СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по истории России на тему: «Наука и просвещение» (9 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по истории России на тему: «Наука и просвещение» (9 класс)»

«ПРОСВЕЩЕНИЕ И НАУКА». Учительская семинария; Классическая гимназия; Реальное училище; Научная школа; Научное общество.

«ПРОСВЕЩЕНИЕ И НАУКА».

  • Учительская семинария;
  • Классическая гимназия;
  • Реальное училище;
  • Научная школа;
  • Научное общество.
Образование. В середине XIX века лишь 6% населения России было грамотным! 1864 год – Положение о начальных народных училищах (инициатива министра народного образования А.В. Головнина). В них детей обучали грамоте и счёту вне зависимости от их сословной принадлежности. При Головнине открылись крестьянские школы грамотности, трёхгодичные земские школы, учительские семинарии – средние педагогические учебные заведения, обеспечивавшие учительскими кадрами низшие звенья образовательной системы. Головнин А.В. (министр народного просвещения Российской империи в 1861-1866 гг.).
  • Образование.

В середине XIX века лишь 6% населения России было грамотным!

1864 год – Положение о начальных народных училищах (инициатива министра народного образования А.В. Головнина). В них детей обучали грамоте и счёту вне зависимости от их сословной принадлежности. При Головнине открылись крестьянские школы грамотности, трёхгодичные земские школы, учительские семинарии – средние педагогические учебные заведения, обеспечивавшие учительскими кадрами низшие звенья образовательной системы.

Головнин А.В. (министр народного просвещения Российской империи

в 1861-1866 гг.).

На картине изображена деревенская школа конца XIX века во время урока арифметики при решении дроби в уме. Учитель – реальный человек, Сергей Александрович Рачинский (1833-1902), ботаник и математик, профессор Московского университета. На волне народничества в 1872 году Рачинский вернулся в родное село Татево, где создал школу с общежитием для крестьянских детей, разработал уникальную методику обучения устному счёту, прививая деревенским ребятишкам его навыки и основы математического мышления. Эпизоду из жизни школы с творческой атмосферой, царившей на уроках, и посвятил своё произведение Богданов-Бельский, сам в прошлом ученик Рачинского. «Устный счёт». (художник Богданов-Бельский Н.П., 1895).

На картине изображена деревенская школа конца XIX века во время урока арифметики при решении дроби в уме. Учитель – реальный человек, Сергей Александрович Рачинский (1833-1902), ботаник и математик, профессор Московского университета. На волне народничества в 1872 году Рачинский вернулся в родное село Татево, где создал школу с общежитием для крестьянских детей, разработал уникальную методику обучения устному счёту, прививая деревенским ребятишкам его навыки и основы математического мышления. Эпизоду из жизни школы с творческой атмосферой, царившей на уроках, и посвятил своё произведение Богданов-Бельский, сам в прошлом ученик Рачинского.

«Устный счёт». (художник Богданов-Бельский Н.П., 1895).

В 1858 г. наряду с закрытыми привилегированными женскими учебными заведениями (институтами благородных девиц) открывались женские училища для девочек из непривилегированных сословий. В 1862 г. для них был создан устав, позже эти училища переименовали в женские гимназии. Учебная программа здесь была сокращена в отличие от программы мужских гимназий. Срок обучения в женских гимназиях составлял семь лет, но гимназиям разрешалось открывать дополнительный класс для подготовки учительниц. Елизаветинская женская гимназия (бывшая женская гимназия для детей-сирот в Москве, основанная в 1880 г.). В пансионе при гимназии могли жить 70 воспитанниц.

В 1858 г. наряду с закрытыми привилегированными женскими учебными заведениями (институтами благородных девиц) открывались женские училища для девочек из непривилегированных сословий. В 1862 г. для них был создан устав, позже эти училища переименовали в женские гимназии. Учебная программа здесь была сокращена в отличие от программы мужских гимназий. Срок обучения в женских гимназиях составлял семь лет, но гимназиям разрешалось открывать дополнительный класс для подготовки учительниц.

Елизаветинская женская гимназия (бывшая женская гимназия для детей-сирот в Москве, основанная в 1880 г.). В пансионе при гимназии могли жить 70 воспитанниц.

Милица Корьюс (1909-1980). В 1858 г. наряду с закрытыми привилегированными женскими учебными заведениями (институтами благородных девиц) открывались женские училища для девочек из непривилегированных сословий. В 1862 г. для них был создан устав, позже эти училища переименовали в женские гимназии. Учебная программа здесь была сокращена в отличие от программы мужских гимназий. Срок обучения в женских гимназиях составлял семь лет, но гимназиям разрешалось открывать дополнительный класс для подготовки учительниц.

