Синестезия
Презентация по теме:
- нейрологический феномен, при котором раздражение в одной сенсорной или когнитивной системе ведёт к автоматическому, непроизвольному отклику в другой сенсорной системе. Человек, который переживает подобный опыт — синестет.
- Другое определение синестезии — явление восприятия, при котором раздражение одного органа чувств (вследствие иррадиации возбуждения с нервных структур одной сенсорной системы на другую) наряду со специфическими для него ощущениями вызывает и ощущения, соответствующие другому органу чувств. Следует учитывать, что синестезия не является психическим расстройством.
характеристика
Существуют две общие формы синестезии: проекционная и ассоциативная синестезии. Люди, которые проецируют, видят реальные цвета и формы именно в момент действия раздражителя, как это обычно принято считать для синестезии; ассоциаторы будут чувствовать очень сильную и непроизвольную связь между стимулом и ощущением, которое оно вызывает. Например, при распространённой форме хроместезии (фонопсии) (звук, цвет) проектор может услышать трубу и видеть оранжевый треугольник в пространстве, в то время, как ассоциатор может услышать трубу и твёрдо думать, что это звучит «оранжевый».
Несмотря на то, что часто в популярных СМИ синестезия показана как медицинское заболевание или нейрологическое отклонение, многие синестеты сами не воспринимают синестезию как помеху. Более того, некоторые сообщают о синестезии как о даре, скрытом чувстве, которое они не хотели бы потерять. Большинство синестетов узнали об их отличном от других способе восприятия в детстве. Некоторые изучили, как применять такую способность в повседневной жизни и на работе. Синестеты используют свои способности для запоминания имён и телефонных номеров, выполнения математических процедур в уме, а также в более сложной творческой деятельности, такой, как изобразительное искусство, музыка и театр
Формы
- Синестезия может варьировать между двумя любыми чувствами или модальностями, и, как минимум, один синестет, Соломон Шерешевский, обладал синестезией, которая объединяла все пять чувств. Типы синестезии записываются с использованием следующей нотации: x → y, где «x» — это возбудитель или триггер переживания, а «y» — конкурентное или дополнительное переживание. Например, восприятие букв и цифр (вместе называемыми графемами) одновременно с цветами обозначается как синестезия графема → цвет (графемно-цветовая синестезия). Похожим образом, когда синестеты видят цвета и движения как результат восприятия звука, такой тип синестезии обозначается как синестезия звук → цвет/движение (акустико-цветовая, по-другому называемая хроместезия (фонопсия), акустико-кинетическая).
- Хотя в синестезии может встречаться почти любая логическая комбинация «триггер переживания/ конкурентное переживание», существует несколько распространённых разновидностей.
Графемно-цветовая синестезия
- Графемно-цветовая синестезия — возникновение цветовых или фактурных ассоциаций на буквы, цифры и слова (например, каждая буква или цифра прочно ассоциируется с каким-либо конкретным цветом). При этом у синестетов отдельные буквы алфавита и цифры (вместе именуемые графемами) «затушёвываются» или «оттеняются» цветом. В то время, как цвета у разных индивидуумов отличаются, в результате исследований большого количества синестетов выявлены некоторые общие черты в восприятии некоторых букв (например, буква «A» скорее всего будет красной)[15].
- Будучи ребёнком, Патрисия Линн Даффи (англ.)русск. (писательница и синестет) как-то сказала своему отцу: «Я поняла, чтобы сделать „R“, мне нужно сначала написать „P“, а затем нарисовать линию вниз от петли. Меня так удивило, что я могу превратить жёлтую букву в оранжевую, просто добавив чёрточку».
Хроместезия (фонопсия)
Ещё одна распространенная форма синестезии — это объединение звуков и цветов. Для некоторых людей звуки типа открывания дверей, сигналов машин и человеческой речи могут спровоцировать ощущение видения цвета. У других людей цвета возникают при проигрывании нот и/или мелодий.
Цвета, вызываемые определёнными звуками, или любые другие синестетические визуальные ощущения называются фотизмами.
Способность человека испытывать ассоциацию слышимого звука с каким-либо цветом некоторые определяют как цветной слух. Так, у многих музыкантов и композиторов каждая тональность ассоциируется с каким-либо своим цветом. Возможно и обратное: японская пианистка и композитор Хироми Уэхара ещё в процессе обучения использовала не специальные музыкальные термины, а только цветовые характеристики: «Играй красный», — когда требовалось показать темперамент, — «Играй синий», — когда надо было показать грусть. По словам пианистки, она не мыслит музыкальными категориями при создании музыки, а старается визуализировать звуки.
