СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по истории России к теме: "Внутренняя и внешняя политика в 1801-1811 г." (9 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презнтации представлены теоретический, наглядный материа, дана обширная практическая работа.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по истории России к теме: "Внутренняя и внешняя политика в 1801-1811 г." (9 класс)»

ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В 1801– 1811 ГГ. ПЛАН: Император Александр I как личность и государственный деятель. Первые преобразования и реформаторские планы Александра I Внешняя политика России в нач. XIX в., участие в антинаполеоновской коалиции

ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В 1801– 1811 ГГ.

ПЛАН:

  • Император Александр I как личность и государственный деятель.
  • Первые преобразования и реформаторские планы Александра I
  • Внешняя политика России в нач. XIX в., участие в антинаполеоновской коалиции
 Александр I вступил на престол в 1801 году. На формирование его характера оказали влияние несколько обстоятельств. Скрытность, неискренность в отношениях с окружающими развивалась у Александра еще с детства. Враждебность между императрицей Екатериной II и его отцом Павлом I вынуждала царевича подстраиваться под каждого из них.

Александр I вступил на престол в 1801 году. На формирование его характера оказали влияние несколько обстоятельств. Скрытность, неискренность в отношениях с окружающими развивалась у Александра еще с детства. Враждебность между императрицей Екатериной II и его отцом Павлом I вынуждала царевича подстраиваться под каждого из них.

В Зимнем дворце , у своей бабушки Екатерины II, он изображал галантного кавалера, умело поддерживал светские разговоры, танцевал, очаровывал окружающих и подшучивал над порядками в Гатчине, установленными его отцом Павлом I. В Гатчине Александр преображался в профессионального военного, скакал на лошади и негодовал по поводу распущенности Нравов в Зимнем дворце. При этом швейцарец Ф. Лагарп , воспитатель, Царевича, рассказывал ему о равенстве людей, о справедливости, о вреде деспотизма и рабства. 1801-1825 гг. – правление Александра I

В Зимнем дворце , у своей бабушки Екатерины II,

он изображал галантного кавалера, умело

поддерживал светские разговоры, танцевал,

очаровывал окружающих и подшучивал над

порядками в Гатчине, установленными его

отцом Павлом I.

В Гатчине Александр преображался в

профессионального военного, скакал на

лошади и негодовал по поводу распущенности

Нравов в Зимнем дворце.

При этом швейцарец Ф. Лагарп , воспитатель,

Царевича, рассказывал ему о равенстве людей,

о справедливости, о вреде деспотизма и

рабства.

1801-1825 гг. – правление Александра I

Фредерик Лагарпт

Фредерик Лагарпт

Александр оказался на престоле в результате дворцового переворота. Он знал о заговоре С целью устранить своего отца, Павла I, вызывавшего недовольство в российском обществе, поэтому считал себя косвенным участником его гибели. Чувство вины не оставляло его всю жизнь, как и осознание хрупкости власти самодержца перед угрозой гвардейско-сановного заговора. Государь был убит в ночь с 11 (23) на 12 (24) марта 1801 года в Михайловском замке группой офицеров. Убийц возглавили Николай Зубов и Леонтий Беннигсен. Заговорщики, предварительно напившись, требовали, чтобы Павел отказался от престола в пользу сына – Александра .

Александр оказался на престоле в результате

дворцового переворота. Он знал о заговоре

С целью устранить своего отца, Павла I,

вызывавшего недовольство в российском

обществе, поэтому считал себя косвенным

участником его гибели. Чувство вины не

оставляло его всю жизнь, как и осознание

хрупкости власти самодержца перед угрозой

гвардейско-сановного заговора.

Государь был убит в ночь с 11 (23) на 12 (24) марта 1801 года в Михайловском замке группой офицеров.

Убийц возглавили Николай Зубов и Леонтий Беннигсен. Заговорщики, предварительно напившись, требовали, чтобы Павел отказался от престола в пользу сына – Александра .

Александр объявил, что будет управлять по законам императрицы Екатерины II. Он отменил распоряжения Павла I: 1801 год - восстановление жалованных грамот дворянству и городам (1785 г.). Освободил дворян и духовных лиц от телесных наказаний, вернул из ссылки около 12 тысяч офицеров и сановников, разрешил носить французскую одежду, выезжать за границу. Была ликвидирована Тайная экспедиция, ведавшая политическим надзором и сыском, возобновилась деятельность частных типографий.

