Педагогика
наука о сущности,
закономерностях,
принципах, методах
и формах обучения и
воспитания человека
Профессиональная педагогика
- Область теоретического и практико-ориентированного научного знания, распространяемого на всю систему профессиональной подготовки человека, независимо от его возраста, уровня предшествующего образования, объектов, характера и профиля трудовой и профессиональной деятельности
Г.Н. Жуков и др. «Основы общей и профессиональной педагогики»
ПРИ ОБУЧЕНИИ
Характеристика профессиональной педагогики
- Объект - сфера специальной (профессиональной) подготовки человека в единой системе непрерывного образования
- Предмет - процесс формирования профессиональнозначимых качеств личности с учетом специфических особенностей профессионального образования того или иного уровня и профиля.
ЗАДАЧИ педагогики
- вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами
- изучение и обобщение практики и опыта
- разработка новых методов, средств, форм и систем обучения
- прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее
Традиционно в учебниках и другой педагогической литературе рассматриваются от трех до пяти понятий педагогики, которые относят к разряду категорий. Остановимся на следующем перечне и иерархии категорий педагогики:
ЗАДАЧИ профессиональной педагогики
- изучение закономерностей образования
- разработка принципов обучения и воспитания, педагогических технологий
- обоснование типов профессиональных учебных заведений и систем их управления
- обобщение знаний о педагогических теориях, способах проектирования инновационных образовательных систем
- прогнозирование путей дальнейшего развития профессионального образования.
Система педагогических наук (отрасли и разделы)
1. Общая педагогика исследует основные закономерности образования.
2. Возрастная педагогика - дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых, - изучающая возрастные аспекты обучения и воспитания.
3. Специальная (коррекционная) педагогика.
4. Профессиональная педагогика изучает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретную профессиональную сферу деятельности. В зависимости от профессиональной области выделяют следующие ее разделы:
1) производственная педагогика;
2) военная педагогика;
3) медицинская педагогика ;
4) инженерная педагогика;
5) спортивная педагогика.
Система педагогических наук (отрасли и разделы)
5. Социальная педагогика изучает закономерности социального воспитания и социального обучения.
6. Лечебная педагогика разрабатывает систему образовательно-воспитательной деятельности педагогов с ослабленными и больными школьниками. Представляет собой интегрированную медико-педагогическую науку.
7. Гендерная педагогика .
8. Этнопедагогика .
9. Семейная педагогика разрабатывает закономерности воспитания и образования детей в семье.
10. Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и отличий.
11. Исправительно-трудовая педагогика. Существуют детская и взрослая отрасли данной науки.
12. Методики преподавания различных дисциплин содержат специфические частные закономерности обучения конкретным дисциплинам, накапливают технологический инструментарий.
Связь педагогики с другими науками:
- с философией - процесс получения педагогического знания подчиняется общим закономерностям научного познания, изучаемого философией. Педагогика не может приобрести статус науки путем экспериментирования и обобщения опыта без их философского обоснования.
- с психологией - педагогика до тех пор, пока не накопила в достаточной степени собственного научного содержания, использовала в качестве теоретического обоснования педагогической практики психологию. Более того, самые выдающиеся педагоги прошлого в первую очередь были философами и психологами.
Педагогика тесно связана и с науками, изучающими человека как индивида. Это биология (анатомия и физиология человека), антропология и медицина.
- с медициной - появление коррекционной педагогики.
- с экономическими науками - обособление такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических законов в сфере образования.
- с социологией - планирование образования, выявление основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.
- с политологией - выявление условий и механизмов становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей, установок, политического мировоззрения.
Связь педагогики с другими науками:
- с этикой. Педагогика рассматривает вопросы о том, как индивид или общество присваивает моральные нормы и образцы поведения, и выстраивает направления воспитания и разрабатывает его методы.
- с эстетикой - разработка теории и создание действенной системы художественного воспитания.
