Просмотр содержимого документа
«Презентация открытого урока " Глагол как часть речи"»
«ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ».
- Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвляю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках». Вот девиз нашего урока! Как вы его понимаете?
- Оцените своё настроение !
ОПРЕДЕЛИТЕ ТЕМУ УРОКА
- Что без меня предметы?
- Лишь названья.
- А я приду –
- Всё в действие придёт.
- Летит ракета.
- Люди строят зданья.
- Цветут сады.
- И хлеб в полях растёт. (В.Кондрашов)
ДВАДЦАТЬ ВТОРОЕ АПРЕЛЯ
ГЛАГОЛ
- Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи.
В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!
А.Югов
ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗ ИСТОРИИ СЛОВА « ГЛАГОЛ»
- Одним из значений слова «глагол» в древнерусском языке было «слово», «речь вообще».
- Словом « глаго́ль» называлась и буква Г в славянской и русской азбуке . Глаголица – одна из первых славянских азбук . В современном русском языке употребляется слово «разглагольствовать» (туманно рассуждать).
- Глаголы по частоте употребления занимают второе место (после существительных)
-
Цель (чего я хочу добиться на уроке)
1
Узнать, какие явления, помимо действия, может обозначать глагол.
2
Употреблять глаголы в речи с целью ее обогащения.
3
Повторить и систематизировать знания по теме: «Глагол».
4
Пополнить свой словарный запас.
5
Совершенствовать умение определять части речи, их морфологические признаки.
6
Отдохнуть на уроке.
УРОК - ПУТЕШЕСТВИЕ
СТАНЦИЯ « ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ»
- - Что такое глагол?
- -Как изменяются глаголы?
- - Что такое начальная форма глагола?
- - Что знаете о временах глагола?
- -Как изменяются в настоящем и будущем времени?
- -А как в прошедшем?
- -Как узнать лицо глагола?
- -Каким членом предложения являются ?
- - Какие правила о правописании глагола изучали? Расскажите правило.
- - Как называется изменение по лицам и числам?
- -Расскажите о спряжении глагола.
ЛИЦО ГЛАГОЛА
КАК МЫ МОЖЕМ ПРОВЕРИТЬ НАШИ ЗНАНИЯ О ГЛАГОЛЕ?
СТАНЦИЯ ОРФОЭПИЧЕСКАЯ. ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО!
- Звонить, звонишь, звонит, углубить, положить, расположить, положил, руководить, упростить, прибыть.
ПРОВЕРКА ПО ОБРАЗЦУ
- Звон и ть, звон и шь, звон и т, углуб и ть, полож и ть, располож и ть, полож и л, руковод и ть, упрост и ть, приб ы ть.
- - А что ещё мы можем сделать с этими словами?
- - На какие группы можно слова разбить? Почему?
СТАНЦИЯ « МОРФЕМНАЯ»
- Разобрать по составу слова звонит, положил .
- - На что показывает суффикс л ?
- - Оцените работу ученика.
СТАНЦИЯ « ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ» ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ.
- Белый пар по лугам расстилает..ся. 2. От зари алый свет разливает..ся. 3. И стоит себе лес , улыбает..ся . 4 . Солнце за день нагуляет..ся , за кудрявый лес спускает ..ся.5. Лес стоит под шапкой темною, в золотом огне купает..ся.
- (И. Никитин)
- Взаимопроверка тетрадей. Оценивание работы.
СТАНЦИЯ « ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ» ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ.
- Расстилае тся , разливае тся , улыбае тся , нагуляе тся , спускается, купае тся .
«АВТОМОБИЛЬ ЗНАНИЙ»
«Погрузите» каждое слово в подходящий для него транспорт
(Не)взял, (не)хочет, (не)пустить, (не)навидит, (не)было, (не)был, (не)равнять, (не)годовать, (не)слушать, (не)мог,(не)делал, (не)доумевал .
ПОЛЯНА ОТДЫХА
СТАНЦИЯ « ТВОРЧЕСКАЯ»
- Певцом родной природы называют великого русского композитора Чайковского. Послушайте музыку П.И.Чайковского «Времена года» «Апрель». Ответьте на вопрос : « Какое чувство вызвала музыка?»
Определите тип и стиль речи данного текста.
- Любимым временем года Петра Ильича Чайковского была весна. Он отправился в лес. Солнце обливает весенний лес светом. Его ласковые лучи согревают землю. Тают на солнышке длинные сосульки. С пригорка зажурчал говорливый ручей. Скоро зазеленеют гибкие веточки берез и потянут к солнцу нежные листочки. Слышится чудесная трель птиц. Выглянул и голубенький подснежник, нежный глазок, которого согревает душу лаской и любовью.
РАБОТА В ГРУППАХ
- I группа. « Станция Морфологическая»
- II группа.
«Бульвар спряжения»
- III группа. « Станция Лексическая»
СТАНЦИЯ « ПРАКТИЧЕСКАЯ»
- Упр 604 устно.
- Упр 607. Работа в парах, взаимопроверка.
ПРОВЕРИМ
скрипку
скрипят н.в., 3л., мн.ч.
барабан
барабанят н.в., з л., мн.ч
свист
свистят н.в., з л., мн.ч
лай
лает н.в., 3 л, ед.ч.
кашель
кашляет н.в., 3 л, ед.ч
вой
воет н.в., 3 л, ед.ч
уханье
ухает н.в., 3 л, ед.ч
жужжанье
жужжат н.в., з л., мн.ч
урчанье
урчат н.в., з л., мн.ч
кваканье
квакают н.в., з л., мн.ч
ТЕСТ.
- Самопроверка, оценивание.
Роль глаголов в речи
РЕФЛЕКСИЯ.
- Сегодня на уроке я узнал..
- Было интересно…
- Я испытал трудности…
- В процессе работы в группе, паре я чувствовал..
- Я ещё хотел узнать о глаголе…
- Покажи настроение – смайлик
- Оценки..
- Цели урока..
Цель (чего мы добились на уроке)
1
Узнать, какие явления, помимо действия, может обозначать глагол.
2
Употреблять глаголы в речи с целью ее обогащения.
3
Повторить и систематизировать знания по теме: «Глагол».
4
Пополнить свой словарный запас.
5
Совершенствовать умение определять части речи, их морфологические признаки.
ПАУСТОВСКИЙ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ
- « С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых,- для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения»
-
-
СПАСИБО!