СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по биологии: "Хемосинтез и его значение".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по биологии: "Хемосинтез и его значение".»

Хемосинтез и его значение

Хемосинтез и его значение

  С. Н. Виноградский (1856- 1953гг) открыл бактериальный хемосинтез;  хемосинтез осуществляется за счет энергии реакций окисления неорганических соединений, например, аммиака, водорода, соединений серы, закисного железа и др.;  энергия окисления запасается в виде АТФ.

С. Н. Виноградский (1856- 1953гг)

  • открыл бактериальный хемосинтез;
  • хемосинтез осуществляется за счет энергии реакций окисления неорганических соединений, например, аммиака, водорода, соединений серы, закисного железа и др.;
  • энергия окисления запасается в виде АТФ.
  Хемосинтез - это … способ автотрофного питания, при котором источником энергии для синтеза органических веществ из CO 2 служат реакции окисления неорганических соединений. Данный способ получения энергии характерен только для бактерий .

Хемосинтез - это …

способ автотрофного питания, при котором источником энергии для синтеза органических веществ из CO 2 служат реакции окисления неорганических соединений.

Данный способ получения энергии характерен только для бактерий .

Хемотрофы Серобактерии Железобактерии Нитрифицирующие бактерии Водородобактерии Метанобактерии

Хемотрофы

Серобактерии

Железобактерии

Нитрифицирующие бактерии

Водородобактерии

Метанобактерии

Бесцветные серобактерии Окисляют сероводород и накапливают в своих клетках серу:  2H 2 S + O 2 = 2H 2 O + 2S + 272 кДж При недостатке H 2 S бактерии производят дальнейшее окисление накопившейся в них серы до серной кислоты:  2S + 3O 2 + 2H 2 O = 2H 2 SO 4 + 636 кДж

Бесцветные серобактерии

Окисляют сероводород и накапливают в своих клетках серу:

2H 2 S + O 2 = 2H 2 O + 2S + 272 кДж

При недостатке H 2 S бактерии производят дальнейшее окисление накопившейся в них серы до серной кислоты:

2S + 3O 2 + 2H 2 O = 2H 2 SO 4 + 636 кДж

Железобактерии обитают в пресных, и соленых водоемах; осуществляют круговорот железа в природе, а в промышленности используются для производства чистой меди; окисляют двухвалентное железо Fe 2+  до  трёхвалентного Fe 3 + .  4 FeCO 3 + 6 H 2 O +O 2 = 4 Fe(OH) +2CO 2 + 324 кДж

Железобактерии

  • обитают в пресных, и соленых водоемах;
  • осуществляют круговорот железа в природе, а в промышленности используются для производства чистой меди;
  • окисляют двухвалентное железо Fe 2+ до

трёхвалентного Fe 3 + .

4 FeCO 3 + 6 H 2 O +O 2 = 4 Fe(OH) +2CO 2 + 324 кДж

Нитрифицирующие бактерии  окисляют аммиак, образующийся при гниении органических остатков сначала до азотистой, а затем до азотной кислоты.   NH 3 → HNO 2 → HNO 3  2NH 3 + 3O 2 = 2HNO 2 +2H 2 O+663 кДж  2 HNO 2 + O2 = 2HNO 3 + 142 кДж Азотная кислота, реагируя с минеральными соединениями почвы, превращается в соли азотной кислоты (нитраты), которые хорошо усваиваются растениями.

Нитрифицирующие бактерии

окисляют аммиак, образующийся при гниении органических остатков сначала до азотистой, а затем до азотной кислоты.

NH 3 → HNO 2 → HNO 3

2NH 3 + 3O 2 = 2HNO 2 +2H 2 O+663 кДж

2 HNO 2 + O2 = 2HNO 3 + 142 кДж

Азотная кислота, реагируя с минеральными соединениями почвы, превращается в соли азотной кислоты (нитраты), которые хорошо усваиваются растениями.

 Водородные бактерии  описаны А.Лебедевым и Г.Казерером в 1906г;  используют энергию, выделяющуюся при  окислении молекулярного водорода, для  усвоения углерода  6H 2 + 2O 2 + CO 2 = (CH 2 O) + 5H 2 O где (CH 2 O) — условное обозначение образующихся органических веществ. Характеризуются :  высокой скоростью роста; могут давать большую биомассу в зависимости от субстрата могут быть как автотрофами, так и гетеротрофами (миксотрофы)

Водородные бактерии

  • описаны А.Лебедевым и Г.Казерером в 1906г;
  • используют энергию, выделяющуюся при

окислении молекулярного водорода, для

усвоения углерода

6H 2 + 2O 2 + CO 2 = (CH 2 O) + 5H 2 O

где (CH 2 O) — условное обозначение образующихся органических веществ.

Характеризуются :

  • высокой скоростью роста;
  • могут давать большую биомассу в зависимости от субстрата могут быть как автотрофами, так и гетеротрофами (миксотрофы)
Метанобактерии хемосинтез описывается по реакции  4H 2 + CO 2 = CH 4 + 2H 2 O.

Метанобактерии

хемосинтез описывается по реакции

4H 2 + CO 2 = CH 4 + 2H 2 O.

