СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Педагогическая этика современного педагога"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации подробно описываются принцыпы взаимодействия с коллегами

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Педагогическая этика современного педагога"»

ГКУ СО КК «Усть-Лабинский СРЦН» «Педагогическая этика современного педагога» Педагог-психолог И.А.Попова

ГКУ СО КК «Усть-Лабинский СРЦН»

«Педагогическая этика современного педагога»

Педагог-психолог И.А.Попова

Педагогическая этика  - это наука о педагогической нравственности. Педагогическая этика-наука, изучающая нормы поведения. 

Педагогическая этика

- это наука о педагогической нравственности. Педагогическая этика-наука, изучающая нормы поведения. 

Педагогическая этика-часть педагогического мастерства.  Важным основанием профессиональной культуры педагога является педагогическая этика или деонтология (от греч.deon-долг и logos-учение), этика (от греч.ethos-нрав, обычай)-наука о нормах и правилах поведения, взаимоотношений между людьми.  Педагогическая этика на основе общеэтических норм определяет нормативные нравственные позиции, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с учащимися, их родителями, коллегами.

Педагогическая этика-часть педагогического мастерства.

Важным основанием профессиональной культуры педагога является педагогическая этика или деонтология (от греч.deon-долг и logos-учение), этика (от греч.ethos-нрав, обычай)-наука о нормах и правилах поведения, взаимоотношений между людьми.

Педагогическая этика на основе общеэтических норм определяет нормативные нравственные позиции, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с учащимися, их родителями, коллегами.

Требования  педагогической этики:   Установка, усиливающая веру в успех; Установление правильных взаимоотношений между педагогом и воспитанником.  Доброжелательное отношение к каждому обучающемуся; Благоприятное речевое общение с воспитанниками с самой первой встречи; Облик самого педагога, внешний вид, сама обстановка в аудитории, группе. 

Требования педагогической этики:

  •   Установка, усиливающая веру в успех;
  • Установление правильных взаимоотношений между педагогом и воспитанником.
  • Доброжелательное отношение к каждому обучающемуся;
  • Благоприятное речевое общение с воспитанниками с самой первой встречи;
  • Облик самого педагога, внешний вид, сама обстановка в аудитории, группе. 
 Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий моральных ценностей и педагогической морали.  Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т.п. К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия: профессиональный педагогический долг; педагогическая справедливость; педагогическая честь; педагогический авторитет; педагогическое сознание.

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий моральных ценностей и педагогической морали.

Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и

чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т.п.

К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия:

  • профессиональный педагогический долг;
  • педагогическая справедливость;
  • педагогическая честь;
  • педагогический авторитет;
  • педагогическое сознание.
Педагогический долг  – одна из важнейших категорий педагогической этики. В ней концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности педагога, к выполнению им своих профессиональных обязанностей. Они предусматривают осуществление определенных (преимущественно интеллектуальных) трудовых функций, правильное построение взаимоотношений с учащимися, их родителями, коллегами по работе, глубокое осознание своего отношения к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом.

Педагогический долг

– одна из важнейших категорий педагогической этики. В ней концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности педагога, к выполнению им своих профессиональных обязанностей. Они предусматривают осуществление определенных (преимущественно интеллектуальных) трудовых функций, правильное построение взаимоотношений с учащимися, их родителями, коллегами по работе, глубокое осознание своего отношения к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом.

 Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В нем также предусмотрена необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и  требовательного отношения к воспитанникам  и их родителям, умение разрешать сложные конфликты профессиональной деятельности.

Основой профессионального педагогического долга являются

объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В нем также предусмотрена необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и

требовательного отношения к воспитанникам

и их родителям, умение разрешать сложные конфликты профессиональной деятельности.

Одна из важнейших категорий педагогической этики -  профессиональный педагогический долг . Это значит: осуществлять определённые трудовые функции (преимущественно интеллектуальные); правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями, коллегами по работе; глубоко осознавать своё отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом.

Одна из важнейших категорий педагогической этики - профессиональный педагогический долг .

Это значит:

  • осуществлять определённые трудовые функции (преимущественно интеллектуальные);
  • правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями, коллегами по работе;
  • глубоко осознавать своё отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом.
Педагогическая честь Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчетливо. Если им в своем поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству.  Честь педагога – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.

