СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по краеведению "Становление и развитие пимокатной промышленности на Алтае"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по краеведению "Становление и развитие пимокатной промышленности на Алтае"»

“ СТАНОВЛЕНИЕ ПИМОКАТНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА АЛТАЕ В КОНЦЕ ХIХ – НАЧАЛЕ ХХ В.” 1

“ СТАНОВЛЕНИЕ ПИМОКАТНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА АЛТАЕ В КОНЦЕ ХIХ – НАЧАЛЕ ХХ В.”

1

Что такое пимокатная промышленность? Пимокатная промышленность — это исторически сложившаяся отрасль легкой промышленности, специализирующаяся на производстве валяной обуви (пимов), а также других изделий из войлока (кошмы, валяные шапки, ковры и пр.) путем мокрого или сухого валяния шерсти. Сам термин “пимы” был заимствован у народа Северного Урала коми-зырян и означает валяную зимнюю обувь.

Что такое пимокатная промышленность?

Пимокатная промышленность — это исторически сложившаяся отрасль легкой промышленности, специализирующаяся на производстве валяной обуви (пимов), а также других изделий из войлока (кошмы, валяные шапки, ковры и пр.) путем мокрого или сухого валяния шерсти. Сам термин “пимы” был заимствован у народа Северного Урала коми-зырян и означает валяную зимнюю обувь.

Источниковедческая база и степень изученности проблемы

Источниковедческая база изучения пимокатного промысла на Алтае включает архивные материалы Государственного архива Алтайского, содержащие данные о географии, объёмах производства и экономических показателях промысла в конце XIX – начале XX вв. В дореволюционный период накапливался эмпирический материал в работах общего характера по социально-экономическому развитию Сибири, где фиксировались численность мастеров, технологии и влияние государственной политики, включая запрет паровых двигателей в 1860-1880-х гг. В советский период исследования Соловьевой и Бочановой рассматривали пимокатное производство в контексте классового расслоения крестьянства, тогда как в 1990-2000-е годы Скубневский и другие учёные анализировали его как элемент формирующейся рабочей среды. Этнографические работы спорят о происхождении промысла: был ли он привнесён переселенцами или заимствован у старожилов. Несмотря на значительное количество источников, проблема остаётся недостаточно изученной из-за фрагментарности данных и поздней фиксации технологических процессов (с 1930-1940-х гг.), что затрудняет реконструкцию ранних этапов развития пимокатного дела на Алтае.

Факторы развития промысла Факторы воздействия на промысел можно разделить на две группы. Начнём с внешних. Развитие пимокатного промысла на Алтае определялось доступностью сырья (2,5 млн овец трёх основных пород к концу XIX века), спросом на валяную обувь и государственной политикой. Однако рост цен на снижал рентабельность, а природные условия (тёплая осень 1909 г.) периодически сокращали спрос. К внутренним факторам отнесём следующие. Основными проблемами были антисанитария (случаи сибирской язвы среди рабочих) и плохие условия труда. Производство имело разные формы: сезонное крестьянское и круглогодичное мануфактурное. Сбыт осуществлялся локально через ярмарки и скупщиков, однако крупные предприятия так же выполняли крупные заказы для армии. Техническая модернизация наблюдалась только на крупных предприятиях.

Факторы развития промысла

Факторы воздействия на промысел можно разделить на две группы. Начнём с внешних. Развитие пимокатного промысла на Алтае определялось доступностью сырья (2,5 млн овец трёх основных пород к концу XIX века), спросом на валяную обувь и государственной политикой. Однако рост цен на снижал рентабельность, а природные условия (тёплая осень 1909 г.) периодически сокращали спрос. К внутренним факторам отнесём следующие. Основными проблемами были антисанитария (случаи сибирской язвы среди рабочих) и плохие условия труда. Производство имело разные формы: сезонное крестьянское и круглогодичное мануфактурное. Сбыт осуществлялся локально через ярмарки и скупщиков, однако крупные предприятия так же выполняли крупные заказы для армии. Техническая модернизация наблюдалась только на крупных предприятиях.

Формы производства На Алтае в конце XIX - начале XX веков существовало четыре основные формы пимокатного производства: домашнее (для нужд семьи), ремесленное (по индивидуальным заказам), кустарное (для рынка) и мануфактурное. В 1890 году промыслом занимались 1122 семьи в Барнаульском округе и 711 - в Бийском и Змеиногорском. Домашние и ремесленные мастерские, составлявшие большинство, производили до 100 пар обуви в год (пимы стоили 3-4 рубля, калоши - 2,75-3,6 рубля). Кустарное производство охватывало 201 селение с 573 семьями (2016 работников), где использовался семейный и наёмный труд (2-10 рабочих), выпуская 200-1800 пар продукции стоимостью 1000-3720 рублей. Крупные мануфактуры, такие как Поляковых, братьев Кругловых, Бухалова с 15-150 рабочими применяли механизированную обработку шерсти и производили продукцию на 10000-30000 рублей в год. Основными центрами были Барнаул (17 предприятий, где выпускались популярные

