СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по дисциплине «Основы Литературоведения» на тему: «Жанр РАССКАЗ»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по дисциплине «Основы Литературоведения» на тему: «Жанр РАССКАЗ»»

Презентация по дисциплине «Литературоведение» на тему:  «Жанр РАССКАЗ» Выполнил: Студент 410 группы Умидуллаев Анвар Муминжонович Денау 2022-2023 гг

Презентация по дисциплине

«Литературоведение»

на тему:

«Жанр РАССКАЗ»

Выполнил:

Студент 410 группы

Умидуллаев Анвар Муминжонович

Денау 2022-2023 гг

Рассказ как эпический жанр Предполагает повествование об одном, но ярком, значимом событии в жизни героя. Основные характеристики жанра рассказа: Небольшой объем; Одна сюжетная линия; Ограничение места действия и времени; Динамичность повествования; Мало действующих лиц; Значимая концовка.

Рассказ как эпический жанр

Предполагает повествование об одном, но ярком, значимом событии в жизни героя.

Основные характеристики жанра рассказа:

  • Небольшой объем;
  • Одна сюжетная линия;
  • Ограничение места действия и времени;
  • Динамичность повествования;
  • Мало действующих лиц;
  • Значимая концовка.
Мастера жанра рассказа XIX в. И.С. Тургенев А.П. Чехов Д.Н. Мамин-Сибиряк А.И. Куприн Н.С. Лесков С.Т. Аксаков В.Г. Короленко Н.Г. Гарин-Михайловский Л.Н. Толстой и другие. Накоплен значительный опыт в этом жанре писателями XIX в., что подготовило почву для его расцвета в XX в.

Мастера жанра рассказа XIX в.

  • И.С. Тургенев
  • А.П. Чехов
  • Д.Н. Мамин-Сибиряк
  • А.И. Куприн
  • Н.С. Лесков
  • С.Т. Аксаков
  • В.Г. Короленко
  • Н.Г. Гарин-Михайловский
  • Л.Н. Толстой
  • и другие.

Накоплен значительный

опыт в этом жанре

писателями XIX в., что

подготовило почву для

его расцвета в XX в.

Юмористический Дидактический Исторический Модификации (виды) жанра рассказа в  ХХ в. Научно-познавательный Игровой Природоведческий

Юмористический

Дидактический

Исторический

Модификации (виды) жанра рассказа в ХХ в.

Научно-познавательный

Игровой

Природоведческий

Юмористический рассказ  о детях и для детей

Юмористический рассказ о детях и для детей

Юмористический рассказ Юмористический рассказ – небольшое по объему произведение, в котором описывается комическая ситуация. Подразделяются на анекдоты, юморески, истории из жизни . Цель – посмеяться над человеческими недостатками, обратить на них внимание. Средствами создания комического в этом случае являются ирония, гипербола, литота, употребление слов в несвойственных им значениях.

Юмористический рассказ

Юмористический рассказ – небольшое по объему произведение, в котором описывается комическая ситуация. Подразделяются на анекдоты, юморески, истории из жизни . Цель – посмеяться над человеческими недостатками, обратить на них внимание.

Средствами создания комического в этом случае являются ирония, гипербола, литота, употребление слов в несвойственных им значениях.

Дидактический рассказ

Дидактический рассказ

Дидактический рассказ - Это произведение, содержащее поучение, в художественных образах дающее читателям представление об этической норме. Тематика: взаимоотношения между детьми, между детьми и взрослыми, отношение к труду, природе, животным, процессу приобретения знаний и т.Д.

Дидактический рассказ -

Это произведение, содержащее поучение, в художественных образах дающее читателям представление об этической норме.

Тематика: взаимоотношения между детьми, между детьми и взрослыми, отношение к труду, природе, животным, процессу приобретения знаний и т.Д.

Мастера дидактического рассказа

Мастера дидактического рассказа

Научно-познавательный рассказ

Научно-познавательный рассказ

Научно-познавательный рассказ - Произведение, цель которого – сообщение детям знаний об окружающем мире, пробуждение любознательности, познавательной активности. Могут быть самостоятельными произведениями и частью цикла, учебных книг и энциклопедий. Часто используется сказочный прием: животные и растения говорят, рассказывают о себе.

