СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по экономике на тему "Рыночная экономика" (10 класс)

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация - это хорошее подспорье на уроке эономики при изучении темы. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация по экономике на тему "Рыночная экономика" (10 класс)»

Рыночная экономика

Рыночная экономика

Рынок – это… Совокупность экономических отношений, отношений производителей и потребителей, касающихся обмена ресурсами, то есть торговли называется рынком . Продавец предлагает свой товар, а покупатель отдаёт за него некий обменный эквивалент. При этом товаром в рыночной экономике может быть не только продукт или услуга, но и земля, труд, капитал и другие ресурсы. Эквивалентом для обмена могут служить как деньги, так и другие финансовые активы, например акции компаний и вклады. В качестве продавцов и покупателей могут выступать различные предприятия или государство.

Рынок – это…

Совокупность экономических отношений, отношений производителей и потребителей, касающихся обмена ресурсами, то есть торговли называется рынком . Продавец предлагает свой товар, а покупатель отдаёт за него некий обменный эквивалент. При этом товаром в рыночной экономике может быть не только продукт или услуга, но и земля, труд, капитал и другие ресурсы. Эквивалентом для обмена могут служить как деньги, так и другие финансовые активы, например акции компаний и вклады. В качестве продавцов и покупателей могут выступать различные предприятия или государство.

Классификация рынков по объекту рыночных отношений : рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок ценных бумаг, рынок земли и другие по масштабу продаж : оптовый и розничный по территориальному признаку : местный, региональный, национальный, мировой по отношению к закону : легальный и теневой

Классификация рынков

  • по объекту рыночных отношений : рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок ценных бумаг, рынок земли и другие
  • по масштабу продаж : оптовый и розничный
  • по территориальному признаку : местный, региональный, национальный, мировой
  • по отношению к закону : легальный и теневой
Рыночная экономика и её признаки Рыночная экономика — это экономическая модель, основанная на добровольном обмене ресурсами между продавцами и покупателями с учётом действия законов спроса и предложения. Признаки свойственные рыночной экономике: Частная собственность Свобода предпринимательства Конкуренция Свободное ценообразование

Рыночная экономика и её признаки

Рыночная экономика — это экономическая модель, основанная на добровольном обмене ресурсами между продавцами и покупателями с учётом действия законов спроса и предложения.

Признаки свойственные рыночной экономике:

  • Частная собственность
  • Свобода предпринимательства
  • Конкуренция
  • Свободное ценообразование
1 . Частная собственность Частная собственность  — это право физического или юридического лица, либо их группы на владение, использование и распоряжение определёнными материальными или нематериальными активами. Рыночная экономика неосуществима без права частной собственности, позволяющего покупателям приобретать товары, а производителям получать прибыль от их продажи.

1 . Частная собственность

Частная собственность — это право физического или юридического лица, либо их группы на владение, использование и распоряжение определёнными материальными или нематериальными активами.

Рыночная экономика неосуществима без права частной собственности, позволяющего покупателям приобретать товары, а производителям получать прибыль от их продажи.

2 . Свобода предпринимательства Предпринимательство — самостоятельная деятельность людей, направленная на получение прибыли. Любая предпринимательская деятельность связана с риском. За все финансовые вложения в свой бизнес продавец отвечает сам — никто не возместит ему убыток в случае, если его товар оказался не востребован покупателями. Основные формы осуществления предпринимательской деятельности: Индивидуальный предприниматель (ИП) — рискует всем своим имуществом. Товарищество — объединение двух или более лиц для совместного ведения дел. Участники полного товарищества также несут ответственность своим имуществом. Общество с ограниченной ответственностью (ООО) — хозяйственное общество, уставный капитал которого разделён на доли. Участники рискуют вкладами в пределах своих долей. Акционерное общество (АО) — хозяйственное общество, капитал которого разделён на ценные бумаги (акции). Акционеры являются совладельцами компании. Они несут риск убытков в пределах стоимости их акций.