Александр объявил, что будет управлять по

законам императрицы Екатерины II.

Он отменил распоряжения Павла I:

1801 год - восстановление жалованных грамот дворянству и городам (1785 г.).

Освободил дворян и духовных лиц от телесных наказаний, вернул из ссылки около 12 тысяч офицеров и сановников, разрешил носить французскую одежду, выезжать за границу. Была ликвидирована Тайная экспедиция, ведавшая политическим надзором и сыском, возобновилась деятельность частных типографий.

НЕГЛАСНЫЙ КОМИТЕТ - неофициальный орган при Александре I, созданный Императором для разработки планов реформ

НЕГЛАСНЫЙ КОМИТЕТ - неофициальный орган при Александре I, созданный Императором для разработки планов реформ

1801 г. – Указ, разрешавший недворянам покупать землю под строительство мануфактур, складов и т.д.

1801 г. – Указ, разрешавший недворянам покупать землю под строительство мануфактур, складов и т.д.

1803 г. – Указ о вольных хлебопашцах ВОЛЬНЫЕ ХЛЕБОПАШЦЫ – крестьяне, освобожденные от крепостной зависимости с землей по соглашению с помещиком на основании Указа 1803 года За 25 лет – менее 1% крестьян

1803 г. – Указ о вольных хлебопашцах

ВОЛЬНЫЕ ХЛЕБОПАШЦЫ – крестьяне, освобожденные от крепостной зависимости с землей по соглашению с помещиком на основании Указа 1803 года

За 25 лет – менее 1% крестьян

1801 год – указ, запрещавший публиковать в «Санкт-Петербургских ведомостях» объявления о продаже крестьян без земли с раздроблением семей; 1808 год – указ, запрещавший продавать крестьян на ярмарках «в розницу»; 1809 год – указ, отменявший право помещиков ссылать крепостных в Сибирь без суда. Утверждалось правило: Если однажды крестьянин получил свободу, он не мог быть повторно «укреплен» за помещиком. Незаконно «укрепленные» могли обращаться в суд, требуя предоставления свободы.

1801 год – указ, запрещавший публиковать в

«Санкт-Петербургских ведомостях» объявления

о продаже крестьян без земли с раздроблением семей;

1808 год – указ, запрещавший продавать крестьян на ярмарках «в розницу»;

1809 год – указ, отменявший право помещиков ссылать крепостных в Сибирь без суда.

Утверждалось правило: Если однажды крестьянин получил свободу, он не мог быть повторно «укреплен» за помещиком. Незаконно «укрепленные» могли обращаться в суд, требуя предоставления свободы.

1802 год – Учреждение министерств (8) Для решения межведомственных вопросов учреждался Комитет министров. Сенат обладал административной, судебной и контролирующей властью. Но его деятельность полностью зависела от воли императора. 1804 год – Новый Цензурный указ (либерального характера)

1802 год – Учреждение министерств (8)

Для решения межведомственных вопросов учреждался Комитет министров.

Сенат обладал административной, судебной и контролирующей властью. Но его деятельность полностью зависела от воли императора.

1804 год – Новый Цензурный указ (либерального характера)

Михаил Михайлович СПЕРАНСКИЙ 1808 г. Сперанский сопровождал Александра в Эрфурт на встречу с Наполеоном и в том же году представил свой проект общей политической реформы на рассмотрение императора. в 1812 г. был обвинен в измене, арестован, уволен со всех должностей и сослан в Пермь, откуда вскоре переведен под надзор полиции в свое небольшое имение Великополье Новгородской губернии. Опала М.М. Сперанского окончилась в 1816

Михаил Михайлович СПЕРАНСКИЙ

1808 г. Сперанский сопровождал Александра в Эрфурт на встречу с Наполеоном и в том же году представил свой проект общей политической реформы на рассмотрение императора.

в 1812 г. был обвинен в измене, арестован, уволен со всех должностей и сослан в Пермь, откуда вскоре переведен под надзор полиции в свое небольшое имение Великополье Новгородской губернии.

