СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация Педагогика

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему "Педагогика".

Просмотр содержимого документа
«Презентация Педагогика»

 Педагогика  наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека

Педагогика

наука о сущности,

закономерностях,

принципах, методах

и формах обучения и

воспитания человека

Профессиональная педагогика  Область теоретического и практико-ориентированного научного знания, распространяемого на всю систему профессиональной подготовки человека, независимо от его возраста, уровня предшествующего образования, объектов, характера и профиля трудовой и профессиональной деятельности Г.Н. Жуков и др. «Основы общей и профессиональной педагогики»

Профессиональная педагогика

  • Область теоретического и практико-ориентированного научного знания, распространяемого на всю систему профессиональной подготовки человека, независимо от его возраста, уровня предшествующего образования, объектов, характера и профиля трудовой и профессиональной деятельности

Г.Н. Жуков и др. «Основы общей и профессиональной педагогики»

 ПРИ ОБУЧЕНИИ

ПРИ ОБУЧЕНИИ

Характеристика профессиональной педагогики Объект - сфера специальной (профессиональной) подготовки человека в единой системе непрерывного образования Предмет - процесс формирования профессионально­значимых качеств личности с учетом специфических особенностей профессионального образования того или иного уровня и профиля.

Характеристика профессиональной педагогики

  • Объект - сфера специальной (профессиональной) подготовки человека в единой системе непрерывного образования
  • Предмет - процесс формирования профессионально­значимых качеств личности с учетом специфических особенностей профессионального образования того или иного уровня и профиля.
 ЗАДАЧИ педагогики вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами изучение и обобщение практики и опыта разработка новых методов, средств, форм и систем обучения прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее Традиционно в учебниках и другой педагогической литературе рассматриваются от трех до пяти понятий педагогики, которые относят к разряду категорий. Остановимся на следующем перечне и иерархии категорий педагогики:

ЗАДАЧИ педагогики

  • вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами
  • изучение и обобщение практики и опыта
  • разработка новых методов, средств, форм и систем обучения
  • прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее

Традиционно в учебниках и другой педагогической литературе рассматриваются от трех до пяти понятий педагогики, которые относят к разряду категорий. Остановимся на следующем перечне и иерархии категорий педагогики:

ЗАДАЧИ профессиональной педагогики изучение закономерностей образования разработка принципов обучения и воспитания, педагогических технологий обоснование типов профессиональных учебных заведений и систем их управления обобщение знаний о педагогических теориях, способах проектирования инновационных образовательных систем прогнозирование путей дальнейшего развития профессионального образования.

ЗАДАЧИ профессиональной педагогики

  • изучение закономерностей образования
  • разработка принципов обучения и воспитания, педагогических технологий
  • обоснование типов профессиональных учебных заведений и систем их управления
  • обобщение знаний о педагогических теориях, способах проектирования инновационных образовательных систем
  • прогнозирование путей дальнейшего развития профессионального образования.
 Система педагогических наук (отрасли и разделы)  1.  Общая педагогика исследует основные закономерности образования.  2. Возрастная педагогика - дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых, - изучающая возрастные аспекты обучения и воспитания.  3. Специальная (коррекционная) педагогика. 4.  Профессиональная педагогика изучает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретную профессиональную сферу деятельности. В зависимости от профессиональной области выделяют следующие ее разделы: 1)  производственная педагогика; 2)  военная педагогика; 3)  медицинская педагогика ; 4) инженерная педагогика; 5) спортивная педагогика.

Система педагогических наук (отрасли и разделы)

1.  Общая педагогика исследует основные закономерности образования.

2. Возрастная педагогика - дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых, - изучающая возрастные аспекты обучения и воспитания.

3. Специальная (коррекционная) педагогика.

4.  Профессиональная педагогика изучает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретную профессиональную сферу деятельности. В зависимости от профессиональной области выделяют следующие ее разделы:

1)  производственная педагогика;

2)  военная педагогика;

3)  медицинская педагогика ;

4) инженерная педагогика;

5) спортивная педагогика.

