СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по дисциплине Основы патологии на тему "Гипоксия"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гипоксия занимает важное место в курсе  патологической физиологии,так как она сопровождает почти все болезни человека. Многие виды профессиональной деятельности связаны с возникновением кислородного голодания.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по дисциплине Основы патологии на тему "Гипоксия"»

                       ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН  « СИБАЙСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»     гипоксия     СОСТАВИЛА: ПРЕПОДАВАТЕЛЬ НИКИТИНА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН « СИБАЙСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» гипоксия

СОСТАВИЛА:

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ НИКИТИНА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

   Актуальность темы.  Гипоксия занимает важное место в курсе патологической физиологии, так как она сопровождает почти все болезни человека. Деление гипоксии на гипоксическую, дыхательную, циркуляторную, гемическую и другие типы отражает широкий диапазон патологии, при которой она развивается. Многие виды профессиональной деятельности связаны с возникновением кислородного голодания. Изучение этиологии, патогенеза гипоксии, защитно-приспособительных механизмов и патологических изменений при гипоксии важно для обоснования патогенетической терапии и профилактики гипоксических состояний.

Актуальность темы.

Гипоксия занимает важное место в курсе патологической физиологии, так как она сопровождает почти все болезни человека. Деление гипоксии на гипоксическую, дыхательную, циркуляторную, гемическую и другие типы отражает широкий диапазон патологии, при которой она развивается. Многие виды профессиональной деятельности связаны с возникновением кислородного голодания. Изучение этиологии, патогенеза гипоксии, защитно-приспособительных механизмов и патологических изменений при гипоксии важно для обоснования патогенетической терапии и профилактики гипоксических состояний.

 Цели:  - учебные: научить обучающихся различать виды гипоксии, приспособительных реакций;  - воспитательные: воспитывать у обучающихся внимательность, прививать любовь к избранной профессии;  - развивающие: развивать у обучающихся логическое мышление, память.  В ходе изучения данной темы студент должен: знать: -этиологию гипоксии, виды гипоксии, структурно-функциональные изменения при гипоксии; уметь : -различать виды гипоксии, приспособительных реакций.

Цели:

- учебные:

научить обучающихся различать виды гипоксии, приспособительных реакций;

- воспитательные:

воспитывать у обучающихся внимательность, прививать любовь к избранной профессии;

- развивающие:

развивать у обучающихся логическое мышление, память.

В ходе изучения данной темы студент должен: знать: -этиологию гипоксии, виды гипоксии, структурно-функциональные изменения при гипоксии;

уметь : -различать виды гипоксии, приспособительных реакций.

План занятия 1.Организационный момент – 2 мин. 2.Контроль исходного уровня знаний – 25 мин. 3.Объяснение новой темы – 40 мин. 4.Закрепление изученного материала – 10 мин. 5.Подведение итогов занятия, рефлексия (физкультминутка) – 10 мин. 6.Домашнее задание – 3 мин.

План занятия

  • 1.Организационный момент – 2 мин.
  • 2.Контроль исходного уровня знаний – 25 мин.
  • 3.Объяснение новой темы – 40 мин.
  • 4.Закрепление изученного материала – 10 мин.
  • 5.Подведение итогов занятия, рефлексия (физкультминутка) – 10 мин.
  • 6.Домашнее задание – 3 мин.
ГИПОКСИЯ  Термин «гипоксия» происходит от 2 корней: греческого hypo  – мало и латинского oxy  –  ( от oxygenium) – кислород, его предложил американский физиолог Уигерс в 1940 году.  Гипоксия — пониженное содержание кислорода в организме или отдельных органах и тканях.  Гипоксия возникает при недостатке кислорода во вдыхаемом воздухе и в крови (гипоксемия), при нарушении биохимических процессов тканевого дыхания

ГИПОКСИЯ

Термин «гипоксия» происходит от 2 корней: греческого hypo – мало и латинского oxy

( от oxygenium) – кислород, его предложил американский физиолог Уигерс в 1940 году.

