СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Основы формирования функциональной грамотности школьников с ОВЗ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Основы формирования функциональной грамотности школьников с ОВЗ"»

Основы формирования функциональной грамотности школьников с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)                                     Подготовила:  Лапковская И.Г.  учитель начальных классов  МКОУ СОШ №7  г. Курчатов 2023г.

Основы формирования функциональной грамотности школьников с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)                                    

Подготовила: Лапковская И.Г. учитель начальных классов МКОУ СОШ №7 г. Курчатов 2023г.

   Дети с ограниченными возможностями (ОВЗ) –  это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Итак, дети с ОВЗ  - это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию .

   Дети с ограниченными возможностями (ОВЗ) –  это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Итак, дети с ОВЗ  - это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию .

В целом нарушений развития может быть множество, в связи с чем выделяются различные категории детей с ограниченными возможностями. Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:  -дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие);  -дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);  -дети с нарушением речи;  -дети с нарушением интеллекта (с интеллектуальной -недостаточностью); -дети с задержкой психического развития (ЗПР);  -дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП);  -дети с нарушением эмоционально-волевой сферы;  -дети с множественными нарушениями (сочетание двух, трех и более нарушений)

В целом нарушений развития может быть множество, в связи с чем выделяются различные категории детей с ограниченными возможностями. Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:

-дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие);

-дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

-дети с нарушением речи;

-дети с нарушением интеллекта (с интеллектуальной -недостаточностью);

-дети с задержкой психического развития (ЗПР);

-дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

-дети с нарушением эмоционально-волевой сферы;

-дети с множественными нарушениями (сочетание двух, трех и более нарушений)

Дети с интеллектуальной недостаточностью. Среди детей раннего возраста, имеющих психическую патологию развития, наиболее многочисленную группу составляют дети  интеллектуальной недостаточностью. Развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей. У них отмечаются задержки в физическом развитии, общая психологическая инертность, снижен интерес к окружающему миру, заметно недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха. По-иному у них складываются соотношения в развитии наглядно- действенного и словесно-логического мышления. Многие такие дети начинают говорить только к 4-5 годам. Речь такого ребенка не выполняет своей основной функции - коммуникативной . 

Дети с интеллектуальной недостаточностью. Среди детей раннего возраста, имеющих психическую патологию развития, наиболее многочисленную группу составляют дети  интеллектуальной недостаточностью. Развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей. У них отмечаются задержки в физическом развитии, общая психологическая инертность, снижен интерес к окружающему миру, заметно недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха. По-иному у них складываются соотношения в развитии наглядно- действенного и словесно-логического мышления. Многие такие дети начинают говорить только к 4-5 годам. Речь такого ребенка не выполняет своей основной функции - коммуникативной . 

Функциональная грамотность  – способность чел овека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Функционально грамотная личность – это человек: –  ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями; –  способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений; –  умеющий отвечать за свои решения; –  способный нести ответственность за себя и своих близких; –  легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него; –  хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми; –  владеющий современными информационными технологиями.   Существует огромное множество факторов, влияющих на развитие функциональной грамотности детей, но основные функциональные навыки формируются в стенах детского сада, школы и семье.

Функциональная грамотность

 – способность чел овека вступать в отношения с внешней средой,

быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Функционально грамотная личность – это человек:

–  ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями;

–  способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;

–  умеющий отвечать за свои решения;

–  способный нести ответственность за себя и своих близких;

–  легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;

–  хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;

–  владеющий современными информационными технологиями.  

Существует огромное множество факторов, влияющих на развитие функциональной грамотности детей, но основные функциональные навыки формируются в стенах детского сада, школы и семье.

Дерево-  функционально грамотная личность  Вода  - педагогические технологии   Яблочки  - ключевые компетенции   Лейка  - учитель 

Дерево-  функционально грамотная личность 

Вода  - педагогические технологии

  Яблочки  - ключевые компетенции

  Лейка  - учитель 

Итак, модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей.   Дерево – функционально грамотная личность   Вода – педагогические технологии   Яблочки – ключевые компетенции   Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием). 