Система педагогических наук (отрасли и разделы)   5.   Социальная педагогика изучает закономерности социального воспитания и социального обучения. 6.  Лечебная педагогика разрабатывает систему образовательно-воспитательной деятельности педагогов с ослабленными и больными школьниками. Представляет собой интегрированную медико-педагогическую науку. 7.  Гендерная педагогика . 8.  Этнопедагогика . 9.  Семейная педагогика разрабатывает закономерности воспитания и образования детей в семье. 10.  Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и отличий. 11.  Исправительно-трудовая педагогика. Существуют детская и взрослая отрасли данной науки. 12.  Методики преподавания различных дисциплин содержат специфические частные закономерности обучения конкретным дисциплинам, накапливают технологический инструментарий.

Система педагогических наук (отрасли и разделы)

5.   Социальная педагогика изучает закономерности социального воспитания и социального обучения.

6.  Лечебная педагогика разрабатывает систему образовательно-воспитательной деятельности педагогов с ослабленными и больными школьниками. Представляет собой интегрированную медико-педагогическую науку.

7.  Гендерная педагогика .

8.  Этнопедагогика .

9.  Семейная педагогика разрабатывает закономерности воспитания и образования детей в семье.

10.  Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и отличий.

11.  Исправительно-трудовая педагогика. Существуют детская и взрослая отрасли данной науки.

12.  Методики преподавания различных дисциплин содержат специфические частные закономерности обучения конкретным дисциплинам, накапливают технологический инструментарий.

Связь педагогики с другими науками:

  • с философией - процесс получения педагогического знания подчиняется общим закономерностям научного познания, изучаемого философией. Педагогика не может приобрести статус науки путем экспериментирования и обобщения опыта без их философского обоснования.
  •    с психологией - педагогика до тех пор, пока не накопила в достаточной степени собственного научного содержания, использовала в качестве теоретического обоснования педагогической практики психологию. Более того, самые выдающиеся педагоги прошлого в первую очередь были философами и психологами.

Педагогика тесно связана и с науками, изучающими человека как индивида. Это биология (анатомия и физиология человека), антропология и медицина.

  •    с медициной - появление коррекционной педагогики.
  •    с экономическими науками - обособление такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических законов в сфере образования.
  •    с социологией - планирование образования, выявление основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.
  •    с политологией - выявление условий и механизмов становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей, установок, политического мировоззрения.
Связь педагогики с другими науками:  с этикой.  Педагогика рассматривает вопросы о том, как индивид или общество присваивает моральные нормы и образцы поведения, и выстраивает направления воспитания и разрабатывает его методы. с эстетикой  - разработка теории и создание действенной системы художественного воспитания. с логикой . Логика во многом определяет структуру содержания образования и порядок изложения материала в процессе обучения, а также способы развития мышления в рамках образовательного процесса. Безусловно, это задача и педагогики в пределах своего предмета, но логические схемы, фигуры, законы служат необходимой (хотя и недостаточной) основой. Связи педагогики с различными разделами математики и кибернетики  (теория вероятности, математическая статистика, теория автоматов) важны для решения на современном уровне педагогических проблем с использованием аппарата этих наук: моделирования и алгоритмизации обучения и т. п.

Связь педагогики с другими науками:

  • с этикой. Педагогика рассматривает вопросы о том, как индивид или общество присваивает моральные нормы и образцы поведения, и выстраивает направления воспитания и разрабатывает его методы.
  • с эстетикой - разработка теории и создание действенной системы художественного воспитания.
  • с логикой . Логика во многом определяет структуру содержания образования и порядок изложения материала в процессе обучения, а также способы развития мышления в рамках образовательного процесса. Безусловно, это задача и педагогики в пределах своего предмета, но логические схемы, фигуры, законы служат необходимой (хотя и недостаточной) основой.
  • Связи педагогики с различными разделами математики и кибернетики (теория вероятности, математическая статистика, теория автоматов) важны для решения на современном уровне педагогических проблем с использованием аппарата этих наук: моделирования и алгоритмизации обучения и т. п.
Связь педагогики и психологии  Существует несколько наиболее важных узлов связи. Главный из них - предмет исследования этих наук.  Психология изучает законы развития психики человека, педагогика разрабатывает законы управления развитием личности.  Воспитание, образование, обучение человека - целенаправленное развитие психики (мышления, деятельности).  Общность методов исследований педагогики и психологии.  Научные инструменты психологического поиска (психометрия, парное сравнение, психологические тесты, психологические анкеты и др.) служат решению педагогических проблем

Связь педагогики и психологии

Существует несколько наиболее важных узлов связи. Главный из них - предмет исследования этих наук.

