СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по ИЗО, МХК на тему: "Художники-импрессионисты. Творчество Жоржа Сёра"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Архив содержит презентацию с большим количеством репродукций художника-импрессиониста Жоржа Сёра и текстовый документ с биографией художника, описанием его творчества и анализом нескольких картин. Разработка подходит для уроков ИЗО, Искусства, МХК.

Просмотр содержимого документа
«Жорж Сёра»

Жорж-Пьер Сёра́ (1859 — 1891) — французский художник-постимпрессионист, основатель неоимпрессионизма, создатель оригинального метода живописи под названием «пуантилизм». В своей короткой жизни Сёра создал только семь больших полотен, так трудоемка и сложна была им же созданная техника рисования.

Жорж Сёра родился 2 декабря 1859 года в Париже в богатой семье. Учился в Школе изящных искусств в 1878—1879 годах у ученика Энгра Анри Лемана. Большое влияние на становление молодого художника оказало творчество Рембрандта и Франсиско де Гойя.

После учебы в школе, художник служил в армии в Бресте. В 1880 году вернулся в Париж. Сперва Сёра работал в студии вместе с двумя друзьями студенческого периода, а затем обустроил собственную мастерскую.

В поиске своего стиля в искусстве Сёра изобрёл так называемый пуантилизм — художественный приём передачи оттенков и цвета с помощью отдельных цветовых точек. Приём используется в расчёте на оптический эффект слияния мелких деталей при разглядывании изображения на расстоянии.

Работая с натуры, Сёра любил писать на небольших дощечках. Твердая, не поддающаяся давлению кисти поверхность дерева, в отличие от вибрирующей натянутой плоскости холста, подчеркивала направленность каждого мазка, занимающего четко определённое место в красочной композиционной структуре этюда. Сёра обратился к отброшенному импрессионистами методу работы: на основе этюдов и эскизов, написанных на пленэре, создавать в мастерской картину большого формата.

Сёра тяготел к строго научному методу дивизионизма (теории разложения цветов). В течение следующих двух лет художник осваивал искусство черно-белого рисунка. Он много читал, живо интересуясь научными открытиями в области оптики и цвета. Как утверждали его друзья, настольной книгой Сёра была «Грамматика искусства рисунка» Шарля Блана.

В 1883 году Сёра создает свою первую выдающуюся работу — огромный живописный холст «Купальщики в Аньере». Представленная на суд жюри Салона картина была отвергнута. Сёра показал её на первой выставке Группы независимых художников в 1884 году в павильоне Тюильри.

После того, как его живопись была отклонена Парижским салоном, Сёра предпочел индивидуальное творчество и союзы с независимыми художниками Парижа. В 1884 он и другие художники сформировали творческое общество «Сосьете де Артиста Индепендэнтса». Там он знакомится с художником Полем Синьяком, который впоследствии также будет использовать метод пуантилизма. Летом 1884 года Сёра начал работу над своей самой знаменитой работой — «Воскресный день на острове Гранд-Жатт». Картина была завершена через два года. Сёра сделал множество рисунков для неё и несколько пейзажей с видами Сены.

Далеко не все импрессионисты приняли неоимпрессионистическое творчество Сёра. Так Дега в ответ на слова Камиля Писсарро, также увлёкшегося пуантилизмом, о том, что «Гран-Жатт» очень интересная картина, едко заметил: «Я заметил бы это, но уж очень она велика», намекая на оптические свойства пуантилизма, от которых вблизи картина кажется цветовым месивом.

Характерной особенностью стиля Сёра был его ни на кого не похожий подход к изображению фигур. Враждебные критики непременно заостряли внимание на этом элементе картин Сёра, называя его персонажей «картонными куклами» или «безжизненными карикатурами». Сёра шёл на упрощение формы, разумеется, совершенно осознанно. Сохранившиеся этюды показывают, что он, когда это требовалось, умел писать вполне «живых» людей. Но художник стремился достичь эффекта вневременности и намеренно стилизовал фигуры в духе плоских древнегреческих фресок или египетских иероглифов. Однажды он написал своему другу: «Я хочу свести фигуры современных людей к их сути, заставить их двигаться так же, как на фресках Фидия, и расположить на полотне в хроматической гармонии».

