СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по кубановедению "Становление образования"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по кубановедению "Становление образования"»

Становление образования  на Кубани     Презентацию подготовила: учитель МОБУСОШ №11 ст. Бесскорбной Новокубанского района  Краснодарского края Вендина Валентина Григорьевна

Становление образования

на Кубани

 

 

Презентацию подготовила:

учитель МОБУСОШ №11

ст. Бесскорбной

Новокубанского района

Краснодарского края

Вендина Валентина Григорьевна

Первая школа на Кубани была открыта  1 августа 1803 года в Екатеринодаре по инициативе войскового атамана Ф. Я Бурсака. Школа была церковно-приходской. Грамоту изучали по букварю, написанному на церковно-славянском языке. В 1806 г. Черноморскую начальную школу преобразовали в училище. Во главе его стоял выдающийся просветитель К. В. Россинский

Первая школа на Кубани была открыта

1 августа 1803 года в Екатеринодаре по инициативе войскового атамана Ф. Я Бурсака.

Школа была церковно-приходской. Грамоту изучали по букварю, написанному на церковно-славянском языке.

В 1806 г. Черноморскую начальную школу преобразовали в училище. Во главе его стоял выдающийся просветитель К. В. Россинский

 Заботясь о просвещении и образовании детей духовенства Черноморского края,  К. В. Россинский открыл в августе 1818 г. духовно-приходское училище и был первым его смотрителем.   В 1819 г. он открыл еще школы в станицах: Риговской, Темрюке,Медведовской,Кущевской, Леушковской и   Пластуновской. К 1820 г. в училищах обучалось более 300 учащихся.

Заботясь о просвещении и образовании детей духовенства Черноморского края, К. В. Россинский открыл в августе 1818 г. духовно-приходское училище и был первым его смотрителем. В 1819 г. он открыл еще школы в станицах: Риговской, Темрюке,Медведовской,Кущевской, Леушковской и  Пластуновской. К 1820 г. в училищах обучалось более 300 учащихся.

В 1820 г. в Екатеринодаре открывается Черноморская войсковая гимназия, рассчитанная на 7 классов, где предусматривалось преподавание Закона Божия, российской грамматики, географии, истории, статистики, математики, физики, латинского, немецкого и французского языков, а также рисования и черчения. Черноморская войсковая гимназия

В 1820 г. в Екатеринодаре открывается Черноморская войсковая гимназия, рассчитанная на 7 классов, где предусматривалось преподавание Закона Божия, российской грамматики, географии, истории, статистики, математики, физики, латинского, немецкого и французского языков, а также рисования и черчения.

Черноморская войсковая гимназия

Новый этап школьного строительства начался после отмены крепостного права и окончания Кавказской войны. Он связан с именем наказного атамана Ф.Н. Сумарокова-Эльстона.     К 1868 г. количество школ и учащихся в Кубанской области увеличилось почти в пять раз (число школ достигло 217, а число учащихся — 6944). В 1863 г. в Екатеринодаре было открыто Кубанское Мариинское училище, ставшее вторым после мужской гимназии средним учебным заведением в Кубанской области. Окончившие его получали свидетельства «на звание домашнего учителя».

Новый этап школьного строительства начался после отмены крепостного права и окончания Кавказской войны. Он связан с именем наказного атамана Ф.Н. Сумарокова-Эльстона.

К 1868 г. количество школ и учащихся в Кубанской области увеличилось почти в пять раз (число школ достигло 217, а число учащихся — 6944).

В 1863 г. в Екатеринодаре было открыто Кубанское Мариинское училище, ставшее вторым после мужской гимназии средним учебным заведением в Кубанской области. Окончившие его получали свидетельства «на звание домашнего учителя».

Становление образования у горцев Адыгейский язык не имел древнеписьменной традиции и существовал в устной форме. Однако, в адыгейском обществе имелись школы при медресе ( это мусульманская средняя и высшая школа, готовящая служителей культа, учителей начальных мусульманских школ). Роль педагогов выполняли муллы (так называют учителей медресе и просто грамотных людей). В школах учились читать и писать на турецком языке.