Гипоксия — пониженное содержание кислорода в организме или отдельных органах и тканях.  Гипоксия возникает при недостатке кислорода во вдыхаемом воздухе и в крови (гипоксемия), при нарушении биохимических процессов тканевого дыхания

   Этиология гипоксии  физические факторы  химические факторы  биологические факторы

Этиология гипоксии

физические факторы химические факторы

биологические факторы

 КЛАССИФИКАЦИЯ ГИПОКСИЙ   1. В зависимости от причин и механизмов возникновения:   а) экзогенная (при нахождении в замкнутых пространствах, при подъеме на высоту)   б) дыхательная (как следствие заболеваний легких, дыхательных путей, плевры, хронической сердечной недостаточности)   в) сердечно-сосудистая (при сердечной недостаточности, кровопотере)   г) кровяная (при кровопотере, отравлении угарным газом, усиленном гемолизе эритроцитов)   д) тканевая (при отравлениях)   е) смешанная

КЛАССИФИКАЦИЯ ГИПОКСИЙ 1. В зависимости от причин и механизмов возникновения: а) экзогенная (при нахождении в замкнутых пространствах, при подъеме на высоту) б) дыхательная (как следствие заболеваний легких, дыхательных путей, плевры, хронической сердечной недостаточности) в) сердечно-сосудистая (при сердечной недостаточности, кровопотере) г) кровяная (при кровопотере, отравлении угарным газом, усиленном гемолизе эритроцитов) д) тканевая (при отравлениях) е) смешанная

   2.В зависимости от вида воздействия на организм:  а) общая (энергетическое голодание всего организма)  б) местная (энергетическое голодание отдельных органов) 3.По темпу развития:  а) острая  б) подострая  в) хроническая

2.В зависимости от вида воздействия на организм:

а) общая (энергетическое голодание всего организма)

б) местная (энергетическое голодание отдельных органов)

3.По темпу развития:

а) острая

б) подострая

в) хроническая

  СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПРИ ГИПОКСИИ 1.Биохимические нарушения: анаэробный гликолиз, накопление молочной и пировиноградной кислот, повреждение мембраны клеток и их гибель, отеки, белковая и жировая дистрофии. 2.Нарушение деятельности ЦНС: общее возбуждение, ослабление внимания, потеря сознания, судороги, паралич, смерть. 3.Нарушения кровообращения и дыхания : увеличение ЧДД, ЧСС, повышение АД, отек тканей, в почках некроз, острая почечная недостаточность, угнетение дыхания.

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПРИ ГИПОКСИИ

1.Биохимические нарушения: анаэробный гликолиз, накопление молочной и пировиноградной кислот, повреждение мембраны клеток и их гибель, отеки, белковая и жировая дистрофии.

2.Нарушение деятельности ЦНС: общее возбуждение, ослабление внимания, потеря сознания, судороги, паралич, смерть.

3.Нарушения кровообращения и дыхания : увеличение ЧДД, ЧСС, повышение АД, отек тканей, в почках некроз, острая почечная недостаточность, угнетение дыхания.

ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ ОРГАНИЗМА К ГИПОКСИИ:  - срочные: активизируется дыхание, увеличивается ЧСС, частота и глубина дыхания, усиливается образование эритропоэтина в почках, ослабляются функции пластического и энергетического процесса, активируется анаэробный гликолиз.  - долговременные: гипертрофия и гиперплазия клеток органов, возрастает емкость грудной клетки, повышается количество эритроцитов в периферической крови, увеличивается количество митохондрий.

ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ ОРГАНИЗМА К ГИПОКСИИ:

- срочные: активизируется дыхание, увеличивается ЧСС, частота и глубина дыхания, усиливается образование эритропоэтина в почках, ослабляются функции пластического и энергетического процесса, активируется анаэробный гликолиз.

