Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики
В XI–XIII веках церковь в Западной Европе достигла огромного влияния. Без её ведома не обходилось ни одно значимое событие.
Средние Века – время христианской цивилизации . Жизнь всего общества и отдельного человека проходила в неразрывной связи с религией.
Средневековый европеец видел себя только христианином.
Только так можно было достойно прожить жизнь.
Окружающий мир, быт, любые события и сам человек были частью установленного Богом порядка.
Вера в Бога, молитва и церковь были частью повседневности.
Церковь считалась посредником между людьми и Богом . Поэтому духовенство – служители Бога на земле – причислялось к высшему сословию феодального общества.
Они молились за всех. Объясняли верующим основы христианской морали .
Христианская мора̀ль основывалась на учении Библии и выражалась в заповедях.
Истинный христианин был обязан верить в единого Бога. Усердно трудиться. Почитать свою семью. Жить скромно. Почитать закон. Быть нравственным.
Соблюдая заповеди, человек мог заслужить место в Раю.
Даже грешник может спасти свою душу раскаянием и исповедью.
Церковь помогала больным и нуждающимся. Призывала людей всех сословий поддерживать друг друга. Осуждала погоню за богатством.
Но при этом церковь являлась крупнейшим феодалом Средневековья .
Церковь получала доход с пожалованных ей земель. Многие люди дарили или завещали монастырям земли и имущество в качестве платы за отпущение грехов.
С населения Европы взималась десятѝна – налог на содержание духовенства и храмов.
Широко применялась продажа церковных должностей.
Священные реликвии, выставляемые в храмах, привлекали множество верующих, готовых платить за возможность к ним прикоснуться.
За крещение, венчание, отпевание и другие церковные обряды также бралась плата.
Наконец церковь заявляла, что могла прощать грехи за деньги.
Специальные грамоты – индульгѐнции обещали прощение любых грехов.
Всё зависело от суммы, которую был готов выложить грешник.
В церквях и монастырях скапливались богатства. Постепенно они стали давать их в долг.
Церковь становилась ростовщико̀м.
До XI века христианская церковь в Европе оставалась единой.
В Западной Европе главой был Па̀па Рѝмский . В Византии, землях Руси и на Балканах – Константино̀польский Патриа̀рх .
Разногласия между Папой и Патриархом существовали давно.
Они оспаривали друг у друга право на главенство в христианском мире. К этому добавлялось расхождения в церковных обычаях.
Папа и Патриарх предали друг друга ана̀феме (проклятию) и отлучили от церкви.
Власть церкви в Западной Европе не всегда была абсолютной.
После распада империи Карла Великого Папы лишились поддержки.
С X века императоры Священной Римской империи стали возводить на папский престол своих ставленников. Церковь теряла влияние, упали её авторитет и доходы.
Ситуация изменилась с избранием Папой Григо̀рия VII (1073–1085 годы).
Между ним и германским императором Генрихом IV произошёл конфликт.
Генрих хотел сохранить право назначать епископов самостоятельно, и
Григорий отлучил императора от церкви и объявил его правление незаконным. В империи начались мятежи.
Император стал искать примирения с Папой. В 1077 году он направился в Италию. Папа укрылся в замке Кано̀сса .
Три дня Генрих простоял под стенами замка. Наконец он был допущен к Папе и вымолил у него прощение. Рим стал возвращать своё влияние.
Григорий VII
При Иннокѐнтии III (1198–1216 годы) власть Пап достигла наивысшего могущества.
Он воспользовался тем, что католическая церковь оставалась единой организацией. В то время как государства Западной Европы переживали период раздробленности.
Ему удалось расширить границы Па̀пской области. Добиться от королей Англии, Польши, Пиренѐйских и других государств признания вассальной зависимости от Пап.
Иннокентий III
Его считали высшим судьёй в католическом мире. Он вмешивался в отношения между правителями и во внутренние дела стран.
Влияние церкви распространилось на все стороны жизни Средневековой Европы .
За время Раннего Средневековья были утверждены главные догма̀ты христианства : учение о Тро̀ице (Бог триедин: Бог Отец, Бог Сын, Святой Дух). О непоро̀чном зачатии Христа (от Святого Духа). О роли церкви как единственного посредника между Богом и человеком.
Не все верующие понимали догматы. Многим были не по душе действия церкви.
Время от времени появлялись люди, открыто критиковавшие церковь. Их называли еретика̀ми . Возмущение еретиков вызывало непомерное богатство церкви, десятина, распущенность духовных лиц.
Такие люди ставили церковь в опасное положение. Их стали преследовать.
Церковь и еретики
Для борьбы с еретиками был создан специальный церковный суд – инквизѝция . Он расследовал преступления против веры, карал виновных в ереси. Инквизиция стала удобным инструментом в руках церкви.
При её помощи можно было расправиться со своими противниками и всеми несогласными.
Также для противодействия ереси были созданы нѝщенствующие мона̀шеские ордена̀ . Такие как Франциска̀нцы и Доминика̀нцы . Они проповедовали идеи христианства, помогали беднякам, следили за настроением в обществе.
Подведём итоги.
Церковь к XIII веку закрепила свою ведущую роль в обществе.
Домашнее задание :
Параграф 16, вопросы после параграфа, учить записи в тетради