Овсей Дриз «кто я?»
Бутузова Ольга Александровна учитель начальных классов МАОУ «СОШ №59» г. Чебоксары 2023 год
Речевая разминка
У ежа ежата,
у ужа ужата.
Необходимо кликнуть на картинку!
- О каких способах мы ещё не вспомнили?
- Ты смотришь на меня, а я – на тебя;
- Мы смотрим на них - они смотрят на нас;
- Мы по-разному видим одно и тоже.
«Как хорошо, что Я – это именно Я !»
Дриз Овсей Овсеевич (1908-1971)
Еврейский советский поэт, писавший на идише.
Его стихи высоко ценили как простые читатели,
так и известные мастера русского стихосложения. Стихи-сказки Овсея Дриза были включены в
антологию сказок мира. На русский язык поэзию
Дриза переводили первоклассные мастера —
Б . Слуцкий , Г. Сапгир , Татьяна Спендиарова .
Ряд стихотворений Дриза были положены на музыку композитором Мотлом Полянским . Песни Бориса Савельева на стихи Овсея Дриза звучали в знаменитой « Радионяне » , выходили на диске-гиганте «Я и мама» Жанны и Оли Рождественских. Самая известная песня на стихи Овсея Дриза — «Зелёная карета» Александра Суханова .
Кто я? Овсей Дриз
Сравнение
Красива, как будто роза.
сопоставление двух предметов, присоединяемых союзами как, будто, словно, точно, как будто и др. Иногда употребляются слова похоже, подобно . Этот приём помогает ярче, глубже раскрыть описываемый предмет. Выделяется запятыми.
Всё в мире познаётся через сравнение! По каким признакам можно сравнивать предметы?
Предметы различаются по цвету, по форме, по величине, по назначению, по запаху, по материалу, из которого сделаны и по другим признакам. Чтобы определить признак предмета, можно задать вопрос: какой он?
Рассмотрим сравнение
Не мальчик, а ёж!
- Неуклюжий медведь!
- Горластый петух!
- Упрямый козёл!
Поразмышляем…
Хорошо, что Я – это именно Я!
С кем сравнивают мальчика его близкие?
Найдите все четверостишия, в которых есть повторяющиеся строчки. Сколько таких четверостиший? Какие строчки в них повторяются?
Чем отличается настроение в первом и во втором четверостишиях? в третьем и четвертом? в пятом и шестом? в седьмом и восьмом?
Какая в целом складывается картина поведения мальчика? Это напоминает вам ваше детство?
– С кем сравнивают мальчика его близкие? (Мать сравнивает мальчика с ежом, отец – с медведем, бабушка – с петухом, а дед – с козлом. С индюком его пока еще не сравнили, но мальчик это сравнение уже предполагает.)
– Найдите все четверостишия, в которых есть повторяющиеся строчки. Сколько таких четверостиший? (Таких четверостиший четыре.) Какие строчки в них повторяются? («Я мальчик опять. / Только надолго ль, / Хотел бы я знать?»)
– Почему именно столько? (Их четыре, потому что родные мальчика сравнивают его с четырьмя разными животными.)
– И сколько раз его с кем-то сравнивают, столько раз мальчик задумывается: надолго ли ему удастся избежать следующего сравнения?
– Чем отличается настроение в первом и во втором четверостишиях? (В первых четверостишиях каждой пары настроение буйное, возмущенное: мать возмущена внешним видом мальчика, отец кричит на него, бабушка резко обрывает его пение, дедушка сердится.) в третьем и четвертом? в пятом и шестом? в седьмом и восьмом? (Во вторых четверостишиях совсем другое настроение. Мальчик успокаивается: исправляет все свои промахи и размышляет над ситуацией.)
– Прочитайте плакат Летучей Мыши. Какой прием называется контрастом ? Какая в целом складывается картина поведения мальчика? (Мальчик старается вести себя хорошо, ничем не вызывать недовольства близких. Но из этого ничего не получается. Каждый раз что-нибудь в его поведении вызывает недовольство: то он задел сестренку, то слишком громко запел...)
– Это напоминает вам ваше детство? (Учащиеся сравнивают свой опыт и опыт мальчика – героя стихотворения.)
Правила написания синквейна
- Синквейн состоит из 5 строк
- Его форма напоминает ёлочку
1 слово
2 слова
3 слова
4 слова
1 слово
Что пишем в каждой строке
1 слово – заголовок. Это существительное или местоимение. (Кто? Что?)
1 строка
2 слова Это прилагательные. (Какой? Какая? Какое? Какие?)
2 строка
3 слова Это глаголы. (Что делает? Что делают?)
3 строка
4 слова Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора.
4 строка
1 слово Вывод, итог. Это существительное. (Кто? Что?)
5 строка
Мир откроет нам свои тайны и секреты, если мы научимся двум вещам: внимательно относиться к окружающему миру (наблюдательности) и фантазировать (искусству воображения).
Рефлексия.
- С каким произведением мы сегодня познакомились?
- Кто автор?
- Что вы узнали нового?
- Что из сегодняшнего урока вам бы хотелось рассказать дома?
- Что вам понравилось на уроке?
- Что не понравилось?
Спасибо за работу! Молодцы!!!