СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по ИЗО на тему "Образные возможности освещения в портрете"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по предмету ИЗО, в которой рассмотрена тема выразительных возможностей освещения в жанре портрета. Разнообразие творческих приемов использования света, освещенности показано на примере работ великих мастеров прошлого, западноевропейских и русских художников, а также представлены примеры учебных работ учащихся старших классов ГБОУ гимназии 190

Просмотр содержимого документа
«Презентация по ИЗО на тему "Образные возможности освещения в портрете"»

Образные  возможности   освещения в портрете Выполнила: дорохова Екатерина владимировна Учитель изо Гбоу гимназии 190

Образные возможности освещения в портрете

Выполнила: дорохова Екатерина владимировна

Учитель изо Гбоу гимназии 190

 В истории мирового искусства портрет всегда был одним из самых популярных и распространенных жанров. В художественном наследии различных эпох и культур, вне зависимости от стиля и манеры исполнения, портретные изображения играли важнейшую роль в творчестве каждого художника. В каком-то смысле, именно портреты современников, членов семьи, автопортреты художников дают нам возможность прикоснуться к эпохе, почувствовать её колорит, исторические реалии, увидеть, как в машине времени, людей, живших столетия назад, их одежду, быт, окружение, прикоснуться к их внутреннему миру. Ведь любой портрет – это изображение уникальной личности, поэтому каждому портрету, как правило, присущи психологизм и эмоциональная выразительность. И. Е. Репин Портрет Стасова

В истории мирового искусства портрет всегда был одним из самых популярных и распространенных жанров. В художественном наследии различных эпох и культур, вне зависимости от стиля и манеры исполнения, портретные изображения играли важнейшую роль в творчестве каждого художника. В каком-то смысле, именно портреты современников, членов семьи, автопортреты художников дают нам возможность прикоснуться к эпохе, почувствовать её колорит, исторические реалии, увидеть, как в машине времени, людей, живших столетия назад, их одежду, быт, окружение, прикоснуться к их внутреннему миру. Ведь любой портрет – это изображение уникальной личности, поэтому каждому портрету, как правило, присущи психологизм и эмоциональная выразительность.

И. Е. Репин Портрет Стасова

 Одним из главнейших выразительных художественных средств в изобразительном искусстве является свет, освещение. Вот основные задачи, которые выполняет свет в портрете: ✔️ создание объёма  Выделяя светом освещенные части, уводя в тень другие, художник, таким образом, достигает трехмерности изображения, поскольку только объемная форма может поворачиваться к источнику света и иметь собственную тень. Также освещенное лицо привлекает внимания  зрителя В портретах, как правило, лицо изображаемого имеет более светлый тон, более освещено, чем все остальные части картины, что, таким образом, помогает художнику выделить главное, привлечь внимание к образу. ✔️ построение композиции Светлые части, наряду с темными, способны выстраивать «световую композицию» в картине и создавать уникальный образ героя. ✔️ создание настроения картины, ее эмоциональной окраски:  много света, светлые тона – легкость и радость, «светлые чувства», наоборот, мало света – угрюмость, сосредоточенность, погружение во внутренний мир. Антонис Ван Дейк. Автопортрет

Одним из главнейших выразительных художественных средств в изобразительном искусстве является свет, освещение. Вот основные

задачи, которые выполняет свет в портрете:

✔️ создание объёма

Выделяя светом освещенные части, уводя в тень другие, художник, таким образом, достигает трехмерности изображения, поскольку только объемная форма может поворачиваться к источнику света и иметь собственную тень. Также освещенное лицо привлекает внимания зрителя

В портретах, как правило, лицо изображаемого имеет более светлый тон, более освещено, чем все остальные части картины, что, таким образом, помогает художнику выделить главное, привлечь внимание к образу.

✔️ построение композиции

Светлые части, наряду с темными, способны выстраивать «световую композицию» в картине и создавать уникальный образ героя.

✔️ создание настроения картины, ее эмоциональной окраски:

много света, светлые тона – легкость и радость, «светлые чувства», наоборот, мало света – угрюмость, сосредоточенность, погружение во внутренний мир.