Итак, модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей.  Дерево – функционально грамотная личность  Вода – педагогические технологии  Яблочки – ключевые компетенции  Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием). 

  ЖИЗНЕННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

БАЗОВЫЕ

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ

Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать логопедическую работу с ребёнком.      В процессе работы с детьми с речевыми нарушениями перед многими педагогами стоят задачи оптимизации усвоения программного материала более   интересным способом  , что приводит к повышению качества коррекционной работы.

Среди существующих   основных форм функциональной грамотности   педагог на начальном этапе дошкольного и школьного обучения может повлиять на:

  • общую грамотность  ,  развивая навыки письма и устной речи, умения отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении лексико-грамматических конструкций, подбирая точные слова;
  • бытовую грамотность  ,  формируя умение выбирать продукты, товары и услуги в магазинах, пользуясь инструкциями, справочником;
  • коммуникативную   грамотность, тренируя умение работать в группе, располагая к себе других людей; не поддаваясь колебаниям своего настроения, приспосабливаясь к новым, непривычным требованиям и условиям окружающей действительности
  • информационную   грамотность, вырабатывая умение находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; пользоваться алфавитом, анализировать числовую информацию.
Формирование  устной  и  письменной  речи - одна из самых сложных задач. Но именно  она обозначена как важнейшая  программная  установка при формировании функциональной  грамотности.

Формирование  устной  и  письменной  речи - одна из самых сложных задач. Но именно  она обозначена как важнейшая  программная  установка при формировании функциональной  грамотности.

Приём “Я беру тебя с собой “ Формирует: умение объединять объекты по общему значению признака; умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение; умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов; умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков. Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество.

Приём “Я беру тебя с собой “

Формирует:

умение объединять объекты по общему значению признака;

умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;

умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;

умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.

Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество.

Прием

Прием "Сказка наоборот   "   Сочиняем сказку наоборот.   Лиса и заяц   

Сочиняем сказку «наоборот», то есть такую, в которой нравы и действия известных героев противоположны тем, что мы ожидаем. Нелегко персонажам измениться. А мы их характеры и поступки изменим сами, у нас ведь сказка!  Сказка «Лиса и заяц»

-  Предложить ребенку рассказать сказку

Предложить ребенку рассказать сказку "Колобок" для того, чтобы напомнить общую структуру сказки остальным детям.

- Объяснить, что сегодня они будут придумывать сказку "Колобок", но это будет другая сказка, непохожая на известную.В которой герои будут те же, но их внешний вид и характер будет изменен. Педагог просит посмотреть на свои вещи: у них есть лицевая и изнаночная стороны. Эти стороны разные, а вещь одна. Вот так и с этой сказкой.

- Предложить варианты по изменению физиологических и личностных характеристик:

Колобок не круглый, а квадратный;

Колобок круглый, но сделан из дерева;

Лиса не хитрая, а добрая и над ней все звери смеются, так как она выращивает овощи на огороде и всех ими кормит: зайчат, медвежат, старика и старуху.

- Предложить обсудить придуманный ими вариант.

Прием 

Прием "Шерлок"

На лист бумаги поместите слова. Самые разные, не очень длинные. В произвольном порядке. Как бы разбросайте их по бумаге. Назовите одно из слов и попросите ребенка его найти.

Примерные слова: стол, девочка, мальчик,карандаш,линейка,стул,бейджик,штаны,платье,косички,волосы,гольфы,обувь

Основная цель моей работы с детьми с ОВЗ – использование методов и форм организации учебной деятельности, которые соответствуют оптимальному уровню развития и коррекции личности учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Основная цель моей работы с детьми с ОВЗ – использование методов

и форм организации учебной деятельности, которые соответствуют

оптимальному уровню развития и коррекции личности учащихся

с ограниченными возможностями здоровья