Педагогическая честь

  • Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчетливо. Если им в своем поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству.

Честь педагога – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.

Педагогический  авторитет  – это его моральный статус в коллективе воспитанников и коллег;  это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый педагог регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения.  Профессиональная честь в педагогике - это понятие, выражающее не только осознание педагога своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств.

Педагогический авторитет

  • это его моральный статус в коллективе воспитанников и коллег;
  • это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый педагог регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения.

Профессиональная честь в педагогике - это понятие, выражающее не только осознание педагога своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств.

Педагогическая справедливость  Педагогическая справедливость характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями.  Она имеет специфические черты, представляет собой своеобразное мерило объективности педагога, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступках воспитанников, их отношениях к совместному делу.

Педагогическая справедливость

Педагогическая справедливость характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями.

Она имеет специфические черты, представляет собой своеобразное мерило объективности педагога, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступках воспитанников, их отношениях к совместному делу.

Справедливость это также нравственное качество воспитателя и оценка мер его взаимодействия с воспитанниками, соответствующая их реальным  заслугам перед коллективом.  Специфика же педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на нее находятся на педагога и воспитанника на разных уровнях нравственной зрелости, в связи с тем определены меры объективности в большей степени зависит от педагога.  К тому же в общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой , вследствие чего педагогически продуманное действие педагога может и не осознаваться воспитанниками.

Справедливость это также нравственное качество воспитателя и оценка мер его взаимодействия с воспитанниками, соответствующая их реальным

заслугам перед коллективом.

Специфика же педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная

реакция на нее находятся на педагога и

воспитанника на разных уровнях нравственной

зрелости, в связи с тем определены меры

объективности в большей степени зависит от педагога.

К тому же в общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой , вследствие чего педагогически продуманное действие педагога может и не осознаваться воспитанниками.

Специфика педагогической справедливости заключается в том: что оценка действия и ответная реакция на неё находятся у педагога и воспитанников на разных уровнях нравственной зрелости;  что определение меры объективности зависит от педагога в большей степени; что общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой; что педагогически необходимое, запрограммированное педагогом, может не осознаваться учениками.

Специфика педагогической справедливости заключается в том:

  • что оценка действия и ответная реакция на неё находятся у

педагога и воспитанников на разных уровнях нравственной зрелости;

  • что определение меры объективности зависит от педагога в

большей степени;

  • что общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой;
  • что педагогически необходимое, запрограммированное педагогом, может не осознаваться учениками.
Педагогический такт   Такт – чувство меры, создающее умение вести себя приличным, подобающим образом(словарь С.И. Ожегова)  Педагогический такт – принцип меры, который педагог должен соблюдать в процессе общения с детьми; определяется педагогическим мастерством, опытом, уровнем культуры и личностными качествами педагога; выражается в умении найти оптимальные меры воспитательного воздействия в любых ситуациях(в том числе и в конфликтных), не унижая достоинства ребенка и не вызывая у него сопротивления воспитанию(педагогический энциклопедический словарь под ред. Б.М. Бим-Бада).  Педагогический такт предполагает учет личностных особенностей субъектов общения, соблюдение нравственно-этических профессиональных установок педагога.  Педагогический такт - профессиональное качество педагога, часть его мастерства. 

Педагогический такт 

Такт – чувство меры, создающее умение вести себя приличным, подобающим образом(словарь С.И. Ожегова)

Педагогический такт – принцип меры, который педагог должен соблюдать в процессе общения с детьми; определяется педагогическим мастерством, опытом, уровнем культуры и личностными качествами педагога; выражается в умении найти оптимальные меры воспитательного воздействия в любых ситуациях(в том числе и в конфликтных), не унижая достоинства ребенка и не вызывая у него сопротивления воспитанию(педагогический энциклопедический словарь под ред. Б.М. Бим-Бада).

Педагогический такт предполагает учет личностных особенностей субъектов общения, соблюдение нравственно-этических профессиональных установок педагога.

Педагогический такт - профессиональное качество педагога, часть его мастерства. 