Становление образования у горцев

  • Адыгейский язык не имел древнеписьменной традиции и существовал в устной форме. Однако, в адыгейском обществе имелись школы при медресе ( это мусульманская средняя и высшая школа, готовящая служителей культа, учителей начальных мусульманских школ).
  • Роль педагогов выполняли муллы (так называют учителей медресе и просто грамотных людей).
  • В школах учились читать и писать на турецком языке.
 В 30-40-х годах XIX века российское правительство пытается привлечь «мирных» горцев к образованию через военно-учебные заведения.   К исходу Кавказской войны российское правительство провозгласило распространение «гражданственности и образования между покорившимися мирными горцами».   Некоторые адыгейские просветители XIX века своим образование обязаны Ставропольской и Кубанской гимназиям Султан Крым-Гирей Инатов Адиль-Гирей Кешев

В 30-40-х годах XIX века российское правительство пытается привлечь «мирных» горцев к образованию через военно-учебные заведения. К исходу Кавказской войны российское правительство провозгласило распространение «гражданственности и образования между покорившимися мирными горцами». Некоторые адыгейские просветители XIX века своим образование обязаны Ставропольской и Кубанской гимназиям

Султан Крым-Гирей Инатов

Адиль-Гирей Кешев

К началу 80-х годов XIX в. в каждой станице Кубанской области имелось одно учебное заведение, отсутствовали школы только в 15 малолюдных посёлках. Среди 218 станичных школ насчитывалось 14 женских.    В целом грамотность населения была невысокой.  Перепись 1897 г. показала, что в Кубанской области число грамотных составляло 15,1 %  причём грамотных мужчин было 24,2  %  а женщин — 5,3 %  Меньше всего грамотных было среди горцев:  мужчин — 7  %  женщин — 4,5  %

К началу 80-х годов XIX в. в каждой станице Кубанской области имелось одно учебное заведение, отсутствовали школы только в 15 малолюдных посёлках. Среди 218 станичных школ насчитывалось 14 женских. В целом грамотность населения была невысокой. Перепись 1897 г. показала, что в Кубанской области число грамотных составляло 15,1 % причём грамотных мужчин было 24,2 % а женщин — 5,3 % Меньше всего грамотных было среди горцев: мужчин — 7 % женщин — 4,5 %

Бесскорбненские учебные заведения в начале XX века  В начале XX века станица Бесскорбная росла и расширялась. Накануне 1905 года в станице появилось первое школьное здание.  В 1907 году на окраинах станицы земское общество построило две школы (одноклассные с тремя отделениями). Обучались в основном мальчики, так как считалось, что казаки должны быть грамотными, ведь им предстоит служить в армии. Девочек обычно в школу не пускали их родители, так как считалось, что будущим казачкам грамота не нужна. Здания этих школ сохранились до сих пор (школы № 31 и № 32).  Первым учителем был прислан Горбачев Николай Иванович, уроженец станицы Константиновской, расположенной недалеко от станицы Лабинской (ныне г. Лабинск).  С 1908 по 1913 год в станице было построено двухклассное учебное заведение с пятью отделениями (ныне здание школы – интерната).  Затем была построена школа для детей зажиточных казаков (бывшее здание отделения крайсельхозтехники, ныне разрушенное). Была построена школа для иногородних детей (ныне здание отделения милиции).

