Просмотр содержимого документа
«Презентация по физике "Импульс тела, Импульс силы"»
УРОК ПО ТЕМЕ: «ИМПУЛЬС ТЕЛА. ИМПУЛЬС СИЛЫ.»
УМК «Сферы» Белага В.В., Ломаченков И.А., Панебратцев Ю.А. Физика 8 класс .
Цель урока: обосновать необходимость введения новой физической величины – импульса тела, ввести понятие – импульс силы. Научить решать задачи на импульс тела.
- Задачи :
- Образовательная: найти взаимосвязь между действующей силой, временем ее действия и изменением скорости тела;
- Формировать умение применять полученные знания на практике при решении физических задач на импульс тела
- Развивающая : продолжить развитие умений работать с учебным текстом, структурирование материалов в виде схем, опорных конспектов; развитие познавательного интереса к физике.
- Воспитательная : формирование исторического взгляда на развитие физики как науки; способствовать формированию межличностного общения в процессе парной работы.
ВНИМАНИЕ!
ВСПОМНИМ…
- Механика – раздел физики, изучающий ЧТО?
(механические явления, т. е. механическое движение).
- Кинематика –раздел механики, изучающий механическое движение КАК?
(без причин, которые его вызывают).
- Динамика –раздел механики, изучающий механическое движение КАК?
(с причинами, которые его вызывают).
- Основной вопрос в кинематике и динамике КАКОЙ?
(«Как?» -в кинематике, «Почему?” - в динамике.)
ПОЗАДИ –
ИЗУЧЕНИЕ КИНЕМАТИКИ И ДИНАМИКИ
- Как называют ф/в, которые имеют только числовое значение и не имеют направления?
(скалярные)
- А имеющие еще и направление?
(векторные)
«БЛИЦ- ОПРОС» путешествие по основным понятиям
словарь терминов
- путь,
- перемещение,
- скорость,
- ускорение,
- сила,
- масса
Демонстрация: Скатывание легкоподвижной тележки с наклонной плоскости. Она сдвигает тело, находящееся на ее пути Можно ли найти силу взаимодействия тележки и тела?
Демонстрация: Если медленно тянуть лист бумаги, стакан перемещается вместе с бумагой. Если лист бумаги быстро выдернуть из-под стакана, стакан останется на прежнем месте.
Вывод: Проведенные эксперименты свидетельствуют о том, что результат взаимодействия тел зависит не только от значения силы, но и от времени ее действия.
- Законы Ньютона позволяют решать задачи, связанные с нахождением ускорения движущегося тела, если известны все действующие на тело силы, т.е. равнодействующая всех сил. Но часто бывает очень сложно определить равнодействующую силу, как это было в наших случаях.
ПОКА НЕ ЗНАЕМ: как прояснить ситуации… как спрогнозировать и осуществить их…
Для решения подобных задач необходимо использовать еще одну важнейшую величину. А какую вы должны угадать. Для составления слова, берем первую букву ответа на вопрос. .
- 1.Физическое явление сохранения скорости.
- 2.Мера инертности тела.
- 3.Длина траектории, по которой движется тело в течение некоторого промежутка времени. 4.Физическая величина, показывающая, как быстро меняется скорость тела.
- 5.Естественный спутник Земли.
- Ь
- 6. 1Н-это единица измерения какой физической величины?
ТЕМА УРОКА : «ИМПУЛЬС СИЛЫ. ИМПУЛЬС ТЕЛА.»
ЭКСПЕРЕМЕНТ : 1 группа.
- Легкоподвижная тележка при скатывании с наклонной плоскости лишь слегка сдвигает брусок. Нагрузив тележку, повторить опыт. В этом случае брусок сдвигается дальше. От чего зависит количество движения?
- Вывод:
- количество движения зависит от массы тела.
ЭКСПЕРИМЕНТ: 2 группа.
- Изменив угол наклона плоскости, снова пускают нагруженную тележку. Что можно сказать про место положения бруска? Брусок сдвигается еще дальше.
- Вывод:
количество движения зависит от скорости тела.
• Импульсом тела наз. векторную ф/в, равную произведению массы тела на его скорость: В СИ , .
• II закон Ньютона в импульсной форме : т.к. ,по ІІ з.Н.
или ( ) - изменение импульса тела равно импульсу силы
Импульсом силы наз. векторную ф/в, равную произведению силы на время её действия: или . В СИ .
- Замкнутой системой наз. группу тел, взаимодействующих только между собой.
- Полный импульс тел , образующих замкнутую систему – уникальная ф/в, имеет способность сохраняться!!!
- Полный импульс тел – это ВЕКТОРНАЯ СУММА ИМПУЛЬСОВ тел.
РЕШАЕМ ЗАДАЧИ
- Задача. Какова масса мопеда, если его импульс равен 1200 кг м /с при скорости движения 15м/с?
Ответ: m= 80 кг.
РЕШАЕМ ЗАДАЧИ
- Задача. Найти изменение скорости тела массой 60 кг, если на него в течение 10с действовала сила 120 Н.
Ответ. 20 м/с
С ЗАКОНОМ СОХРАНЕНИЯ ИМПУЛЬСА В ЗАМКНУТОЙ СИСТЕМЕ И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯМИ (реактивное дв-е, отдача при стрельбе, кратковременные удары тел)МЫ ПОЗНАКОМИМСЯ В СЛЕДУЮЩИЙ РАЗ
ВНИМАНИЕ! ВОПРОСЫ:
- С какими величинами мы сегодня познакомились?
(импульс тела, импульс силы)
- Это величины векторные или скалярные?
(векторные)
- В чем уникальность такой величины как импульс тела?
(сохраняется в замкнутых системах)
РЕФЛЕКСИЯ
- Ребята, у каждого из вас на столе лежат жетончики красного, зеленого, желтого цвета. Кто хорошо понял тему возьмите жетончики зелёного цвета, кто частично понял – жёлтого цвета, кто плохо понял – красного цвета и закрепите их на доске.
Вспоминая, все познания свои, И физики мир постигая, Я благодарен матушке судьбе, Что импульс есть и нам его не счесть
- Искрятся глаза, Смеется душа, И ум мой поет: «К знаниям вперед»
- Не весел я сегодня, В тишине взгрустнулось мне, И о импульсе Все промчалось вдалеке.
Подведение итогов …
Домашнее задание:
- Выучить теоретический материал темы в соответствии с опорным конспектом в тетради;
- Решить задачи, подобные разобранным:
- С какой силой действует молоток массой 0,5 кг на гвоздь во время удара, если скорость молотка перед ударом 2 м/с? Считайте, что удар длится 0,01 с.
- С какой скоростью должна лететь хоккейная шайба массой 160 г, чтобы ее импульс был равен импульсу пули массой 8 г, летящей со скоростью 600 м/с?
Литература :
- uchitelya.com ›fizika /51095-prezentaciya-impuls-…
- https://resh.edu.ru/subject/lesson/1542/start /
- kopilkaurokov.ru ›fizika / presentacii / urok -…