Элементы педагогического такта Уважение к воспитаннику и требовательность к нему; Развитие самостоятельности воспитанника во всех видах деятельности; Внимательность к психическому состоянию воспитанника и разумность требований к нему; Доверие к воспитанникам и систематическое проверка их деятельности; Умение заинтересованно слушать воспитанника и сопереживать ему; Уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства; Внимательность и чуткость по отношению к людям; Педагогически оправданное сочетание делового и эмоционального характера отношений с воспитанника.

Элементы педагогического такта

  • Уважение к воспитаннику и требовательность к нему;
  • Развитие самостоятельности воспитанника во всех видах деятельности;
  • Внимательность к психическому состоянию воспитанника и разумность требований к нему;
  • Доверие к воспитанникам и систематическое проверка их деятельности;
  • Умение заинтересованно слушать воспитанника и сопереживать ему;
  • Уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства;
  • Внимательность и чуткость по отношению к людям;
  • Педагогически оправданное сочетание делового и эмоционального характера отношений с воспитанника.
Педагогический такт во многом зависит от личностных качеств педагога , его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастают доверительные отношения между педагогом и воспитанником Отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость

Педагогический такт во многом зависит от личностных качеств педагога , его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства.

Он является той основой, на которой вырастают доверительные отношения между педагогом и воспитанником

Отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость

Основные признаки педагогического такта: Естественность, простота обращения без фамильярности; Искренность тона, лишенная всякой фальши;  Доверие к школьнику без попустительства; Просьба без упрашивания;  Советы и рекомендации без навязчивости; Требования и внушения без подавления самостоятельности воспитанника;

Основные признаки педагогического такта:

  • Естественность, простота обращения без фамильярности;
  • Искренность тона, лишенная всякой фальши;
  • Доверие к школьнику без попустительства;
  • Просьба без упрашивания;
  • Советы и рекомендации без навязчивости;
  • Требования и внушения без подавления самостоятельности воспитанника;
Серьезность тона без натянутости в отношениях; Ирония и юмор без уничижающей насмешливости; Требовательность без мелкой придирчивости; Деловитость в отношениях без раздражительности, холодности и сухости; Твердость и последовательность в осуществлении воспитательных воздействий без необоснованной отмены требования;  Развитие самостоятельности без мелочной опеки; Быстрота и своевременность воспитательного воздействия без поспешности опрометчивых решений; Внимательность к воспитаннику без подчеркивания своего контроля; спокойная сосредоточенность и уравновешенность в общении, исключающая безразличие и излишнюю возбудимость; Ведение беседы с учащимися без дидактизма и морализирования.
  • Серьезность тона без натянутости в отношениях;
  • Ирония и юмор без уничижающей насмешливости;
  • Требовательность без мелкой придирчивости;
  • Деловитость в отношениях без раздражительности, холодности и сухости;
  • Твердость и последовательность в осуществлении воспитательных воздействий без необоснованной отмены требования;
  • Развитие самостоятельности без мелочной опеки;
  • Быстрота и своевременность воспитательного воздействия без поспешности опрометчивых решений;
  • Внимательность к воспитаннику без подчеркивания своего контроля; спокойная сосредоточенность и уравновешенность в общении, исключающая безразличие и излишнюю возбудимость;
  • Ведение беседы с учащимися без дидактизма и морализирования.
Педагогическая мораль  - это система нравственных требований, предъявляемых к педагогу в его отношении: к самому себе,  к своей профессии,  к обществу,  к детям и остальным участникам учебно-воспитательного процесса.  

Педагогическая мораль

- это система нравственных требований, предъявляемых к педагогу в его отношении:

  • к самому себе,
  • к своей профессии,
  • к обществу,
  • к детям и остальным участникам учебно-воспитательного процесса.

 

Некоторые качества педагога   Честность  Доброжелательность  Глубокая заинтересованность в успехах своих воспитанников, уважение к их личности Чувство ответственности за результаты труда Соблюдение дисциплины

Некоторые качества педагога

  •   Честность
  • Доброжелательность
  • Глубокая заинтересованность в успехах своих воспитанников, уважение к их личности
  • Чувство ответственности за результаты труда
  • Соблюдение дисциплины
  Имидж воспитателя – эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа педагога реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими. Современный воспитатель должен сочетать в себе как черты собственно воспитателя (опека, замена матери)  так и черты учителя.  Выделим основные составляющие имиджа воспитателя:  визуальная привлекательность; вербальное поведение;  невербальное поведение;  манеры, этикет;  обаяние. 

