ГКУ СО КК «Усть-Лабинский СРЦН»
«Педагогическая этика современного педагога»
Педагог-психолог И.А.Попова
Педагогическая этика
- это наука о педагогической нравственности. Педагогическая этика-наука, изучающая нормы поведения.
Педагогическая этика-часть педагогического мастерства.
Важным основанием профессиональной культуры педагога является педагогическая этика или деонтология (от греч.deon-долг и logos-учение), этика (от греч.ethos-нрав, обычай)-наука о нормах и правилах поведения, взаимоотношений между людьми.
Педагогическая этика на основе общеэтических норм определяет нормативные нравственные позиции, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с учащимися, их родителями, коллегами.
Требования педагогической этики:
- Установка, усиливающая веру в успех;
- Установление правильных взаимоотношений между педагогом и воспитанником.
- Доброжелательное отношение к каждому обучающемуся;
- Благоприятное речевое общение с воспитанниками с самой первой встречи;
- Облик самого педагога, внешний вид, сама обстановка в аудитории, группе.
Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий моральных ценностей и педагогической морали.
Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и
чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т.п.
К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия:
- профессиональный педагогический долг;
- педагогическая справедливость;
- педагогическая честь;
- педагогический авторитет;
- педагогическое сознание.
Педагогический долг
– одна из важнейших категорий педагогической этики. В ней концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности педагога, к выполнению им своих профессиональных обязанностей. Они предусматривают осуществление определенных (преимущественно интеллектуальных) трудовых функций, правильное построение взаимоотношений с учащимися, их родителями, коллегами по работе, глубокое осознание своего отношения к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом.
Основой профессионального педагогического долга являются
объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В нем также предусмотрена необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и
требовательного отношения к воспитанникам
и их родителям, умение разрешать сложные конфликты профессиональной деятельности.
Одна из важнейших категорий педагогической этики - профессиональный педагогический долг .
Это значит:
- осуществлять определённые трудовые функции (преимущественно интеллектуальные);
- правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями, коллегами по работе;
- глубоко осознавать своё отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом.
Педагогическая честь
- Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчетливо. Если им в своем поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству.
Честь педагога – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.
Педагогический авторитет –
- это его моральный статус в коллективе воспитанников и коллег;
- это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый педагог регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения.
Профессиональная честь в педагогике - это понятие, выражающее не только осознание педагога своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств.
Педагогическая справедливость
Педагогическая справедливость характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями.
Она имеет специфические черты, представляет собой своеобразное мерило объективности педагога, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступках воспитанников, их отношениях к совместному делу.
Справедливость это также нравственное качество воспитателя и оценка мер его взаимодействия с воспитанниками, соответствующая их реальным
заслугам перед коллективом.
Специфика же педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная
реакция на нее находятся на педагога и
воспитанника на разных уровнях нравственной
зрелости, в связи с тем определены меры
объективности в большей степени зависит от педагога.
К тому же в общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой , вследствие чего педагогически продуманное действие педагога может и не осознаваться воспитанниками.
Специфика педагогической справедливости заключается в том:
- что оценка действия и ответная реакция на неё находятся у
педагога и воспитанников на разных уровнях нравственной зрелости;
- что определение меры объективности зависит от педагога в
большей степени;
- что общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой;
- что педагогически необходимое, запрограммированное педагогом, может не осознаваться учениками.
Педагогический такт
Такт – чувство меры, создающее умение вести себя приличным, подобающим образом(словарь С.И. Ожегова)
Педагогический такт – принцип меры, который педагог должен соблюдать в процессе общения с детьми; определяется педагогическим мастерством, опытом, уровнем культуры и личностными качествами педагога; выражается в умении найти оптимальные меры воспитательного воздействия в любых ситуациях(в том числе и в конфликтных), не унижая достоинства ребенка и не вызывая у него сопротивления воспитанию(педагогический энциклопедический словарь под ред. Б.М. Бим-Бада).
Педагогический такт предполагает учет личностных особенностей субъектов общения, соблюдение нравственно-этических профессиональных установок педагога.
Педагогический такт - профессиональное качество педагога, часть его мастерства.
Элементы педагогического такта
- Уважение к воспитаннику и требовательность к нему;
- Развитие самостоятельности воспитанника во всех видах деятельности;
- Внимательность к психическому состоянию воспитанника и разумность требований к нему;
- Доверие к воспитанникам и систематическое проверка их деятельности;
- Умение заинтересованно слушать воспитанника и сопереживать ему;
- Уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства;
- Внимательность и чуткость по отношению к людям;
- Педагогически оправданное сочетание делового и эмоционального характера отношений с воспитанника.
Педагогический такт во многом зависит от личностных качеств педагога , его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства.
