Просмотр содержимого документа
«Презентация открытого урока. Русская литература 11 класс Тема: В. М. Шукшин. Рассказы. «Космос, нервная система и шмат сала».»
КГУ «Общеобразовательная школа № 2» г. Алматы
Русская литература
в 11 классе с казахским языком обучения.
Тема: В. М. Шукшин. Рассказы. «Космос, нервная система и шмат сала».
Учитель русского язык и литературы Токтасынов К. Т.
Цели урока
1. Изучить рассказ В.М. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала». 2. Развивать навыки работы над литературным произведением. 3. Решать вопросы нравственного воспитания.
- Василий Макарович Шукшин родился в 1929 г. в селе Сростки Бийского района Алтайского края. После окончания сельской семилетней школы поступил в Бийский автомобильный техникум, но закончить его не удалось, поэтому работал в колхозе. В 1946 г. покинул село и переехал в Калугу.
- До 1949 г. работал слесарем-такелажником на турбинном заводе в Калуге, слесарем-разнорабочим на тракторном заводе в городе Владимире.
- В 1953 г. вернулся в Сростки, экстерном сдал экзамены на аттестат зрелости.
- В 1954 г. приезжает в Москву и поступает на режиссерское отделение Всесоюзного государственного института кинематографии. Во время учебы, в 1956 г., снялся в фильме М. Хуциева “Два Федора”. В этом же году впервые был опубликован его рассказ “Двое на телеге”.
- С 1963 г. В. Шукшин становится режиссёром киностудии М. Горького.
- По своим сценариям снял фильмы “Живет такой парень”, “Ваши сын и брат”.
- Шукшин успел побывать актером, режиссером, литератором. Снялся в 58 фильмах, поставил по собственным сценариям такие фильмы, как “Печки-лавочки” в 1973 г., “Калина красная” в 1974 г.
- Ему принадлежат два романа, шесть повестей, множество рассказов, книга публицистики и роман “Я пришел дать вам волю” и др.
- В литературе 60—70-х годов одна из главенствующих — тема деревни. Возросший интерес общества к экономическим и социально-идеологическим процессам в селе послужил появлению ряда произведений Ф. Абрамова, В. Белова, В. Тендрякова, Василия Шукшина. Их произведения интересны тем, что не замкнуты в границы лишь деревенской темы, в них нашли выражение стремятся познать нравственные истоки характера деревенского человека, стремительно меняющегося в то время. Преображаются социальные условия деревенского бытия.
- Среди русских современных писателей Шукшин занимает почетное место. Его творчество — яркое и самобытное.
- В его рассказах жизнь предстает в ее многомерности, неисчерпаемости, в удивительном разнообразии.
- Интонация его произведений богата оттенками. На нескольких страницах он создает неповторимый человеческий характер и через него показывает какой-то пласт жизни, какую-то сторону бытия.
- Его формы лаконичны, средства выражения экономны и необыкновенно насыщенны. Шукшин обращается к обыденным фактам, но так раскрывает драматизм жизни, что обогащает читателя более глубоким их пониманием.
- Его рассказы динамичны, в них нет посторонних описаний. Особенно важен диалог в произведениях Шукшина. В нем заключается движение повествования, раскрываются характеры. Язык диалога подвижен, насыщен колоритными оборотами.
- Шукшин — писатель социальный. Его волновала жизнь обычных людей, в совокупности их черты создают русский национальный характер.
- Критика некоторых явлений общества необходима. Выступая против карьеризма и корыстолюбия, хамства и невежества, Шукшин не только обличает их носителей, но и предостерегает от ошибок и проступков.
- Автор никогда не контролирует своих героев. Его правда выстрадана, возникла как итог его жизни.
- Исследуя новые социальные явления, писатель обращался к неизведанным пластам жизни обычных людей, их социальным конфликтам. Вглядывался в индивидуальную психологию героев.
- Одна из главных тем — темы настоящих и мнимых нравственных ценностей, тема правды и лжи в отношениях людей. Для него характерна постановка сложных этических проблем. Счастье, честный труд, нравственность и т. д.
2. Анализ рассказа «Космос, нервная система и шмат сала».
Юра очень хочет учиться. Однако в его родном селе нет полной десятилетки. Поэтому он вынужден уехать в друге село и там учиться. В селе, где учится мальчик, интерната нет. Поэтому он снимает квартиру у одинокого старика за весьма приличные по тем временам деньги. Иногда мальчик сидит на хлебе и воде. Тогда старик-хозяин даёт ему в долг пшена, и мальчик варит себе сухую пресную кашу. Это свидетельствует о крайней нужде мальчика. Несмотря на все трудности, Юра не жалуется на судьбу. Он стремится получить образование. В образовании он видит залог своего будущего .
Почему же рассказ имеет такое странное название - «Космос, нервная система и шмат сала»?
Сначала между мальчиком и стариком идёт спор, каждый отстаивает свою жизненную позицию. Наум Евстигнеевич – это прошлое деревни, Юра– её будущее.
Имя мальчика тоже выбрано неспроста. Что оно может символизировать?
- Юрий Гагарин – первый космонавт. Поэтому имя Юрий символизирует человека новой эпохи. Космос – это стремление человека в будущее. Нервная система – это обращение к внутреннему миру человека. Своими знаниями, своей верой мальчик убеждает стрика в том, что наука – вещь полезная, что будущее действительно будет хорошим.
В конце рассказа старик угощает полуголодного, но независимого мальчика – даёт ему «шмат сала». Это угощение - как символ примирения между старым и новым.
Задания для самостоятельной работы. Сопоставление героев рассказа.
Юра
Речь
Наум Евстигнеевич
Отношение к труду
Отношение к деревне.
Убеждения.
IV.Рефлексия.
Если вам всё было понятно, отправьте мне на WhatsApp значок «+».
Если вам было что-либо непонятно, отправьте мне на WhatsApp вопрос.
V. Домашнее задание.
Как, по-вашему, сложится жизнь героев рассказа? Напишите небольшое эссе на эту тему (80 слов) .
Ресурсы
- Учебник «Русская литература -11»
- https://www.youtube.com/watch?v=eI4EoymcxY0 ;
- https://www.youtube.com/watch?v=hBK_Y3cgvjQ
- https://www.youtube.com/watch?v=RRh80bv7lOs