Бесскорбненские учебные заведения в начале XX века

  • В начале XX века станица Бесскорбная росла и расширялась. Накануне 1905 года в станице появилось первое школьное здание.
  • В 1907 году на окраинах станицы земское общество построило две школы (одноклассные с тремя отделениями). Обучались в основном мальчики, так как считалось, что казаки должны быть грамотными, ведь им предстоит служить в армии. Девочек обычно в школу не пускали их родители, так как считалось, что будущим казачкам грамота не нужна. Здания этих школ сохранились до сих пор (школы № 31 и № 32).
  • Первым учителем был прислан Горбачев Николай Иванович, уроженец станицы Константиновской, расположенной недалеко от станицы Лабинской (ныне г. Лабинск).
  • С 1908 по 1913 год в станице было построено двухклассное учебное заведение с пятью отделениями (ныне здание школы – интерната).
  • Затем была построена школа для детей зажиточных казаков (бывшее здание отделения крайсельхозтехники, ныне разрушенное). Была построена школа для иногородних детей (ныне здание отделения милиции).
 С ростом числа учебных заведений обострилась проблема обеспечения их учителями.   Первая Кубанская учительская семинария, была открыта в 1872 г. в станице Полтавской.    В Кубанской области действовали семинарии в Майкопе, станицах Бесскорбной и Баталпашинской, хуторе Романовском (всего 5).   В Армавире функционировала Эриванская мужская учительская семинария. В 1882 году была преобразована в училище и названо Александровским, ныне АГПА.

С ростом числа учебных заведений обострилась проблема обеспечения их учителями. Первая Кубанская учительская семинария, была открыта в 1872 г. в станице Полтавской. В Кубанской области действовали семинарии в Майкопе, станицах Бесскорбной и Баталпашинской, хуторе Романовском (всего 5). В Армавире функционировала Эриванская мужская учительская семинария. В 1882 году была преобразована в училище и названо Александровским, ныне АГПА.

Бесскорбненская учительская семинария : Здание учительской семинарии. Сегодня МОБУСОШ № 11

Бесскорбненская учительская семинария

:

Здание учительской семинарии.

Сегодня МОБУСОШ № 11

Как зарождалась история…  Во время атаманского правления Степана Кузьмича Яценко в ст. Бесскорбной, в 1912 г., начинается строительство Учительской семинарии. Строительство началось без промедления, 15 мастеров-каменщиков из г. Чугуева, под руководством Ивана Михайловича Морицева возводили стены, общее руководство стройкой вёл инженер Григорий Петрович Бережной.  В 1912 г. строительство велось до осени, к строительству привлекалось и местное население, примерно 25 человек работали на стройке, доставляли строительные материалы из Армавира.  Высокая сознательность, замешанная на патриотизме и гордости, придавали некий радостный смысл сопричастности каждого станичника к великому делу Просвещения.  Немалую сумму на строительство семинарии выделила вдова войскового старшины Варвара Михайловна Несмашная. Она проживала в Бесскорбной и была крупной землевладелицей, продав все свои земли и имущество, она направила полученные средства на благо родной станицы.

Как зарождалась история…

  • Во время атаманского правления Степана Кузьмича Яценко в ст. Бесскорбной, в 1912 г., начинается строительство Учительской семинарии. Строительство началось без промедления, 15 мастеров-каменщиков из г. Чугуева, под руководством Ивана Михайловича Морицева возводили стены, общее руководство стройкой вёл инженер Григорий Петрович Бережной.
  • В 1912 г. строительство велось до осени, к строительству привлекалось и местное население, примерно 25 человек работали на стройке, доставляли строительные материалы из Армавира. Высокая сознательность, замешанная на патриотизме и гордости, придавали некий радостный смысл сопричастности каждого станичника к великому делу Просвещения.
  • Немалую сумму на строительство семинарии выделила вдова войскового старшины Варвара Михайловна Несмашная. Она проживала в Бесскорбной и была крупной землевладелицей, продав все свои земли и имущество, она направила полученные средства на благо родной станицы.
Первые выпуски семинаристов