2 . Свобода предпринимательства

Предпринимательство — самостоятельная деятельность людей, направленная на получение прибыли.

Любая предпринимательская деятельность связана с риском. За все финансовые вложения в свой бизнес продавец отвечает сам — никто не возместит ему убыток в случае, если его товар оказался не востребован покупателями.

Основные формы осуществления предпринимательской деятельности:

  • Индивидуальный предприниматель (ИП) — рискует всем своим имуществом.
  • Товарищество — объединение двух или более лиц для совместного ведения дел. Участники полного товарищества также несут ответственность своим имуществом.
  • Общество с ограниченной ответственностью (ООО) — хозяйственное общество, уставный капитал которого разделён на доли. Участники рискуют вкладами в пределах своих долей.
  • Акционерное общество (АО) — хозяйственное общество, капитал которого разделён на ценные бумаги (акции). Акционеры являются совладельцами компании. Они несут риск убытков в пределах стоимости их акций.
3 . Конкуренция Конкуренция — это соперничество производителей за потребителя. Чтобы привлечь как можно больше покупателей, производители могут: сделать свой товар дешевле других; повысить качество товара; сделать свой товар известным и узнаваемым; создать уникальный товар. К сведению, недобросовестные способы конкуренции, например, подделку товара или распространение ложных сведений о продукции конкурентов, здоровая рыночная экономика запрещает.

3 . Конкуренция

Конкуренция — это соперничество производителей за потребителя. Чтобы привлечь как можно больше покупателей, производители могут:

  • сделать свой товар дешевле других;
  • повысить качество товара;
  • сделать свой товар известным и узнаваемым;
  • создать уникальный товар.

К сведению, недобросовестные способы конкуренции, например, подделку товара или распространение ложных сведений о продукции конкурентов, здоровая рыночная экономика запрещает.

4 . Свободное ценообразование Цена на рынке должна формироваться с учётом интересов и продавцов, и покупателей. Она зависит от двух основных показателей рыночной экономики: Спроса — количества товара, которое покупатели хотят и могут приобрести за определённое время; Предложения — количества товара, которое продавец может произвести и продать по данной цене за определённый период времени. Если товара на рынке больше, чем нужно покупателям, его цена падает и продавцы могут разориться. Если число желающих приобрести товар превысит количество товара на рынке, возникнет дефицит, и цена на товар увеличится. В идеальных условиях спрос должен быть равен предложению — тогда образуется выгодная всем равновесная цена, позволяющая производителям получать прибыль, а покупателям приобретать товар, удовлетворяющий соотношению цены и качества.

4 . Свободное ценообразование

Цена на рынке должна формироваться с учётом интересов и продавцов, и покупателей. Она зависит от двух основных показателей рыночной экономики:

  • Спроса — количества товара, которое покупатели хотят и могут приобрести за определённое время;
  • Предложения — количества товара, которое продавец может произвести и продать по данной цене за определённый период времени.

Если товара на рынке больше, чем нужно покупателям, его цена падает и продавцы могут разориться. Если число желающих приобрести товар превысит количество товара на рынке, возникнет дефицит, и цена на товар увеличится.

В идеальных условиях спрос должен быть равен предложению — тогда образуется выгодная всем равновесная цена, позволяющая производителям получать прибыль, а покупателям приобретать товар, удовлетворяющий соотношению цены и качества.

Функции рыночной экономики Посредническая . Рынок — область, где производитель и потребитель встречаются и договариваются. Ценообразующая . Спрос и предложение формируют цены на товары и услуги. Информационная . Рынок информирует участников о востребованности товаров и изменении цен. Регулирующая. Изменение цен влияет на объёмы производства товаров и услуг. Оздоровительная . Конкуренция очищает экономику от неэффективных предприятий. Демократизация хозяйственной деятельности . Все процессы, происходящие на рынке, открыты и прозрачны для всех участников экономики.