  Имидж воспитателя

– эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании.

При формировании имиджа педагога реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.

Современный воспитатель должен сочетать в себе как черты собственно воспитателя (опека, замена матери)

так и черты учителя.

Выделим основные составляющие имиджа воспитателя:

  • визуальная привлекательность;
  • вербальное поведение;
  • невербальное поведение;
  • манеры, этикет;
  • обаяние. 
  существуют следующие правила: Волосы должны быть чистыми, аккуратно уложенными. Макияж должен быть сдержанным. Особое внимание уделяется рукам. Ногти должны быть чистыми, ухоженными.  Обувь должна соответствовать правилам по технике безопасности, классической формы. Хождение в шлепках не допускается. Не допускается использование приторных запахов парфюмерии, короткие юбки, обтягивающие брюки, шорты - слишком вызывающе для сотрудников. В младших группах не допускается длинная бижутерия, кольца с камнями ( в целях безопасности).

  существуют следующие правила:

  • Волосы должны быть чистыми, аккуратно уложенными.
  • Макияж должен быть сдержанным.
  • Особое внимание уделяется рукам. Ногти должны быть чистыми, ухоженными.
  • Обувь должна соответствовать правилам по технике безопасности, классической формы. Хождение в шлепках не допускается.
  • Не допускается использование приторных запахов парфюмерии, короткие юбки, обтягивающие брюки, шорты - слишком вызывающе для сотрудников.
  • В младших группах не допускается длинная бижутерия, кольца с камнями ( в целях безопасности).
Негативные модели общения педагогов с учащимися Модель диктаторская («Монблан»)    Модель «неконтактная» («Китайская стена»)    Модель дифференцированного внимания («Локатор»)    Модель негибкого реагирования («Робот»)    Модель авторитарная («Я сам») 

Негативные модели общения педагогов с учащимися

  • Модель диктаторская («Монблан») 
  • Модель «неконтактная» («Китайская стена») 
  • Модель дифференцированного внимания («Локатор») 
  • Модель негибкого реагирования («Робот») 
  • Модель авторитарная («Я сам») 
Благоприятная модель общения  Модель активного взаимодействия («Союз») 

Благоприятная модель общения 

Модель активного взаимодействия («Союз») 

Заповеди педагогического общения  Чаще улыбайтесь детям. Улыбка при входе воспитателя или педагога в группу говорит о том, что встреча с воспитанниками приятна вам. Пусть из ваших уст почаще звучат одобрение, похвала, поощрение. Следует развивать коммуникативную память-это поможет быстро восстановит предыдущую ситуацию общения с группой, воспроизводить эмоциональную атмосферу общения. Расставлять верные акценты. Не забывайте о коммуникативной подготовке к встрече. Умейте анализировать процесс общения . Следите за собственной речью! Помните, что она -отражение вашей личности. 

Заповеди педагогического общения 

  • Чаще улыбайтесь детям. Улыбка при входе воспитателя или педагога в группу говорит о том, что встреча с воспитанниками приятна вам.
  • Пусть из ваших уст почаще звучат одобрение, похвала, поощрение.
  • Следует развивать коммуникативную память-это поможет быстро восстановит предыдущую ситуацию общения с группой, воспроизводить эмоциональную атмосферу общения. Расставлять верные акценты.
  • Не забывайте о коммуникативной подготовке к встрече.
  • Умейте анализировать процесс общения .
  • Следите за собственной речью!

Помните, что она -отражение вашей личности. 

Взаимоотношения с родителями  Вся работа педагога с родителями идет через общение. Каждый день переступают родители порог детского сада, группы и здесь они должны чувствовать что их уважают, ждут, рады встрече с ними, спешат порадовать хорошей новостью, вместе с ними растят их ребенка.  Вся наша работа, вся педагогическая деятельность состоит из общения с детьми, их родителями. Нужно и важно помнить, что начинать общение следует с доброжелательной улыбки. Улыбайтесь чаще — это золотое правило во время беседы.

