Гносеология и концепции истины.
Презентация разработана преподавателем истории ТАТК ГА – филиала МГТУ ГА Зайцевым Э.М.
03.12.2019г .
«Что я могу знать?»
Первый по порядку из трёх наиболее существенных философских вопросов, поставленных И.Кантом перед философией. Поисками ответов на этот вопрос занимается гносеология.
Гносеология – это раздел философии, в котором изучаются природа познания, пути, источники и методы познания, а также отношение между знанием и действительностью.
- Философия концентрируется на более общих мировоззренческих проблемах гносеологии, которые могут быть выражены в виде следующих вопросов: - Познаваем ли мир? (Или, как говорил Иммануил Кант, «Что я могу знать?»)
- - Какие у человека существуют способности познания?
- - Как человек познает мир?
- - Что есть истина и каковы ее критерии?
Существуют два основных подхода к проблеме познания.
- Гносеологический оптимизм , сторонники которого признают, что мир познаваем независимо от того, можем ли мы на сегодняшний момент объяснить некоторые явления или нет.
- Гносеологический пессимизм . Его суть – сомнение в возможности познаваемости мира.
В истории философской мысли существовали учения утверждающие и отрицающие возможность познания мира ( гностические и агностические учения).
АГНОСТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ( гносеологический агностицизм ):
В 5 веке до н.э. Протагор полагал, что «человек есть мера всех вещей» и разным людям свойственны разное понимание и разная оценка явлений.
Один и тот же предмет кажется огромным ребенку и нормальным взрослому человеку. Одна и та же пища может быть вкусна, когда ты здоров и отвратит, когда болеешь. Чувствам нельзя доверять, в них не может быть согласия.
Пиррон (4—3 век до н.э.) утверждал, что всякому суждению о любом предмете может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему суждение. Сущность вещей изменчива. Истинны лишь отдельные чувственные восприятия. Ничто в действительности не является ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым, т. к. в себе все одинаково, и поэтому оно не в большей степени одно, чем другое. Вещи недоступны для нашего познания. На этом основан метод воздержания от суждений. В качестве практически-нравственного идеального метода отсюда выводится «невозмутимость», «безмятежность» ( атараксия ).
Дэвид Юм (18 век) рассуждал: «Все, что я имею - это чувственные восприятия, а откуда они появились я не знаю и не могу знать». То есть мы знаем мир, который является в нашем сознании, но мы никогда не узнаем сущности мира, мы можем узнать только явления.
Иммануил Кант (18 век) аналогично полагал, что мы исследуем только наши ощущения от мира, а реальный мир «вещь в себе».
Вещь в себе - это то, чем предметы познания являются сами по себе, как существующие вне и независимо от нас, от нашего познания, его чувственных и логических форм.
ГНОСТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ
(гносеологический оптимизм):
Демокрит (5-4 в до н.э.) полагал, что из окружающих предметов постоянно истекают образы (эйдосы) и через наши органы чувств проникают в нас. Таким образом, наши знания - это наличествующие в нас материальные образцы, эйдосы, самих предметов, которые существуют вокруг нас.
Платон (5-4 в до н.э.) считал, что человек имеет врожденные идеи, он открывает для себя мир, припоминая их. Прежде чем познать вещь во всех проявлениях, следует знать смысл вещи, т.е. умом созерцать идеи.
Аристотель (4 в до н.э.) полагал, что суть вещей находится в них самих (а не в идеях) и познается с помощью ощущений. В отличие от Демокрита он утверждает, что мы познаем только форму, но не материальный субстрат. И хотя ощущения дают нам знание только единичного, в нем потенциально содержится и знание общего.
Разновидности гносеологического пессимизма:
СКЕПТИЦИЗМ
АГНОСТИЦИЗМ
направление, подвергающее сомнению возможность познания объективной действительности (Диоген, Секст Эмпирик). Философский скептицизм превращает сомнения в принцип познания (Дэвид Юм);
течение, отрицающее возможность достоверного познания сущности мира (И. Кант). Источником знания считается внешний мир, сущность которого непознаваема. Любой предмет – «вещь в себе». Познаем мы лишь явления с помощью врожденных априорных форм (пространства, времени, категорий рассудка), и мы организуем свой опыт ощущения.
Исходный вопрос теории познания
Познаваем ли мир?
Философские позиции по этому вопросу
Пессимистическая позиция
Оптимистическая позиция
Пессимистическая позиция формируется в античной философии
В законченном виде пессимистическая позиция отражается в скептицизме Пиррона, который не доверял ни чувствам, ни разуму.