Психология изучает законы развития психики человека, педагогика разрабатывает законы управления развитием личности.

Воспитание, образование, обучение человека - целенаправленное развитие психики (мышления, деятельности).

Общность методов исследований педагогики и психологии.

Научные инструменты психологического поиска (психометрия, парное сравнение, психологические тесты, психологические анкеты и др.) служат решению педагогических проблем

 КАТЕГОРИИ педагогики  группа понятий, определяющих основные, существенные черты целостного педагогического процесса, безотносительно к его видам и формам ОБРАЗОВАНИЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧЕНИЕ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛИЗАЦИЯ  Традиционно в учебниках и другой педагогической литературе рассматриваются от трех до пяти понятий педагогики, которые относят к разряду категорий. Остановимся на следующем перечне и иерархии категорий педагогики:

КАТЕГОРИИ педагогики

группа понятий, определяющих основные, существенные черты целостного педагогического процесса, безотносительно к его видам и формам

ОБРАЗОВАНИЕ

ВОСПИТАНИЕ

ОБУЧЕНИЕ

РАЗВИТИЕ

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Традиционно в учебниках и другой педагогической литературе рассматриваются от трех до пяти понятий педагогики, которые относят к разряду категорий. Остановимся на следующем перечне и иерархии категорий педагогики:

 КАТЕГОРИИ педагогики   ОБРАЗОВАНИЕ – это специально организованный процесс освоения социального опыта и формирования на этой основе индивидуального опыта обучающихся по решению познавательных и личностных проблем, результатом которого является достижение определенного уровня образованности.   В буквальном смысле слово

КАТЕГОРИИ педагогики

ОБРАЗОВАНИЕ – это специально организованный процесс освоения социального опыта и формирования на этой основе индивидуального опыта обучающихся по решению познавательных и личностных проблем, результатом которого является достижение определенного уровня образованности.

В буквальном смысле слово "образование" означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. В этом смысле образование трактуется как результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков и умений, отношений.

ОБРАЗОВАНИЕ – процесс развития личности, обогащения ее индивидуального опыта, взаимодействия опыта социального и индивидуального, процесс раскрытия творческих возможностей личности.

МИНОБРНАУКИ РФ Отраслевые министерства РОН ФАО ОУО субъектов РФ МОУО ООУ СПО ВУЗЫ НПО

МИНОБРНАУКИ РФ

Отраслевые

министерства

РОН

ФАО

ОУО

субъектов РФ

МОУО

ООУ

СПО

ВУЗЫ

НПО

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (ФГОС)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

(ФГОС)

ФГОС

ФГОС

КАТЕГОРИИ педагогики

ВОСПИТАНИЕ - социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду.

ВОСПИТАНИЕ является объектом изучения ряда наук: философии, психологии, педагогики, социологии, этнографии.

ПЕДАГОГИКА исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.

ВОСПИТАНИЕ представляет собой единство педагогической деятельности и собственной активности воспитуемого.

Философия исследует онтологические и гносеологические основы воспитания, формулирует наиболее общие представления о высших целях и ценностях воспитания, в соответствии с которыми определяются его конкретные средства.

Социология изучает проблему социализации личности, выявляет социальные проблемы ее развития.

Этнография рассматривает закономерности воспитания у народов мира на разных стадиях исторического развития, существующий у разных народов "канон" воспитания и его специфические особенности.

Экономическая наука определяет роль воспитания в росте эффективности общественного производства, финансовые и материально-технические ресурсы, необходимые для создания оптимальной инфраструктуры системы воспитания.

Психология выявляет индивидуальные, возрастные особенности и закономерности развития и поведения людей, что служит важнейшей предпосылкой для определения способов и средств воспитания.

