Презентация на тему: Шлюзы
Выполнил: Иванов Глеб
ученик 7б класса
Проверил: учитель физики
Леонова О. А.
ГБОУ №609
Красногвардейский район
Г. Санкт - Петербург
Шлюз — гидротехническое сооружение, представляющее собой камеру для перемещения судов с одного повышенного уровня воды — бьефа — выше шлюза (плотины) на другой, более низкий уровень воды ниже шлюза или, наоборот, с нижнего бьефа на верхний.
Шлюзы строятся на реках в гидротехническом комплексе, называемом гидроузлом, в который, кроме шлюза, входят:
плотины, подходные к шлюзу деривационные каналы, дамбы, причальные стенки для ожидания шлюзования судов и пр. Шлюзы строятся также и на каналах.
В зависимости от числа камер шлюзы бывают однокамерные (наиболее распространенные), двухкамерные и т. д.
Для одновременного двустороннего прохода шлюзов предназначены параллельные шлюзы — «в две нитки».
Шлюз состоит из верхней и нижней головы камеры, самой камеры и подходных каналов.
Головы шлюза объединяют в себе наиболее массивные устройства у стен сооружения на концах камеры. В головах шлюза располагаются ворота и ниши в стенах для убирания ворот — шкафные части шлюза, а также водопроводные системы для наполнения и опорожнения камеры. Ворота шлюза могут быть в виде створок.
Камера шлюза — это бассейн между головами шлюза, где судно перемещается по вертикали с одного бьефа на другой. Камеры шлюзов в плане могут быть длиной до 300 м и шириной до 30 м.
Подходные или деривационные каналы служат для подхода судов к шлюзу и ожидания шлюзования.
Для закрепления швартовых тросов, подаваемых с судов, камера шлюза оборудована специальными швартовыми устройствами. К ним относятся причальные тумбы, неподвижные крюки и рымы, плавучие рымы и крюки.
В головах шлюза располагаются ворота и ниши в стенах для убирания ворот — шкафные части шлюза, а также водопроводные системы для наполнения и опорожнения камеры. Ворота шлюза могут быть в виде створок, сегментные и опускные (опускаются вниз), а также плоские.
А вот и вход
в шлюзы-ворота .
на реках с быстрым течением, в мелких местах устраивают целую систему шлюзов, с тем, чтобы сделать неудобную для судоходства часть реки судоходной; устанавливают несколько шлюзов на некотором расстоянии один от другого, так что уровень воды в промежутке между двумя шлюзами бывает значительно выше, чем уровень воды между следующей парой шлюзов, расположенных ниже по течению. Таким образом, поверхность реки идет уступами. Когда нужно пройти судну, шлюзы один за другим открывают.
Бассейн с подъемом Построить машину, которая могла бы просто поднимать корабли вверх, без всяких шлюзов — соблазнительная идея, проблема лишь в мощности. На помощь строителям пришел закон, открытый когда-то Архимедом: погруженное тело теряет в весе столько, сколько весит вытесненная им вода. Таким образом, если отметить уровень воды в бассейне, загнать в него судно с грузом и спустить воду до прежнего уровня, то масса бассейна с «начинкой» останется той же, что и раньше. А если сделать два бассейна одного объема и соединить их рычажной или гидравлической системой так, чтобы они исполняли роль противовесов? Тогда, убавив из бассейна с баржей чуть больше воды, мы сумеем поднять его с грузом вверх. Поскольку вода наливается и сливается самотеком, то не понадобится даже двигатель — только сливная система и при ней обученный человек, образно говоря, «с затычкой» наготове.
Вот и закончил я свой рассказ об интересном изобретении человечества- шлюзах.
Водная гладь отражала вечернее небо с закатом. Вот как сочетаются природа и изобретение человека.
Подготовил: Иванов Глеб, ученик 7Б класса