Опала М.М. Сперанского окончилась в 1816

ПЛАН СПЕРАНСКОГО («Введение к уложению государственных законов  Население страны Сперанский разделил на «состояния»: дворянство (владельцы недвижимой собственности), «среднее состояние» (купцы, мещане, гос. крестьяне; «народ рабочий» (помещичьи крестьяне, домашние слуги, ремесленные и рабочие люди).  Гражданские права (личная свобода, свобода передвижений и т.д.) предоставлялись всему населению, политические права – участие в управлении государством – только владельцам недвижимой собственности.  Для получения дворянского звания вводился экзамен.  Были установлены налоги на доходы помещичьих имений, включая членов императорской семьи. ИМПЕРАТОР ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СУДЕБНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ГУБЕРНСКАЯ ДУМА  ОКРУЖНАЯ ДУМА ВОЛОСТНАЯ ДУМА ИМПЕРАТОР ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ МИНИСТЕРСТВА   СЕНАТ ГУБЕРНСКИЙ СУД ОКРУЖНОЙ СУД ВОЛОСТНОЙ СУД   1810 год - Государственный совет – законосовещательный орган при Императоре

ПЛАН СПЕРАНСКОГО («Введение к уложению государственных законов

Население страны Сперанский разделил на «состояния»: дворянство (владельцы недвижимой собственности), «среднее состояние» (купцы, мещане, гос. крестьяне; «народ рабочий» (помещичьи крестьяне, домашние слуги, ремесленные и рабочие люди).

Гражданские права (личная свобода, свобода передвижений и т.д.) предоставлялись всему населению, политические права – участие в управлении государством – только владельцам недвижимой собственности.

Для получения дворянского звания вводился экзамен.

Были установлены налоги на доходы помещичьих имений, включая членов императорской семьи.

ИМПЕРАТОР

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ

СУДЕБНАЯ

  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
  • ГУБЕРНСКАЯ ДУМА ОКРУЖНАЯ ДУМА
  • ВОЛОСТНАЯ ДУМА
  • ИМПЕРАТОР
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ
  • МИНИСТЕРСТВА
  • СЕНАТ
  • ГУБЕРНСКИЙ СУД
  • ОКРУЖНОЙ СУД
  • ВОЛОСТНОЙ СУД

1810 год - Государственный совет – законосовещательный орган при Императоре

Своеобразный треугольник, в котором вращался Александр I составляли: Екатерина II, Петр Павлович и Ф. Лефорт 2. Александр I поддержал и продолжил преобразования своего отца Павла I 3. Негласный комитет - официальный орган при Александре I, созданный Императором для разработки планов реформ 4. В 1801 г. последовал указ о «вольных хлебопашцах». Помещики получили право отпускать крепостных на волю с землёй за выкуп или безвозмездно без особого на то разрешения властей
  • Своеобразный треугольник, в котором

вращался Александр I составляли: Екатерина II, Петр Павлович и Ф. Лефорт

2. Александр I поддержал и продолжил преобразования своего отца Павла I

3. Негласный комитет - официальный орган при Александре I, созданный Императором для разработки планов реформ

4. В 1801 г. последовал указ о «вольных хлебопашцах». Помещики получили право отпускать крепостных на волю с землёй за выкуп или безвозмездно без особого на то разрешения властей

5. В 1802 г. Министерства упразднили и образовали 8 (позднее — 11) коллегий. Наряду с этим в 1804 г. правительство ввело новый цензурный устав, отличавшийся либеральным характером. 6. По плану Сперанского высшей законодательной властью обладал император 7. Из всего задуманного Сперанскому удалось создать лишь Государственную Думу

5. В 1802 г. Министерства упразднили и образовали 8 (позднее — 11) коллегий. Наряду с этим в 1804 г. правительство ввело новый цензурный устав, отличавшийся либеральным характером.

6. По плану Сперанского высшей законодательной властью обладал император

7. Из всего задуманного Сперанскому удалось создать лишь Государственную Думу

1. С какими европейскими странами Александр I восстановил отношения? 2. Что произошло в 1801, 1803-1804 гг.? 3. Каково было значение присоединения Западной Грузии к России? 4. Дайте характеристику русско-иранской войне 1804-1813 гг.: причина, военные действия, итог.

1. С какими европейскими странами Александр I восстановил отношения?

2. Что произошло в 1801, 1803-1804 гг.?

3. Каково было значение присоединения

Западной Грузии к России?

4. Дайте характеристику русско-иранской

войне 1804-1813 гг.: причина, военные

действия, итог.

