СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация открытого урока. Русская литература 11 класс Тема: В. М. Шукшин. Рассказы. «Космос, нервная система и шмат сала».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация открытого урока. Русская литература 11 класс Тема: В. М.  Шукшин. Рассказы. «Космос, нервная система и шмат сала».

Просмотр содержимого документа
«Презентация открытого урока. Русская литература 11 класс Тема: В. М. Шукшин. Рассказы. «Космос, нервная система и шмат сала».»

 КГУ «Общеобразовательная школа № 2»  г. Алматы    Русская литература в 11 классе с казахским языком обучения. Тема: В. М. Шукшин. Рассказы. «Космос, нервная система и шмат сала».      Учитель русского язык и литературы Токтасынов К. Т.

КГУ «Общеобразовательная школа № 2» г. Алматы

Русская литература

в 11 классе с казахским языком обучения.

Тема: В. М. Шукшин. Рассказы. «Космос, нервная система и шмат сала».

Учитель русского язык и литературы Токтасынов К. Т.

Цели урока 1. Изучить рассказ В.М. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала».  2. Развивать навыки работы над литературным произведением. 3. Решать вопросы нравственного воспитания.

Цели урока

1. Изучить рассказ В.М. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала». 2. Развивать навыки работы над литературным произведением. 3. Решать вопросы нравственного воспитания.