Сравните фотосинтез и хемосинтез № Критерии сравнения 1 У каких организмов происходит? Фотосинтез 2 Хемосинтез Какой источник энергии используется в процессе? 3 Какие вещества образуются?

Сравните фотосинтез и хемосинтез

Критерии сравнения

1

У каких организмов происходит?

Фотосинтез

2

Хемосинтез

Какой источник энергии используется в процессе?

3

Какие вещества образуются?

Экологическая роль хемосинтеза Нитрифицирующие бактерии осуществляют круговорот азота в биосфере

Экологическая роль хемосинтеза

Нитрифицирующие бактерии осуществляют круговорот азота в биосфере

Серобактерии  образуя серную кислоту, способствуют разрушению и выветриванию горных пород;  разрушают каменные и металлические сооружения;  выщелачивают руду и серные месторождения;  очищение промышленных сточных вод.

Серобактерии

  • образуя серную кислоту, способствуют разрушению и выветриванию горных пород;
  • разрушают каменные и металлические сооружения;
  • выщелачивают руду и серные месторождения;
  • очищение промышленных сточных вод.
Железобактерии образуют Fe(OH) 3  скопление которого образует болотную железную руду  виновниками плохого качества воды, загрязняющими почву, водопроводную систему и канализацию.  скопления железобактерий в водоемах может вызвать гибель молодняка рыб.

Железобактерии

  • образуют Fe(OH) 3 скопление которого образует болотную железную руду
  • виновниками плохого качества воды, загрязняющими почву, водопроводную систему и канализацию.
  • скопления железобактерий в водоемах может вызвать гибель молодняка рыб.
Железобактерии Для обработки воды используют специальное устройство – фосфатный дозатор, который очищает ее аналогично хлорированию. Фосфат не дает окислиться ионам железа.

Железобактерии

Для обработки воды используют специальное устройство – фосфатный дозатор, который очищает ее аналогично хлорированию. Фосфат не дает окислиться ионам железа.

Водородные бактерии для получения дешевого кормового и пищевого белка для регенерации атмосферы в замкнутых системах жизнеобеспечения(система Оазис – 2, на космическом корабле «Союз – 3» , 1973 г.)

Водородные бактерии

  • для получения дешевого кормового и пищевого белка
  • для регенерации атмосферы в замкнутых системах жизнеобеспечения(система Оазис – 2, на космическом корабле «Союз – 3» , 1973 г.)
Закрепление 1.Сравните фотосинтетиков и хемосинтетиков.  Укажите сходства и отличия. 2.Перечислите экологические функции хемосинтетиков. 3. Каково значение хемосинтезирующих бактерий в народном хозяйстве?

Закрепление

1.Сравните фотосинтетиков и хемосинтетиков. Укажите сходства и отличия.

2.Перечислите экологические функции хемосинтетиков.

3. Каково значение хемосинтезирующих бактерий в народном хозяйстве?

Исключи лишнее 1. NH 3 , КОН , H 2 S,  F е O  2. NO,  SO 2 ,  SO 3 ,  Al 2 О 3  3.Хемосинтетики, автотрофы, гетеротрофы.

Исключи лишнее

1. NH 3 , КОН , H 2 S, F е O

2. NO, SO 2 , SO 3 , Al 2 О 3

3.Хемосинтетики, автотрофы, гетеротрофы.

Исключи лишнее 1. NH 3 ,  КОН , H 2 S,  F е O  2. NO,  SO 2 ,  SO 3 ,  Al 2 О 3 3.Хемосинтетики, автотрофы, гетеротрофы .

Исключи лишнее

1. NH 3 , КОН , H 2 S, F е O

2. NO, SO 2 , SO 3 , Al 2 О 3

3.Хемосинтетики, автотрофы, гетеротрофы .

Найди соответствие № Хемотрофы 1 Уравнение реакции Серобактерии 2. Железобактерии А). 4H 2 + CO 2 = CH 4 + 2H 2 O. 3. 4. Б). 2 HNO 2 +O2 = 2HNO 3 +142 кДж Нитрифицирующие бактерии Метанобактерии В). 6H 2 + 2O 2 + CO 2 = (CH 2 O) +  + 5H 2 O 5 Г). 2H 2 S +O =2H 2 O +2S +272 кДж Водородобактерии Д). 4 FeCO 3 + 6 H 2 O +O 2 = 4 Fe(OH) +  +2CO 2 + 324 кДж

Найди соответствие

Хемотрофы

1

Уравнение реакции

Серобактерии

2.

Железобактерии

А). 4H 2 + CO 2 = CH 4 + 2H 2 O.

3.

4.