5. Война России с Османской империей 1806-1812 гг.: повод и причины, военные действия, итог, значение. 6. В чем были основные причины нарастания конфликта между Россией и Францией? 7. Почему изначально антифранцузская коалиция Англии, Австрии, России, Швеции и Неаполитанского королевства была неэффективной?

5. Война России с Османской империей

1806-1812 гг.: повод и причины, военные

действия, итог, значение.

6. В чем были основные причины

нарастания конфликта между Россией и

Францией?

7. Почему изначально антифранцузская коалиция Англии, Австрии, России, Швеции и Неаполитанского королевства была неэффективной?

8. Когда состоялось сражение при Аустерлице и каковы были его итоги? 9. Как Наполеон решил ослабить своего главного противника – Англию? 10. Какие государства вошли в состав новой антифранцузской коалиции? Насколько она была эффективной?

8. Когда состоялось сражение при

Аустерлице и каковы были его итоги?

9. Как Наполеон решил ослабить своего

главного противника – Англию?

10. Какие государства вошли в состав

новой антифранцузской коалиции?

Насколько она была эффективной?

11. Каковы были условия Тильзитского мирного договора 1807 г., подписанного между Россией и Францией? 12. Какие негативные последствия для России имел этот мирный договор, а какие положительные? 13. Почему военное столкновение России с Францией было неизбежным? 14. Как обе стороны начали готовиться к вооруженному столкновению?

11. Каковы были условия Тильзитского

мирного договора 1807 г., подписанного

между Россией и Францией?

12. Какие негативные последствия для

России имел этот мирный договор,

а какие положительные?

13. Почему военное столкновение России

с Францией было неизбежным?

14. Как обе стороны начали готовиться к

вооруженному столкновению?

Тильзитский мир * Признание со стороны России всех завоеваний, которые осуществил Наполеон в Европе.  * Россия должна была присоединиться к континентальной блокаде против Англии. По своей сути это означало, что Александр разрывает все торговые отношения с туманным Альбионом. Всем английским судам был запрещен вход в российские порты.  * Между Францией и Россией был подписан военный союз. По условиям этого союза страны были обязаны поддерживать друг друга в любой войне, как в наступательной, так и в оборонительной.  * От Пруссии отходили Польские земли. На этой территории создавалось новое государство — Герцогство Варшавское, которое находилась в прямой зависимости от Франции.  * Франция перестает показывать любую помощь Турции, а Россия в ответ должна вывести свои войска из Молдавии и Валахии. Полное признание, всеми участниками соглашений, созданного ранее рейнского союза.

Тильзитский мир

* Признание со стороны России всех завоеваний, которые осуществил Наполеон в Европе.

* Россия должна была присоединиться к континентальной блокаде против Англии. По своей сути это означало, что Александр разрывает все торговые отношения с туманным Альбионом. Всем английским судам был запрещен вход в российские порты.

* Между Францией и Россией был подписан военный союз. По условиям этого союза страны были обязаны поддерживать друг друга в любой войне, как в наступательной, так и в оборонительной.

* От Пруссии отходили Польские земли. На этой территории создавалось новое государство — Герцогство Варшавское, которое находилась в прямой зависимости от Франции.

* Франция перестает показывать любую помощь Турции, а Россия в ответ должна вывести свои войска из Молдавии и Валахии.

Полное признание, всеми участниками соглашений, созданного ранее рейнского союза.

1. Александр I взошел на престол в результате: а) дворцового переворота; б) выборов наследника престола Верховным тайным советом; в) по закону о престолонаследии; г) решения Земского Собора.

1. Александр I взошел на престол в результате:

а) дворцового переворота;

б) выборов наследника престола Верховным тайным советом;

в) по закону о престолонаследии;

г) решения Земского Собора.

2. В царствование Александра 1 были: а) учреждены министерства; б) восстановлены некоторые положения Жалованной грамоты дворянству; в) учрежден Государственный Совет; г) произведена кодификация законов.

2. В царствование Александра 1 были:

а) учреждены министерства;

б) восстановлены некоторые положения Жалованной грамоты дворянству;

в) учрежден Государственный Совет;

г) произведена кодификация законов.

3 . Какие функции осуществлял Государственный совет: а) совещательные; б) исполнительные; в) законодательные; г) судебные.