Антонис Ван Дейк. Автопортрет

Объем Сравним, например, два произведения: портрет кисти советского художника Натана  Альтмана и портрет пожилой женщины работы Рембрандта  ван  Рейна . Совершенно очевидно, что, отказываясь от светотени в голове, лице портретируемого, первый художник добивается плоскостности изображения. И, наоборот, используя контрастную светотень, размещая лицо на темном фоне и используя яркое освещения, Рембрандт достигает объемности и жизненности изображения, оно словно живёт внутри рамы картины, дышит, кажется, что можно прикоснуться к складкам одежды, протянуть руку внутрь картины. Можно сравнить и настроения обеих картин. Какая из них более яркая, радостная, звонкая, а какая приглушенная, тихая, заставляющая нас погрузиться во внутренний мир героини?

Объем

Сравним, например, два произведения: портрет кисти советского художника Натана Альтмана и портрет пожилой женщины работы Рембрандта ван Рейна . Совершенно очевидно, что, отказываясь от светотени в голове, лице портретируемого, первый художник добивается плоскостности изображения. И, наоборот, используя контрастную светотень, размещая лицо на темном фоне и используя яркое освещения, Рембрандт достигает объемности и жизненности изображения, оно словно живёт внутри рамы картины, дышит, кажется, что можно прикоснуться к складкам одежды, протянуть руку внутрь картины.

Можно сравнить и настроения обеих картин. Какая из них более яркая, радостная, звонкая, а какая приглушенная, тихая, заставляющая нас погрузиться во внутренний мир героини?

1 Н. Альтман 2 Рембрандт

1

Н. Альтман

2

Рембрандт

Посмотрите на эти портреты кисти Амедео Модильяни. Есть ли в них объём? Какое настроение они создают?

Посмотрите на эти портреты кисти Амедео Модильяни.

Есть ли в них объём? Какое настроение они создают?

Композиция

Какими образными возможностями в композиции картины обладает освещение рассмотрим на примере нескольких работ.

Портреты известного мецената Саввы Мамонтова авторства художников И. Е. Репина и М. В. Врубеля написаны, какзалось бы, с одного и того же человека. Но как по-разному видят его художники и какие разные образы рождают их картины! Композиция в данном случае служит одним из главных выразительных средств для создания образа и настроения портрета, доносит до зрителя замысел автора. А как создаётся сама композиция? Не только расположением частей картины, но и их тональной окраской – как размещаются светлые и темные пятна на полотне. На картине Врубеля Мамонтов изображен сидящим в кресле, освещено его лицо, но самым ярким пятном вырезается четкий геометричный воротник мецената, как будто напоминая подставку для скульптурного бюста. Вся неестественная, искусственная поза портретируемого, и расположенная сразу за ним на столике фигурка, напоминающая надгробие, дают нам подсказки, какую идею хотел художник вложить в свою работу. Холодность, отстраненность? Близость смерти?

2 Репин 1 Врубель

2

Репин

1

Врубель

А теперь посмотрим на портрет Саввы Мамонтова работы И . Е . Репина . Здесь меценат представлен зрителю в «неофициальном» образе, без пафоса и надменности, что выражается в самой его позе. Композиция здесь такова, что фигура полулежащего отдыхающего героя, его лицо, руки и рубашка – всё освещено теплым «домашним» светом, как будто художник вводит нас, зрителей, в узкий круг друзей Мамонтова, будто приглашает нас к неспешной беседе с ним. И снова – лицо яаляется наиболее контрастным элементом в картине, оно окружено плотным темным фоном, что дополнительно привлекает к нему внимание зрителей, заставляет вглядеться в выражение глаз, в сложную полуулыбку, почувствовать настроение. В этом – тонкий психологизм художника и его внимательное отношение к герою.

Также примером различных композиций одного портрета могут служить две картины М . В . Нестерова , изображающие известного хирурга С. С. Юдина. Снова здесь мы видим, на первой картине, психологический портрет врача, в котором художник использует необычную композицию и необычное освещение: хирург сидит в профиль к зрителю за своим рабочим столом, а идущий из-за его спины свет обрамляет тонкий профиль, который остаётся в тени. Этот приём называется контр-ажур, когда предмет или объект располагается против света, таким образом получается его силуэт. Наверняка художника привлекал характерный узнаваемый профиль врача, с его крупным с горбинкой носом, поэтому он таким образом заострил на нём внимание. И второй важнейшей деталью в картине являются руки врача. Необычный жест (возможно, характерный для портретируемого?), длинные, тонкие, гибкие пальцы – все эти детали призваны ещё раз напомнить зрителям о профессии Юдина и его призвании, они показывают восхищение художника перед своей моделью. На второй картине Нестеров изображает хирурга в кабинете за работой, он ярко освещен верхними лампами кабинета и проводит лечение пациента в окружении медсестёр и помощников. Здесь мы видим светлый и ясный образ человека, посвятившего жизнь своей профессии.

