ТЕМА:
«Организация и содержание годичного цикла подготовки девушек-спринтеров 15-17 лет на этапе углубленной специализации»
Шалык Дмитрий Викторович
Спринтерский бег является одной из популярных дисциплин соревнований по бегу и представляет собой преодоление дистанций от 60 до 400 метров.
раскрыть особенности организации и содержания годичного цикла учебно-тренировочного процесса бегуний на короткие дистанции 15-17 лет.
Объект исследования:
- Учебно-тренировочный процесс девушек-спринтеров 15-17 лет.
Предмет исследования
специфика организации и содержания годичного цикла подготовки юных спортсменок на этапе углубленной специализации.
Гипотезой исследования является
предположение о том, что методика подготовки девушек 15-17 лет, специализирующихся в беге на короткие дистанции будет эффективной и педагогически целесообразной, если она основывается на применении рационального объема нагрузок, достоверных знаниях о структурных компонентах подготовленности спринтеров в годичном цикле тренировки с учетом их индивидуальных показателей физической подготовленности.
Задачи исследования:
- Выявить возрастную динамику физической подготовленности и прирост исследуемых показателей у девушек, специализирующихся в беге на короткие дистанции.
- Изучить особенности организации годичного цикла девушек-спринтеров 15-17 лет на этапе углубленной специализации.
- Проанализировать специфику распределения объема основных тренировочных средств годичном цикле подготовки девушек-спринтеров 15-17 лет.
1. Теоретический анализ научно-методической литературы
2. Педагогические наблюдения.
3. Констатирующий педагогический эксперимент.
4. Контрольно-педагогические испытания.
5. Анализ документов планирования и дневников тренировок.
6. Методы математической статистики.
ГБОУДОД БОСДЮСШОР по лёгкой атлетике
Таблица 1
Показатели физической подготовленности девушек 15-17 лет, занимающихся бегом на короткие дистанции
Контрольные упражнения
Статистические показатели
Бег 30 м с низкого старта, с
Возраст, лет
X ± σ
15
16
4 ,61±0,08
m x
V, %
17
4 ,51±0,08
0,03
0,03
4 ,31±0,08
1,81
t
Бег 30 м по движению, с
0,03
1,85
X ± σ
1,94
2,54*
4 ,41±0,1
m x
V, %
5,08*
0,03
4 ,31±0,08
0,03
1,89
t
Бег 60 м с низкого старта, с
4 ,11±0,09
X ± σ
0,03
1,94
2,542*
m x
2,03
8,31±0,08
V, %
5,084*
0,03
8,15±0,13
t
8,05±0,13
Бег 100 м с низкого старта, с
0,04
1,00
0,04
1,61
X ± σ
m x
13,40±0,42
3,14*
1,63
13,24±0,42
V, %
1,62
0,14
13,13±0,58
0,16
3,14
t
0,19
3,56
4,45
0,77
0,85
Рис. 1. Возрастная динамика результатов в беге на 30 м с низкого старта и 30 м по движению у девушек-спринтеров 15-17 лет
Таблица 2
Показатели физической подготовленности девушек 15-17 лет, занимающихся бегом на короткие дистанции
Контрольные упражнения
Статистические показатели
Возраст, лет
Прыжок в длину с места, с
X ± σ
15
16
225,0±5,3
m x
V, %
17
236,3±5,2
2,4
2,2
1,8
242,5±6,5
t
Прыжок в длину с разбега, с
1,7
2,7
X ± σ
2,2
m x
4,54*
464,2±0,18
4 83,3±0,14
3,81
V, %
2,25*
Тройной прыжок, м
2,88
0,06
501,1±0,12
t
X ± σ
2,49
0,05
636,2±0,07
0,04
m x
2,50*
3,01*
V, %
678,1±0,17
1,17
2,46
t
724,3±0,21
0,02
2,95
0,06
0,07
6,77*
5,12*
Условные обозначения: звездочкой отмечены результаты, достоверно отличающиеся от показателей предыдущего года (*- различия достоверны при р
Рис. 2. Возрастная динамика результатов в прыжке в длину с места и разбега у девушек 15-17 лет, занимающихся бегом на короткие дистанции
Рис.3. Возрастная динамика результатов в тройном прыжке у девушек 15-17 лет, специализирующихся в беге на короткие дистанции
Таблица3 Распределение тренировочных средств (по месяцам) подготовки у девушек-спринтеров 15-17 лет, на этапе углубленной специализации
Направленность нагрузки
Средства
подготовки
Месяцы
Скоростная
IX
Бег до 80 м (со скоростью 96-100%), км
Скоростная выносливость
Бег 100-300 м (со скоростью 91-100%), км
0,6
X
2,0
0,7
Скоростно-силовая
XI
Бег 100-300 м (со скоростью 81-90%), км
Скоростно-силовая
2,1
3,8
Упражнения с отягощением, т
0,8
XII
I
1,8
8
Общая выносливость
3,5
Прыжковые упражнения, отталкивания
4,5
3,8
10
450
II
5,2
Кроссовый бег, км
2,2
3,6
11
3,0
III
19,0
470
1,0
9
1,8
IV
12,0
500
3,3
1,0
8
-
420
3,1
2,0
2,2
V
350
7
3,2
-
3,2
VI
2,5
-
270
6
3,3
2,1
VII
2,1
14,0
5
250
2,5
3,5
VIII
2,0
190
15,0
4,5
4
3,0
1,4
-
5
2,1
170
4,0
7
150
2,5
-
7
350
-
450
12,0
18,0
Условные обозначения: цифры в скобках означают скорость бега в процентах от максимальной
Девушки-спринтеры 15 – 17 лет:
ВЫВОДЫ:
В беге на короткие дистанции:
- Не следует планировать два занятия подряд с одинаковой направленностью.
- Если решается задача акцентированного развития какого-то качества, занятия соответствующей направленности необходимо планировать в микроцикле на фоне повышенной или восстановленной работоспособности; данное условие особо важно выдерживать при совершенствовании быстроты и технической подготовленности легкоатлета.
- Бегунам на короткие дистанции работу над развитием быстроты необходимо включать в микроциклы не только соревновательного, но и подготовительного периодов тренировки; исключение составляют лишь втягивающие микроциклы.
- Оптимальная частота беговых тренировок 3-4 занятия в неделю. Нецелесообразно проводить больше двух беговых тренировок различной направленности за одно занятие. Следует обратить внимание так же на то, что оптимальным вариантом будет использование алактатной тренировки не в первый день, а во второй - лактатной тренировки.