«Организм не может существовать без окружающей среды, дающей ему энергию»
И. М. Сеченов
Свойства живых систем
1) единство химического состава,
2) открытость ,
3) самовоспроизведение (репродукция),
4) наследственность,
5) изменчивость,
6) рост и развитие,
7) раздражимость,
8) дискретность,
9) ритмичность,
10) относительная энергозависимость,
11) гомеостаз.
Метаболизм (обмен веществ)
полный процесс превращения химических веществ в организме, обеспечивающих его рост, развитие, деятельность и жизнь в целом.
АТФ
универсальный источник энергии в клетке
1. Структура АТФ аденин, рибоза, и трех остатков фосфорной кислоты
2. Количество выделяемой энергии при гидролизе одной молекулы фосфорной кислоты __ 40 кДж_
3. Полное название АДФ __ адениндифорсфорная кислота __
4. Полное название АМФ __аденинмонофосфорная кислота
анаболизм
или ассимиляция – совокупность химических процессов в живом организме, направленных на образование и обновление структурных частей клеток и тканей, заключается в синтезе сложных молекул из более простых с накоплением энергии.
катаболизм
или диссимиляция – совокупность протекающих в живом организме ферментативных реакций расщепления сложных органических веществ
Метаболизм (обмен веществ)
Анаболизм
Ассимиляция
Катаболизм
Диссимиляция
Пластический
обмен
Энергетический обмен
(совокупность реакций расщепления)
(совокупность реакций биосинтеза)
ПРИЗНАКИ ДЛЯ СРАВНЕНИЯ
АНАБОЛИЗМ
ЗАДАЧА
(ассимиляция
КАТАБОЛИЗМ
ПРОЦЕССА
ХИМИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ
пластический обмен)
(диссимиляция
ЭНЕРГИЯ
Энергетический обмен)
АТФ
ПРИМЕР
Обеспечение клетки строительными материалами и энергоносителями
Обеспечение клетки энергией
Из простых синтезируются более сложные
Сложные распадаются до простых
Затрачивается
Освобождается
Образуется, накапливается
Расходуется
Биосинтез белка, фотосинтез
Дыхание, брожение
Метаболизм
ВЗАИМОСВЯЗЬ АНАБОЛИЗМА И КАТАБОЛИЗМА
ДА
НЕТ
Ответы:
1, 5, 2, 3, 7, 6, 10, 8, 13, 12, 14
За каждый правильный ответ присваивается 1 балл. Максимальное количество – 11 баллов.
Таблица самооценивания.
Шкала оценивания.
«+», участвовал в работе – 1 балл,
«0», не участвовал в работе – 0 баллов,
«-», мешал работе – минус 1 балл.
Критерии
Участвовал в общем обсуждении (предлагал идеи, критиковал высказывания).
Формулировал ответы, выводы.
Выступал от группы.
Задавал вопросы (в группе, классу, учителю).
Оформлял (запись, рисунок, график)
Итого баллов за работу в группе
Домашнее задание
Подготовить презентации по теме:
1 группа – «Фотосинтез»
2 группа – «Энергетический обмен»
3 группа – «Пластический обмен»
Урок понравился,
тему усвоил
Урок бесполезный
и скучный
Было неинтересно,
тему не понял
Спасибо за работу на уроке!