Формы производства

На Алтае в конце XIX - начале XX веков существовало четыре основные формы пимокатного производства: домашнее (для нужд семьи), ремесленное (по индивидуальным заказам), кустарное (для рынка) и мануфактурное. В 1890 году промыслом занимались 1122 семьи в Барнаульском округе и 711 - в Бийском и Змеиногорском. Домашние и ремесленные мастерские, составлявшие большинство, производили до 100 пар обуви в год (пимы стоили 3-4 рубля, калоши - 2,75-3,6 рубля). Кустарное производство охватывало 201 селение с 573 семьями (2016 работников), где использовался семейный и наёмный труд (2-10 рабочих), выпуская 200-1800 пар продукции стоимостью 1000-3720 рублей. Крупные мануфактуры, такие как Поляковых, братьев Кругловых, Бухалова с 15-150 рабочими применяли механизированную обработку шерсти и производили продукцию на 10000-30000 рублей в год. Основными центрами были Барнаул (17 предприятий, где выпускались популярные "барнаулки" - чёрные шубы по технологии С.И. Гуляева) и Бийск (3 предприятия). Сбыт осуществлялся через местные рынки, ярмарки и скупщиков в Ново-Николаевск, Томск и другие города Сибири .

Составление доклада При составлении лекции для представления её классу мы стремились изложить собранные данные в компактном виде, излагая полученные данные научно-популярным языком. В докладе были отражены основные моменты исследования, дающие представление о роли и общем виде пимокатной отрасли на Алтае. Доклад был представлен 10 инженерно-математическому классу в рамках изучения истории родного края.

Составление доклада

При составлении лекции для представления её классу мы стремились изложить собранные данные в компактном виде, излагая полученные данные научно-популярным языком. В докладе были отражены основные моменты исследования, дающие представление о роли и общем виде пимокатной отрасли на Алтае. Доклад был представлен 10 инженерно-математическому классу в рамках изучения истории родного края.

Составление вопросов для анкетирования При разработке анкетного инструментария для оценки эффективности доклада о пимокатной промышленности на Алтае был сознательно применен метод идентичных вопросов в пред и постлекционном анкетировании, что позволило получить сопоставимые данные и точно измерить прирост знаний по ключевым аспектам темы. Такой подход обеспечивал методологическую чистоту исследования, исключая влияние различий в формулировках вопросов на результаты сравнения. Вопросы охватывали шесть основных тематических блоков: технологии валяния шерсти, роль переселенцев, формы производства, влияние природных условий, экономические показатели и современное значение изучения промысла - эти направления были выбраны как наиболее репрезентативные для оценки глубины понимания материала. Каждый блок включал пять вариантов ответов, среди которых были как полностью верные, так и частично правильные или полностью ошибочные утверждения, что позволяло дифференцированно оценить уровень усвоения информации.

Составление вопросов для анкетирования

При разработке анкетного инструментария для оценки эффективности доклада о пимокатной промышленности на Алтае был сознательно применен метод идентичных вопросов в пред и постлекционном анкетировании, что позволило получить сопоставимые данные и точно измерить прирост знаний по ключевым аспектам темы. Такой подход обеспечивал методологическую чистоту исследования, исключая влияние различий в формулировках вопросов на результаты сравнения. Вопросы охватывали шесть основных тематических блоков: технологии валяния шерсти, роль переселенцев, формы производства, влияние природных условий, экономические показатели и современное значение изучения промысла - эти направления были выбраны как наиболее репрезентативные для оценки глубины понимания материала. Каждый блок включал пять вариантов ответов, среди которых были как полностью верные, так и частично правильные или полностью ошибочные утверждения, что позволяло дифференцированно оценить уровень усвоения информации.

Анализ результатов анкетирования

Перед проведением лекции было проведено предлекционное анкетирование, включавшее 7 вопросов по ключевым аспектам пимокатной промышленности. Результаты показали низкий уровень осведомлённости учащихся: например, только 33,3% знали о мокром валянии шерсти, а о роли переселенцев в развитии промысла правильно ответили лишь 25%. После лекции было проведено повторное анкетирование с теми же вопросами. Результаты продемонстрировали значительный рост знаний: понимание технологий валяния увеличилось на 50–52%, роль переселенцев осознало 90% учащихся (+65%), а знание экономических показателей выросло на 56%. Наибольший прогресс отмечен в вопросах социальных проблем промысла (рост на 53–65%) и значения изучения темы (+63%). Средний прирост правильных ответов составил 80%, что подтвердило эффективность лекции. Оставшиеся ошибки касались второстепенных деталей, не влияющих на общее понимание темы. Таким образом, анкетирование показало, что адаптация научного материала под аудиторию с техническим складом мышления через статистику и визуализацию значительно улучшила усвоение информации.

Вывод Проект

Вывод

Проект "Становление пимокатной промышленности на Алтае в конце XIX – начале XX в." успешно достиг своей главной цели – повысил осведомлённость учащихся о важной странице истории родного края. Исследование не только систематизировало уникальные данные о забытом промысле, но и показало, как можно увлекательно рассказывать о сложных исторических процессах.