Тема: Морской пейзаж
Я рисую море
Я рисую море, Голубые дали. Вы такого моря Просто не видали!
У меня такая Краска голубая, Что волна любая Просто как живая!
Я сижу тихонько Около прибоя - Окунаю кисточку В море голубое.
Морской пейзаж
Пейзаж - это жанр изобразительного искусства, в котором основной предмет изображения - природа, местность, морские виды.
Художники - маринисты
Любовь к морю имеет огромную историю. Тысячи лет оно не раз становилось центром, началом и отправной точкой для создания самых знаменитых шедевров, которые и по сей день восхищают зрителя. Сегодня мы познакомимся с самыми известными русскими маринистами, чьи работы восхищают весь мир.
Примерно в 17 веке в Голландии зародился новый жанр живописи. В нем главным героем изображения был не человек, не ваза с цветами или фруктами, а нечто, что очень сложно передать словами, но что испокон веков влечет к себе людей – стихия. Россия окружена 15-ю морями, а наши реки – невероятно широки и полноводны, поэтому неудивительно, что именно русские маринисты стали известны на весь мир.
Иван Константинович Айвазовский
Родился Иван Константинович 17 (29) июля 1817 г. в Феодосии. Еще в детстве у Ивана были выявлены способности к музыке и рисованию. Первые уроки художественного мастерства были даны ему известным феодосийским архитектором, Я.Х. Кохом. Став выпускником училища, Айвазовский поступил в симферопольскую гимназию. После ее окончания будущего художника зачислили в столичную Императорскую Академию художеств.
В августе 1833 г. Айвазовский прибыл в Санкт-Петербург. Он учился у таких мастеров, как М.Воробьев, Ф.Таннер, А.И. Зауервейд. Его картины, написанные во время обучения, были удостоены серебряной медали. Айвазовский был настолько одаренным студентом, что его выпустили из Академии на 2 года раньше срока. Для самостоятельного творчества Ивана Константиновича отправили сперва в родной Крым, а потом в заграничную командировку на 6 лет. Весной 1838 г. Айвазовский уехал в Крым. Там он создавал морские пейзажи, занимался батальной живописью. В Крыму он пробыл 2 года. В 1844 г. Айвазовский прибыл в Россию. Он стал главным живописцем российского Главного морского штаба. Через 3 года ему присвоили звание профессора Академии художеств Санкт-Петербурга. Главными его работами являются картины “Девятый вал” и “Черное море”.
Но сражениями и морскими пейзажами его творчество не ограничивалось. Он создал серию крымских и украинских пейзажей, написал несколько исторических полотен. Всего за свою жизнь Айвазовский написал более 6000 полотен. Айвазовский скончался внезапно ночью от кровоизлияния в мозг 19 апреля (2 мая) 1900 г., в Феодосии. На мольберте так и осталась недописанной картина “Взрыв корабля”, над которой маринист трудился накануне.
Девятый вал
Чёрное море
Буря на море
Николай Николаевич Гриценко
Все детство Николай Гриценко мечтал о путешествиях. На его сохранившихся детских рисунках – кораблики и море. Поэтому в 19 лет он поступил в Техническое училище морского ведомства, окончив которое, стал служить инженером на корабле. Именно там, глядя на бескрайние морские просторы, он воплотил свою страсть и понял, что хочет делиться ею с людьми. Поэтому, не отрываясь от морской службы (как же покинуть любимое море?!), он стал учиться в Академии Художеств. Став живописцем, он повидал много стран и часто путешествовал по России. И из всех своих путешествий он привозил восхитительные морские пейзажи.
За время путешествия Гриценко сделал больше 300 рисунков, выполняя работу, которой сейчас занимаются фотографы официальных лиц. Он изображал торжественные встречи, которые организовывали Цесаревичу в зарубежных портах, рисовал памятники, фиксировал детали костюмов и внешнего вида людей. Он настолько блестяще справился с этой задачей, что позже еще не раз его приглашали в свиту высочайших персон для такой работы.
Всю вторую половину жизни Гриценко прожил в Европе, работая художником-маринистом и участвуя в выставках.
В его работах нет столько страсти и порыва, как у Айвазовского. Скорее в них видится любование спокойной стихией моря, гигантскими величественными кораблями и мощными пароходами. Он настолько был внимателен к деталям, что по его работам можно изучать все подробности внешнего вида морских кораблей того времени.
Малый Кронштадтский рейд
Порт
Порт Гавр
Алексей Петрович Боголюбов
Как и Гриценко, Боголюбов с детства проявил художественный талант, но первое образование получил другое, хотя тоже связанное с морем. Он окончил Морской Кадетский корпус, после этого много путешествовал, что дало ему возможность наблюдать океаны и корабли во всей их красе. По протекции президента Академии Художеств, с которым талантливый офицер познакомился прямо у себя на корабле, он поступил учиться живописи. А закончив Академию, как и Гриценко, стал художником в Главном морском штабе, поехав в морское путешествие с будущим императором Александром III.
Всегда восхищавшийся Айвазовским, в начале своего творческого пути Боголюбов писал яркими и сочными красками, а композиции его были немножко театральными. Но при этом он научился передавать глубину моря, свет, лежащий на волнах, а воздух на его картинах как будто слегка колышется.
Во время путешествий по Европе Боголюбов много писал и искал свой собственный стиль и манеру письма. Часто художник обращается к теме морских сражений. Он изображает их во всех подробностях, но при этом, в отличие от Айвазовского с его поэзией морского боя, картины Боголюбова рассказывают о баталиях сухо и документально, а композиции в них часто критикуют за излишнюю статичность и усложненность.
Однако эти работы имели большой успех на выставке, поэтому император поручил Боголюбову написать цикл картин, посвященных морским сражениям Петра I.
С каждым годом совершенствуясь в искусстве, Боголюбов начинает писать все более реалистично. Он становится зрелым автором, публика это ценит и признает. С 1871 года он активно участвует в выставках передвижников.
Но в отличие от Айвазовского, которого всегда больше всего притягивало море и стихия, Боголюбов во всех своих работах интересуется людьми. Он часто пишет рыбаков, семьи, прогуливающиеся по набережным, человека, созерцающего море. Для него человек и море – это части природы, поэтому они неотделимы друг от друга.
Берег близ Сорренто
Бой русского брига с турецкими кораблями. 1857
Морской пейзаж