СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Островский. Драма "Гроза"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Островский. Драма "Гроза"»

Драма «Гроза»

Драма «Гроза»

    Творческая история «Грозы»

    Творческая история «Грозы»

      ОСНОВНАЯ ТЕМА «ГРОЗЫ» СТОЛКНОВЕНИЕ МЕЖДУ УТЕСНЯЕМЫМИ И УТЕСНИТЕЛЯМИ МЕЖДУ НОВЫМИ ВЕЯНИЯМИ И СТАРЫМИ ТРАДИЦИЯМИ МЕЖДУ СТРЕМЛЕНИЕМ ЛЮДЕЙ К СВОБОДНОМУ ПРОЯВЛЕНИЮ СВОИХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПРАВ, ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ГОСПОДСТВОВАВШИМИ В ПРЕДРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ ОБЩЕСТВЕННЫМИ И СЕМЕЙНО – БЫТОВЫМИ ПОРЯДКАМИ

      ОСНОВНАЯ ТЕМА «ГРОЗЫ»

      СТОЛКНОВЕНИЕ

      МЕЖДУ

      УТЕСНЯЕМЫМИ

      И УТЕСНИТЕЛЯМИ

      МЕЖДУ

      НОВЫМИ ВЕЯНИЯМИ

      И СТАРЫМИ

      ТРАДИЦИЯМИ

      МЕЖДУ СТРЕМЛЕНИЕМ ЛЮДЕЙ К СВОБОДНОМУ ПРОЯВЛЕНИЮ

      СВОИХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПРАВ, ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И

      ГОСПОДСТВОВАВШИМИ В ПРЕДРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ

      ОБЩЕСТВЕННЫМИ И СЕМЕЙНО – БЫТОВЫМИ ПОРЯДКАМИ

      КОНФЛИКТ Конфликт между старыми социально-бытовыми принципами и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, к свободе человеческой личности Катерина и Борис – окружающая среда Кулигин – Дикой и Кабаниха Варавара - Кабаниха Борис - Дикой Кудряш - Дикой Тихон - Кабаниха

      КОНФЛИКТ

      Конфликт между

      старыми социально-бытовыми принципами

      и новыми, прогрессивными стремлениями

      к равноправию,

      к свободе человеческой личности

      Катерина и Борис – окружающая среда

      Кулигин –

      Дикой и Кабаниха

      Варавара - Кабаниха

      Борис - Дикой

      Кудряш - Дикой

      Тихон - Кабаниха

      Общая тема «Грозы» влечет за собой ряд частных тем: Характеристика материально-правового положения всех слоев общества той эпохи (рассказы Кулигина, реплики Кудряша и Бориса, поступки Дикого и Кабанихи); Излагая взгляды и мечты Кулигина, автор знакомит нас с воззрениями, господствовавшими в жизни людей, с уровнем культурных запросов и состоянием общественных нравов ; Рисуя жизнь, интересы, увлечения и переживания действующих лиц, автор с разных сторон воспроизводит общественный и семейно-бытовой уклады купечества и мещанства. Тем самым освещается тема социальных и семейно-бытовых отношений. Ярко обрисовано положение женщины в мещанско-купеческой среде; Окружающая п рирода и разное отношение к ней действующих лиц

      Общая тема «Грозы» влечет за собой ряд частных тем:

      • Характеристика материально-правового положения всех слоев общества той эпохи (рассказы Кулигина, реплики Кудряша и Бориса, поступки Дикого и Кабанихи);
      • Излагая взгляды и мечты Кулигина, автор знакомит нас с воззрениями, господствовавшими в жизни людей, с уровнем культурных запросов и состоянием общественных нравов ;
      • Рисуя жизнь, интересы, увлечения и переживания действующих лиц, автор с разных сторон воспроизводит общественный и семейно-бытовой уклады купечества и мещанства. Тем самым освещается тема социальных и семейно-бытовых отношений. Ярко обрисовано положение женщины в мещанско-купеческой среде;
      • Окружающая п рирода и разное отношение к ней действующих лиц
      «В «Грозе» улеглась широкая картина национального быта и нравов»

      «В «Грозе» улеглась широкая картина национального быта и нравов»

