СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по истории хореографического искусства " Мариус Петипа"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конец XIX  века в русском балете называют эпохой Петипа.  60 лет этот балетмейстер возклавлял  балетную труппу  Мариинского театра, поставил более 60   балетов, в том числе "Лебединое озеро", Щелкунчик", "Спящая красавица"

Просмотр содержимого документа
«Презентация по истории хореографического искусства " Мариус Петипа"»

 МАРИУС  ПЕТИПА Автор презентации: Калабун Алена Витальевна

МАРИУС ПЕТИПА

Автор презентации:

Калабун Алена Витальевна

МАРИУС ПЕТИПА  Балет конца девятнадцатого века часто называют эпохой Петипа. Этот хореограф создал свод правил балетного академизма. Его спектакли отличались не только мастерством композиции, стройностью хореографического ансамбля, виртуозной разработкой сольных партий – он сделал музыку одним из главных действующих лиц балета.

МАРИУС ПЕТИПА

Балет конца девятнадцатого века часто называют эпохой Петипа. Этот хореограф создал свод правил балетного академизма. Его спектакли отличались не только мастерством композиции, стройностью хореографического ансамбля, виртуозной разработкой сольных партий – он сделал музыку одним из главных действующих лиц балета.

С именем Мариуса Петипа связана целая эпоха русского балета. Он поставил более 60-ти балетных спектаклей, соединив гармонию музыки и хореографии. По сути, Петипа создал сценическую форму постановки танца и стиль, которые сегодня называют классическим балетом, и определил пути его развития на многие годы вперед., французский шарм и грацию с русским духом.
  • С именем Мариуса Петипа связана целая эпоха русского балета. Он поставил более 60-ти балетных спектаклей, соединив гармонию музыки и хореографии.
  • По сути, Петипа создал сценическую форму постановки танца и стиль, которые сегодня называют классическим балетом, и определил пути его развития на многие годы вперед., французский шарм и грацию с русским духом.
Детство и юность Родился будущий балетмейстер в 1818 году в портовом Марселе в театральной семье. Его мать Викторина Морель-Грассо была драматической актрисой, отец Жан Антуан – танцовщиком, педагогом, балетмейстером. С раннего детства старшего сына Люсьена и младшего Мариуса отец обучал искусству танца, тайнам хореографии. Профессиональная судьба сыновей была предопределена. Даже фамилия пророчила им жизнь, связанную с балетом, ведь «петипа» означает маленький шаг, па. Однако поначалу, по признанию Мариуса, он не испытывал тяги к искусству танца. Мать, драматическая актриса Викторина Морель-Грассо с детьми Мариусом, Люсьеном (стоит) и Аматой-Викториной Фото: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

Детство и юность

  • Родился будущий балетмейстер в 1818 году в портовом Марселе в театральной семье. Его мать Викторина Морель-Грассо была драматической актрисой, отец Жан Антуан – танцовщиком, педагогом, балетмейстером. С раннего детства старшего сына Люсьена и младшего Мариуса отец обучал искусству танца, тайнам хореографии. Профессиональная судьба сыновей была предопределена. Даже фамилия пророчила им жизнь, связанную с балетом, ведь «петипа» означает маленький шаг, па. Однако поначалу, по признанию Мариуса, он не испытывал тяги к искусству танца.

Мать, драматическая актриса Викторина Морель-Грассо с детьми Мариусом, Люсьеном (стоит) и Аматой-Викториной Фото: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

Как все театральные семьи того времени, семейство Петипа постоянно переезжало, устраиваясь ненадолго то в Брюсселе или Бардо, Париже или Нанте, везде, где удавалось найти ангажемент. В своих воспоминаниях Мариус Петипа рассказывает, что общее образование он получил в Брюсселе в Большом колледже. Посещал также консерваторию, осваивал игру на скрипке, изучал сольфеджио. Мариус Петипа в 15 лет
  • Как все театральные семьи того времени, семейство Петипа постоянно переезжало, устраиваясь ненадолго то в Брюсселе или Бардо, Париже или Нанте, везде, где удавалось найти ангажемент. В своих воспоминаниях Мариус Петипа рассказывает, что общее образование он получил в Брюсселе в Большом колледже. Посещал также консерваторию, осваивал игру на скрипке, изучал сольфеджио.

Мариус Петипа в 15 лет

Впервые на сцене Мариус появился в девятилетнем возрасте, участвуя в балетной постановке отца «Танцемания». Тогда его маленькая роль состояла в выходе из волшебного фонаря в костюме савояра с обезьянкой в руках. А уже в 16 лет юноша получил место солиста в театре Нанта. Жан Годешар. Мариус Петипа в балете

Впервые на сцене Мариус появился в девятилетнем возрасте, участвуя в балетной постановке отца «Танцемания». Тогда его маленькая роль состояла в выходе из волшебного фонаря в костюме савояра с обезьянкой в руках. А уже в 16 лет юноша получил место солиста в театре Нанта.

  • Жан Годешар. Мариус Петипа в балете "Танцемания"
В 1839 году Мариус с отцом отправился за океан в Америку, но вернулся в Париж без гроша в кармане. В столице продолжил обучение искусству танца. Судьба в этот период была благосклонней к его брату, Люсьена приняли в Парижскую оперу, вскоре он стал ее премьером. Мариусу отказали, и юноша уехал в Бордо. Выступив в дебютных спектаклях «Жизели», «Пери» и «Тщетной предосторожности», молодой танцор был принят на службу в театр, где попробовал себя также в роли балетмейстера. Следующие несколько сезонов он танцевал в Королевском театре Мадрида. С ним подписали контракт на двенадцать тысяч франков жалованья с бенефисом. Полагался также двухмесячный отпуск. Молодой танцовщик серьезно заинтересовался народными танцами и в первые же отпускные месяцы вместе с примой Ги Стефан отправился в Андалусию. В этом турне Мариус изучал характерные испанские танцы, которые позже ярко оживут в его балетной хореографии. Подлинное фанданго Петипа вставит и в оперу «Кармен».
  • В 1839 году Мариус с отцом отправился за океан в Америку, но вернулся в Париж без гроша в кармане. В столице продолжил обучение искусству танца. Судьба в этот период была благосклонней к его брату, Люсьена приняли в Парижскую оперу, вскоре он стал ее премьером. Мариусу отказали, и юноша уехал в Бордо. Выступив в дебютных спектаклях «Жизели», «Пери» и «Тщетной предосторожности», молодой танцор был принят на службу в театр, где попробовал себя также в роли балетмейстера.
  • Следующие несколько сезонов он танцевал в Королевском театре Мадрида. С ним подписали контракт на двенадцать тысяч франков жалованья с бенефисом. Полагался также двухмесячный отпуск. Молодой танцовщик серьезно заинтересовался народными танцами и в первые же отпускные месяцы вместе с примой Ги Стефан отправился в Андалусию. В этом турне Мариус изучал характерные испанские танцы, которые позже ярко оживут в его балетной хореографии. Подлинное фанданго Петипа вставит и в оперу «Кармен».

Жизнь и творчество в Петербурге

  • В мае 1847 году Мариус Петипа прибыл в Петербург по приглашению Директора императорских театров. Гедеонов подписал с танцовщиком контракт на амплуа актера мима и объявил, что театральный сезон начнется через четыре месяца, но жалованье он будет получать с момента пересечения границы и ему выдадут аванс. Петипа пришел в восторг, он попал в настоящий рай, о чем немедленно написал матери в письме. И сделал все от него зависящее, чтобы остаться здесь навсегда.
  • Мариус Петипа прожил в России более шестидесяти лет, свыше сорока возглавлял балетную труппу Мариинского театра. За это время на престоле сменилось четыре императора, в театре восемь директоров, а балетмейстер сумел выстоять в водовороте бурных закулисных интриг. Он был не только превосходным хореографом, выстраивая взаимоотношения героев на сцене, но и дипломатом в жизни.
  • Петипа считал Россию второй родиной и в 1894 году получил русское подданство, носил отчество Иванович, но так и не овладел русским языком. Благо, все его понимали, ведь термины в балете сплошь французские. Да и окружение Петипа прекрасно изъяснялось на французском, преград в общении не было.
Но вернемся к его первым месяцам пребывания на русской земле. Свободные месяцы до открытия сезона Петипа знакомился с городом, ходил в Эрмитаж и, конечно, упражнялся у станка, чтобы не терять форму. Первым его выходом на петербургскую сцену стала партия Люсьена в балете «Пахита». Он не только танцевал, но и выступил хореографом, перенеся балет Жозефа Мазилье из Парижа в Петербург. Его появление на сцене имело огромный успех у публики, однако критики отнеслись к артисту прохладно.
  • Но вернемся к его первым месяцам пребывания на русской земле. Свободные месяцы до открытия сезона Петипа знакомился с городом, ходил в Эрмитаж и, конечно, упражнялся у станка, чтобы не терять форму.
  • Первым его выходом на петербургскую сцену стала партия Люсьена в балете «Пахита». Он не только танцевал, но и выступил хореографом, перенеся балет Жозефа Мазилье из Парижа в Петербург. Его появление на сцене имело огромный успех у публики, однако критики отнеслись к артисту прохладно.
Он танцевал главные партии в «Эсмеральде», «Фаусте» «Корсаре», поставленных Жюлем Перро. Классические танцы не были коньком Мариуса Петипа, он блистал в характерных и народных танцах, ему идеально удавались мимические сцены. Черные живые глаза, выражающие гамму различных эмоций и настроений, красноречивые жесты поднимали танцовщика на высоту, которую достигали немногие. Петербургская балерина Екатерина Вазем вспоминала, что «в характерных танцах он был превосходен: декоративен, увлекателен, полон выразительности и темперамента».
  • Он танцевал главные партии в «Эсмеральде», «Фаусте» «Корсаре», поставленных Жюлем Перро.
  • Классические танцы не были коньком Мариуса Петипа, он блистал в характерных и народных танцах, ему идеально удавались мимические сцены. Черные живые глаза, выражающие гамму различных эмоций и настроений, красноречивые жесты поднимали танцовщика на высоту, которую достигали немногие. Петербургская балерина Екатерина Вазем вспоминала, что «в характерных танцах он был превосходен: декоративен, увлекателен, полон выразительности и темперамента».
Первая крупная работа Петипа, как самостоятельного балетмейстера – балет «Дочь фараона», поставленный на музыку Ц. Пуни. Сюжетом послужил «Роман о мумии» Готье. Мариус Иванович выступил не только хореографом, но и либреттистом. Балет был поставлен за рекордные шесть недель. Сцена из балета
  • Первая крупная работа Петипа, как самостоятельного балетмейстера – балет «Дочь фараона», поставленный на музыку Ц. Пуни. Сюжетом послужил «Роман о мумии» Готье. Мариус Иванович выступил не только хореографом, но и либреттистом. Балет был поставлен за рекордные шесть недель.

Сцена из балета "Дочь фараона"

Творец шедевров Среди многочисленных постановок Петипа версии и редакции французских балетов, перенесенные на петербургскую сцену, и оригинальные самостоятельные работы. Известная балерина Е. Гельцер писала, что Мариус Иванович обладал исключительным вкусом. Любая хореографическая фраза «неразрывно сливались с музыкой и с образом». Маэстро тонко чувствовал и передавал стилистику эпохи, его художественное чутье помогало раскрыть сущность индивидуальных дарований каждой балерины, каждого танцовщика. Учащиеся Императорского Театрального училища в мазурке из балета

Творец шедевров

  • Среди многочисленных постановок Петипа версии и редакции французских балетов, перенесенные на петербургскую сцену, и оригинальные самостоятельные работы. Известная балерина Е. Гельцер писала, что Мариус Иванович обладал исключительным вкусом. Любая хореографическая фраза «неразрывно сливались с музыкой и с образом». Маэстро тонко чувствовал и передавал стилистику эпохи, его художественное чутье помогало раскрыть сущность индивидуальных дарований каждой балерины, каждого танцовщика.