Василий Макарович Шукшин родился в 1929 г. в селе Сростки Бийского района Алтайского края. После окончания сельской семилетней школы поступил в Бийский автомобильный техникум, но закончить его не удалось, поэтому работал в колхозе. В 1946 г. покинул село и переехал в Калугу. До 1949 г. работал слесарем-такелажником на турбин­ном заводе в Калуге, слесарем-разнорабочим на тракторном заводе в городе Владимире. В 1953 г. вернулся в Сростки, экстерном сдал экзамены на аттестат зрелости. В 1954 г. приезжает в Москву и поступает на режис­серское отделение Всесоюзного государственного института кинематографии. Во время учебы, в 1956 г., снялся в фильме М. Хуциева “Два Федора”. В этом же году впервые был опубликован его рассказ “Двое на телеге”.
  • Василий Макарович Шукшин родился в 1929 г. в селе Сростки Бийского района Алтайского края. После окончания сельской семилетней школы поступил в Бийский автомобильный техникум, но закончить его не удалось, поэтому работал в колхозе. В 1946 г. покинул село и переехал в Калугу.
  • До 1949 г. работал слесарем-такелажником на турбин­ном заводе в Калуге, слесарем-разнорабочим на тракторном заводе в городе Владимире.
  • В 1953 г. вернулся в Сростки, экстерном сдал экзамены на аттестат зрелости.
  • В 1954 г. приезжает в Москву и поступает на режис­серское отделение Всесоюзного государственного института кинематографии. Во время учебы, в 1956 г., снялся в фильме М. Хуциева “Два Федора”. В этом же году впервые был опубликован его рассказ “Двое на телеге”.
С 1963 г. В. Шукшин становится режиссёром киностудии М. Горького.  По своим сценариям снял фильмы “Живет такой парень”, “Ваши сын и брат”. Шукшин успел побывать актером, режиссером, литера­тором. Снялся в 58 фильмах, поставил по собственным сценариям такие фильмы, как “Печки-лавочки” в 1973 г., “Калина красная” в 1974 г. Ему принадлежат два романа, шесть повестей, множество рассказов, книга публицистики и роман “Я пришел дать вам волю” и др.
  • С 1963 г. В. Шукшин становится режиссёром киностудии М. Горького.
  • По своим сценариям снял фильмы “Живет такой парень”, “Ваши сын и брат”.
  • Шукшин успел побывать актером, режиссером, литера­тором. Снялся в 58 фильмах, поставил по собственным сценариям такие фильмы, как “Печки-лавочки” в 1973 г., “Калина красная” в 1974 г.
  • Ему принадлежат два романа, шесть повестей, множество рассказов, книга публицистики и роман “Я пришел дать вам волю” и др.
В литературе 60—70-х годов одна из главенствующих — тема деревни. Возросший интерес общества к экономическим и социально-идеологическим процессам в селе послужил появлению ряда произведений Ф. Абрамова, В. Белова, В. Тендрякова, Василия Шукшина. Их произведения интересны тем, что не замкнуты в границы лишь деревенской темы, в них нашли выражение стремятся познать нравственные истоки характера дере­венского человека, стремительно меняющегося в то время. Преображаются социальные условия деревенского бытия. Среди русских современных писателей Шукшин зани­мает почетное место. Его творчество — яркое и самобытное. В его рассказах жизнь предстает в ее многомерности, неисчерпаемости, в удивительном разнообразии.
  • В литературе 60—70-х годов одна из главенствующих — тема деревни. Возросший интерес общества к экономическим и социально-идеологическим процессам в селе послужил появлению ряда произведений Ф. Абрамова, В. Белова, В. Тендрякова, Василия Шукшина. Их произведения интересны тем, что не замкнуты в границы лишь деревенской темы, в них нашли выражение стремятся познать нравственные истоки характера дере­венского человека, стремительно меняющегося в то время. Преображаются социальные условия деревенского бытия.
  • Среди русских современных писателей Шукшин зани­мает почетное место. Его творчество — яркое и самобытное.
  • В его рассказах жизнь предстает в ее многомерности, неисчерпаемости, в удивительном разнообразии.
Интонация его произведений богата оттенками. На нескольких страницах он создает неповторимый челове­ческий характер и через него показывает какой-то пласт жизни, какую-то сторону бытия. Его формы лаконичны, средства выражения экономны и необыкновенно насыщенны. Шукшин обращается к обыденным фактам, но так раскрывает драматизм жизни, что обогащает читателя более глубоким их пониманием. Его рассказы динамичны, в них нет посторонних описа­ний. Особенно важен диалог в произведениях Шукшина. В нем заключается движение повествования, раскрываются характеры. Язык диалога подвижен, насыщен колоритными оборотами. Шукшин — писатель социальный. Его волновала жизнь обычных людей, в совокупности их черты создают русский национальный характер.
  • Интонация его произведений богата оттенками. На нескольких страницах он создает неповторимый челове­ческий характер и через него показывает какой-то пласт жизни, какую-то сторону бытия.
  • Его формы лаконичны, средства выражения экономны и необыкновенно насыщенны. Шукшин обращается к обыденным фактам, но так раскрывает драматизм жизни, что обогащает читателя более глубоким их пониманием.
  • Его рассказы динамичны, в них нет посторонних описа­ний. Особенно важен диалог в произведениях Шукшина. В нем заключается движение повествования, раскрываются характеры. Язык диалога подвижен, насыщен колоритными оборотами.
  • Шукшин — писатель социальный. Его волновала жизнь обычных людей, в совокупности их черты создают русский национальный характер.
Критика некоторых явлений общества необходима. Выступая против карьеризма и корыстолюбия, хамства и невежества, Шукшин не только обличает их носителей, но и предостерегает от ошибок и проступков. Автор никогда не контролирует своих героев. Его правда выстрадана, возникла как итог его жизни. Исследуя новые социальные явления, писатель обращал­ся к неизведанным пластам жизни обычных людей, их социальным конфликтам. Вглядывался в индивидуальную психологию героев. Одна из главных тем — темы настоящих и мнимых нравственных ценностей, тема правды и лжи в отношениях людей. Для него характерна постановка сложных этических проблем. Счастье, честный труд, нравственность и т. д.
  • Критика некоторых явлений общества необходима. Выступая против карьеризма и корыстолюбия, хамства и невежества, Шукшин не только обличает их носителей, но и предостерегает от ошибок и проступков.
  • Автор никогда не контролирует своих героев. Его правда выстрадана, возникла как итог его жизни.
  • Исследуя новые социальные явления, писатель обращал­ся к неизведанным пластам жизни обычных людей, их социальным конфликтам. Вглядывался в индивидуальную психологию героев.
  • Одна из главных тем — темы настоящих и мнимых нравственных ценностей, тема правды и лжи в отношениях людей. Для него характерна постановка сложных этических проблем. Счастье, честный труд, нравственность и т. д.
2. Анализ рассказа «Космос, нервная система и шмат сала».   Юра очень хочет учиться. Однако в его родном селе нет полной десятилетки. Поэтому он вынужден уехать в друге село и там учиться.        В селе, где учится мальчик, интерната нет. Поэтому он снимает квартиру у одинокого старика за весьма приличные по тем временам деньги. Иногда мальчик сидит на хлебе и воде. Тогда старик-хозяин даёт ему в долг пшена, и мальчик варит себе сухую пресную кашу. Это свидетельствует о крайней нужде мальчика.       Несмотря на все трудности, Юра не жалуется на судьбу. Он стремится получить образование.  В образовании он видит залог своего будущего .