Некоторые люди видят музыку как бы на „экране“ перед их лицами. У Дени Саймона музыка производит волнообразные линии, как на осциллографе, — линии движутся в цвете, часто металлическом, со своей высотой, шириной и, самое главное, глубиной. Моя любимая музыка имеет линии, которые простираются горизонтально за пределы „экрана“».
Кинестетико-слуховая синестезия
Кинестетико-слуховая синестезия — способность некоторых людей «слышать» звуки при наблюдении за движущимися предметами или за вспышками, даже если они не сопровождаются реальными звуковыми явлениями, была открыта американскими учеными Мелиссой Саэнс (Melissa Saenz) и Кристофом Кохом из Калифорнийского технологического института.
Синестезия локализации последовательностей
Люди, которые обладают синестезией локализации последовательностей (числовыми формами) склонны видеть числовые последовательности в виде точек в пространстве. К примеру, число 1 может быть дальше, а число 2 может быть ближе. Люди с этим заболиванием, возможно, имеют лучшую память. В одном исследовании, они были в состоянии восстановить в памяти события прошлого, при этом воспоминания были намного чётче и в гораздо больших деталях, чем у тех, кто не обладал такой способностью. Такие люди, помимо прочего, видят месяцы или даты в пространстве вокруг себя. Некоторые из них видят время в виде часов, над и вокруг них
Эмпатия прикосновений
Эмпатия прикосновений (синестезия зеркального прикосновения — mirror-touch synesthesia) — это редкая форма синестезии, при которой люди в буквальном смысле чувствуют те же ощущения, что чувствует другой человек (например, прикосновение). К примеру, когда такой синестет наблюдает, как дотрагиваются до чьего-то плеча, он также невольно чувствует прикосновение к своему собственному плечу. Люди с этим типом синестезии, как показывают исследования, обладают более высоким уровнем эмпатии по сравнению с общей популяцией. Это может иметь отношение к так называемым зеркальным нейронам, присутствующим в моторных областях мозга, которые также связывают с эмпатией.
Причина возникновения
Сегодня мало что известно о том, как развивается синестезия. Первые исследования синестезии у детей и её развития проводятся в настоящее время.
Основываясь на полученных данных о том, что синестезия не является феноменом перекрещивания органов чувств, но обладает свойствами идеастезии (англ.)русск., было предположено, что синестезия развивается в детстве в период, когда дети впервые интенсивно сталкиваются с абстрактными понятиями[36]. Эта гипотеза называется гипотезой семантического вакуума и объясняет, почему наиболее распространёнными формами синестезии являются графемно-цветовая, и локализация последовательностей (числовые формы) и числовая линия. Это, как правило, первые абстрактные понятия, которым обучают детей в соответствии с требованиями образовательных систем.
Эпидемиология
В зависимости от позиции одни исследователи полагают, что некоторую степень синестезии имеет 1 из 2000 человек, в то время, как другие сообщают об 1 случае из 300 или даже больше — 1 из 23. Одной из проблем в статистике является то, что некоторые люди не классифицируют себя как синестеты и не понимают, что их восприятие отличается от восприятия остальных[37].
Существует исследование, предполагающее, что вероятность наличия синестезии больше у людей с аутизмом
Иследования
Исследования вопросов, возникающих в ходе изучения синестезии, о том, как мозг объединяет информацию от различных сенсорных модальностей, называют межсенсорным (англ.)русск. восприятием или мультисенсорной интеграцией (англ.)русск..
Примером этого является эффект «буба — кики». В эксперименте, впервые разработанном Вольфгангом Кёлером, людей просят выбрать, какую из двух фигур они назовут «Бубой», а какую «Кики». 95 % — 98 % людей в качестве «Кики» выбирают угловатую фигуру, а «Бубой» называют округлую. Люди с острова Тенерифе показали аналогичные предпочтения между фигурами, называемыми «Такете» и «Малума». Даже дети возрастом 2,5 года (слишком маленькие, чтобы уметь читать) демонстрируют такой же результат[82]. Недавние исследования показали, что на фоне этого эффекта может действовать форма идеастезии