, непривычным требованиям и условиям окружающей действительности
- информационную грамотность, вырабатывая умение находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; пользоваться алфавитом, анализировать числовую информацию.
Формирование устной и письменной речи - одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функциональной грамотности.
Приём “Я беру тебя с собой “
Формирует:
умение объединять объекты по общему значению признака;
умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;
умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;
умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.
Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество.
Прием "Сказка наоборот " Сочиняем сказку наоборот. Лиса и заяц
Сочиняем сказку «наоборот», то есть такую, в которой нравы и действия известных героев противоположны тем, что мы ожидаем. Нелегко персонажам измениться. А мы их характеры и поступки изменим сами, у нас ведь сказка! Сказка «Лиса и заяц»
- Предложить ребенку рассказать сказку "Колобок" для того, чтобы напомнить общую структуру сказки остальным детям.
- Объяснить, что сегодня они будут придумывать сказку "Колобок", но это будет другая сказка, непохожая на известную.В которой герои будут те же, но их внешний вид и характер будет изменен. Педагог просит посмотреть на свои вещи: у них есть лицевая и изнаночная стороны. Эти стороны разные, а вещь одна. Вот так и с этой сказкой.
- Предложить варианты по изменению физиологических и личностных характеристик:
Колобок не круглый, а квадратный;
Колобок круглый, но сделан из дерева;
Лиса не хитрая, а добрая и над ней все звери смеются, так как она выращивает овощи на огороде и всех ими кормит: зайчат, медвежат, старика и старуху.
- Предложить обсудить придуманный ими вариант.
Прием "Шерлок"
На лист бумаги поместите слова. Самые разные, не очень длинные. В произвольном порядке. Как бы разбросайте их по бумаге. Назовите одно из слов и попросите ребенка его найти.
Примерные слова: стол, девочка, мальчик,карандаш,линейка,стул,бейджик,штаны,платье,косички,волосы,гольфы,обувь
Основная цель моей работы с детьми с ОВЗ – использование методов
и форм организации учебной деятельности, которые соответствуют
оптимальному уровню развития и коррекции личности учащихся
с ограниченными возможностями здоровья