СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация педагогического опыта по теме: "Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация педагогического опыта по теме "Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР" включает в себя описание дефекта и приемы коррекции.  

Просмотр содержимого документа
«Презентация педагогического опыта по теме: "Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"»

ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ  у детей старшего дошкольного возраста с ОНР        составила учитель-логопед  МБОУ «ЦО №12» г. Тула  Репина Д.Ю.

ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ у детей старшего дошкольного возраста с ОНР составила учитель-логопед МБОУ «ЦО №12» г. Тула Репина Д.Ю.

Дисграфия – это нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки , искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизм на письме.
  • Дисграфия – это нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки , искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизм на письме.

Акустическая дисграфия Причиной возникновения этого вида является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи. На письме проявляется в заменах букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие (б-п, д-т, з-с, « С АПКА – Ш АПКА», «пи с мо», « л убит» и т.д

Акустическая дисграфия

Причиной возникновения этого вида является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи.

На письме проявляется в заменах букв, обозначающих

свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и

мягкие

(б-п, д-т, з-с, « С АПКА – Ш АПКА», «пи с мо»,

« л убит» и т.д

Артикуляторно-акустическая  дисграфия   Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Если ребёнок говорит  САРФ вместо ШАРФ или  ЛАКЕТА вместо РАКЕТА , то чаще всего именно так он и пишет эти слова.

Артикуляторно-акустическая дисграфия

Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи.

Если ребёнок говорит

САРФ вместо ШАРФ или

ЛАКЕТА вместо РАКЕТА ,

то чаще всего именно так он и пишет эти слова.

               Дисграфия на почве  Нарушений языкового анализа и синтеза   Причина возникновения – затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки. 1. Белка сидит НАВЕТКЕ . 2. Миша вышел на У ЛИЦУ . 3. плюшевого - плюше гово , ковром - ко рво м, на лугах – на галу х 4. санки - сн ки, кричат – ки чат 5. весна - ве се на, школа – ше кола, ноябрь - ноя ба рь, дружно - дру же но, Александр – Алексан да р

Дисграфия на почве Нарушений языкового анализа и синтеза

Причина возникновения – затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки.

1. Белка сидит НАВЕТКЕ .

2. Миша вышел на У ЛИЦУ .

3. плюшевого - плюше гово , ковром - ко рво м, на лугах – на галу х

4. санки - сн ки, кричат – ки чат

5. весна - ве се на, школа – ше кола, ноябрь - ноя ба рь, дружно - дру же но, Александр – Алексан да р

Аграмматическая  дисграфия   Причина возникновения – недоразвитие грамматического строя речи  козлята – коз лё нки  много дерев ов  над столом – на столом  около него –около ним   дети беж ит

Аграмматическая дисграфия

Причина возникновения – недоразвитие грамматического строя речи

козлята – коз лё нки

много дерев ов

над столом – на столом

около него –около ним

дети беж ит

Оптическая дисграфия   Причина возникновения несформированность зрительно-пространственных функций. не дописывание элементов букв : «и» вместо «ш», «ш» вместо «щ», «л» вместо «м», «х» вместо «ж», «и» вместо «у» добавление лишних элементов «ш» вместо «и», четыре палочки у «ш» или «щ» и т.д. в пространстве по отношению друг к другу с неправильное расположении элементов букв возможными видоизменениями самих элементов «в» вместо «д», «б» вместо «д», включая сюда и зеркальное изображение букв

Оптическая дисграфия

Причина возникновения несформированность зрительно-пространственных функций.