- с логикой . Логика во многом определяет структуру содержания образования и порядок изложения материала в процессе обучения, а также способы развития мышления в рамках образовательного процесса. Безусловно, это задача и педагогики в пределах своего предмета, но логические схемы, фигуры, законы служат необходимой (хотя и недостаточной) основой.
- Связи педагогики с различными разделами математики и кибернетики (теория вероятности, математическая статистика, теория автоматов) важны для решения на современном уровне педагогических проблем с использованием аппарата этих наук: моделирования и алгоритмизации обучения и т. п.
Связь педагогики и психологии
Существует несколько наиболее важных узлов связи. Главный из них - предмет исследования этих наук.
Психология изучает законы развития психики человека, педагогика разрабатывает законы управления развитием личности.
Воспитание, образование, обучение человека - целенаправленное развитие психики (мышления, деятельности).
Общность методов исследований педагогики и психологии.
Научные инструменты психологического поиска (психометрия, парное сравнение, психологические тесты, психологические анкеты и др.) служат решению педагогических проблем
КАТЕГОРИИ педагогики
группа понятий, определяющих основные, существенные черты целостного педагогического процесса, безотносительно к его видам и формам
ОБРАЗОВАНИЕ
ВОСПИТАНИЕ
ОБУЧЕНИЕ
РАЗВИТИЕ
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Традиционно в учебниках и другой педагогической литературе рассматриваются от трех до пяти понятий педагогики, которые относят к разряду категорий. Остановимся на следующем перечне и иерархии категорий педагогики:
КАТЕГОРИИ педагогики
ОБРАЗОВАНИЕ – это специально организованный процесс освоения социального опыта и формирования на этой основе индивидуального опыта обучающихся по решению познавательных и личностных проблем, результатом которого является достижение определенного уровня образованности.
В буквальном смысле слово "образование" означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. В этом смысле образование трактуется как результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков и умений, отношений.
ОБРАЗОВАНИЕ – процесс развития личности, обогащения ее индивидуального опыта, взаимодействия опыта социального и индивидуального, процесс раскрытия творческих возможностей личности.
МИНОБРНАУКИ РФ
Отраслевые
министерства
РОН
ФАО
ОУО
субъектов РФ
МОУО
ООУ
СПО
ВУЗЫ
НПО
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
(ФГОС)
ФГОС
КАТЕГОРИИ педагогики
ВОСПИТАНИЕ - социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду.
ВОСПИТАНИЕ является объектом изучения ряда наук: философии, психологии, педагогики, социологии, этнографии.
ПЕДАГОГИКА исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.
ВОСПИТАНИЕ представляет собой единство педагогической деятельности и собственной активности воспитуемого.
Философия исследует онтологические и гносеологические основы воспитания, формулирует наиболее общие представления о высших целях и ценностях воспитания, в соответствии с которыми определяются его конкретные средства.
Социология изучает проблему социализации личности, выявляет социальные проблемы ее развития.
Этнография рассматривает закономерности воспитания у народов мира на разных стадиях исторического развития, существующий у разных народов "канон" воспитания и его специфические особенности.
Экономическая наука определяет роль воспитания в росте эффективности общественного производства, финансовые и материально-технические ресурсы, необходимые для создания оптимальной инфраструктуры системы воспитания.
Психология выявляет индивидуальные, возрастные особенности и закономерности развития и поведения людей, что служит важнейшей предпосылкой для определения способов и средств воспитания.
КАТЕГОРИИ педагогики
ОБУЧЕНИЕ – это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование человека, его воспитание и развитие. Этот процесс необходимо понимать как всеобщий механизм, которым осуществляется трансляция социокультурного содержания, его репродукция в каждом новом поколении. Обучение есть механизм не только образования, но и воспитания, и в целом – педагогической деятельности.