2. Анализ рассказа «Космос, нервная система и шмат сала».

Юра очень хочет учиться. Однако в его родном селе нет полной десятилетки. Поэтому он вынужден уехать в друге село и там учиться. В селе, где учится мальчик, интерната нет. Поэтому он снимает квартиру у одинокого старика за весьма приличные по тем временам деньги. Иногда мальчик сидит на хлебе и воде. Тогда старик-хозяин даёт ему в долг пшена, и мальчик варит себе сухую пресную кашу. Это свидетельствует о крайней нужде мальчика. Несмотря на все трудности, Юра не жалуется на судьбу. Он стремится получить образование. В образовании он видит залог своего будущего .

Почему же рассказ имеет такое странное название  - «Космос, нервная система и шмат сала»?          Сначала между мальчиком и стариком идёт спор, каждый отстаивает свою жизненную позицию. Наум Евстигнеевич – это прошлое деревни, Юра– её будущее.

Почему же рассказ имеет такое странное название - «Космос, нервная система и шмат сала»?

Сначала между мальчиком и стариком идёт спор, каждый отстаивает свою жизненную позицию. Наум Евстигнеевич – это прошлое деревни, Юра– её будущее.

Имя мальчика тоже выбрано неспроста. Что оно может символизировать? Юрий Гагарин – первый космонавт. Поэтому имя Юрий символизирует человека новой эпохи. Космос – это стремление человека в будущее. Нервная система – это обращение к внутреннему миру человека. Своими знаниями, своей верой мальчик убеждает стрика в том, что наука – вещь полезная, что будущее действительно будет хорошим.

Имя мальчика тоже выбрано неспроста. Что оно может символизировать?

  • Юрий Гагарин – первый космонавт. Поэтому имя Юрий символизирует человека новой эпохи. Космос – это стремление человека в будущее. Нервная система – это обращение к внутреннему миру человека. Своими знаниями, своей верой мальчик убеждает стрика в том, что наука – вещь полезная, что будущее действительно будет хорошим.
В конце рассказа старик угощает полуголодного, но независимого мальчика – даёт ему «шмат сала». Это угощение - как символ примирения между старым и новым.

В конце рассказа старик угощает полуголодного, но независимого мальчика – даёт ему «шмат сала». Это угощение - как символ примирения между старым и новым.

Задания для самостоятельной работы.  Сопоставление героев рассказа.     Юра Речь Наум Евстигнеевич   Отношение к труду     Отношение к деревне.     Убеждения.      

Задания для самостоятельной работы. Сопоставление героев рассказа.

 

Юра

Речь

Наум Евстигнеевич

 

Отношение к труду

 

 

Отношение к деревне.

 

 

Убеждения.

 

 

 

IV.Рефлексия. Если вам всё было понятно, отправьте мне на WhatsApp значок «+». Если вам было что-либо непонятно, отправьте мне на WhatsApp вопрос.

IV.Рефлексия.

Если вам всё было понятно, отправьте мне на WhatsApp значок «+».

Если вам было что-либо непонятно, отправьте мне на WhatsApp вопрос.

V. Домашнее задание.   Как, по-вашему, сложится жизнь героев рассказа? Напишите небольшое эссе на эту тему (80 слов) .

V. Домашнее задание.

Как, по-вашему, сложится жизнь героев рассказа? Напишите небольшое эссе на эту тему (80 слов) .

Ресурсы Учебник «Русская литература -11» https://www.youtube.com/watch?v=eI4EoymcxY0 ; https://www.youtube.com/watch?v=hBK_Y3cgvjQ https://www.youtube.com/watch?v=RRh80bv7lOs

Ресурсы

  • Учебник «Русская литература -11»
  • https://www.youtube.com/watch?v=eI4EoymcxY0 ;
  • https://www.youtube.com/watch?v=hBK_Y3cgvjQ
  • https://www.youtube.com/watch?v=RRh80bv7lOs


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!