  • не дописывание элементов букв : «и» вместо «ш», «ш» вместо «щ», «л» вместо «м», «х» вместо «ж», «и» вместо «у»
  • добавление лишних элементов «ш» вместо «и», четыре палочки у «ш» или «щ» и т.д.
  • в пространстве по отношению друг к другу с неправильное расположении элементов букв возможными видоизменениями самих элементов «в» вместо «д», «б» вместо «д», включая сюда и зеркальное изображение букв
Смешанная дисграфия  несформированность не одной, а сразу двух или нескольких операций письма, что значительно усложняет общую картину письма

Смешанная дисграфия

  • несформированность не одной, а сразу двух или нескольких операций письма, что значительно усложняет общую картину письма
  1.Ошибки на уровне буквы и слога : Проявляются в виде пропуска, перестановки местами, вставки лишних букв или слогов, смешения букв (например, ребенок путает буквы б-д, п-т, и-ш, и-у, о-а и т.д.);  2. Ошибки на уровне слова: Сливается несколько слов или, наоборот, одно слово пишется по частям; неосознавание и ошибочное использование морфем («пожарник поливает пожар», «лосиха присторожилась»); ошибки в операции словообразования (рука-«рукища», нога-«ногища», «медведий хвост», «ветерный день»);  3. Ошибки на уровне предложения: Не обозначаются границы предложений в виде заглавных букв и точек; нарушена грамматическая связь между словами, неправильно выбираются окончания слов, пропускаются или заменяются предлоги. Примеры ошибок: «большая белая пятно», «по дорожках сада», «играю из девочкой Леной».

1.Ошибки на уровне буквы и слога :

Проявляются в виде пропуска, перестановки местами, вставки лишних букв или слогов, смешения букв (например, ребенок путает буквы б-д, п-т, и-ш, и-у, о-а и т.д.);

2. Ошибки на уровне слова:

Сливается несколько слов или, наоборот, одно слово пишется по частям; неосознавание и ошибочное использование морфем («пожарник поливает пожар», «лосиха присторожилась»); ошибки в операции словообразования (рука-«рукища», нога-«ногища», «медведий хвост», «ветерный день»);

3. Ошибки на уровне предложения:

Не обозначаются границы предложений в виде заглавных букв и точек; нарушена грамматическая связь между словами, неправильно выбираются окончания слов, пропускаются или заменяются предлоги. Примеры ошибок: «большая белая пятно», «по дорожках сада», «играю из девочкой Леной».

Основные направления коррекции нарушения письма. 1.  Развитие фонематического восприятия. 2. Развитие языкового анализа и синтеза. 3. Обогащение словаря, развитие грамматического строя и связной речи. 4.  Формирование зрительно-пространственного функций. 5. Развитие серийной организации движений и произвольной регуляции.

Основные направления коррекции нарушения письма.

1. Развитие фонематического восприятия.

2. Развитие языкового анализа и синтеза.

3. Обогащение словаря, развитие грамматического строя и связной речи.

4. Формирование зрительно-пространственного функций.

5. Развитие серийной организации движений и произвольной регуляции.

Игры и упражнения для профилактики дисграфии

Игры и упражнения для профилактики дисграфии

Коррекционная работа при акустической дисграфии Развитие фонетического слуха и фонематического​ восприятия​ РЕКОМЕНДАЦИИ  Ребенок пишет не то, что ему говорят, ​ а то, что он услышал. ​ Работа над правильной артикуляцией смешиваемых звуков;​ Опорные схемы, знаки, цвета и символы;​ Опора на разные анализаторы;​ Дифференциация смешиваемых звуков.​ (У звонких - в горле дрожит, слышен голос;  ​ Использовать слова-паронимы (значения); ​ Опираться на положения органов артикуляции и т. д.

Коррекционная работа при акустической дисграфии

Развитие фонетического слуха и фонематического​ восприятия​

РЕКОМЕНДАЦИИ

Ребенок пишет не то, что ему говорят,а то, что он услышал.

  • Работа над правильной артикуляцией смешиваемых звуков;​
  • Опорные схемы, знаки, цвета и символы;​
  • Опора на разные анализаторы;​
  • Дифференциация смешиваемых звуков.​ (У звонких - в горле дрожит, слышен голос; Использовать слова-паронимы (значения);Опираться на положения органов артикуляции и т. д.
Коррекционная работа при ​  артикуляторно-акустической дисграфии  Коррекция звукопроизношения​ Развитие фонетического слуха и фонематического​ восприятия Фонематический слух  – способность к распознаванию звуков речи​  РЕКОМЕНДАЦИИ   Для преодоления этого вида дисграфии необходимо воспитать четкую слуховую дифференциацию не различаемых на слух звуков (удобнее всего отождествить эти звуки для более яркого ее подчеркивания)​