3 . Какие функции осуществлял Государственный совет:

а) совещательные;

б) исполнительные;

в) законодательные;

г) судебные.

4. В каком году был опубликован указ «О вольных хлебопашцах»? а) 1803; б) 1812; в) 1810; г) 1825.

4. В каком году был опубликован указ «О вольных хлебопашцах»?

а) 1803;

б) 1812;

в) 1810;

г) 1825.

5. Кружок ближайших друзей Александра I, неофициальный совещательный орган при императоре назывался а) Избранной Радой; б) Негласным комитетом; в) Непременным Советом; г) Верховным Тайным Советом.

5. Кружок ближайших друзей Александра I, неофициальный совещательный орган при императоре назывался

а) Избранной Радой;

б) Негласным комитетом;

в) Непременным Советом;

г) Верховным Тайным Советом.

6. Указ Александра I,по которому помещики могли отпускать своих крепостных на волю с землей за выкуп, был опубликован а) в 1801 г.; б) в 1803 г.; в) в 1804 г.; г) в 1809 г.

6. Указ Александра I,по которому помещики могли отпускать своих крепостных на волю с землей за выкуп, был опубликован

а) в 1801 г.;

б) в 1803 г.;

в) в 1804 г.;

г) в 1809 г.

7. Высшая законодательная власть, согласно реформе М.М. Сперанского, должна была принадлежать: а. Государственной Думе; б. Императору; в. Государственному совету; г. Сенату.

7. Высшая законодательная власть, согласно реформе М.М. Сперанского, должна была принадлежать:

а. Государственной Думе;

б. Императору;

в. Государственному совету;

г. Сенату.

8 .  О чьей деятельности идёт речь в сочинении В. О. Ключевского? С первых дней нового царствования императора окружили люди, которых он призывал помогать ему в преобразовательных работах. То были люди, воспитанные в самых передовых идеях XVIII в. и хорошо знакомые с государственными порядками Запада... Эти люди составили интимный кружок, неофициальный комитет, который собирался после обеденного кофе в укромной комнате императора, и вместе с ним вырабатывали план преобразований.

8 .  О чьей деятельности идёт речь в сочинении В. О. Ключевского?

С первых дней нового царствования императора окружили люди, которых он призывал помогать ему в преобразовательных работах. То были люди, воспитанные в самых передовых идеях XVIII в. и хорошо знакомые с государственными порядками Запада... Эти люди составили интимный кружок, неофициальный комитет, который собирался после обеденного кофе в укромной комнате императора, и вместе с ним вырабатывали план преобразований.

9. Одним из условий Тильзитского мира было присоединение России к континентальной блокаде, что означало: а) сотрудничество с Англией и Швецией; б) отказ в торговом сотрудничестве с Англией; в) ведение войны с Францией.

9. Одним из условий Тильзитского мира было присоединение России к континентальной блокаде, что означало:

а) сотрудничество с Англией и Швецией;

б) отказ в торговом сотрудничестве с Англией;

в) ведение войны с Францией.

10. Торговая блокада Великобритании, объявленная Наполеоном I в 1806 г., получила название _______________ блокады.

10. Торговая блокада Великобритании, объявленная Наполеоном I в 1806 г., получила название _______________ блокады.

11. Соотнесите дату и событие: а) 1806-1812 гг. 1. русско-шведская война б) 1804-1813 гг. 2. русско-турецкая война в) 1808-1809 гг. 3. русско-иранская война

11. Соотнесите дату и событие:

а) 1806-1812 гг. 1. русско-шведская война

б) 1804-1813 гг. 2. русско-турецкая война

в) 1808-1809 гг. 3. русско-иранская война

Домашнее задание 1. Повторить параграф 1 2. На стр. 339 записать даты и события: 1804-1813 гг., 1805-1807 гг., 1805 г., 1806-1812 г., 1807 г., 1808-1809 гг., 1809 г. (знать) 3. Из словаря выписать определение термина континентальная блокада (знать)

Домашнее задание

1. Повторить параграф 1

2. На стр. 339 записать даты и события: 1804-1813 гг., 1805-1807 гг., 1805 г., 1806-1812 г., 1807 г., 1808-1809 гг., 1809 г. (знать)

3. Из словаря выписать определение термина континентальная блокада (знать)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!