«Использование современных образовательных технологий при внедрении ФГОС в средней школе №2 г. Рудни»
Стандарт как совокупность трех систем требований к ООП
Обеспечение организационных и педагогических условий деятельности системы образования ОУ
Требования к
структуре
ООП
Требования к результатам
освоения ООП
Ожидаемые достижения образования
(достижение личностных, метапредметных, предметных результатов, через развитие «умения учиться» на протяжении всего процесса обучения)
Требования к
условиям
реализации ООП
Ресурсы: кадры, материальная база,
информация, финансы
ст. 7 ФЗ РФ
« Об образовании»
Изменение роли участников педагогического процесса
Учитель
Ученик
В традиционной
системе
образовательного
процесс а
Получает готовую
Транслирует
информацию
информацию
Организует
деятельность
ученика в
инновационной
образовательной
среде
Осуществляет:
- поиск
- выбор
- анализ
- систематизацию и
презентацию
информации
Новое качество
образования
Новый образовательный
результат
«Компетентности к обновлению
компетенций» и мотивация к обучению
на разных этапах развития личности обучающихся
ФГОС: что оценивается как результат образования?
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ:
- умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий (умения, а не знания!)
- умение учиться – способность к самоорганизации в решении учебных задач
- прогресс в личностном развитии (эмоциональном, познавательном, саморегуляции)
Новый стандарт второго поколения акцентирует внимание учителей на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые могут обеспечить развитие школьников. Не случайно, именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя. Благодаря современным технологиям на уроках развертывается деятельность учеников.
Новое положение об аттестации учителей: 1-я и высшая категории только при внедрении новых ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
2
2
Образовательные технологии
В документах ФГОС сформулированы требования к учителю, в том числе :
- уметь выбирать и использовать современные
образовательные технологии
- использовать технологии оценки
- современные технологии проектирования образовательной среды
развивающее обучение
технологию дистанционного обучения и др.
проблемное обучение
систему инновационной оценки «портфолио»
разноуровневое обучение
коллективную систему обучения (КСО)
здоровьесберегающие технологии
К числу
современных
образовательных
технологий
можно отнести:
технологию решения изобретательских задач (ТРИЗ)
информационно-коммуникационные технологии
исследовательские методы в обучении
обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)
проектные методы обучения
технологию «дебаты»
технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр
технологию модульного и блочно-модульного обучения
технологию развития «критического мышления»
лекционно-семинарско-зачетную систему обучения
2
В МБОУ «РСШ №2» большое распространение получили следующие образовательные технологии:
- Технология проектного обучения;
- Технология проблемного обучения;
- Технология внутриклассной дифференциации;
- Игровая технология;
- Технология «Дебаты»;
- Технология развития критического мышления;
- Информационно-коммуникационные технологии;
- Здоровьесберегающие технологии;
- Технологи оценки «портфолио».
2
Применение современных технологий
Здоровьесберегающие
Проектная
Могу поделиться опытом
41
Владею и применяю
Хочу узнать опыт
40
100%
14
ИКТ
8 19%
34%
97,5%
40
Разноуровневое обучение
15 36,5
Игровые
1
97,5%
32
2,4%
30 71%
41
78%
1
Развития критического мышления
9
Проблемного обучения
100%
32
15
2,4%
4
21%
78%
36,5%
32
Дебаты
Портфолио
9,7%
30
4
78%
38
92,6
9
71%
2 4,8%
16
9,7%
Сотрудничсетва
30 71%
21%
1741%
39%
21
8
15 36,5
51%
19%
9
21%
Большинство педагогов вовлечены в инновационную деятельность, осваивают современные образовательные технологии, реализуют системно-деятельностный подход, ФГОС.
Технология проектного обучения
Работа по данной методике дает нам возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Исследовательские методы
У наших учащимся появляется возможность самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.
У наших учащимся появляется возможность самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.
Защита проектов по теме: «Моя родословная»
Защита творческих проектов
Защита творческих проектов
Технология развития критического мышления
Защита творческих проектов
Проектный метод на уроках технологии
Проекты и их защита
Защита творческих проектов
Результаты проектной деятельности ПОБЕДИТЕЛИ ПРИЗЕРЫ
Районная научно-практическая конференция
2015-2016
5
Шаг в науку
Школьная научно-практическая конференция
2016-2017
2017-2018
8
24
Дистанционные конкурсы
2018-2019
11 (1,2,3 места)
0
31
Региональные краеведческие
Районные станционные игры
36 (1,2,3 места)
2
9
7 (1,2 места)
128 (1,2,3 места)
14
Районные военно-патриотические игры
16
7 (1,2,3 места)
7 (1,2 места)
Районная квест - игра
7 (1 место)
7 (1,2,3 места)
7 (1 место)
25 (1,3 места)
С 2013 года в школе реализуется программа формирования проектных и учебно-исследовательских умений учащихся. В результате применения проектной технологии ежегодно увеличивается не только количество, но и качество проектных работ учащихся. На уровне трансляции опыта работают Грищенкова Т.А., Рогова Н.Н., Матвеева Т.Н., Назирова И.А., Хомина А.Н., Попова Е.И.
Технология проблемного обучения
Технология “Дебаты”
Открытый урок обществознания в 6 «В» классе по теме: «Легко ли быть молодым!?»
