Выступление на семинар «Патриотическое воспитание детей. Парциальная образовательная программа «Моя малая родина».
Подготовила: Сапрыкина О.Ю.,
воспитатель дошкольной
группы МАОУ «Лабазинская СОШ»
Парциальная программа учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов, ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
Программа «Моя малая родина!» рассчитана на 2 года и ориентирована на детей от 5 до 7 лет. Программа реализуется в образовательной деятельности и различных режимных моментах.
Целью программы «Моя малая родина» является: формирование познавательно – исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края.
Основные задачи:
-Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины;
-Формировать представления о достопримечательностях родного края, исторических корнях района, символике.
-Расширять представления о природных богатствах Оренбургской области: растительном и животном мире; полезных ископаемых;
-Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям;
-Сформировать ценностные отношение к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению;
-Вызвать потребность и желание как можно больше узнать о своей малой Родине;
-Развивать у дошкольников навыки познавательно-исследовательской, творческой деятельности.
Программа призвана помочь детям проникнуться красотой родного края, узнать больше
об основных богатствах нашего края, о его растительном и животном мире. В ходе ее реализации
дети узнают об этих уникальных местах Оренбуржья много интересных фактов: их местоположение,
занимаемую площадь, живописность ландшафта, растительный и животный мир, а также
познакомятся с геологическими памятниками оренбургского края.
Успешное выполнение программы требует создания современной развивающей предметно-пространственной среды. Для этого в ДОУ функционируют дополнительные помещения, обеспечивающие осуществление образовательного процесса: музыкальный зал, физкультурный зал. Также для реализации программы используется территория возле ДОУ, музеи и памятные места поселка.
Работа педагогического коллектива с семьей выстроена по следующим направлениям:
- изучение социального статуса семей воспитанников ДОУ;
- обогащение опыта родителей специализированными знаниями, повышение их педагогической
компетентности;
- организация и проведение массовых мероприятий с участием родителей.
Представленные направления реализуются в различных методах и формах взаимодействия с
родителями: - индивидуальная работа с родителями: беседа, консультация, посещение занятий;
- коллективная работа: родительские гостиные, тематические встречи (обмен семейным опытом), проведение открытых занятий, спортивные соревнования, досуговые мероприятия;
- разработка методических рекомендаций.
Просмотр содержимого документа
«Презентация. ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РОДНОГО КРАЯ «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»»
ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РОДНОГО КРАЯ «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Составитель: Сапрыкина Ольга Юрьевна
воспитатель дошкольной группы
МАОУ «Лабазинская СОШ»
Год разработки: 2015
Актуальность парциальной образовательной программы.
- В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём крае, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.
Цель: Задачи:
- формирование познавательно – исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края.
- Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины;
- -Формировать представления о достопримечательностях родного края, исторических корнях района, символике.
- -Расширять представления о природных богатствах Оренбургской области: растительном и животном мире; полезных ископаемых;
- -Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям;
- -Сформировать ценностные отношение к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению;
- -Вызвать потребность и желание как можно больше узнать о своей малой Родине;
- -Развивать у дошкольников навыки познавательно - исследовательской, творческой деятельности.
Принципы: Подходы:
- - системно-деятельностный подход;
- - гуманитарный подход;
- - культурологический подход;
- - возрастной подход.
- - индивидуальный подход .
- Принцип научности ;
- Принцип доступности;
- Принцип последовательности;
- Принцип системности;
- Принцип интегративности;
- Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка.
Возрастные особенности детей, на которых рассчитана программа.
- Программа рассчитана на детей старшей и подготовительной к школе группы.
- На каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми.
- В звуках и красках предстают перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем родного
- детского сада; в более старшем возрасте - мир родного края и, наконец, мир родной отчизны -России.
- Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия.
Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы
- Ребенок имеет представление о географических, климатических, социально-экономических особенностях Оренбургской области, села, района, области.
- Знает названия близлежащих улиц, основные социальные объекты и достопримечательности поселка.
- Ребенок имеет элементарные представления о жизни, быте, культуре народа, различает и называет национальные костюмы, умеет играть в их подвижные игры.
- Имеет элементарные представления об охране природы, о заповедниках, о Красной книге.
- Ребенок проявляет любознательность по отношению к родному селу, району, его истории, необычным памятникам, зданиям, проявляет интерес к малой родине.
- Хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому окружении, но и центральных улицах поселка.
- С удовольствием включается в проектную деятельность.
Карта наблюдения за эффективностью реализации программы.
№ пп
Целевые ориентиры
1
2
Сформировано представление о своей семье и своем доме.
Качество проявляется
Критерии оценки
часто
Может составить
В –Хорошо сформировано представление о своей семье и своем доме.
небольшой рассказ
редко
С - частично сформировано представление о своей семье и своем доме.
В – Самостоятельно может составить небольшой рассказ
не проявляется
об Оренбурге и своем поселке
об Оренбурге и своем поселке
Н - не сформировано представление о своей семье и своем доме.
С - По алгоритму может составить небольшой рассказ об Оренбурге и своем поселке
Н – С помощью взрослого может составить небольшой рассказ об Оренбурге и своем поселке
Формы подведения итогов реализации парциальной образовательной программы.