Функции рыночной экономики

  • Посредническая . Рынок — область, где производитель и потребитель встречаются и договариваются.
  • Ценообразующая . Спрос и предложение формируют цены на товары и услуги.
  • Информационная . Рынок информирует участников о востребованности товаров и изменении цен.
  • Регулирующая. Изменение цен влияет на объёмы производства товаров и услуг.
  • Оздоровительная . Конкуренция очищает экономику от неэффективных предприятий.
  • Демократизация хозяйственной деятельности . Все процессы, происходящие на рынке, открыты и прозрачны для всех участников экономики.

Способы перехода к рыночной экономике

В начале XX века в мире сложились две господствующих экономических системы — плановая и рыночная.

При плановой (централизованной) экономике всё производство в стране принадлежит государству. Количество производимых товаров и услуг, а также цены на них устанавливаются правительством.

Рыночная экономика предполагает свободный обмен товарами и услугами в условиях конкуренции и свободы выбора. Цены и количество производимых товаров регулируются спросом и предложением. К концу XX века рыночная система экономики доказала большую эффективность, поэтому большинство стран перешли на этот путь экономического развития.

Следует отметить, что построение здоровой рыночной экономики без вмешательства государства невозможно. Оно необходимо, чтобы:

  • избегать монополизации рынка (ситуации, когда все товары и услуги одной сферы принадлежат только одному продавцу);
  • поддерживать конкуренцию (наказывать недобросовестных участников рынка);
  • стимулировать экономику, выдавая кредиты и субсидии участникам рынка;
  • бороться с инфляцией (развитие рынка без стабильной денежной единицы невозможно).

Поэтому современная экономика — это смешанная система, сочетающая черты свободного рынка и государственного контроля.

Практика показала, что переход от централизованной экономики к рыночной возможен двумя путями:

  • Эволюционный путь ( градуализм ) предполагает постепенное проведение реформ. Государство поэтапно ослабляет контроль над ценообразованием и производством.
  • «Шоковая терапия» — государство отпускает рынок в «свободное плавание», предоставляя ему возможность регулироваться самостоятельно. Функцией правительства остаётся только сдерживание инфляции.

Большинство государств используют второй способ, поскольку на момент перехода не обладают условиями для проведения реформ.

Рыночная экономика в современной России

Экономика Советского Союза полностью регулировалась государством: правительство контролировало производство всех товаров и услуг и устанавливало цены на них. Частная предпринимательская деятельность преследовалась по закону.

Распад СССР привёл к экономическому кризису. Прежняя экономическая модель перестала быть эффективной, поэтому в 1992 году правительство России приняло решение о переходе на рыночную экономическую модель. Предпосылками для этого стали:

  • развитие теневой экономики (чёрного рынка) в условиях запрета предпринимательства;
  • ориентация экономики не на бытовые нужды населения, а на военную промышленность ;
  • государственная монополия привела к производству неконкурентоспособных товаров ;
  • недовольство населения уровнем жизни и общим положением дел в стране .

С 1991 по 1992 год в России был проведён ряд реформ по приватизации государственного имущества и отмене государственной монополии на экспорт. Было разрешено частное предпринимательство. Крупные предприятия стали акционерными обществами, а средние и малые продавались частным лицам. Появилось много ниш для развития бизнеса. Для защиты рынка от недобросовестной конкуренции была создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

В конце 1990-х годов в стране работало более 860 тысяч частных предприятий, обеспечивающих 6,5 миллионов рабочих мест. Дефицит потребительских товаров удалось ликвидировать, спрос превысил предложение, появились условия для конкуренции.

Однако экономика развивалась неравномерно. Появились крупные корпорации, специализирующиеся на добыче сырья и тяжёлой промышленности, а количество предприятий лёгкой, сельскохозяйственной и пищевой промышленности резко сократилось.

В настоящий момент российская экономика развивается, однако государство по-прежнему оказывает сильное влияние на работу рынка. Основу экономики составляет продажа сырья, производимая государственными корпорациями. Промышленные и торговые компании выкупаются крупными банками. Российский рынок напрямую зависит от международных цен на энергетические ресурсы, стоимость мировых валют и других внешних факторов.