Милица Корьюс (1909-1980).

В 1858 г. наряду с закрытыми привилегированными женскими учебными заведениями (институтами благородных девиц) открывались женские училища для девочек из непривилегированных сословий. В 1862 г. для них был создан устав, позже эти училища переименовали в женские гимназии. Учебная программа здесь была сокращена в отличие от программы мужских гимназий. Срок обучения в женских гимназиях составлял семь лет, но гимназиям разрешалось открывать дополнительный класс для подготовки учительниц.

Усиление контроля за системой образования. После выстрела Д.В. Каракозова в Александра II в апреле 1866 г. министром народного образования назначили Д.А. Толстого. Противник реформ, он решительно вносил коррективы в мероприятия, проводившиеся предшественником. В частности, земским начальным школам противопоставили церковноприходские, для надзора за народными училищами учредили должность инспекторов. Предводители уездного и губернского дворянства получили решающий голос в делах школы. Наиболее серьёзные изменения происходили в гимназиях – это основное звено связывало среднее и высшее образование в России. Толстой попытался придать гимназиям классический характер, хотя гуманитарными в полном смысле этого слова они так и не стали. Преподавание в классических гимназиях русской словесности, истории Нового времени, основ философии резко сократили, одновременно насаждались древнегреческий и латинский языки, древняя история. Толстой Д.А. (министр народного просвещения Российской империи в 1866-1880 гг.).
  • Усиление контроля за системой образования.

После выстрела Д.В. Каракозова в Александра II в апреле 1866 г. министром народного образования назначили Д.А. Толстого. Противник реформ, он решительно вносил коррективы в мероприятия, проводившиеся предшественником. В частности, земским начальным школам противопоставили церковноприходские, для надзора за народными училищами учредили должность инспекторов. Предводители уездного и губернского дворянства получили решающий голос в делах школы.

Наиболее серьёзные изменения происходили в гимназиях – это основное звено связывало среднее и высшее образование в России. Толстой попытался придать гимназиям классический характер, хотя гуманитарными в полном смысле этого слова они так и не стали. Преподавание в классических гимназиях русской словесности, истории Нового времени, основ философии резко сократили, одновременно насаждались древнегреческий и латинский языки, древняя история.

Толстой Д.А. (министр народного просвещения Российской империи

в 1866-1880 гг.).

В 1870-е гг. с учебным планом не справлялось до 60% гимназистов. На основании устава 1872 г. реальные гимназии заменяли реальными училищами, создававшимися для «занятий различными отраслями промышленности и торговли». Для окончивших реальные училища был не только закрыт доступ в университеты, но и затруднено поступление в другие высшие учебные заведения. Вершиной борьбы самодержавного правительства за сословность школы и умы молодёжи стал указ 1887 г.; современники назвали его « циркуляр о кухаркиных детях ». В соответствии с указом руководство гимназий принимало в учебные заведения только тех детей, которые имели «правильный домашний надзор» и «необходимые средства» для выполнения домашних заданий. Таким образом. Значительная часть детей из непривилегированных сословий лишалась возможности получить образование. Делянов И.Д. (министр народного просвещения Российской империи в 1882-1897 гг.).

В 1870-е гг. с учебным планом не справлялось до 60% гимназистов.

На основании устава 1872 г. реальные гимназии заменяли реальными училищами, создававшимися для «занятий различными отраслями промышленности и торговли». Для окончивших реальные училища был не только закрыт доступ в университеты, но и затруднено поступление в другие высшие учебные заведения.

Вершиной борьбы самодержавного правительства за сословность школы и умы молодёжи стал указ 1887 г.; современники назвали его « циркуляр о кухаркиных детях ». В соответствии с указом руководство гимназий принимало в учебные заведения только тех детей, которые имели «правильный домашний надзор» и «необходимые средства» для выполнения домашних заданий. Таким образом. Значительная часть детей из непривилегированных сословий лишалась возможности получить образование.

Делянов И.Д. (министр народного просвещения Российской империи

в 1882-1897 гг.).

  • Успехи в сфере образования и книгоиздания.

Несмотря на все трудности, образование в России развивалось. Численность начальных и средних школ с 1856 по 1896 г. возросла с 8 до 79 тыс., а число учащихся в них – с 450 тыс. до 3,8 млн. чел. Были открыты новые университеты в Одессе и Томске. Изменилось отношение властей к женскому образованию, о чём, в частности, свидетельствовала организация в 1870-е гг. семи высших женских курсов гуманитарного, естественно-научного и медицинского профиля.