- долговременные: гипертрофия и гиперплазия клеток органов, возрастает емкость грудной клетки, повышается количество эритроцитов в периферической крови, увеличивается количество митохондрий.

  1.Заполните графы структуры «Классификация гипоксии в зависимости от причин и механизмов развития:

1.Заполните графы структуры «Классификация гипоксии в зависимости от причин и механизмов развития:

соответствие структурно-функциональных изменений при гипоксии: Биохимические нарушения Отек Снижение уровня АТФ Увеличение распада белков Жировая дистрофия Установите соответствие структурно-функциональных изменений при гипоксии: Биохимические нарушения Отек Снижение уровня А Увеличение распада белков Белковая дистрофия Морфологические нарушения Жировая дистрофия Установите соответствие структурно-функциональных изменений при гипоксии: 2.Установите соответствие структурно-функциональных изменений при гипоксии: Биохимические нарушения Отек   Снижение уровня АТФ   Увеличение распада белков   Белковая дистрофия   Морфологические Гибель клеток нарушения Жировая дистрофия   ие нарушения Отек Снижение уровня АТФ Увеличение распада белков
  • соответствие структурно-функциональных изменений при гипоксии:

Биохимические нарушения

Отек

Снижение уровня АТФ

Увеличение распада белков

Жировая дистрофия

  • Установите соответствие структурно-функциональных изменений при гипоксии:

Биохимические нарушения

Отек

Снижение уровня А

Увеличение распада белков

Белковая дистрофия

Морфологические нарушения

Жировая дистрофия

  • Установите соответствие структурно-функциональных изменений при гипоксии:

2.Установите соответствие структурно-функциональных изменений при гипоксии:

Биохимические

нарушения Отек

  Снижение уровня АТФ

  Увеличение распада белков

  Белковая дистрофия

  Морфологические Гибель клеток

нарушения Жировая дистрофия

 

ие нарушения

Отек

Снижение уровня АТФ

Увеличение распада белков

    Задача 1 . Какой тип гипоксии развивается при пневмонии? Задача 2 . Почему при кровопотере у человека учащается дыхание? Задача 3 . Почему при малокровии резко снижается переносимость физических нагрузок? Основные источники: 1. В.П.Митрофаненко, И.В.Алабин. Основы патологии. М.: «ГЭОТАР – Медиа», 2012 Дополнительные источники: 1. Л.В.Горелова. Основы патологии в таблицах и рисунках. Ростов-на-Дону:Феникс,2015 2. В.С.Пауков, П.Ф.Литвицкий. Патологическая анатомия и патологическая физиология. М.: «ГЭОТАР – Медиа», 2012  web. – local.rudn.ru/web. – local/kaf/rj/ monikiweb.ru/pathologicheskieprocessy Интернет-ресурсы: katelko.kz/UNESKO/med.html/ Электронная библиотечная система http://book.ru

Задача 1 . Какой тип гипоксии развивается при пневмонии?

Задача 2 . Почему при кровопотере у человека учащается дыхание?

Задача 3 . Почему при малокровии резко снижается переносимость физических нагрузок?

Основные источники:

1. В.П.Митрофаненко, И.В.Алабин. Основы патологии. М.: «ГЭОТАР – Медиа», 2012

Дополнительные источники:

1. Л.В.Горелова. Основы патологии в таблицах и рисунках. Ростов-на-Дону:Феникс,2015

2. В.С.Пауков, П.Ф.Литвицкий. Патологическая анатомия и патологическая физиология. М.: «ГЭОТАР – Медиа», 2012

web. – local.rudn.ru/web. – local/kaf/rj/

monikiweb.ru/pathologicheskieprocessy

Интернет-ресурсы:

katelko.kz/UNESKO/med.html/

Электронная библиотечная система http://book.ru

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО

ЗА ВНИМАНИЕ!