В работе «Пудрящаяся женщина» (1888—1889) Сёра изображает модель Маделин Ноблох. Эта женщина представлена в плане той же отрешенности и созерцательности, как и персонажи других его картин. Влияние распространенного в те годы «японизма», вероятно, сказалось в изображении туалета Мадлен.

Так же как «Парад» и «Канкан», к миру зрелищ и представлений по своему сюжету относится и последняя, незаконченная картина Сёра — «Цирк» (1890—1891). Но если в первых двух дана точка зрения из зала на сцену, то в последней акробаты и публика показаны глазами того, кто выступает на арене, — клоуна, который изображен со спины на первом плане картины.

Умер художник в Париже 29 марта 1891. Ему было всего 32 года. Причиной смерти была тяжелая инфекция, от которой также спустя две недели умер его маленький сын.

Сёра не получил официального признания при жизни. Когда он умер, многие критики утверждали, что он не успел реализовать свои возможности. Но его друг Синьяк был уверен, что Сёра «писал всего семь лет, а его творчество охватило все: черное и белое, цвета, линии, даже рамы; он все изучил и все довел до полного успеха».

















ОПИСАНИЕ КАРТИН ЖОРЖА СЁРА

«БЕРЕГ РЕКИ»

Картина написана маслом в 1884 году. Сёра написал данное полотно во Франции. Работать над ним он начал еще в 1883 году. Стиль полотна –импрессионизм.

Сёра один из художников, который обожал природу, что можно увидеть в его работах. Он много рисовал пейзажей, простую жизнь людей, животных. Его полотна наполнены легкостью и светом.

Еще одной особенностью Жоржа Сёра было, то, что некоторые свои работы он рисовал не на холстах, а на деревянных дощечках. Но и это не все умения художника. Сёра искал и мечтал создать свой индивидуальный стиль и это ему удалось. Он стал рисовать при помощи передачи цвета точками. Данный стиль он назвал пуантилизм. Отдельно стоящие цветовые точки, играли каждая свою роль, но не были видны при общем обзоре.

Берег реки выполнен во Франции в технике темпера. Картина написана мазками, которые ложатся один на другой. Художник всегда говорил, что цветами можно управлять. И это ему удавалось, Сёра умело передал световые эффекты, грамотно сочетал цвета, что дает картине неповторимый колорит. Хотя полотно и выполнено мазками, но все равно оно выглядит реалистично. Художник смог изобразить водную гладь, и отражающиеся в ней тени и солнечные блики очень натурально.

Небольшие волны создаются легким ветерком от стоящих деревьев на берегу. Бело-голубой цвет небосклона говорит нам об облаках на небе, но они были в тот день незначительными, и не мешали солнцу переливаться бликами в воде. Желто-зеленые деревья говорят нам о приближающейся осени. Яркие и сочные тона на воде точно объясняют то, что день, когда художник создавал это полотно, был очень солнечным. На картине изображена река Сена. Еще одной особенностью данного художника было, то, что он писал только то, что видел, прописывая все детали с особой тщательностью. Картина находится на хранении в музее Нью-Йорка. США.

«ЛОШАДЬ»

Создав такую оригинальную технику письма, Сёра сам и страдал от этого, так как она была очень сложной и трудоёмкой. В связи с этим, художник за всю свою короткую жизнь сотворил всего лишь семь крупных полотен, на многих из которых были изображены лошади – они были его самым любимым животным.

Так, на этом полотне изображена одинокая лошадь, запряжённая, возможно, телегой, которую зритель не видит. И это не случайность. У Сёра не было случайностей, всё несло свой смысл. На картине одинокое животное отображает внутреннюю сущность автора, его переживания и одиночество, несмотря на то, что у художника была семья и маленький ребёнок. Но внутренние комплексы, которые зародились в нём, были не беспочвенны. Его угнетало тривиальное отношение к его картинам, непонимание экспертами в области живописи нововведённой им техники письма.

