СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация открытого урока " Глагол как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация открытого урока в 5 классе 

Просмотр содержимого документа
«Презентация открытого урока " Глагол как часть речи"»

«ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ». Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвляю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках». Вот девиз нашего урока! Как вы его понимаете? Оцените своё настроение !

«ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ».

  • Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвляю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках». Вот девиз нашего урока! Как вы его понимаете?
  • Оцените своё настроение !
ОПРЕДЕЛИТЕ ТЕМУ УРОКА Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – Всё в действие придёт. Летит ракета. Люди строят зданья. Цветут сады. И хлеб в полях растёт. (В.Кондрашов)

ОПРЕДЕЛИТЕ ТЕМУ УРОКА

  • Что без меня предметы?
  • Лишь названья.
  • А я приду –
  • Всё в действие придёт.
  • Летит ракета.
  • Люди строят зданья.
  • Цветут сады.
  • И хлеб в полях растёт. (В.Кондрашов)
ДВАДЦАТЬ ВТОРОЕ АПРЕЛЯ Глагол как часть речи.

ДВАДЦАТЬ ВТОРОЕ АПРЕЛЯ

  • Глагол как часть речи.
ГЛАГОЛ Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи.  В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!  А.Югов

ГЛАГОЛ

  • Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи.

В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!

А.Югов

ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗ ИСТОРИИ СЛОВА  « ГЛАГОЛ» Одним из значений слова   «глагол»  в древнерусском языке  было «слово», «речь вообще». Словом « глаго́ль» называлась и буква Г в славянской и русской азбуке .  Глаголица – одна из первых славянских азбук . В современном русском языке употребляется слово  «разглагольствовать» (туманно рассуждать). Глаголы по частоте употребления занимают  второе  место (после существительных)  

ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗ ИСТОРИИ СЛОВА « ГЛАГОЛ»

  • Одним из значений слова   «глагол»  в древнерусском языке  было «слово», «речь вообще».
  • Словом « глаго́ль» называлась и буква Г в славянской и русской азбукеГлаголица – одна из первых славянских азбук . В современном русском языке употребляется слово  «разглагольствовать» (туманно рассуждать).
  • Глаголы по частоте употребления занимают  второе  место (после существительных)
  •  
Цель (чего я хочу добиться на уроке)     1 Узнать, какие явления, помимо действия, может обозначать глагол.   2     Употреблять глаголы в речи с целью ее обогащения.   3 Повторить и систематизировать знания по теме: «Глагол».   4 Пополнить свой словарный запас.   5   Совершенствовать умение определять части речи, их морфологические признаки. 6   Отдохнуть на уроке.

Цель (чего я хочу добиться на уроке)

    1

Узнать, какие явления, помимо действия, может обозначать глагол.

  2

   

Употреблять глаголы в речи с целью ее обогащения.

  3

Повторить и систематизировать знания по теме: «Глагол».

 

4

Пополнить свой словарный запас.

  5

 

Совершенствовать умение определять части речи, их морфологические признаки.

6

 

Отдохнуть на уроке.

УРОК - ПУТЕШЕСТВИЕ

УРОК - ПУТЕШЕСТВИЕ

СТАНЦИЯ « ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ»   - Что такое глагол? -Как изменяются глаголы? - Что такое начальная форма глагола? - Что знаете о временах глагола? -Как изменяются в настоящем и будущем времени? -А как в прошедшем? -Как узнать лицо глагола? -Каким членом предложения являются ? - Какие правила о правописании глагола изучали? Расскажите правило. - Как называется изменение по лицам и числам? -Расскажите о спряжении глагола.

СТАНЦИЯ « ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ»

  • - Что такое глагол?
  • -Как изменяются глаголы?
  • - Что такое начальная форма глагола?
  • - Что знаете о временах глагола?
  • -Как изменяются в настоящем и будущем времени?
  • -А как в прошедшем?
  • -Как узнать лицо глагола?
  • -Каким членом предложения являются ?
  • - Какие правила о правописании глагола изучали? Расскажите правило.
  • - Как называется изменение по лицам и числам?
  • -Расскажите о спряжении глагола.
ЛИЦО ГЛАГОЛА

ЛИЦО ГЛАГОЛА

КАК МЫ МОЖЕМ ПРОВЕРИТЬ НАШИ ЗНАНИЯ О ГЛАГОЛЕ?