Традиционно в учебниках и другой педагогической литературе рассматриваются от трех до пяти понятий педагогики, которые относят к разряду категорий. Остановимся на следующем перечне и иерархии категорий педагогики:
КАТЕГОРИИ педагогики
КАТЕГОРИИ педагогики
РАЗВИТИЕ – процесс последовательных, прогрессивных, внутренних и внешних изменений, которые характеризуются переходом от низших к высшим формам и уровням жизнедеятельности человека.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ – развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.
Традиционно в учебниках и другой педагогической литературе рассматриваются от трех до пяти понятий педагогики, которые относят к разряду категорий. Остановимся на следующем перечне и иерархии категорий педагогики:
Язык педагогической науки
Совокупность категорий и понятий любой науки образует ее язык. С помощью языка раскрывается предмет науки, описывается та часть объективной реальности, которая изучается наукой. Каждая наука излагает эмпирические и теоретические знания на своем собственном языке. Для того, чтобы что-то понять, осмыслить, из того что написано в учебниках, монографиях, статьях, надо знать язык, на котором все это изложено.
Язык педагогической науки
Одно и то же понятие в педагогике может иметь (и, как правило, имеет) до трех десятков определений. Это связано с тем, что разные исследователи изучают педагогическую реальность исходя из разных философских оснований , под разными углами зрения (аспектами). Во многом это определяется действующим в гуманитарных науках принципом «многозначности истины в гуманитарном знании». Поэтому, читая любую педагогическую литературу, необходимо в первую очередь определить, исходя из каких философских оснований (марксистско-ленинской диалектики, прагматизма, гуманизма, пр.) автор анализирует те или иные педагогические явления и процессы, поскольку это определяет язык изложения и используемый понятийный аппарат.
Категории профессиональной педагогики
- Профессия
- Специальность
- Рабочий, работник, специалист
- Профессиональная деятельность, профессиональная квалификация, профессиональное мастерство
- Профессиональное обучение
- Профессиональное воспитание
Категории профессиональной педагогики
- ПРОФЕССИЯ – относительно постоянный вид трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и используемый как источник существования.
- СПЕЦИАЛЬНОСТЬ – конкретизированный вид трудовой деятельности в рамках данной профессии.
Категории профессиональной педагогики
- РАБОТНИК – человек, осуществляющий производительный или управленческий труд и живущий за счет оплаты этого труда.
- РАБОЧИЙ – работник, выполняющий труд, требующий начального профессионального образования.
- СПЕЦИАЛИСТ – человек со средним и высшим профессиональным образованием, выполняющий функции по планированию, организации и руководству, т.е. осуществляющий управленческий и производительный труд.
Категории профессиональной педагогики
- Формирование готовности к ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ будущего работника достигается посредством профессионального образования, профессионального воспитания и профессионального обучения.
- Профессиональное самообразование, самовоспитание. Профессиональное самообучение.
- Процесс профессионального самообразования, самовоспитания в единстве с профессиональным образованием, воспитанием и обучением, направленный на общее и профессиональное развитие личности, означает профессиональное становление будущего специалиста.
Категории профессиональной педагогики
- В процессе профессионального становления происходит изменение ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ, под которой понимаются ступени профессиональной подготовленности работника к профессиональной деятельности.
- Рост профессиональной квалификации измеряется количественно в разрядах и категориях.
- Высший уровень квалификации, приобретаемый в процессе работы с элементами творческой деятельности, оценивается как ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО.
Категории профессиональной педагогики
- ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ – специально организованный и управляемый процесс формирования профессиональных знаний и умений, способов творческой деятельности и освоение их во взаимодействие с целью развития личности и формирования готовности к профессиональной деятельности.
- ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ – специально организованный и управляемый процесс включения обучающихся в различные социально-профессиональные отношения с целью развития у них профессионально важных личностных качеств и формирование готовности к профессиональной деятельности.
Методика профессионального обучения
(МПО)
- Методика – совокупность конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах.
- Объект познания МПО – процесс обучения определенному предмету (дисциплине).
- Предмет познания МПО – закономерности методической деятельности педагога профессиональной школы по проектированию, конструированию, разработке специальных средств обучения.