Пиррон
Около 360-270 до н.э. – древнегреческий философ
Скептицизм
Сомнения по поводу познаваемости мира выражали
Э. Роттердамский
и М.Монтень
Мишель Монтень
1533-1592
Эразм Роттердамский
1469-1536
Скептицизм
Не отрицает возможности познания мира
Выражает сомнение в том, что познание мира возможно при помощи тех средств, которыми мы располагаем
Чувствам нельзя доверять, поскольку у разных людей могут быть разные ощущения
Чувствам нельзя доверять из-за того, что органы чувств постоянно обманывают нас
Основные аргументы скептицизма
Нельзя доверять и разуму, так как любое доказательство опирается на данные, которые тоже нужно доказать, и так до бесконечности. Следовательно, доказать ничего нельзя
Более сильный вариант пессимизма
Философское течение, которое отрицает познаваемость объективного мира
Агностицизм
От греч. agnostos - непознаваемый
Представитель агностицизма
Дэвид Юм в середине XVIII века выступил с обоснованием агностицизма. Он полагал, что невозможно логически доказать, что или кто вызывает наши ощущения – материальные предметы, наше сознание или бог. Поэтому этот вопрос следует оставить открытым и честно признать, что мы ничего не можем знать об источнике наших знаний.
Дэвид Юм
1711-1776
Английский философ
Яркий пример агностицизма
Действительный мир (мир «вещей-в-себе») принципиально непознаваем. Всё, что мы можем познать, - лишь феноменальный мир, мир видимости, до неузнаваемости искажённый нашими чувствами и опытом.
Иммануил Кант
1724-1804
Оптимистическая позиция
Большая часть философов считает, что, хотя у человечества имеются далеко не все ответы на загадки природы, оно всё глубже и глубже проникает в её тайны
Философы по-разному определяют, чему принадлежит решающая роль в познании – чувствам или разуму
Сенсуалисты (эмпирики)
Рационалисты
Сторонники первенства разума в познании, считают, что данные, основанные на чувственном опыте, недостоверны
Новое знание можно получить только на основе чувственного опыта
Сенсуализм и эмпиризм
Это дополняющие друг друга философские направления
Философские направления, которые противоречат друг другу
Чувства и разум можно рассматривать как две стороны единого процесса познания мира
Познание мира
Потребность в знаниях
Одна из неотъемлемых характеристик природы человека
Познание – это взаимодействие субъекта и объекта при активной роли самого субъекта, дающее в результате некое знание.
ПОЗНАНИЕ - это процесс приобретения и развития знания , его постоянное углубление, расширение и совершенствование.
Познавательная деятельность направлена на производство знаний .
Ценность познавательной деятельности в том, что знания позволяют нам преобразовывать мир в соответствии с нашими представлениями и ценностями. Знания призваны служить на благо человечества.
Формы знаний:
Научное – объективное, системно организованное и обоснованное знание
Ненаучное – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами
Донаучное – прототип, предпосылки научного знания
Паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием
Лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки
Антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности
В познавательной деятельности центральным является понятие истины.
- Истина – соответствие наших мыслей объективной реальности.
- Ложь – несоответствие наших мыслей действительности .
Структура и формы познания
Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность.
Рациональное познание опирается на логическое мышление, которое осуществляется в трех формах: понятия, суждения, умозаключения.
Ощущение – это элементарный субъективный образ объективной реальности.
Интуитивное познание основывается на том, что внезапное решение, истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне, без предварительного логического доказательства .
Восприятие – это целостное отражение, образ предметов и событий окружающего мира.
Понятие – элементарная форма мысли, в которой предметы отображаются в их общих и существенных свойствах и чертах. Суждения отражают связи и отношения между вещами и их свойствами, оперируют понятиями; суждения что-либо отрицают или утверждают.
Представление – это чувственное припоминание предмета, который в данный момент не действует на человека, но действовал когда- то на его органы чувств.
Умозаключение – процесс, в результате которого из нескольких суждений с логической необходимостью получают новое суждение.
Формы чувственного познания :
- Ощущение - отражение отдельных свойств предмета и качеств окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств ( стол - холодный)
- Восприятие - целостный образ предмета ( стол - холодный, гладкий, теплый)
- Представление - чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти ( с закрытыми глазами)
Особенности чувственного познания:
- отражает только признаки предметов
- пассивное, человек не способен изменить чувства( холодное это холодное)
- нельзя постичь сущности предметов и их свойств
Формы рационального познания:
1. понятие – это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса;
2. суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе;
3. умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.
Виды умозаключений:
1. Дедуктивные (от общего к частному).
Все люди смертны
Иван - человек
Иван смертен
Виды умозаключений:
2. Индуктивные (от частного к общему).