Взаимоотношения с родителями

Вся работа педагога с родителями идет через общение. Каждый день переступают родители порог детского сада, группы и здесь они должны чувствовать что их уважают, ждут, рады встрече с ними, спешат порадовать хорошей новостью, вместе с ними растят их ребенка.

Вся наша работа, вся педагогическая деятельность состоит из общения с детьми, их родителями. Нужно и важно помнить, что начинать общение следует с доброжелательной улыбки. Улыбайтесь чаще — это золотое правило во время беседы.

  Педагогические работники в процессе взаимодействия с родителями воспитанников должны : начинать общение с приветствия; проявлять внимательность, тактичность, доброжелательность, желание помочь; выслушивать объяснения или вопросы внимательно, не перебивая говорящего, проявляя доброжелательность и уважение к собеседнику;  высказываться в корректной и убедительной форме; если потребуется, спокойно, без раздражения повторить и разъяснить смысл сказанного; принять решение по существу обращения (при недостатке полномочий сообщить координаты полномочного лица ).

Педагогические работники в процессе взаимодействия с родителями воспитанников должны :

  • начинать общение с приветствия;
  • проявлять внимательность, тактичность, доброжелательность, желание помочь;
  • выслушивать объяснения или вопросы внимательно, не перебивая говорящего, проявляя доброжелательность и уважение к собеседнику;
  • высказываться в корректной и убедительной форме; если потребуется, спокойно, без раздражения повторить и разъяснить смысл сказанного;
  • принять решение по существу обращения (при недостатке полномочий сообщить координаты полномочного лица ).
Правила разрешения конфликтов:   Прежде всего следует попытаться овладеть конфликтной ситуацией, а это значит- разрядить обоюдную эмоциональную напряженность. Как? Начать с себя: убрать «лишнее» напряжение, скованность, бесцельные движения. Мимика, жесты. Поза, как мы знаем, не только выражают внутреннее состояние, но и влияют на него. Итак, внешнее спокойствие и выдержка!    Попытаться понять мотивы поведения воспитанника. Включение мысленного анализа снижает эмоциональное возбуждение. Лучше выразить понимание затруднительного положения: «Я не понимаю твое состояние», передать свое состояние: «Меня огорчает». Итак, не пытайтесь сразу оценивать поступок, стремитесь сначала выразить свое отношение к сложившейся ситуации.    Своим поведением повлиять на воспитанника. Снять напряженность помогает молчаливое рассмотрение лица соучастника конфликта, что даст возможность педагога сосредоточиться, изучить его состояние. 

Правила разрешения конфликтов:

  •   Прежде всего следует попытаться овладеть конфликтной ситуацией, а это значит- разрядить обоюдную эмоциональную напряженность. Как? Начать с себя: убрать «лишнее» напряжение, скованность, бесцельные движения. Мимика, жесты. Поза, как мы знаем, не только выражают внутреннее состояние, но и влияют на него. Итак, внешнее спокойствие и выдержка! 
  • Попытаться понять мотивы поведения воспитанника. Включение мысленного анализа снижает эмоциональное возбуждение. Лучше выразить понимание затруднительного положения: «Я не понимаю твое состояние», передать свое состояние: «Меня огорчает». Итак, не пытайтесь сразу оценивать поступок, стремитесь сначала выразить свое отношение к сложившейся ситуации. 
  • Своим поведением повлиять на воспитанника. Снять напряженность помогает молчаливое рассмотрение лица соучастника конфликта, что даст возможность педагога сосредоточиться, изучить его состояние. 
   «Пойми ребенка»-профессиональная заповедь педагога. Понять - это значит проникнуть во внутреннее, душевное состояние, понять мотивы действий, поступков, переживаний. Общение педагога и воспитанника порой становится судьбоносным. Умение, слушая, слышать своего собеседника-это мастерство педагога и, безусловно, искусство общения.    Спасибо за внимание!

 

«Пойми ребенка»-профессиональная заповедь педагога. Понять - это значит проникнуть во внутреннее, душевное состояние, понять мотивы действий, поступков, переживаний. Общение педагога и воспитанника порой становится судьбоносным. Умение, слушая, слышать своего собеседника-это мастерство педагога и, безусловно, искусство общения. 

Спасибо за внимание!