Б). 2 HNO 2 +O2 = 2HNO 3 +142 кДж

Нитрифицирующие бактерии

Метанобактерии

В). 6H 2 + 2O 2 + CO 2 = (CH 2 O) +

+ 5H 2 O

5

Г). 2H 2 S +O =2H 2 O +2S +272 кДж

Водородобактерии

Д). 4 FeCO 3 + 6 H 2 O +O 2 = 4 Fe(OH) +

+2CO 2 + 324 кДж

Найди соответствие № Особенности 6 Хемотрофы Окисляют аммиак 7 А). Серобактерии Побочным продуктом их метаболизма в бескислородной среде является метан. 8 9 Б). Железобактерии Окисляют F е 2+ до F е 3+  В).Нитрифицирующие бактерии Окисляют Н 2 S до молекулярной серы или до солей Н 2 S О 4 . 10 Г). Метанобактерии Окисление водорода до органических веществ Д). Водородобактерии

Найди соответствие

Особенности

6

Хемотрофы

Окисляют аммиак

7

А). Серобактерии

Побочным продуктом их метаболизма в бескислородной среде является метан.

8

9

Б). Железобактерии

Окисляют F е 2+ до F е 3+

В).Нитрифицирующие бактерии

Окисляют Н 2 S до молекулярной серы или до солей Н 2 S О 4 .

10

Г). Метанобактерии

Окисление водорода до органических веществ

Д). Водородобактерии

Ответы: 1 – Г 2 – Д 3 – Б 4 – А 5 – В 6 - В 7 – Г 8 – Б 9 – А 10 - Д Шкала оценивания: «0» ошибок – оценка «5» «1»- «3» ошибок - «4» «4»- «6» ошибок - «3» Более 6 ошибок – «2»

Ответы:

1 – Г 2 – Д 3 – Б

4 – А 5 – В 6 - В

7 – Г 8 – Б 9 – А

10 - Д

Шкала оценивания:

«0» ошибок – оценка «5»

«1»- «3» ошибок - «4»

«4»- «6» ошибок - «3»

Более 6 ошибок – «2»

Выводы урока  хемосинтез — тип питания бактерий, основанный на усвоении СO 2  за счет окисления неорганических соединений;  хемотрофы - бактерии, способные синтезировать органические соединения из неорганических за счет энергии химических реакций окисления, происходящих в клетке;  неорганические соединения азота (его окисляют нитрифицирующие бактерии); сероводород (бактерии, окисляющие серу); восстановленные железо и марганец (железобактерии); молекулярный водород (водородные бактерии); углекислый газ (карбоксидобактерии, которые нельзя путать с такими организмами, как цианобактерии, в фотосинтезе которых также участвует углекислый газ) и др.

Выводы урока

  • хемосинтез — тип питания бактерий, основанный на усвоении СO 2  за счет окисления неорганических соединений;
  • хемотрофы - бактерии, способные синтезировать органические соединения из неорганических за счет энергии химических реакций окисления, происходящих в клетке;
  • неорганические соединения азота (его окисляют нитрифицирующие бактерии);

сероводород (бактерии, окисляющие серу);

восстановленные железо и марганец (железобактерии);

молекулярный водород (водородные бактерии);

углекислый газ (карбоксидобактерии, которые нельзя путать с такими организмами, как цианобактерии, в фотосинтезе которых также участвует углекислый газ) и др.

Домашнее задание: Параграф 27, Ответить письменно на вопрос: В каких отраслях науки применяются знания о хемосинтетиках.

Домашнее задание:

Параграф 27,

Ответить письменно на вопрос:

В каких отраслях науки применяются знания о хемосинтетиках.

Рефлексия Игра «5 пальцев» Информация была интересна. Я понял тему о хемосинтезе и его значении. Мне понравилось, как я работал на уроке. Я удовлетворен своей работой. Я готов к выполнению домашней работы. Если вы загнули все 5 пальцев – материал усвоен успешно. Если 4 пальца – вы хорошо поработали на уроке. Если 3 и меньше – возможно вам надо лучше разобраться в вопросах темы.

Рефлексия

Игра «5 пальцев»

  • Информация была интересна.
  • Я понял тему о хемосинтезе и его значении.
  • Мне понравилось, как я работал на уроке.
  • Я удовлетворен своей работой.
  • Я готов к выполнению домашней работы.
  • Если вы загнули все 5 пальцев – материал усвоен успешно.
  • Если 4 пальца – вы хорошо поработали на уроке.
  • Если 3 и меньше – возможно вам надо лучше разобраться в вопросах темы.
articles/ 103300 / 6. sbio.info Учебные материалы Общая биология Пластический обмен 7. WordOfSchool.ru…stati…bakterii…i-zhelezobarterii 8. biofile.ru Биология 6606.html 9. Infourok.ru…animacii…biologii…rastenya 6.klass… " width="640"

Литература и Интернет – ресурсы:

1. Т.Касымбаева. Биология. 10 класс. Алматы «Мектеп», 2014, 368с.

2. Т.Л.Богданова, Е.А.Солодова. Биология, М., «»АСТ – ПРЕСС», 2001, 815с.

3. yandex.kz/images› рисунки  хемосинтез

4. yandex.kz/images› рисунки значение хемосинтеза

5. festival.1september.ruarticles/ 103300 /

6. sbio.info Учебные материалы Общая биология Пластический обмен

7. WordOfSchool.ru…stati…bakterii…i-zhelezobarterii

8. biofile.ru Биология 6606.html

9. Infourok.ru…animacii…biologii…rastenya 6.klass…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!