 КАТЕГОРИИ педагогики  ОБУЧЕНИЕ – это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование человека, его воспитание и развитие.   Этот процесс необходимо понимать как всеобщий механизм, которым осуществляется трансляция социокультурного содержания, его репродукция в каждом новом поколении. Обучение есть механизм не только образования, но и воспитания, и в целом – педагогической деятельности.    Традиционно в учебниках и другой педагогической литературе рассматриваются от трех до пяти понятий педагогики, которые относят к разряду категорий. Остановимся на следующем перечне и иерархии категорий педагогики:

КАТЕГОРИИ педагогики

ОБУЧЕНИЕ – это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование человека, его воспитание и развитие. Этот процесс необходимо понимать как всеобщий механизм, которым осуществляется трансляция социокультурного содержания, его репродукция в каждом новом поколении. Обучение есть механизм не только образования, но и воспитания, и в целом – педагогической деятельности.

Традиционно в учебниках и другой педагогической литературе рассматриваются от трех до пяти понятий педагогики, которые относят к разряду категорий. Остановимся на следующем перечне и иерархии категорий педагогики:

 КАТЕГОРИИ педагогики

КАТЕГОРИИ педагогики

 КАТЕГОРИИ педагогики   РАЗВИТИЕ – процесс последовательных, прогрессивных, внутренних и внешних изменений, которые характеризуются переходом от низших к высшим формам и уровням жизнедеятельности человека.    СОЦИАЛИЗАЦИЯ – развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.   Традиционно в учебниках и другой педагогической литературе рассматриваются от трех до пяти понятий педагогики, которые относят к разряду категорий. Остановимся на следующем перечне и иерархии категорий педагогики:

КАТЕГОРИИ педагогики

РАЗВИТИЕ – процесс последовательных, прогрессивных, внутренних и внешних изменений, которые характеризуются переходом от низших к высшим формам и уровням жизнедеятельности человека.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ – развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

Традиционно в учебниках и другой педагогической литературе рассматриваются от трех до пяти понятий педагогики, которые относят к разряду категорий. Остановимся на следующем перечне и иерархии категорий педагогики:

 Язык педагогической науки  Совокупность категорий и понятий любой науки образует ее язык. С помощью языка раскрывается предмет науки, описывается та часть объективной реальности, которая изучается наукой. Каждая наука излагает эмпирические и теоретические знания на своем собственном языке. Для того, чтобы что-то понять, осмыслить, из того что написано в учебниках, монографиях, статьях, надо знать язык, на котором все это изложено.

Язык педагогической науки

Совокупность категорий и понятий любой науки образует ее язык. С помощью языка раскрывается предмет науки, описывается та часть объективной реальности, которая изучается наукой. Каждая наука излагает эмпирические и теоретические знания на своем собственном языке. Для того, чтобы что-то понять, осмыслить, из того что написано в учебниках, монографиях, статьях, надо знать язык, на котором все это изложено.

 Язык педагогической науки  Одно и то же понятие в педагогике может иметь (и, как правило, имеет) до трех десятков определений. Это связано с тем, что разные исследователи изучают педагогическую реальность исходя из разных философских оснований , под разными углами зрения (аспектами). Во многом это определяется действующим в гуманитарных науках принципом «многозначности истины в гуманитарном знании». Поэтому, читая любую педагогическую литературу, необходимо в первую очередь определить, исходя из каких философских оснований (марксистско-ленинской диалектики, прагматизма, гуманизма, пр.) автор анализирует те или иные педагогические явления и процессы, поскольку это определяет язык изложения и используемый понятийный аппарат.

Язык педагогической науки

Одно и то же понятие в педагогике может иметь (и, как правило, имеет) до трех десятков определений. Это связано с тем, что разные исследователи изучают педагогическую реальность исходя из разных философских оснований , под разными углами зрения (аспектами). Во многом это определяется действующим в гуманитарных науках принципом «многозначности истины в гуманитарном знании». Поэтому, читая любую педагогическую литературу, необходимо в первую очередь определить, исходя из каких философских оснований (марксистско-ленинской диалектики, прагматизма, гуманизма, пр.) автор анализирует те или иные педагогические явления и процессы, поскольку это определяет язык изложения и используемый понятийный аппарат.

Категории профессиональной педагогики Профессия Специальность Рабочий, работник, специалист Профессиональная деятельность, профессиональная квалификация, профессиональное мастерство Профессиональное обучение Профессиональное воспитание

Категории профессиональной педагогики

  • Профессия
  • Специальность
  • Рабочий, работник, специалист
  • Профессиональная деятельность, профессиональная квалификация, профессиональное мастерство
  • Профессиональное обучение
  • Профессиональное воспитание
Категории профессиональной педагогики ПРОФЕССИЯ – относительно постоянный вид трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и используемый как источник существования. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ – конкретизированный вид трудовой деятельности в рамках данной профессии.