Технология «Дебаты» - это интеллектуальная игра, которую применяют учителя истории, обществознания, литературы. Особая форма дискуссии в которой присутствует наличие элемента состязательности стимулирует творческую, поисковую деятельность учащихся. Об этой технологии говорят сами учащиеся:
Говорят учащиеся:
- Дебаты меня научили четко доказывать свою точку зрения (Алина 8 класс)
- В дебатах мы учимся отстаивать свое мнение не с помощью силы, а пытаясь убедить человека с помощью знаний (Дмитрий Р. 8 класс)
- В дебатах мы учимся не только говорить, но и слушать своих оппонентов. (Арина Ч. 8 класс)
Технология развития критического мышления
Открытый урок литературы в 11 классе
Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения
Обезличенность сродни насилию:
то и другое разрушает человека,
делает его несчастным,
мешает быть успешным.
Дж. Восс
В нашей школе, как и везде, есть разные дети: и отличники, победившие на олимпиадах разного уровня, и средние ребята, и дети, которым необходима индивидуальная коррекция знаний в силу разных причин.
Качество усвоения детьми учебного материала и результативность обучения напрямую зависят от того, учитывает ли педагог психологические, психофизиологические особенности учащихся, воспитанников при подготовке и проведении урока. Технология дифференцированного обучения эффективна только при условии интеграции с другими технологиями. Особенно с технологией личностно-ориентированного обучения и воспитания, технологией поддержки. Через технологии личностной ориентации учителя нашей школы находят методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: используют методы психодиагностики, изменяютм отношение и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения (в том числе технические), корректируют содержание образования. Учителям: Озолиной С.М., Переслегиной Н.Ф., Мещанинову А.Н., Прудниковой Е.В., Спиридовой Н.Ф., Михалутиной Т.А., Поповой Е.И. удается реализовать возможности данной технологии и работать без неуспевающих.
Технология дифференцированного обучения
Технология поддержки ребенка
Используем методы психодиагностики, изменяем отношение и организацию деятельности детей, применяем разнообразные средства обучения (в том числе технические), корректируем содержание образования.
Мастер-класс
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)
Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей.
Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности
Технология обучения в сотрудничестве:
- в малых группах
- в разноуровневых группах
- В разновозрастных группах
обучение в процессе общения учащихся друг другом обязательно на иностранном языке
,
Групповой способ организации работы
Урок истории в 8 «Б» классе по теме : «Отечественная война 1812года»
Информационно – коммуникационная технология
- Современные информационные технологии занимают особое место в учебном процессе. Применяют данную технологию все учителя нашей школы. Использование современных ИКТ технологий облегчает подготовку учителя к уроку, позволяет сделать уроки нацеленными на каждого ученика, разнообразными и насыщенными по формам деятельности, значимыми по результатам, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
- С применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.
Использование ИКТ в процессе преподавания математики, дает то что учебник дать не может; компьютер на уроке является средством, позволяющим обучающимся лучше познать самих себя, способствует развитию самостоятельности.
Применение ИКТ на уроках вызывает большой интерес у учащихся. Какая сложная и скучная не была бы тема урока, ее дети все равно слушают, т.к. все сделано красочно и красиво. В детях уже изначально есть любовь к компьютерам, поэтому если эту любовь правильно использовать и переложить на свой предмет, все мы от этого только выиграем.
ИКТ - реальность современного урока.
Опыт использования ИКТ на уроках математики показал, что наиболее эффективно проходят уроки геометрии, уроки алгебры при изучении функций и графиков.
Информационные технологии
Урок обществознания в 6 «В» классе по теме « Мои увлечения»
ИКТ Учебный фильм 10а класс
Поченкова Н.Ф.
Информационно-коммуникационные технологии
Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.
Система инновационной оценки «портфолио»
«Портфолио» – персонифицированный учет достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.
«Портфолио» – персонифицированный учет достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.
Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Ведется в нашей школе с 1 по 8 класс.
Портфолио нечто большее, чем просто папка ученических работ, это –спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует динамику и достижения обучающегося в различных областях. Технология «Портфолио» нацелена на:
- Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях.
- Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации и самоактуализации в различных областях школьной и внешкольной жизни.
- Формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации, дальнейшего творческого роста.
- Приобретение навыков рефлексии.
Игровые технологии
- Какие задачи решает использование такой формы обучения:
- — Осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль знаний.
- — Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.
- — Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным.
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр
Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.
Игровая технология
Поченкова Н.Ф. 5а класс
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Драматизация, ролевые игры, пантомимы
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ
Здоровьесберегающие технологии
- Физкультминутки
- песни
- поговорки, веселые четверостишия, юмористическая или поучительная картинка необходимы для снятия умственного напряжения и утомления.
Здоровьесберегающие технологии
Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
- Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.
- Организация учебной деятельности с учетомосновных требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:
Результаты применения современных образовательных технологий
Индивидуальные
2015-2016
Количество учащихся
Качество знаний
2016-2017
490
39,4
Успеваемость
2017-2018
505
542
96
Медалисты
44,6
98
41,7
5
Результаты ЕГЭ
98
2
Русский язык
4
Математика
64
Физика
61
51
69
38
Химия
44
50 (профильный)
38
55
Литература
Личный показатель – 70-95 баллов
47,8
-
-
58
73,5
58,5
68
23,5
38,7
С 2013 года в школе реализуется программа формирования проектных и учебно-исследовательских умений учащихся. В результате применения проектной технологии ежегодно увеличивается не только количество, но и качество проектных работ учащихся. На уровне трансляции опыта работают Грищенкова Т.А., Рогова Н.Н., Матвеева Т.Н., Назирова И.А., Хомина А.Н., Попова Е.И.