«РЫБАК»

Круг сюжетов, связанных с водой – один из любимейших в небогатом творчестве Сёра. Причём небогатом по количеству работ, но не по их значению и содержанию. Необычная техника написания картины «Рыбак» выделяет её из целого ряда работа как в целом импрессионистов, так и самого Сёра.

Работа относится к тем произведениям искусства, чья уникальная эстетическая составляющая видна лишь на расстоянии. Лишь сделав с десяток шагов от картины, перед зрителем чудодейственным образом раскрывается весь сюжет, написанный «раздробленными» мазками. Можно только удивляться, как автору удалось создать такой эффект, работая в непосредственной близости с картиной.

Создатель дивизионизма, Сёра в этой работе использовал более крупные мазки, в отличие от привычных микродвижений. Возможно, это было вызвано специфическими материалами – шедевр написан маслом на дереве, а может техника пережила метаморфозу ввиду эстетических требований отображения воды. Действительно, водная гладь на картине создана филигранно. Мерцающие частые волны, выполненные уверенными мелкими тесными мазками, близкое сочетание контрастных цветов – всё это создаёт неповторимый легко узнаваемый колорит.

Как и остальные работы Сёра, картина восхищает цветовым сочетанием, создание которого предвосхищал тщательный оптический анализ, и композиционным построением. Очень жаль, что молодой, полный творческих сил, художник оставил не такое уж большое наследие, но и этих работ хватило, чтобы навеки вписать себя в историю искусства.



Просмотр содержимого презентации
«Жорж Сёра»

ЖОРЖ СЁРА

ЖОРЖ СЁРА

Жорж Сёра (1859 — 1891) Французский художник-постимпрессионист , основатель неоимпрессионизма , создатель оригинального метода живописи под названием «пуантилизм» . В своей короткой жизни Сёра создал только семь больших полотен.

Жорж Сёра

(1859 — 1891)

Французский художник-постимпрессионист , основатель неоимпрессионизма , создатель оригинального метода живописи под названием «пуантилизм» . В своей короткой жизни Сёра создал только семь больших полотен.

Шарль Морин «Портрет Жоржа Сёра»

Шарль Морин

«Портрет Жоржа Сёра»

Пуантилизм  — художественный приём передачи оттенков и цвета с помощью отдельных цветовых точек. «Мост в Корбевуа» (1886-1887)

Пуантилизм — художественный приём передачи оттенков и цвета с помощью отдельных цветовых точек.

«Мост в Корбевуа»

(1886-1887)

«Улица Сен-Винсент. Монмартр. Весна» «Утренняя прогулка. (1883-1884) Сена под Корбевуа» (1885)

«Улица Сен-Винсент. Монмартр. Весна»

«Утренняя прогулка.

(1883-1884)

Сена под Корбевуа»

(1885)

«За шитьём» «Кормилица с коляской» (портрет матери) (1884) (1882-1884)

«За шитьём»

«Кормилица с коляской»

(портрет матери)

(1884)

(1882-1884)

«Купальщики в Аньере» (1883)

«Купальщики в Аньере» (1883)

«Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (1883)

«Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (1883)

«Портрет молодого крестьянина в синем» (1881-1882) «Анжелика у скалы» (1878)

«Портрет молодого крестьянина в синем»

(1881-1882)

«Анжелика у скалы» (1878)

«Сидящая женщина» (1882-1883)

«Сидящая женщина»

(1882-1883)

«Пудрящаяся женщина» (1889-1890)

«Пудрящаяся женщина»

(1889-1890)

«Канкан» (1889)

«Канкан»

(1889)

«Парад» (1888)

«Парад» (1888)

«Цирк» (1890-1891)

«Цирк»

(1890-1891)

«Модель в профиль» (1886) «Эйфелева башня» (1889)

«Модель в профиль» (1886)

«Эйфелева башня» (1889)

«Мост и пристань Порт-ан-Бессен» (1888)

«Мост и пристань Порт-ан-Бессен» (1888)

«Берег реки» (1884)

«Берег реки» (1884)

«Лошадь» (1883)

«Лошадь» (1883)

«Рыбак» (1883-1884)

«Рыбак» (1883-1884)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!