СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по геометрии 10 класс "Стереометрия. Аксиомы стереометрии"

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация предназначена для изучения ученикаим 10 класса темы "Стереометрия. Аксиомы стереометрии"

Просмотр содержимого документа
«Презентация по геометрии 10 класс "Стереометрия. Аксиомы стереометрии"»

Стереометрия  Аксиомы стереометрии

Стереометрия Аксиомы стереометрии

 Стереометрия изучает свойства фигур в пространстве.   Слово «стереометрия» происходит от греческих слов «стереос» объемный, пространственный, «метрео» – мерить.   Основные фигуры: точка, прямая, плоскость.

Стереометрия изучает свойства фигур в пространстве.

Слово «стереометрия» происходит от греческих слов «стереос» объемный, пространственный, «метрео» – мерить.

Основные фигуры: точка, прямая, плоскость.

 Наряду с основными фигурами мы будем рассматривать геометрические тела и их поверхности. Такие, как: куб, параллелепипед, призма, пирамида.  А также тела вращения: шар, сфера, цилиндр, конус.

Наряду с основными фигурами мы будем рассматривать геометрические тела и их поверхности. Такие, как: куб, параллелепипед, призма, пирамида.

А также тела вращения: шар, сфера, цилиндр, конус.

 Для обозначения точек как и в планиметрии используют прописные латинские буквы:   Прямую обозначают одной строчной латинской буквой и двумя прописными латинскими буквами:  F l B A

Для обозначения точек как и в планиметрии используют прописные латинские буквы:

Прямую обозначают одной строчной латинской буквой и двумя прописными латинскими буквами:

F

l

B

A

Плоскость в стереометрии обозначают греческими буквами, например: А на рисунках чаще всего плоскость изображают в виде параллелограмма. Но следует понимать и представлять себе данную геометрическую фигуру как неограниченную во все стороны.

Плоскость в стереометрии обозначают греческими буквами, например:

А на рисунках чаще всего плоскость изображают в виде параллелограмма. Но следует понимать и представлять себе данную геометрическую фигуру как неограниченную во все стороны.

При изучении в курсе стереометрии геометрических тел пользуются их плоскими изображениями на чертеже. Изображением пространственной фигуры служит ее проекция на плоскость. Изображения конуса

При изучении в курсе стереометрии геометрических тел пользуются их плоскими изображениями на чертеже.

Изображением пространственной фигуры служит ее проекция на плоскость.

Изображения конуса

Изучая свойства геометрических фигур – воображаемых объектов, мы получаем представление о геометрических свойствах реальных предметов (их форме, взаимном расположении и т. д.) и можем использовать эти свойства в практической деятельности. В этом состоит прикладное значение геометрии.  Геометрия, в частности стереометрия, широко используется в строительном деле, архитектуре, машиностроении, геодезии, во многих других областях науки и техники.

Изучая свойства геометрических фигур – воображаемых объектов, мы получаем представление о геометрических свойствах реальных предметов (их форме, взаимном расположении и т. д.) и можем использовать эти свойства в практической деятельности. В этом состоит прикладное значение геометрии.

Геометрия, в частности стереометрия, широко используется в строительном деле, архитектуре, машиностроении, геодезии, во многих

других областях науки и техники.

Основные свойства точек, прямых и плоскостей выражены в аксиомах. Существует множество аксиом стереометрии, в учебнике вам представлены три:  А 1 .  Через любые три точки, не лежащие на одной прямой, проходит плоскость, и притом только одна. C На кнопку «i» можно нажать несколько раз. A B

Основные свойства точек, прямых и плоскостей выражены в аксиомах. Существует множество аксиом стереометрии, в учебнике вам представлены три:

А 1 . Через любые три точки, не лежащие на одной прямой, проходит плоскость, и притом только одна.

C

На кнопку «i» можно нажать несколько раз.

A

B

Самый простой пример к аксиоме А 1 из повседневной жизни: Табурет с тремя ножками всегда идеально встанет на пол и не будет качаться. У табурета с четырьмя ножками бывают проблемы с устойчивостью, если ножки стула не одинаковые по длине.  Табурет качается, т. е. опирается на три ножки, а четвертая ножка (четвертая «точка») не лежит в плоскости пола, а висит в воздухе.

Самый простой пример к аксиоме А 1 из повседневной жизни:

Табурет с тремя ножками всегда идеально встанет на пол и не будет качаться. У табурета с четырьмя ножками бывают проблемы с устойчивостью, если ножки стула не одинаковые по длине.

Табурет качается, т. е. опирается на три ножки, а четвертая ножка (четвертая «точка») не лежит в плоскости

пола, а висит в воздухе.

А 2 .  Если две точки прямой лежат в плоскости, то все точки прямой лежат в этой плоскости. B a A Геометрия: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразова. учреждений / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. – 9-е изд., с изм. – М.: Просвящение, 2000. – 206 с.:ил. – ISBN 5-09-008612-5.

А 2 . Если две точки прямой лежат в плоскости, то все точки прямой лежат в этой плоскости.

B

a

A

Геометрия: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразова. учреждений / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. – 9-е изд., с изм. – М.: Просвящение, 2000. – 206 с.:ил. – ISBN 5-09-008612-5.

I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I  0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Свойство, выраженное в аксиоме А 2 , используется для проверки «ровности» чертежной линейки.  Линейку прикладывают краем к плоской поверхности стола. Если край линейки ровный, то он всеми своими точками прилегает к поверхности стола.  Если край неровный, то в каких-то местах между ним и поверхностью стола образуется просвет.  0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Геометрия: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразова. учреждений / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. – 9-е изд., с изм. – М.: Просвящение, 2000. – 206 с.:ил. – ISBN 5-09-008612-5.