Коррекционная работа при ​ артикуляторно-акустической дисграфии

  • Коррекция звукопроизношения​
  • Развитие фонетического слуха и фонематического​ восприятия

Фонематический слух  – способность к распознаванию звуков речи​

РЕКОМЕНДАЦИИ

  Для преодоления этого вида дисграфии необходимо воспитать четкую слуховую дифференциацию не различаемых на слух звуков (удобнее всего отождествить эти звуки для более яркого ее подчеркивания)​

Коррекционная работа при ​  дисграфии на почве нарушения ​  языкового анализа и синтеза.   Развитие языкового анализа и синтеза​   Развитие слогового анализа и синтеза  Развитие фонематического анализа и синтеза

Коррекционная работа при ​ дисграфии на почве нарушения ​ языкового анализа и синтеза.

  •   Развитие языкового анализа и синтеза​
  •   Развитие слогового анализа и синтеза
  • Развитие фонематического анализа и синтеза
Профилактика дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза

Профилактика дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза

Игра «Цепочка слов»

Игра «Цепочка слов»

Игра «Определи общий звук»

Игра «Определи общий звук»

Игра «Собери слово по первым звукам»

Игра «Собери слово по первым звукам»

Даем характеристику звукам

Даем характеристику звукам

Раздели слова на слоги

Раздели слова на слоги

Коррекционная работа при аграмматической  дисграфии ​   Развитие лексико-грамматического строя речи  РЕКОМЕНДАЦИИ Работа над образованием слов приставочным и суффиксальным способом Формирование навыков согласования и управления слов в словосочетании и предложении Обучение составлению словосочетаний и предложений, распространению предложений

Коррекционная работа при аграмматической  дисграфии

  •   Развитие лексико-грамматического строя речи

РЕКОМЕНДАЦИИ

  • Работа над образованием слов приставочным и суффиксальным способом
  • Формирование навыков согласования и управления слов в словосочетании и предложении
  • Обучение составлению словосочетаний и предложений, распространению предложений
Работа над пониманием и употреблением предлогов    

Работа над пониманием и употреблением предлогов

 

 

Коррекционная работа при оптической дисграфии ​ Развитие зрительно-пространственных функций:​  ​   зрительного гнозиса, ​​ зрительного мнезиса, ​ зрительного анализа и синтеза, ​ пространственных представлений.​ ​

Коррекционная работа при оптической дисграфии

Развитие зрительно-пространственных функций:​ 

  •   зрительного гнозиса, ​​
  • зрительного мнезиса, ​
  • зрительного анализа и синтеза, ​
  • пространственных представлений.​

 Упражнения для коррекции оптической дисграфии

Упражнения для коррекции оптической дисграфии

Упражнения для коррекции оптической дисграфии

Упражнения для коррекции оптической дисграфии

Упражнения для коррекции оптической дисграфии

Упражнения для коррекции оптической дисграфии

Упражнения для коррекции оптической дисграфии  Ориентировка на листе Положи круг в правом верхнем углу, слева от него крестик, в нижнем левом углу квадрат и т. д. «Графические диктанты» – Нарисуй в центре листа треугольник , справа от него нарисуй круг, слева от треугольника – ромб и т.д. (сверху, снизу) Ориентировка на листе в клеточку: «Нарисуй такую же фигуру», «Графические диктанты в клеточку», «Зеркало» (дорисуй другую половинку).

Упражнения для коррекции оптической дисграфии Ориентировка на листе

  • Положи круг в правом верхнем углу, слева от него крестик, в нижнем левом углу квадрат и т. д.
  • «Графические диктанты» – Нарисуй в центре листа треугольник , справа от него нарисуй круг, слева от треугольника – ромб и т.д. (сверху, снизу)
  • Ориентировка на листе в клеточку: «Нарисуй такую же фигуру», «Графические диктанты в клеточку», «Зеркало» (дорисуй другую половинку).
ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ  В РАБОТЕ!

ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ В РАБОТЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!