Он является той основой, на которой вырастают доверительные отношения между педагогом и воспитанником
Отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость
Основные признаки педагогического такта:
- Естественность, простота обращения без фамильярности;
- Искренность тона, лишенная всякой фальши;
- Доверие к школьнику без попустительства;
- Просьба без упрашивания;
- Советы и рекомендации без навязчивости;
- Требования и внушения без подавления самостоятельности воспитанника;
- Серьезность тона без натянутости в отношениях;
- Ирония и юмор без уничижающей насмешливости;
- Требовательность без мелкой придирчивости;
- Деловитость в отношениях без раздражительности, холодности и сухости;
- Твердость и последовательность в осуществлении воспитательных воздействий без необоснованной отмены требования;
- Развитие самостоятельности без мелочной опеки;
- Быстрота и своевременность воспитательного воздействия без поспешности опрометчивых решений;
- Внимательность к воспитаннику без подчеркивания своего контроля; спокойная сосредоточенность и уравновешенность в общении, исключающая безразличие и излишнюю возбудимость;
- Ведение беседы с учащимися без дидактизма и морализирования.
Педагогическая мораль
- это система нравственных требований, предъявляемых к педагогу в его отношении:
- к самому себе,
- к своей профессии,
- к обществу,
- к детям и остальным участникам учебно-воспитательного процесса.
Некоторые качества педагога
- Честность
- Доброжелательность
- Глубокая заинтересованность в успехах своих воспитанников, уважение к их личности
- Чувство ответственности за результаты труда
- Соблюдение дисциплины
Имидж воспитателя
– эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании.
При формировании имиджа педагога реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.
Современный воспитатель должен сочетать в себе как черты собственно воспитателя (опека, замена матери)
так и черты учителя.
Выделим основные составляющие имиджа воспитателя:
- визуальная привлекательность;
- вербальное поведение;
- невербальное поведение;
- манеры, этикет;
- обаяние.
существуют следующие правила:
- Волосы должны быть чистыми, аккуратно уложенными.
- Макияж должен быть сдержанным.
- Особое внимание уделяется рукам. Ногти должны быть чистыми, ухоженными.
- Обувь должна соответствовать правилам по технике безопасности, классической формы. Хождение в шлепках не допускается.
- Не допускается использование приторных запахов парфюмерии, короткие юбки, обтягивающие брюки, шорты - слишком вызывающе для сотрудников.
- В младших группах не допускается длинная бижутерия, кольца с камнями ( в целях безопасности).
Негативные модели общения педагогов с учащимися
- Модель диктаторская («Монблан»)
- Модель «неконтактная» («Китайская стена»)
- Модель дифференцированного внимания («Локатор»)
- Модель негибкого реагирования («Робот»)
- Модель авторитарная («Я сам»)
Благоприятная модель общения
Модель активного взаимодействия («Союз»)
Заповеди педагогического общения
- Чаще улыбайтесь детям. Улыбка при входе воспитателя или педагога в группу говорит о том, что встреча с воспитанниками приятна вам.
- Пусть из ваших уст почаще звучат одобрение, похвала, поощрение.
- Следует развивать коммуникативную память-это поможет быстро восстановит предыдущую ситуацию общения с группой, воспроизводить эмоциональную атмосферу общения. Расставлять верные акценты.
- Не забывайте о коммуникативной подготовке к встрече.
- Умейте анализировать процесс общения .
- Следите за собственной речью!
Помните, что она -отражение вашей личности.
Взаимоотношения с родителями
Вся работа педагога с родителями идет через общение. Каждый день переступают родители порог детского сада, группы и здесь они должны чувствовать что их уважают, ждут, рады встрече с ними, спешат порадовать хорошей новостью, вместе с ними растят их ребенка.
Вся наша работа, вся педагогическая деятельность состоит из общения с детьми, их родителями. Нужно и важно помнить, что начинать общение следует с доброжелательной улыбки. Улыбайтесь чаще — это золотое правило во время беседы.
Педагогические работники в процессе взаимодействия с родителями воспитанников должны :
- начинать общение с приветствия;
- проявлять внимательность, тактичность, доброжелательность, желание помочь;
- выслушивать объяснения или вопросы внимательно, не перебивая говорящего, проявляя доброжелательность и уважение к собеседнику;
- высказываться в корректной и убедительной форме; если потребуется, спокойно, без раздражения повторить и разъяснить смысл сказанного;
- принять решение по существу обращения (при недостатке полномочий сообщить координаты полномочного лица ).
Правила разрешения конфликтов:
- Прежде всего следует попытаться овладеть конфликтной ситуацией, а это значит- разрядить обоюдную эмоциональную напряженность. Как? Начать с себя: убрать «лишнее» напряжение, скованность, бесцельные движения. Мимика, жесты. Поза, как мы знаем, не только выражают внутреннее состояние, но и влияют на него. Итак, внешнее спокойствие и выдержка!
- Попытаться понять мотивы поведения воспитанника. Включение мысленного анализа снижает эмоциональное возбуждение. Лучше выразить понимание затруднительного положения: «Я не понимаю твое состояние», передать свое состояние: «Меня огорчает». Итак, не пытайтесь сразу оценивать поступок, стремитесь сначала выразить свое отношение к сложившейся ситуации.
- Своим поведением повлиять на воспитанника. Снять напряженность помогает молчаливое рассмотрение лица соучастника конфликта, что даст возможность педагога сосредоточиться, изучить его состояние.
«Пойми ребенка»-профессиональная заповедь педагога. Понять - это значит проникнуть во внутреннее, душевное состояние, понять мотивы действий, поступков, переживаний. Общение педагога и воспитанника порой становится судьбоносным. Умение, слушая, слышать своего собеседника-это мастерство педагога и, безусловно, искусство общения.
Спасибо за внимание!