      Композиция пьесы  Экспозиция – картины волжского простора и духоты калиновских нравов (Д. I , явл. 1-4)  Завязка – На придирки свекрови Катерина с достоинством отвечает: «Ты про меня, маменька, это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего из себя на доказываю». (Д. I , явл. 5) Развитие конфликта между героями, в природе дважды собирается гроза Первая кульминация – Катерина признается в грехе и падает без чувств Вторая кульминация – последний монолог Катерины, когда прощается не с жизнью, которая нестерпима, а с любовью Развязка – самоубийство Катерины, потрясение обитателей города,  Тихона, который будучи живым, завидует умершей жене (Д. V , явл. 7)

      Композиция пьесы

      Экспозиция

      – картины волжского простора и духоты калиновских нравов

      (Д. I , явл. 1-4)

      Завязка – На придирки свекрови Катерина

      с достоинством отвечает: «Ты про меня, маменька, это напрасно говоришь.

      Что при людях, что без людей, я все одна, ничего из себя на доказываю».

      (Д. I , явл. 5)

      Развитие конфликта между героями,

      в природе дважды собирается гроза

      Первая кульминация

      Катерина признается в грехе

      и падает без чувств

      Вторая кульминация

      последний монолог Катерины,

      когда прощается не с жизнью,

      которая нестерпима, а с любовью

      Развязка

      самоубийство Катерины, потрясение обитателей города,

      Тихона, который будучи живым,

      завидует умершей жене (Д. V , явл. 7)

      Драма
      • Драма
      Город Калинов и его обитатели (д. I – IV) «Чудеса! Наглядеться не могу». (Кулигин)

      Город Калинов и его обитатели (д. I – IV)

      «Чудеса! Наглядеться не могу». (Кулигин)

      О чем мы узнаем из диалогов героев о Диком и Кабанихе? Как относятся к купцам Кудряш, Шапкин, Кулигин? В чем разница в их жизненных позициях? Нарисуйте портрет Дикого, расскажите о его отношениях к домочадцам и жителям города, дайте его речевую характеристику. На чем основано самодурство таких людей как Дикой? Какова жизненная позиция Кулигина?
      • О чем мы узнаем из диалогов героев о Диком и Кабанихе?
      • Как относятся к купцам Кудряш, Шапкин, Кулигин? В чем разница в их жизненных позициях?
      • Нарисуйте портрет Дикого, расскажите о его отношениях к домочадцам и жителям города, дайте его речевую характеристику.
      • На чем основано самодурство таких людей как Дикой?
      • Какова жизненная позиция Кулигина?
      Где происходит действие II (явл. 1)? Кто действующие лица, их роль? Кто такая Феклуша? О чем она сообщает Глаше? С каким героем её можно противопоставить? О чем рассказывает Феклуша в Д. II , явл. 1? Как речь Феклуши отражает её характер? Перечитаем рассказ Феклуши о «неправедных землях», сохраняя особенности её речи. Д. III , явл. 1. разговоры Кабанихи с Феклушей. Что нового дает этот разговор для характеристики этих героев? Д. III , явл. 2. Что нового узнаем о характере Дикого? Д. III , явл. 3. Теплый летний вечер, и снова из уст Кулигина слышим рассказ о нравах Калинова. Зачитайте монолог, сделайте вывод.
      • Где происходит действие II (явл. 1)? Кто действующие лица, их роль?
      • Кто такая Феклуша?
      • О чем она сообщает Глаше? С каким героем её можно противопоставить?
      • О чем рассказывает Феклуша в Д. II , явл. 1?
      • Как речь Феклуши отражает её характер?
      • Перечитаем рассказ Феклуши о «неправедных землях», сохраняя особенности её речи.
      • Д. III , явл. 1. разговоры Кабанихи с Феклушей. Что нового дает этот разговор для характеристики этих героев?
      • Д. III , явл. 2. Что нового узнаем о характере Дикого?
      • Д. III , явл. 3. Теплый летний вечер, и снова из уст Кулигина слышим рассказ о нравах Калинова. Зачитайте монолог, сделайте вывод.
      Опишите Марфу Игнатьевну Кабанову Каков её душевный облик? Черты характера, взаимоотношения с другими героями? Кто дает ей первую характеристику (явл. 3)? Оправдывается ли эта характеристика в явл. 5? На каких основах, по мнению Кабанихи, должна строиться семейная жизнь? Каковы особенности речи Кабанихи, как они связаны с жизненной позицией и характером Кабанихи? Как относится к Кабанихе и её поучениям Тихон, Варвара, Катерина? В чем проявляется их отношение?
      • Опишите Марфу Игнатьевну Кабанову
      • Каков её душевный облик? Черты характера, взаимоотношения с другими героями?
      • Кто дает ей первую характеристику (явл. 3)? Оправдывается ли эта характеристика в явл. 5?
      • На каких основах, по мнению Кабанихи, должна строиться семейная жизнь?
      • Каковы особенности речи Кабанихи, как они связаны с жизненной позицией и характером Кабанихи?
      • Как относится к Кабанихе и её поучениям Тихон, Варвара, Катерина? В чем проявляется их отношение?
       Д. IV , явл. 1,2. Вновь картины дикого невежества темного царства. Как показывает эти картины автор в этом действии? Как горожане выражают свое отношение к Дикому? Каковы взаимоотношения Дикого и Кулигина? Сделайте вывод о развитости и самостоятельности мышления жителей города.