КАК МЫ МОЖЕМ ПРОВЕРИТЬ НАШИ ЗНАНИЯ О ГЛАГОЛЕ?

СТАНЦИЯ ОРФОЭПИЧЕСКАЯ.  ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО!   Звонить, звонишь, звонит, углубить, положить, расположить, положил, руководить, упростить, прибыть.

СТАНЦИЯ ОРФОЭПИЧЕСКАЯ. ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО!

  • Звонить, звонишь, звонит, углубить, положить, расположить, положил, руководить, упростить, прибыть.
ПРОВЕРКА ПО ОБРАЗЦУ Звон и ть, звон и шь, звон и т, углуб и ть, полож и ть, располож и ть, полож и л, руковод и ть, упрост и ть, приб ы ть. - А что ещё мы можем сделать с этими словами? - На какие группы можно слова разбить? Почему?

ПРОВЕРКА ПО ОБРАЗЦУ

  • Звон и ть, звон и шь, звон и т, углуб и ть, полож и ть, располож и ть, полож и л, руковод и ть, упрост и ть, приб ы ть.
  • - А что ещё мы можем сделать с этими словами?
  • - На какие группы можно слова разбить? Почему?
СТАНЦИЯ « МОРФЕМНАЯ» Разобрать по составу слова  звонит, положил . - На что показывает суффикс л ? - Оцените работу ученика.

СТАНЦИЯ « МОРФЕМНАЯ»

  • Разобрать по составу слова звонит, положил .
  • - На что показывает суффикс л ?
  • - Оцените работу ученика.
 СТАНЦИЯ « ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ»  ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ.     Белый пар по лугам расстилает..ся. 2. От зари алый свет разливает..ся. 3. И стоит себе лес , улыбает..ся . 4 . Солнце за день нагуляет..ся , за кудрявый лес спускает ..ся.5. Лес стоит под шапкой темною, в золотом огне купает..ся. (И. Никитин) Взаимопроверка тетрадей. Оценивание работы.

СТАНЦИЯ « ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ» ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ.

 

  • Белый пар по лугам расстилает..ся. 2. От зари алый свет разливает..ся. 3. И стоит себе лес , улыбает..ся . 4 . Солнце за день нагуляет..ся , за кудрявый лес спускает ..ся.5. Лес стоит под шапкой темною, в золотом огне купает..ся.
  • (И. Никитин)
  • Взаимопроверка тетрадей. Оценивание работы.
СТАНЦИЯ « ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ»  ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ. Расстилае тся , разливае тся , улыбае тся , нагуляе тся , спускается, купае тся .

СТАНЦИЯ « ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ» ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ.

  • Расстилае тся , разливае тся , улыбае тся , нагуляе тся , спускается, купае тся .
«АВТОМОБИЛЬ ЗНАНИЙ» «Погрузите» каждое слово в подходящий для него транспорт (Не)взял, (не)хочет, (не)пустить, (не)навидит, (не)было, (не)был, (не)равнять, (не)годовать, (не)слушать, (не)мог,(не)делал, (не)доумевал .

«АВТОМОБИЛЬ ЗНАНИЙ»

«Погрузите» каждое слово в подходящий для него транспорт

(Не)взял, (не)хочет, (не)пустить, (не)навидит, (не)было, (не)был, (не)равнять, (не)годовать, (не)слушать, (не)мог,(не)делал, (не)доумевал .

ПОЛЯНА ОТДЫХА

ПОЛЯНА ОТДЫХА

СТАНЦИЯ « ТВОРЧЕСКАЯ»  Певцом родной природы называют великого русского композитора Чайковского. Послушайте музыку П.И.Чайковского «Времена года» «Апрель». Ответьте на вопрос : « Какое чувство вызвала музыка?»

СТАНЦИЯ « ТВОРЧЕСКАЯ»

  • Певцом родной природы называют великого русского композитора Чайковского. Послушайте музыку П.И.Чайковского «Времена года» «Апрель». Ответьте на вопрос : « Какое чувство вызвала музыка?»
Определите тип и стиль речи данного текста.   Любимым временем года Петра Ильича Чайковского была весна. Он отправился в лес. Солнце обливает весенний лес светом. Его ласковые лучи согревают землю. Тают на солнышке длинные сосульки. С пригорка зажурчал говорливый ручей. Скоро зазеленеют гибкие веточки берез и потянут к солнцу нежные листочки. Слышится чудесная трель птиц. Выглянул и голубенький подснежник, нежный глазок, которого согревает душу лаской и любовью.