Первые выпуски семинаристов

   В 1914 г. семинария была торжественно открыта, она получила название 3-й Кубанской учительской семинарии. Первым её директором был Сергей Андреевич Беловидов , историк по образованию. Учителями, (работало 8 учителей) именовавшимися «наставниками», были ряд лиц с университетским образованием – В.А.Четыркин, окончивший Одесский университет, А. В. Добротин, из Ярославского юридического лицея, А.П. Ершов из Московского Университета и др.    Бесскорбненская учительская семинария давала будущим учителям право на занятие должности учителя начальной школы. Слушатели Бесскорбненской Учительской Семинарии изучали: русский язык и литературу, математику, физику и химию, минералогию, зоологию и ботанику, историю, экономическую и физическую географию, Закон Божий и церковно-славянский язык, чистописание, рисование и пение.    Основной формой занятий был урок, продолжительностью 50 минут. В день было 5 уроков. В семинарии обучалось 120 слушателей.

В 1914 г. семинария была торжественно открыта, она получила название 3-й Кубанской учительской семинарии. Первым её директором был Сергей Андреевич Беловидов , историк по образованию. Учителями, (работало 8 учителей) именовавшимися «наставниками», были ряд лиц с университетским образованием – В.А.Четыркин, окончивший Одесский университет, А. В. Добротин, из Ярославского юридического лицея, А.П. Ершов из Московского Университета и др. Бесскорбненская учительская семинария давала будущим учителям право на занятие должности учителя начальной школы. Слушатели Бесскорбненской Учительской Семинарии изучали: русский язык и литературу, математику, физику и химию, минералогию, зоологию и ботанику, историю, экономическую и физическую географию, Закон Божий и церковно-славянский язык, чистописание, рисование и пение. Основной формой занятий был урок, продолжительностью 50 минут. В день было 5 уроков. В семинарии обучалось 120 слушателей.

Урок рукоделия в учительской семинарии

Урок рукоделия в учительской семинарии

Педагогический коллектив средней школы № 16: Соломко Я.В.,Ткаченко Ф.А., Фабрисович С.С., Щербинина Т.Ф., Стаценко Г.И. и другие

Педагогический коллектив средней школы № 16:

Соломко Я.В.,Ткаченко Ф.А., Фабрисович С.С., Щербинина Т.Ф., Стаценко Г.И. и другие

В должности директоров работало 12 человек. Ф.И.О. С какого времени, по какое работали Беловидов Сергей Андреевич Коровницкий Евгений Игнатьевич Снарский А.Ф. Точинов Дмитрий Иванович Ламанов Дрокин Ткаченко Федор Андреевич Соломко Яков Владимирович Фоменко Иван Давыдович Черткова Антонина Алексеевна Бизин Геннадий Федорович Макаренко Елена Григорьевна С 1914 г. С 1916 г. по 01.10.1919 г. С 01.10.1919г. С 1923 по 1933г. С 1933 по 1938 г. С 1938 по 1941г. С 16.07.1941 по 15.12.1946 г. С 1946 по 1962 г. с 26.08.1962г. по 1.08.1980 г. с 1980 г. по 17.08.1995г. с 1.09.1996 г. по 1.09. 1999 г. с 1.09. 1999 г. по 2017 г.

В должности директоров работало 12 человек.

Ф.И.О.

С какого времени, по какое работали

  • Беловидов Сергей Андреевич
  • Коровницкий Евгений Игнатьевич
  • Снарский А.Ф.
  • Точинов Дмитрий Иванович
  • Ламанов
  • Дрокин
  • Ткаченко Федор Андреевич
  • Соломко Яков Владимирович
  • Фоменко Иван Давыдович
  • Черткова Антонина Алексеевна
  • Бизин Геннадий Федорович
  • Макаренко Елена Григорьевна

С 1914 г.

С 1916 г. по 01.10.1919 г.

С 01.10.1919г.

С 1923 по 1933г.

С 1933 по 1938 г.

С 1938 по 1941г.

С 16.07.1941 по 15.12.1946 г.

С 1946 по 1962 г.

с 26.08.1962г. по 1.08.1980 г.

с 1980 г. по 17.08.1995г.

с 1.09.1996 г. по 1.09. 1999 г.

с 1.09. 1999 г. по 2017 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!