      Д. IV , явл. 1,2. Вновь картины дикого невежества темного царства.

      • Как показывает эти картины автор в этом действии?
      • Как горожане выражают свое отношение к Дикому?
      • Каковы взаимоотношения Дикого и Кулигина?
      • Сделайте вывод о развитости и самостоятельности мышления жителей города.
      Ответить на вопросы, сделать закладки Образ Катерины  Явл. 6. Каковы взаимоотношения между Варварой, Тихоном и Катериной? Явл. 7. в каких сценах и эпизодах содержится, по-вашему, завязка драмы? В чем её своеобразие? Какое значение имеет монолог Катерины в начале явл. 7? Что мы узнаем о жизни Катерины в доме родителей? Как сказалось на речи Катерины влияние народной поэзии и церковной литературы? В чем сущность Катерины? Как раскрывается внутренняя борьба Катерины в диалоге с Варварой? Как постепенное нарастание внутренней тревоги отражается на ее речи?

      Ответить на вопросы,

      сделать закладки

      Образ Катерины

      • Явл. 6. Каковы взаимоотношения между Варварой, Тихоном и Катериной?
      • Явл. 7. в каких сценах и эпизодах содержится, по-вашему, завязка драмы? В чем её своеобразие?
      • Какое значение имеет монолог Катерины в начале явл. 7?
      • Что мы узнаем о жизни Катерины в доме родителей?
      • Как сказалось на речи Катерины влияние народной поэзии и церковной литературы?
      • В чем сущность Катерины? Как раскрывается внутренняя борьба Катерины в диалоге с Варварой? Как постепенное нарастание внутренней тревоги отражается на ее речи?
      Дома  Индивидуальное: Образ Катерины в оценке Добролюбова Образ Катерины в оценке Писарева  Опережающее Учить наизусть на выбор отрывок: Д I . Явл. 3. Кулигин: «Жестокие нравы, сударь, …» - «…Я, говорит, потрачусь, да уж и ему станет в копейку» Д I . Явл. 7. Катерина: «Какая я была резкая!» - «…Точно я снова жить начинаю, или …уж и не знаю». Д I I I . Явл. 3. Кулигин: «Вот какой, сударь, у нас городишко…» - «Да вот пара!»

      Дома

      Индивидуальное:

      • Образ Катерины в оценке Добролюбова
      • Образ Катерины в оценке Писарева

      Опережающее

      • Учить наизусть на выбор отрывок:
      • Д I . Явл. 3. Кулигин: «Жестокие нравы, сударь, …» - «…Я, говорит, потрачусь, да уж и ему станет в копейку»
      • Д I . Явл. 7. Катерина: «Какая я была резкая!» - «…Точно я снова жить начинаю, или …уж и не знаю».
      • Д I I I . Явл. 3. Кулигин: «Вот какой, сударь, у нас городишко…» - «Да вот пара!»


      Скачать

      Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

      Вебинар для учителей

      Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!