I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I

I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Свойство, выраженное в аксиоме А 2 , используется для проверки «ровности» чертежной линейки.

Линейку прикладывают краем к плоской поверхности стола. Если край линейки ровный, то он всеми своими точками прилегает к поверхности стола.

Если край неровный, то в каких-то местах между ним и поверхностью стола образуется просвет.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Геометрия: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразова. учреждений / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. – 9-е изд., с изм. – М.: Просвящение, 2000. – 206 с.:ил. – ISBN 5-09-008612-5.

Следствия из аксиомы А 2 :  Если прямая не лежит в данной плоскости, то она имеет с ней не более одной общей точки. Если прямая и плоскость имеют только одну общую точку, то говорят, что они пересекаются. a Геометрия: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразова. учреждений / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. – 9-е изд., с изм. – М.: Просвящение, 2000. – 206 с.:ил. – ISBN 5-09-008612-5. N

Следствия из аксиомы А 2 :

  • Если прямая не лежит в данной плоскости, то она имеет с ней не более одной общей точки.
  • Если прямая и плоскость имеют только одну общую точку, то говорят, что они пересекаются.

a

Геометрия: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразова. учреждений / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. – 9-е изд., с изм. – М.: Просвящение, 2000. – 206 с.:ил. – ISBN 5-09-008612-5.

N

А 3 .  Если две плоскости имеют общую точку, то они имеют общую прямую, на которой лежат все общие точки этих плоскостей.  Самый простой пример к аксиоме А 3 из повседневной жизни является пересечение двух смежных стен комнаты. a Геометрия: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразова. учреждений / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. – 9-е изд., с изм. – М.: Просвящение, 2000. – 206 с.:ил. – ISBN 5-09-008612-5.

А 3 . Если две плоскости имеют общую точку, то они имеют общую прямую, на которой лежат все общие точки этих плоскостей.

Самый простой пример к аксиоме А 3 из повседневной жизни является пересечение двух смежных стен комнаты.

a

Геометрия: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразова. учреждений / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. – 9-е изд., с изм. – М.: Просвящение, 2000. – 206 с.:ил. – ISBN 5-09-008612-5.

 Следствия из аксиом  Теорема Через прямую и не лежащую на ней точку проходит плоскость, и притом только одна. Q P М a

Следствия из аксиом

Теорема

Через прямую и не лежащую на ней точку проходит плоскость, и притом только одна.

Q

P

М

a

 Теорема Через две пересекающиеся прямые проходит плоскость, и притом только одна b N М a

Теорема

Через две пересекающиеся прямые проходит плоскость, и притом только одна

b

N

М

a

 Задача 1 Назовите плоскости, в которых лежат прямые РЕ, МК, DB, AB, EC  Назовите точки пересечения прямой DK с плоскостью АВС  Назовите точки, лежащие в плоскостях АDB и DBC   D K P M C Л.С. Атанасян. Геометрия 10-11. № 8. На кнопку «i» нажмите несколько раз.  A E B

Задача 1

Назовите плоскости, в которых лежат прямые

РЕ, МК, DB, AB, EC

Назовите точки пересечения прямой DK с плоскостью АВС

Назовите точки, лежащие в плоскостях АDB и DBC

D

K

P

M

C

Л.С. Атанасян. Геометрия 10-11. № 8. На кнопку «i» нажмите несколько раз.

A

E

B

 Задача 2 B 1 Q C 1 Назовите точки, лежащие в плоскостях DCC 1 и BQC  Назовите плоскости, в которых лежит прямая АА 1  P D 1 A 1 M K R B C Л.С. Атанасян. Геометрия 10-11. № 9. A D

Задача 2

B 1

Q

C 1

Назовите точки, лежащие в плоскостях DCC 1 и BQC

Назовите плоскости, в которых лежит прямая АА 1

P

D 1

A 1

M

K

R

B

C

Л.С. Атанасян. Геометрия 10-11. № 9.

A

D

Интернет-ресурсы http://gym1.ucoz.ru/load/1-1-0-145 . Источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново 2. Циркуль: http://www.daviddarling.info/images/compasses.jpg  3. Карандаш: http://www.proshkolu.ru/content/media/pic/std/3000000/2240000/2239093-7acd9447b354cc7e.gif  4. Угольник-транспортир:  http://p.alejka.pl/i2/p_new/25/38/duza-ekierka-geometryczna-z-uchwytem-rotring-14-cm_0_b.jpg  5. Фон «тетрадная клетка»: http://radikal.ua/data/upload/49112/4efc3/3bd0a3d6bb.jpg  6.  http://nsportal.ru/ap/ap/drugoe/2012/04/20/prezentatsiya-po-teme-stereometriya

Интернет-ресурсы

  • http://gym1.ucoz.ru/load/1-1-0-145 . Источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново

2. Циркуль: http://www.daviddarling.info/images/compasses.jpg

3. Карандаш: http://www.proshkolu.ru/content/media/pic/std/3000000/2240000/2239093-7acd9447b354cc7e.gif

4. Угольник-транспортир: http://p.alejka.pl/i2/p_new/25/38/duza-ekierka-geometryczna-z-uchwytem-rotring-14-cm_0_b.jpg

5. Фон «тетрадная клетка»: http://radikal.ua/data/upload/49112/4efc3/3bd0a3d6bb.jpg

6. http://nsportal.ru/ap/ap/drugoe/2012/04/20/prezentatsiya-po-teme-stereometriya

Литература  1. Геометрия. Учебник для 10-11 классов общеобразовательной школы, Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др., издательство:

Литература

1. Геометрия. Учебник для 10-11 классов общеобразовательной школы, Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др., издательство: "Просвещение" 2002г