Педагоги, прославившие Россию
Педагогика – наука, практика и искусство образования людей, составляющих этносы, общество, государство.
Национальная педагогика – опора страны, необходимая для воспитания людей, от которых зависит будущее страны.
Главные задачи педагогов:
1). Определять и поддерживать традиционные устои в воспитании людей и общества в целом,
2). Своевременно менять, развивать педагогическую систему сообразно велениям времени и миссии народа.
Кирилл и Мефодий заложили основы славянской письменности, литературы, философии, богословия.
Открыли первую школу с преподаванием
на славянском
языке
(в Велиграде,
столице
Моравского
княжества).
Князь Владимир Святославович после принятия христианства издал в 988 году указ «собирать детей и отдавать их в обучение книжное» для приобщения к «вежеству ученому». Такая политика привела к расцвету школьного дела и христианской педагогической мысли в древнерусских городах.
Иван Федоров (1510-1583) – основатель книгопечатания на Руси, просветитель.
Автор первой славянской
«Азбуки» для детей.
Обучение грамоте
считал семейным делом.
Система созданного им
начального обучения
действовала на Руси
на протяжении
полутора веков!
Братья Ликуды:
Иоаникий и Сафроний
греческие православные монахи.
В 1687 году в Москве открыли
первое в России высшее учебное
заведение – славяно-греко-
латинскую академию.
Стремились учитывать
национальные и возрастные
особенности учеников.
Применяли метод взаимного обучения. Составили учебники с методическими указаниями по грамматике, риторике, логике, физике, психологии.
Татищев Василий Никитич (1686-1750) Автор многотомной «Истории Российской самых древнейших времен».
Считал, что крестьянских
детей обоего пола следует
учить с 5 до 10 лет грамоте,
с 10 до 15 лет – ремеслам.
По его инициативе
Возникла сеть
профессиональных
учебных заведений.
Петр 1 (1689-1725)
Контроль над образованием
передал от церкви к государству.
С 1701 г. создание ряда школ:
гарнизонных, артиллерийско-
инженерных, математических
и навигационных наук,
хирургической, горнозаводс-
кой школы.
В 1714 г. создание сети
государственных общедоступных начальных школ.
Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765) Сын помора,
пришедший в Москву пешком.
Инициатор открытия
Московского университета.
Разработал «Регламенты»
для учителей, где
рекомендовал сознательное,
последовательное, наглядное
обучение. Разрабатывал
вопросы содержания и
методов обучения.
Автор ряда учебников.
Федор Иванович Янкович
де Мириево (1741-1814)
Один из авторов «Устава
народным училищам в
Российской империи», где
вводилась классно-урочная
система, четкий перечень
обязанностей школьников,
запрещались телесные
наказания.
Разрабатывал учебные планы сухопутного,
морского и артиллерийского корпусов.
Сергей Семенович Уваров (1786-1855) Основатель системы
классического образования.
Унифицировал учебные
планы и программы
учебных заведений.
Качественно улучшил
систему подготовки
педагогических кадров.
Выдвинул три принципа
педагогической платформы
воспитания и образования: православие, самодержавность, народность.
Николай Иванович Лобачевский (1792-1856) Выдающийся математик, создатель неевклидовой геометрии.
Основа его методико-педагоги-
ческой теории – внимание к
воспитательным аспектам науки,
поиски философских основ
научного знания, оптимальных педагогических средств и путей
передачи знаний.
Автор «Наставления учителям
математики в гимназиях».
Константин Дмитриевич Ушинский .. (1823-1870) Основатель
научной педагогики в России.
В основе его педагогической
системы лежит идея
народности воспитания.
На первое место ставил
нравственное воспитание.
Определил условия
эффективного семейного
воспитания и 10 требований успешного обучения. Сформулировал требования к уроку: целенаправленность, законченность, разнообразие методов и т.п.
Николай Александрович .. Добролюбов (1836-1861)
Педагогические идеи изложил
в ряде статей.
Целью воспитания называл
формирование активного
человека. В центре воспитания –
забота о личности ребенка, его
всестороннем развитии.
Полагал, что нельзя обособлять
умственное, физическое и нравственное воспитание по причине «нераздельности целого существа».
Петр Федорович Каптерев (1849-1922) … Разрабатывал идеи дошкольной педагогики и семейного воспитания ,
дидактики, истории педагогики,
педагогической психологии.
Основанием педагогики считал
физиологию и психологию,
обосновал необходимость
вариативности общеобразова-
тельных школ, учебных курсов
и всей структуры учебного
процесса.
Автор 40 монографий и более 500 статей.
Анатолий Васильевич Луначарский … (1875-1933)
Первый нарком просвещения РСФСР. Организатор советского
образования.
Проводил идеи классового
воспитания, в то же время
перенимал современные
концепции образования,
новые методы и формы.
Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934) Исследовал влияние факторов социальной среды на развитие
и воспитание ребенка.
Главное – «социальная наслед-
ственность», эстафета норм,
традиций, ценностей.
Считал, что в воспитании и
обучении нужно использовать
краеведческий материал
и местные условия.
Большое внимание уделял формированию детского коллектива.
Павел Петрович Блонский (1884-1941) Считал, что педагогика должна устанавливать закономерности воспитания и
факторов благоприятных или
вредных для развития ребенка.
Обратил внимание на роль
неформальных отношений в
формировании личности.
Разработал типологию
учащихся и пути работы, цели
воспитания каждого типа. Для активизации учебного процесса предложил генетический метод – обучение согласно фазам развития ребенка.
Антон Семенович Макаренко
(1888-1939) Его теория коллектива нацелена на установление порядка и дисциплины при обязательном фоне оптимизма.
Цель коллектива: подчинить,
чтобы защитить.
Принципы системы Макаренко:
перспективы (практические
дцели, сплачивающие детей –
близкие, средние, дальние), параллельное
действие, ответственная зависимость.
Особое значение в учреждениях Макаренко сыграл труд – они не только окупались, но и приносили прибыль.
Михаил Николаевич Скаткин
(1900-1991) Доктор педагогических
наук, профессор, член Российской
Академии образования.
Педагог, дидакт, методолог
педагогики.
Автор принципа научности
обучения. Разработал начала
теории конструирования
учебных программ. Совместно с
И.Я. Лернером разработал теорию
содержания образования и классификацию методов обучения.
Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) Сумел в педагогической практике (руководил Павлышской средней школой)
и в своих книгах сформулировать
и отстоять принципы гуманисти-
ческой педагогики в эпоху заиделогизированности пед.
науки и школы.
Эффективным методом считал «стимулирование к новому успеху»,
целью воспитания – человечность.
Шалва Александрович Амонашвили … (1931) Автор концепции гуманной педагогики, ориентированной на личность
ребенка. Отрицание авторитарной, императивной (повелительной,
приказной) педагогики.
Главное – любить, понимать
ребенка, уважать его личность,
быть терпеливым в процессе
его становления. Учитель должен восполняться оптимизмом к ребенку, верить в его безграничность, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода.