СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по истории России к теме: "Экономика - завершение промышленного переворота" (9 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации даны основные выдержки из текста параграфа и задания на закрепление

Просмотр содержимого документа
«Презентация по истории России к теме: "Экономика - завершение промышленного переворота" (9 класс)»

Экономика: завершение промышленного переворота

Экономика: завершение

промышленного переворота

1. Развитие капитализма в сельском хозяйстве  По земельной переписи 1877 г. 8450 крестьянских дворов владели 131 млн. десятин земли, 114 тыс. помещиков – 73 млн. десятин. Дворянское землевладение сокращалось: из-за продажи земли купцам или крестьянам; они сдавали землю в аренду крестьянам за отработки (т.е. работу крестьян со своим инвентарем и скотом в помещичьих хозяйствах); помещики использовали издольщину (крестьянин платил долю урожая) и испольщину (половина урожая).  По реформе 1861 г. крестьяне не могли в полной мере распоряжаться землей, т.к. сохранялась сельская община. Ей отводилась земля, а затем каждому двору выделялся в пользование надел по числу душ. Община могла перераспределять землю (из-за изменения состава семьи, ее платёжеспособности).

1. Развитие капитализма в сельском хозяйстве

По земельной переписи 1877 г. 8450 крестьянских дворов владели 131 млн. десятин земли, 114 тыс. помещиков – 73 млн. десятин. Дворянское землевладение сокращалось:

  • из-за продажи земли купцам или крестьянам;
  • они сдавали землю в аренду крестьянам за отработки (т.е. работу крестьян со своим инвентарем и скотом в помещичьих хозяйствах);
  • помещики использовали издольщину (крестьянин платил долю урожая) и испольщину (половина урожая).

По реформе 1861 г. крестьяне не могли в полной мере распоряжаться землей, т.к. сохранялась сельская община. Ей отводилась земля, а затем каждому двору выделялся в пользование надел по числу душ. Община могла перераспределять землю (из-за изменения состава семьи, ее платёжеспособности).

 С ростом численности крестьянского населения в стране возникло аграрное перенаселение – диспропорция между числом землевладельцев и количеством земельных угодий. Размеры крестьянских наделов были зафиксированы уставными грамотами. Дробление наделов при выделении земли сыновьям увеличивало количество малоземельных хозяйств. Закон 1866 г., принятый с целью предотвратить дробление семейных наделов, не смог остановить этот процесс. Крестьяне все больше страдали от малоземелья.  Для уплаты налогов и податей в общине сохранялась круговая порука. За неимущего отвечали все члены общины. Отмены круговой поруки требовали зажиточные крестьяне (кулаки) , эксплуатировавшие наемный труд (их было 4-6%). Середняки (до 30%) вели хозяйство без привлечения наемных работников, обеспечивая себя всем необходимым. Часть бедняков занималась земледелием и одновременно промыслами или работой по найму, другая (полностью обнищавшая) оставила земледелие. Неимущие крестьяне становились рабочими.

С ростом численности крестьянского населения в стране возникло аграрное перенаселение – диспропорция между числом землевладельцев и количеством земельных угодий. Размеры крестьянских наделов были зафиксированы уставными грамотами. Дробление наделов при выделении земли сыновьям увеличивало количество малоземельных хозяйств. Закон 1866 г., принятый с целью предотвратить дробление семейных наделов, не смог остановить этот процесс. Крестьяне все больше страдали от малоземелья.

Для уплаты налогов и податей в общине сохранялась круговая порука. За неимущего отвечали все члены общины. Отмены круговой поруки требовали зажиточные крестьяне (кулаки) , эксплуатировавшие наемный труд (их было 4-6%). Середняки (до 30%) вели хозяйство без привлечения наемных работников, обеспечивая себя всем необходимым. Часть бедняков занималась земледелием и одновременно промыслами или работой по найму, другая (полностью обнищавшая) оставила земледелие. Неимущие крестьяне становились рабочими.

 За 20 лет после реформы 1861 г. площадь посевов в России увеличилась на 6%, к началу XXв. – на 10,5%. Рост сбора зерновых культур опережал увеличение площади посевов, что свидетельствовало о повышении производительности труда в деревне. Крестьянские хозяйства поставляли на рынок значительно больше сельскохозяйственной продукции, чем помещики.  Вывоз зерна в 1880 г. вырос в 3 раза по сравнению с 1860 г., и большую долю в нем занимал хлеб, выращенный в крестьянских хозяйствах. Но в 1880-е гг. дешевый хлеб из США, Канады, Австралии вытеснял российскую сельхозпродукцию на мировом рынке. Доходы российских производителей сокращались.  Тем не менее сельское хозяйство уверенно шло по пути капиталистического развития.

За 20 лет после реформы 1861 г. площадь посевов в России увеличилась на 6%, к началу XXв. – на 10,5%. Рост сбора зерновых культур опережал увеличение площади посевов, что свидетельствовало о повышении производительности труда в деревне. Крестьянские хозяйства поставляли на рынок значительно больше сельскохозяйственной продукции, чем помещики.

Вывоз зерна в 1880 г. вырос в 3 раза по сравнению с 1860 г., и большую долю в нем занимал хлеб, выращенный в крестьянских хозяйствах. Но в 1880-е гг. дешевый хлеб из США, Канады, Австралии вытеснял российскую сельхозпродукцию на мировом рынке. Доходы российских производителей сокращались.

Тем не менее сельское хозяйство уверенно шло по пути капиталистического развития.

2. Промышленность и транспорт Какие новые отрасли промышленности создавались в России в пореформенные годы? 2. Где возникали промышленные центры? 3. Кто были владельцами фабрик и заводов? 4. Какие факты говорят о том, что в 1880-1890е гг. в России завершился промышленный (технический) переворот? 5. В чем заключалась политика протекционизма? Какую она приносила пользу государству? 6. Какую программу предложил С.Ю. Витте? 7. Какие реформы были проведены С.Ю. Витте?

2. Промышленность и транспорт

  • Какие новые отрасли промышленности создавались в России в

пореформенные годы?

2. Где возникали промышленные центры?

3. Кто были владельцами фабрик и заводов?

4. Какие факты говорят о том, что в 1880-1890е гг. в России завершился промышленный (технический) переворот?

5. В чем заключалась политика протекционизма? Какую она приносила пользу государству?

6. Какую программу предложил С.Ю. Витте?

7. Какие реформы были проведены С.Ю. Витте?

8. Каких успехов Россия добилась в тяжелой промышленности?

8. Каких успехов Россия добилась в тяжелой промышленности?

Отвечать на вопросы «да» или «нет» 1. Аграрное перенаселение – диспропорция между числом помещиков и крестьян 2. Испольщина – доля, а издольщина – половина урожая 3. Закон 1886 г. способствовал семейным разделам пахотной земли 4. Кулаки составляли значительную массу крестьянства 5. В России с 1886 по 1896 гг. объем выплавки чугуна был меньше, чем в Англии и Франции 6. Суть политики протекционизма – увеличение таможенных тарифов на иностранные изделия с целью охраны национальной промышленности 7. В 1892 году пост министра финансов занял Д.А. Толстой 8. Программа С.Ю. Витте предусматривала в течение 5 лет догнать развитые в промышленном отношении мировые державы

Отвечать на вопросы «да» или «нет»

1. Аграрное перенаселение – диспропорция между числом помещиков и крестьян

2. Испольщина – доля, а издольщина – половина урожая

3. Закон 1886 г. способствовал семейным разделам пахотной земли

4. Кулаки составляли значительную массу крестьянства

5. В России с 1886 по 1896 гг. объем выплавки чугуна был меньше, чем в Англии и Франции

6. Суть политики протекционизма – увеличение таможенных тарифов на иностранные изделия с целью охраны национальной промышленности

7. В 1892 году пост министра финансов занял Д.А. Толстой

8. Программа С.Ю. Витте предусматривала в течение 5 лет догнать развитые в промышленном отношении мировые державы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!