Научно-познавательный рассказ -

Произведение, цель которого – сообщение детям знаний об окружающем мире, пробуждение любознательности, познавательной активности.

Могут быть самостоятельными произведениями и частью цикла, учебных книг и энциклопедий.

Часто используется сказочный прием: животные и растения говорят, рассказывают о себе.

Значение научно-познавательной литературы: Развивать интерес к знаниям, любознательность, пытливость; Расширять представления о том, что нельзя увидеть своими глазами; Увлечь наукой, показать ее значение в жизни человека и общества; Сохранять память о тех, кто прославил науку своим трудом, открытиями, достижениями.

Значение научно-познавательной литературы:

  • Развивать интерес к знаниям, любознательность, пытливость;
  • Расширять представления о том, что нельзя увидеть своими глазами;
  • Увлечь наукой, показать ее значение в жизни человека и общества;
  • Сохранять память о тех, кто прославил науку своим трудом, открытиями, достижениями.
Научно-познавательные рассказы Б.С. Житкова Первые рассказы для детей появились в 1924 году. Всего написал более 100 произведений. Тематика рассказов: о детях и взрослых, о море, о животных, о путешествиях, о смелых людях, о технике и др. Рассказы имеют большую познавательную ценность. (1882-1938) В. Шкловский о Б.Житкове: «… пойми то, что он пишет, и тогда тебя не испугают ни пожары, ни моря, ни дальние страны, ни метели».

Научно-познавательные рассказы Б.С. Житкова

Первые рассказы для детей появились в 1924 году. Всего написал более 100 произведений.

Тематика рассказов: о детях и взрослых, о море, о животных, о путешествиях, о смелых людях, о технике и др.

Рассказы имеют большую познавательную ценность.

(1882-1938)

В. Шкловский о Б.Житкове: «… пойми то, что он пишет, и тогда тебя не испугают ни пожары, ни моря, ни дальние страны, ни метели».

Первая в мире энциклопедия для самых маленьких «Что я видел» Рассказ ведется от имени 4-летнего Алеши. Это герой-почемучка – живой, непосредственный, любознательный мальчик. Его бесконечные «Почему?» свидетельствуют о познавательной активности, свойственной ребенку данного возраста. Глазами Алеши, который пускается в путешествие, автор помогает читателю 4-7 лет увидеть мир, узнать о многих вещах и процессах в простой и доступной читателю форме.

Первая в мире энциклопедия для самых маленьких «Что я видел»

  • Рассказ ведется от имени 4-летнего Алеши. Это герой-почемучка – живой, непосредственный, любознательный мальчик. Его бесконечные «Почему?» свидетельствуют о познавательной активности, свойственной ребенку данного возраста.
  • Глазами Алеши, который пускается в путешествие, автор помогает читателю 4-7 лет увидеть мир, узнать о многих вещах и процессах в простой и доступной читателю форме.
Исторические рассказы

Исторические рассказы

Исторические рассказы - Произведения, в которых повествуется об исторических событиях, а действующими лицами (главными или второстепенными) могут выступать исторические личности. Героем исторического рассказа может быть личность, прославившая родину в науке, в управлении государством, в проявлении гражданского мужества, в труде.

Исторические рассказы -

Произведения, в которых повествуется об исторических событиях, а действующими лицами (главными или второстепенными) могут выступать исторические личности.

Героем исторического рассказа может быть личность, прославившая родину в науке, в управлении государством, в проявлении гражданского мужества, в труде.

Игровые рассказы

Игровые рассказы

Игровые рассказы - Произведения, В которых фантазией автора создан необычный мир. Здесь соединяется несоединимое, происходит игра понятиями, история переворачивается, смещается. Распространились на рубеже XX – XIX веков. Авторы: Ю. Вийра, С. Георгиев, М. Есенковский, О. Кургузов, С. Седов, А. Иванов и др.

Игровые рассказы -

Произведения, В которых фантазией автора создан необычный мир.

Здесь соединяется несоединимое, происходит игра понятиями, история переворачивается, смещается.

Распространились на рубеже XX – XIX веков.

Авторы: Ю. Вийра, С. Георгиев, М. Есенковский, О. Кургузов, С. Седов, А. Иванов и др.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!