Определите тип и стиль речи данного текста.

  • Любимым временем года Петра Ильича Чайковского была весна. Он отправился в лес. Солнце обливает весенний лес светом. Его ласковые лучи согревают землю. Тают на солнышке длинные сосульки. С пригорка зажурчал говорливый ручей. Скоро зазеленеют гибкие веточки берез и потянут к солнцу нежные листочки. Слышится чудесная трель птиц. Выглянул и голубенький подснежник, нежный глазок, которого согревает душу лаской и любовью.
 РАБОТА В ГРУППАХ   I группа. « Станция Морфологическая»  II группа.  «Бульвар спряжения» III группа. « Станция Лексическая»

РАБОТА В ГРУППАХ

  • I группа. « Станция Морфологическая»
  • II группа.

«Бульвар спряжения»

  • III группа. « Станция Лексическая»
СТАНЦИЯ « ПРАКТИЧЕСКАЯ» Упр 604 устно. Упр 607. Работа в парах, взаимопроверка.

СТАНЦИЯ « ПРАКТИЧЕСКАЯ»

  • Упр 604 устно.
  • Упр 607. Работа в парах, взаимопроверка.
ПРОВЕРИМ  скрипку скрипят н.в., 3л., мн.ч. барабан барабанят н.в., з л., мн.ч свист свистят н.в., з л., мн.ч лай лает н.в., 3 л, ед.ч. кашель кашляет н.в., 3 л, ед.ч вой воет н.в., 3 л, ед.ч уханье ухает н.в., 3 л, ед.ч жужжанье жужжат н.в., з л., мн.ч урчанье урчат н.в., з л., мн.ч кваканье квакают н.в., з л., мн.ч

ПРОВЕРИМ

скрипку

скрипят н.в., 3л., мн.ч.

барабан

барабанят н.в., з л., мн.ч

свист

свистят н.в., з л., мн.ч

лай

лает н.в., 3 л, ед.ч.

кашель

кашляет н.в., 3 л, ед.ч

вой

воет н.в., 3 л, ед.ч

уханье

ухает н.в., 3 л, ед.ч

жужжанье

жужжат н.в., з л., мн.ч

урчанье

урчат н.в., з л., мн.ч

кваканье

квакают н.в., з л., мн.ч

ТЕСТ. Самопроверка, оценивание. а) б) б) в) б)

ТЕСТ.

  • Самопроверка, оценивание.
  • а)
  • б)
  • б)
  • в)
  • б)
Роль глаголов в речи

Роль глаголов в речи

РЕФЛЕКСИЯ. Сегодня на уроке я узнал.. Было интересно… Я испытал трудности… В процессе работы в группе, паре я чувствовал.. Я ещё хотел узнать о глаголе… Покажи настроение – смайлик Оценки.. Цели урока..

РЕФЛЕКСИЯ.

  • Сегодня на уроке я узнал..
  • Было интересно…
  • Я испытал трудности…
  • В процессе работы в группе, паре я чувствовал..
  • Я ещё хотел узнать о глаголе…
  • Покажи настроение – смайлик
  • Оценки..
  • Цели урока..
Цель (чего мы добились на уроке)     1 Узнать, какие явления, помимо действия, может обозначать глагол.   2     Употреблять глаголы в речи с целью ее обогащения.   3 Повторить и систематизировать знания по теме: «Глагол».   4   Пополнить свой словарный запас.   5 Совершенствовать умение определять части речи, их морфологические признаки.  

Цель (чего мы добились на уроке)

    1

Узнать, какие явления, помимо действия, может обозначать глагол.

  2

   

Употреблять глаголы в речи с целью ее обогащения.

  3

Повторить и систематизировать знания по теме: «Глагол».

 

4

 

Пополнить свой словарный запас.

  5

Совершенствовать умение определять части речи, их морфологические признаки.

 

ПАУСТОВСКИЙ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ « С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых,- для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения»    

ПАУСТОВСКИЙ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ

  • « С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых,- для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения»
  •  
  •  
СПАСИБО!

СПАСИБО!