- Наблюдение процесса развития патриотических качеств у детей, заполнение «Карты наблюдения».
- Изучение и анализ продуктов деятельности детей, внесение информации в «Карту наблюдения».
- Организация выставки детских работ: «Хлебный край, Оренбуржье», «Макаронные фантазии» «Пасхальные яйца», «Игрушки наших прадедов», «Предметы быта».
- Составление коллажа «Аллея Победы», «Времена года. Оренбуржье».
- Организация мини-музея «Жили-были..»
- Организация музыкально-спортивных праздников, развлечений:
- - День народных игр;
- - Музыкальный досуг «Шумят хлеба», «Кто любит трудиться, тому на месте не сидится» и др.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Модуль 1. «Природное наследие Оренбуржья».
Цель: познакомить детей с природным наследием Оренбуржья.
- Модуль 2 . «Шумят пшеничные поля…».
- Цель: формировать в детях уважение к людям труда, познакомить дошкольников с длительным процессом приготовления хлеба.
- Модуль 3. «Село, в котором мы живем».
- Цель: формировать представления об исторических корнях малой родины, через ознакомление детей с историей появления села, его названия.
- Во всех модулях определены формы, способы, методы, средства образования и развития (музыкальный, зрительный, литературный ряды).
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Подготовительная группа 6-7 лет
- Модуль 1. «Природное наследие Оренбуржья»
- Цель : познакомить детей с природным наследием Оренбуржья.
- Модуль 2. «Шумят пшеничные поля…»
- Наше Оренбуржье – это не только пуховые платки, газ, но и бескрайние хлебные поля. И как мало наши дети знают об этом, а ведь хлеб – хорошо знакомое и привычное для детей понятие, являющееся повседневным элементом их жизни. Детей интересует, как его делают, откуда он берётся, сколько сортов хлеба бывает. На эти вопросы ответит наша программа. Программа включает в себя также слушание музыки, рисование, подвижные игры – в зависимости от того, какие идеи возникнут у детей.
- Модуль 3. «Село, в котором мы живем…»
- Основной его задачей является формирование представлений детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположение поселка, климат округа, округ и поселок на карте России; природа и полезные ископаемые округа; символика родного края.
- Модуль 4. «Знаменитые люди Оренбуржья»
- Как можно больше и глубже дать детям представлений об истории, традициях, укладе жизни людей Оренбургского края, Курманаевского района. Дети должны ощущать себя наследниками предшествующих поколений, поэтому необходимо приобщать их к пониманию истории своего края.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
- Реализацию программы обеспечивают воспитатели старшей и подготовительной групп, музыкальный руководитель.
Кадровое обеспечение.
Воспитатель:
Музыкальный руководитель :
- организовывает образовательную деятельность:
- 1. В специально организованной образовательной среде (создание в группе условий для формирования у дошкольников представлений о родном крае)
- 2. В организованных формах (экскурсии, совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельной деятельности детей, направляет совместную деятельность детей и родителей и др.).
- 3. В проектной деятельности (создание альбомов и презентаций)
- 4. Наблюдение за эффективностью реализации программы.
- организует участие в подготовке и проведении праздников; создание аудиотеки.
- Воспитатели обеспечивают непрерывную образовательную деятельность с использованием видео- и фотоматериалов, беседы, проведение викторин, конкурсов, театральных представлений по данной теме. Воспитатель организует предметно-развивающую среду. Подбирает соответствующие альбомы, иллюстрации, настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогают детям закрепить полученные знания, формируют умения самостоятельно использовать их.
Материально- техническое обеспечение Программы.
- Центры краеведения;
- Альбомы («Мое Оренбуржье»; «Заповедные места района», «Знаменитые люди села Лабазы», «Как хлеб на стол пришел»);
- Выставки («Первый космонавт», «Времена года. Оренбуржье», «Старый поселок», «Любимый край, благословенный!», «Макаронные фантазии», «Моё село»);
- Музык а : Гимн «Живи, Оренбург» (сл. Ю. Энтина, муз. Д. Тухманова,
- «Песня об Оренбурге» Золотарёв П. Ф. и др.
- Видеотека:
Презентации «Родное село Лабазы», «Архитектурные достопримечательности города Оренбурга», «Здравствуй, хлебушек!» и др.
- Материалы для творческих продуктивных видов деятельности : краски, карандаши, фломастеры, мелки, клей, гуашь, ножницы, цветная бумага, салфетки, кисточки, глину, тесто для лепки, образцы, схемы, муляжи.
- Оборудование : мультимедиа, музыкальный центр, ПК.
- Литература, используемая педагогами, детьми, интернет – ресурсы.
Центры краеведения .
Старшая группа.
Подготовительная группа.
Время и сроки реализации программы .
- Работа по данной программе охватывает практически все виды деятельности детей. Планируется в образовательной деятельности один раз в неделю во второй половине дня по 25- 35 мин.
- Рассчитана программа на два года для детей 5 - 7 лет.
- Представления о малой родине успешно интегрируются практически со всеми образовательными областями основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения ("Познавательное развитие», "Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие»).
- Знакомство дошкольников с родным поселком и родной страной - процесс длительный и сложный, Он не может проходить от случая к случаю.
- Положительного результата в развитии целостного отношения к родному краю можно достичь только систематической работой.