Сравним теперь два портрета кисти художника В. А. Серова. Какую композицию использует художник для создания образа героини? Какие особенности, черты характера, какое настроение помогает создать композиция? Как работает освещение в первом и втором портрете?

Сравним теперь два портрета кисти художника В. А. Серова. Какую композицию использует художник для создания образа героини? Какие особенности, черты характера, какое настроение помогает создать композиция? Как работает освещение в первом и втором портрете?

Настроение картины

Теперь сравним настроение двух картин: знаменитая «Девочка с персиками» В . А . Серова и портрет пожилой женщины Рембрандта ван Рейна . Одна из них залита солнечным светом, в котором утопает вся легкая, светлая столовая, и как одно целое со всем этим радостным летним днем, с этой комнатой, с этим окном – образ девочки, внимательно смотрящей на зрителя, смуглой, черноволосой, но легкой, неуловимой в своей красоте и свежести. Несмотря на то, что девочка сидит, казалось бы, неподвижно, в картине чувствуется скрытое движение, молодость как потаенная сила просвечивает сквозь холст и призывает нас погрузиться в этот краткий, неуловимый момент торжества жизни. Вот сейчас, кажется, девочка вскочит из-за стола и убежит…

В другой картине почти всё пространство написано темными красками, единственное светлое пятно, привлекающее внимание – портрет пожилой женщины, её лицо и руки. Темнота окружает её, сгущается вокруг, и, похоже, что единственный источник света в картине – это невидимая зрителю свеча, дающая такой желтоватый приглушенный свет. Свеча – как символ догорающей жизни, жизни, которая была полна, видимо, и скорбей и забот, и трудностей (недаром художник привлёк внимание к рукам женщины, трудившимся много) Здесь уже просматривается идея полного отречения от окружающего мира, погружение в себя, сосредоточенность внутри самого образа, в его психологизме. Так создаётся строгий, лаконичный, почти аскетичный образ пожилого человека, погруженного в свои размышления (или воспоминания), который смог гениально изобразить великий художник.

Теперь сравним настроение двух женских портретов. Это портреты жён художников, первый работы И. Е. Репина, второй Рембранда ван Рейна. Как каждый художник использует освещение в своей картине?

Теперь сравним настроение двух женских портретов.

Это портреты жён художников, первый работы И. Е. Репина, второй Рембранда ван Рейна.

Как каждый художник использует освещение в своей картине?

Примеры  творческих  работ  учащихся190  гимназии  по  теме  «Портрет»  Тема портрета и автопортрета занимает одно из важнейших мест в программе художественного обучения учеников старших классов. Это помогает ребятам не только отточить свое художественное мастерство, но и придумать интересный образ, композицию, настроение, отобразить свои чувства и переживания в своей работе.

Примеры творческих работ учащихся190 гимназии по теме «Портрет»

Тема портрета и автопортрета занимает одно из важнейших мест в программе художественного обучения учеников старших классов. Это помогает ребятам не только отточить свое художественное мастерство, но и придумать интересный образ, композицию, настроение, отобразить свои чувства и переживания в своей работе.

Как мы видим, в каждой работе большая роль отводится освещению: оно помогает создать объем, композиционно выстроить рисунок, привлечь внимание зрителя к важным деталям посредством светотеневых контрастов, а также создаёт определенное настроение и уникальный образ. Можно сказать, что портрет оживает, обретает смысловую и эмоциональную наполненность благодаря умелому использованию образных возможностей освещения. В презентации использованы учебные работы, выполненные под руководством учителя ИЗО гимназии 190 Шевченко С. Т.

Как мы видим, в каждой работе большая роль отводится освещению: оно помогает создать объем, композиционно выстроить рисунок, привлечь внимание зрителя к важным деталям посредством светотеневых контрастов, а также создаёт определенное настроение и уникальный образ. Можно сказать, что портрет оживает, обретает смысловую и эмоциональную наполненность благодаря умелому использованию образных возможностей освещения.

В презентации использованы учебные работы, выполненные под руководством учителя ИЗО гимназии 190 Шевченко С. Т.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!