Грамотность, образованность становилась неотъемлемой чертой общества Нового времени. Правда, различные группы населения отличались уровнем грамотности. Этот показатель в городе был приблизительно в 2,5 раза выше, чем в сельской местности. В свою очередь, в деревне грамотных мужчин было в 2.5 раза больше, чем женщин. Уровень грамотности колебался и по районам империи. На Кавказе и в Сибири он был чуть выше 12%, а в Средней Азии = 5%.

Широкое распространение получила и издательская деятельность. В 1850-е гг. в России выходило ежегодно около 2 тыс. изданий (книг, брошюр и т.д.), а в конце XIX века их уже было 10 700. Наибольшую известность получили издательства И.Д. Сытина, Ф.Ф. Павленкова (особенно выпускавшаяся им серия «Жизнь замечательных людей»), М.Ф. Вольфа, А.Ф. Маркса. Число периодических изданий за пореформенное время увеличилось до 800, среди них число газет – до 100. Большой популярностью пользовались общественно-литературные журналы «Вестник Европы», «Нива», «Отечественные записки».

«Книжная лавочка». (художник Васнецов В.М., 1876).

«Книжная лавочка».

(художник Васнецов В.М., 1876).

Достижения российской науки. Ковалевская С.В. Бутлеров А.М. Чебышёв П.Л.
  • Достижения российской науки.

Ковалевская С.В.

Бутлеров А.М.

Чебышёв П.Л.

Тестовые задания на первичное закрепление .

1. Земские школы появились в Российской империи после: а) 1864 года; б) 1874 года; в) 1884 года.

2. Проект создания независимого государства – Папуасского Союза разработал: а) Н.М. Пржевальский; б) Ф.П. Литке; в) Н.Н. Миклухо-Маклай.

3. Отметьте, о ком идёт речь. Родился в Тобольске в семье директора Тобольской гимназии. В 1856 г. защитил в Петербургском университете магистерскую диссертацию и с 1857 г. там же читал курс органической химии. В 1861 г. опубликовал учебник «Органическая химия», удостоенный Петербургской академией наук Демидовской премии. По богатству и смелости научной мысли, оригинальности освещения материала, влиянию на развитие и преподавание химии этот труд не имел равного в мировой химической науке. Говорят, что его главное открытие приснилось ему во сне.

а) А.С. Попов; б) Д.И. Менделеев; в) И.П. Павлов.

4. Отметьте российских географов:

а) П.Л. Чебышев, Н.А. Северцов, С.М. Соловьёв;

б) Н.М. Пржевальский, И.В. Мушкетов, А.П. Федченко.

в) П.Н. Яблочков, А.М. Бутлеров, И.П. Павлов.

5. Циркуляр, рекомендовавший принимать в гимназии только детей тех родителей, которые правильно «надзирали» за детьми и предоставляли «необходимые удобства» для домашних занятий, появился:

а) в 1881 году; б) в 1884 году; в) в 1887 году.

Тестовые задания на первичное закрепление .

1. Автор Периодического закона химических элементов:

а) Д.И. Менделеев; в) И.И. Мечников; в) А.М. Бутлеров.

2. Начальными были: а) церковно-приходские школы; б) гимназии; в) лицеи.

3. Отметьте, о ком идёт речь. Она родилась в семье зажиточного помещика – генерала в отставке. Получила домашнее образование. Геттингенский университет присвоил ей степень доктора философии. За работу «Задача о вращении твердого тела вокруг неподвижной точки» получила премию Парижской академии наук, за продолжение темы – премию Шведской акаде-мии наук, в 1889 г. стала первой женщиной – членом-корреспондентом Петербургской академии наук.

а) В.И. Засулич; б) С.Л. Перовская; в) С.В. Ковалевская.

4. Отметьте российских биологов.

а) Н.Н. Миклухо-Маклай, Н.Ф. Гамалея, А.Ф. Можайский.

б) А.Г. Столетов, А.С. Попов, С.В. Ковалевская.

в) И.М. Сеченов, И.П. Павлов, И.И. Мечников.

5. Устав, в соответствии с которым университеты были лишены автономии, а Министерство народного просвещения получило право контролировать содержание обучения в них, был издан:

а) в 1884 году; б) в 1887 году; в) в 1890 году.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!