Учащиеся Императорского Театрального училища в мазурке из балета "Пахита". Справа-юный Михаил Фокин (1893)

Интересные сведения о работе балетмейстера оставили на страницах своих воспоминаний русские танцовщики Н. Легат и А. Ширяев. Они писали, что ансамблевые построения Петипа часто разрабатывал дома, приглашая к себе скрипача и пианиста. Планируя постановку, он расставлял на столе небольшие фигурки из папье-марше, изображающие танцовщиц и танцовщиков. Внимательно изучал разные построения, перемещая фигуры. Удачные комбинации заносил детально в записную книжку: балерин отмечал кружкАми, танцовщиков крестиками, а различные перемещения – стрелками, линиями, черточками, значение которых знал только он.
  • Интересные сведения о работе балетмейстера оставили на страницах своих воспоминаний русские танцовщики Н. Легат и А. Ширяев. Они писали, что ансамблевые построения Петипа часто разрабатывал дома, приглашая к себе скрипача и пианиста. Планируя постановку, он расставлял на столе небольшие фигурки из папье-марше, изображающие танцовщиц и танцовщиков. Внимательно изучал разные построения, перемещая фигуры. Удачные комбинации заносил детально в записную книжку: балерин отмечал кружкАми, танцовщиков крестиками, а различные перемещения – стрелками, линиями, черточками, значение которых знал только он.
Что касается сольных вариаций, па-де-де и отдельных номеров, то их сочинял на репетициях. Сначала внимательно слушал музыку, которую проигрывали музыканты. Долго молча обдумывал. Потом снова просил сыграть мелодию и уже сочинял, что было видно по жестикуляции, мимике лица, затем объяснял исполнителю рисунок танца. Подлинным шедевром хореографа стал балет на музыку Минкуса «Баядерка». Это произведение – своеобразный мостик между двумя эпохами балетного искусства романтизма и классицизма. В постановку маэстро ввел национальные индийские танцы, воссоздав в спектакле колоритную восточную атмосферу. Балет
  • Что касается сольных вариаций, па-де-де и отдельных номеров, то их сочинял на репетициях. Сначала внимательно слушал музыку, которую проигрывали музыканты. Долго молча обдумывал. Потом снова просил сыграть мелодию и уже сочинял, что было видно по жестикуляции, мимике лица, затем объяснял исполнителю рисунок танца.
  • Подлинным шедевром хореографа стал балет на музыку Минкуса «Баядерка». Это произведение – своеобразный мостик между двумя эпохами балетного искусства романтизма и классицизма. В постановку маэстро ввел национальные индийские танцы, воссоздав в спектакле колоритную восточную атмосферу.

Балет "Баядерка". Сцена из 1 акта. 1900 г.

СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА Свои наилучшие работы Мариус Петипа создал в весьма преклонном возрасте. В 72 года взялся за постановку «Спящей красавицы» на музыку Петра Чайковского. Спектакль имел невероятный успех, на сцене находилась вся труппа, покорявшая удивительными танцами, а в финале грандиозным балом, где появлялись персонажи сказок Шарля Перро. Еще при жизни Петипа балет сыграли более двухсот раз

СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА

  • Свои наилучшие работы Мариус Петипа создал в весьма преклонном возрасте. В 72 года взялся за постановку «Спящей красавицы» на музыку Петра Чайковского. Спектакль имел невероятный успех, на сцене находилась вся труппа, покорявшая удивительными танцами, а в финале грандиозным балом, где появлялись персонажи сказок Шарля Перро. Еще при жизни Петипа балет сыграли более двухсот раз
«Лебединое озеро» В 77 лет совместно с хореографом Львом Ивановым он занялся постановкой «Лебединого озера». Маэстро выстроил сцены во дворце, работал над эпизодами, связанными с образом черного лебедя. 

«Лебединое озеро»

  • В 77 лет совместно с хореографом Львом Ивановым он занялся постановкой «Лебединого озера». Маэстро выстроил сцены во дворце, работал над эпизодами, связанными с образом черного лебедя. 
Последний шедевр Петипа – балет «Раймонда» на музыку Глазунова, балетмейстер поставил его в год своего восьмидесятилетия.
  • Последний шедевр Петипа – балет «Раймонда» на музыку Глазунова, балетмейстер поставил его в год своего восьмидесятилетия.
Петипа умер в Гурзуфе в возрасте 92 лет, похоронен в Петербурге. Сценическая биография многих его творений продолжается поныне, они стали символом совершенства классического балета и лучшим памятником их создателю..
  • Петипа умер в Гурзуфе в возрасте 92 лет, похоронен в Петербурге.
  • Сценическая биография многих его творений продолжается поныне, они стали символом совершенства классического балета и лучшим памятником их создателю..
БЛАГОДАРИМ ЗА  ВНИМАНИЕ!

БЛАГОДАРИМ

ЗА

  • ВНИМАНИЕ!