Земля вращается вокруг Солнца
Венера вращается вокруг Солнца
Земля и Венера - планеты Солнечной системы
Все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца
Виды умозаключений:
3. Традуктивные (между суждениями одинаковой степени общности).
Саша брат Игоря
Игорь брат Васи
Вася брат Саши
Особенности рационального познания:
- опора на результаты чувственного познания;
- абстрактность и обобщенность;
- воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений.
Субъект и объект познания
Категории «субъект» и «объект» - ключевые понятия для понимания теории и истории гносеологии
Познание
Субъект познания
Объект познания
Субъект и объект познания
- Субъект познания – это тот, кто его реализует, то есть творческая личность, формирующая новое знание.
- Объект познания – это фрагмент действительности, оказавшийся в фокусе познавательно-преобразовательной активности субъекта.
- Для западной философской традиции характерно противопоставление объекта и субъекта познания, отсюда три варианта соотношения объекта и субъекта:
- - Объект недоступен постижению субъектом (полный агностицизм).
- - Объект частично доступен постижению субъектом (частичный агностицизм).
- - Объект полностью доступен постижению субъекта (познавательный оптимизм)
- Для восточной философии характерно сближение объекта и субъекта познания. Например, в йоге и буддизме допускается возможность полного проникновения сознания субъекта в объект, и даже их слияние (при медитации или трансе).
Способности познания человека. Гносеологические концепции
- Выделяют три основные способности познания человека:
- чувственное познание,
- рациональное познание
- иррациональное познание (интуитивное).
Мифологическое познание
Религиозное познание
Формы познавательной деятельности
Моральное познание
Эстетическое познание
Мифологическое познание
Специфика мифологического познания
Фантастическое отражение реальности, бессознательно-художественная переработка природы и общества народной фантазией
В рамках мифологии вырабатывались определённые знания о природе, космосе, о самих людях, их условиях бытия, о формах общения и т.д.
Эстетическое познание
Специфика эстетического познания
Оно позволяет почувствовать и чувственно выразить в литературе, музыке, живописи, скульптуре самые тонкие оттенки душевных движений, индивидуальность человека, чувства и эмоции, уникальность каждого момента жизни человека и окружающей его природы
Основано не на научных понятиях, а на целостных художественных образах
Религиозное познание
Специфика религиозного познания
Мышление при помощи догматов, которые признаются неопровержимыми
Реальность рассматривается через призму «символов веры», основным из которых является вера в сверхъестественное .
Моральное познание
Специфика морального познания
Наличие морали говорит о духовной развитости человека
Связано с познанием человеком представлений о добре и зле, о том, что такое хорошо и плохо
- Рациональным называется познание с помощью разума (рассудка, интеллекта, мышления, ума)
- Гносеологическая концепция, в которой основой человеческого познания считается разум, называется рационализмом. Ее сторонники - Декарт, Лейбниц, Спиноза, Кант и др.
- Иррациональным называется познание, которое осуществляется без непосредственного чувственного восприятия и рационального размышления.
- Гносеологическая концепция, в которой основой человеческого познания считается интуиция, называется интуитивизмом . Ее самые известные сторонники - А. Бергсон,
Н.О. Лосский. Декарт, Спиноза, Лейбниц, Шеллинг, Блаватская признавали ведущую роль или большую значимость интеллектуальной и духовной интуиции.
Истина. Виды и критерии истины
- Цель всякого познания - нахождение истины о предмете , явлении или процессе. Но что же такое истина? Наиболее распространенной и признанной является классическая концепция истины (Аристотель и др.). Согласно этой концепции истина есть соответствие знаний своему объекту, т. е. действительности. В таком случае заблуждение - знание, которое не соответствует действительному объекту
Главная цель познания — достижение истины.
- ИСТИНА - адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, в ходе которого познаваемый предмет воспроизводится так, как он существует вне и независимо от сознания.
- В науке и философии принято рассматривать несколько разновидностей истины - абсолютную, относительную, объективную и субъективную.
Относительная и абсолютная истины
Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.
1. соответствие законам логики;
2. соответствие ранее открытым законам науки;
3. соответствие фундаментальным законам;
4. простота, экономичность формулы;
5. парадоксальность идеи;
6. практика.
- Некоторые ученые и философы убеждены, что истинное знание эстетически гармонично и красиво. Например, физики могут говорить, что соотношение физических величин в той или иной формуле выглядит красиво, т. е. математически гармонично.
Критерии истины
Критерий истины
Средство проверки истинности того или иного утверждения
Различные критерии истины
Практика (опыт, эксперимент, практическое осуществление) – наиболее достоверный критерий
Критерии истины
Психологический критерий – истинно то, что не вызывает никаких сомнений
Эстетический критерий – истинное знание эстетически гармонично и красиво
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!