Категории профессиональной педагогики

  • ПРОФЕССИЯ – относительно постоянный вид трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и используемый как источник существования.
  • СПЕЦИАЛЬНОСТЬ – конкретизированный вид трудовой деятельности в рамках данной профессии.
Категории профессиональной педагогики РАБОТНИК – человек, осуществляющий производительный или управленческий труд и живущий за счет оплаты этого труда. РАБОЧИЙ – работник, выполняющий труд, требующий начального профессионального образования. СПЕЦИАЛИСТ – человек со средним и высшим профессиональным образованием, выполняющий функции по планированию, организации и руководству, т.е. осуществляющий управленческий и производительный труд.

Категории профессиональной педагогики

  • РАБОТНИК – человек, осуществляющий производительный или управленческий труд и живущий за счет оплаты этого труда.
  • РАБОЧИЙ – работник, выполняющий труд, требующий начального профессионального образования.
  • СПЕЦИАЛИСТ – человек со средним и высшим профессиональным образованием, выполняющий функции по планированию, организации и руководству, т.е. осуществляющий управленческий и производительный труд.
Категории профессиональной педагогики Формирование готовности к ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ будущего работника достигается посредством профессионального образования, профессионального воспитания и профессионального обучения. Профессиональное самообразование, самовоспитание. Профессиональное самообучение. Процесс профессионального самообразования, самовоспитания в единстве с профессиональным образованием, воспитанием и обучением, направленный на общее и профессиональное развитие личности, означает профессиональное становление будущего специалиста.

Категории профессиональной педагогики

  • Формирование готовности к ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ будущего работника достигается посредством профессионального образования, профессионального воспитания и профессионального обучения.
  • Профессиональное самообразование, самовоспитание. Профессиональное самообучение.
  • Процесс профессионального самообразования, самовоспитания в единстве с профессиональным образованием, воспитанием и обучением, направленный на общее и профессиональное развитие личности, означает профессиональное становление будущего специалиста.
Категории профессиональной педагогики В процессе профессионального становления происходит изменение ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ, под которой понимаются ступени профессиональной подготовленности работника к профессиональной деятельности. Рост профессиональной квалификации измеряется количественно в разрядах и категориях. Высший уровень квалификации, приобретаемый в процессе работы с элементами творческой деятельности, оценивается как ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО.

Категории профессиональной педагогики

  • В процессе профессионального становления происходит изменение ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ, под которой понимаются ступени профессиональной подготовленности работника к профессиональной деятельности.
  • Рост профессиональной квалификации измеряется количественно в разрядах и категориях.
  • Высший уровень квалификации, приобретаемый в процессе работы с элементами творческой деятельности, оценивается как ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО.
Категории профессиональной педагогики ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ – специально организованный и управляемый процесс формирования профессиональных знаний и умений, способов творческой деятельности и освоение их во взаимодействие с целью развития личности и формирования готовности к профессиональной деятельности. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ – специально организованный и управляемый процесс включения обучающихся в различные социально-профессиональные отношения с целью развития у них профессионально важных личностных качеств и формирование готовности к профессиональной деятельности.

Категории профессиональной педагогики

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ – специально организованный и управляемый процесс формирования профессиональных знаний и умений, способов творческой деятельности и освоение их во взаимодействие с целью развития личности и формирования готовности к профессиональной деятельности.
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ – специально организованный и управляемый процесс включения обучающихся в различные социально-профессиональные отношения с целью развития у них профессионально важных личностных качеств и формирование готовности к профессиональной деятельности.
Методика профессионального обучения (МПО) Методика – совокупность конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах. Объект познания МПО – процесс обучения определенному предмету (дисциплине). Предмет познания МПО – закономерности методической деятельности педагога профессиональной школы по проектированию, конструированию, разработке специальных средств обучения.

Методика профессионального обучения

(МПО)

  • Методика – совокупность конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах.
  • Объект познания МПО – процесс обучения определенному предмету (дисциплине).
  • Предмет познания МПО – закономерности методической деятельности педагога профессиональной школы по проектированию, конструированию, разработке специальных средств обучения.