СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по литературе "Изобразительно-выразительные средства языка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация - это наглядное пособие к уроку-практикуму по литературе в 7 классе "Тропы и поэтические фигуры"

Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе "Изобразительно-выразительные средства языка"»

Изобразительно-выразительные средства   ТРОПЫ И ПОЭТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Изобразительно-выразительные средства ТРОПЫ И ПОЭТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

ТРОПЫ – это слова и обороты речи, которые усиливают ее выразительность и основываются на использовании слов в переносном значении.

ТРОПЫ – это слова и обороты речи, которые усиливают ее выразительность и основываются на использовании слов в переносном значении.

ЭПИТЕТ – образное определение, отвечающее на вопрос какой? какая? какое? какие? и обычно выраженное именем прилагательным.  Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.
  • ЭПИТЕТ – образное определение, отвечающее на вопрос какой? какая? какое? какие? и обычно выраженное именем прилагательным.

Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ Одушевление неживых предметов, уподобление их человеку; наделение неодушевлённых предметов действиями, свойственными человеку Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя: то как зверь, она завоет, то заплачет , как дитя. (А.С. Пушкин) Спит земля в сиянье голубом. (М.Ю. Лермонтов)

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

Одушевление неживых предметов, уподобление их человеку; наделение неодушевлённых предметов действиями, свойственными человеку

  • Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя: то как зверь, она завоет, то заплачет , как дитя. (А.С. Пушкин)
  • Спит земля в сиянье голубом.

(М.Ю. Лермонтов)

СРАВНЕНИЕ Сопоставление в тексте двух предметов или явлений. Чаще всего вводятся с помощью союзов КАК, БУДТО, ТОЧНО, СЛОВНО Лёд неокрепший на речке студёной, словно как тающий сахар лежит

СРАВНЕНИЕ

Сопоставление в тексте двух предметов или явлений. Чаще всего вводятся с помощью союзов КАК, БУДТО, ТОЧНО, СЛОВНО

  • Лёд неокрепший на речке студёной, словно как тающий сахар лежит
МЕТАФОРА Перенос свойства с одного предмета на другой на основании сходства. Скрытое сравнение Пустых небес прозрачное стекло ;  Багровый костёр заката (И.А. Бунин) (Небеса прозрачны как стекло = небес прозрачное стекло)

МЕТАФОРА

Перенос свойства с одного предмета на другой на основании сходства. Скрытое сравнение

  • Пустых небес прозрачное стекло ;

Багровый костёр заката

(И.А. Бунин)

(Небеса прозрачны как стекло = небес прозрачное стекло)

МЕТОНИМИЯ Иносказательное обозначение предмета речи «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь Все флаги в гости будут к нам (А.С. Пушкин) Я три тарелки съел. (И.А. Крылов) Выпил всю бутылку

МЕТОНИМИЯ

Иносказательное обозначение предмета речи «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь

  • Все флаги в гости будут к нам

(А.С. Пушкин)

  • Я три тарелки съел. (И.А. Крылов)
  • Выпил всю бутылку
МЕТОНИМИЯ Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.С. Пушкин) Я прочитал всего Тургенева. Ликует буйный Рим. (М.Ю. Лермонтов) Серые шлемы с красной звездою белой ораве крикнули: «Стой!» (В. Маяковский)

МЕТОНИМИЯ

  • Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.С. Пушкин)
  • Я прочитал всего Тургенева.
  • Ликует буйный Рим. (М.Ю. Лермонтов)
  • Серые шлемы с красной звездою белой ораве крикнули: «Стой!»
  • (В. Маяковский)
ГИПЕРБОЛА Излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива. В сто тысяч солнц закат пылал.

ГИПЕРБОЛА

Излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета

  • Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.
  • В сто тысяч солнц закат пылал.
ПОЭТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ – это особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность речи, увеличивается сила ее воздействия на читателя.

ПОЭТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ – это особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность речи, увеличивается сила ее воздействия на читателя.

АНТИТЕЗА Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. Ты и убогая , Ты и обильная , Ты и могучая , ты и всесильная , Матушка – Русь!

АНТИТЕЗА

Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов.

  • Ты и убогая , Ты и обильная , Ты и могучая , ты и всесильная , Матушка – Русь!
Лексический повтор Намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака!

Лексический повтор

Намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности

  • Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака!
АНАФОРА Единоначалие, повторение сходных слов в начале строф. Жди меня, и я вернусь. Только очень жди. Жди , когда наводят грусть Жёлтые дожди

АНАФОРА

Единоначалие, повторение сходных слов в начале строф.

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди.

Жди , когда наводят грусть

Жёлтые дожди

ЭПИФОРА Разновидность повтора, при котором совпадают окончания стихотворных строк (последних слов). Струится нетихнущий дождь, Томительный дождь.  В. Я. Брюсов

ЭПИФОРА

Разновидность повтора, при котором совпадают окончания стихотворных строк (последних слов).

Струится нетихнущий дождь,

Томительный дождь.

В. Я. Брюсов

АССОНАНС  Повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков. Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою.

АССОНАНС

Повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков.

  • Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою.
АЛЛИТЕРАЦИЯ Повторение в стихотворной речи одинаковых согласных Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки как хрусталь

АЛЛИТЕРАЦИЯ

Повторение в стихотворной речи одинаковых согласных

  • Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки как хрусталь
ФРАЗЕОЛОГИЗМ Устойчивое сочетание слов, понимаемое не буквально, а в переносном смысле. За тридевять земель, зарубить себе на носу

ФРАЗЕОЛОГИЗМ

Устойчивое сочетание слов, понимаемое не буквально, а в переносном смысле.

  • За тридевять земель, зарубить себе на носу
ГРАДАЦИЯ Фигура, основанная на использовании ряда слов одной смысловой группы в порядке усиления или ослабления присущего им значения. Не жалею, не зову, не плачу.  С. А. Есенин

ГРАДАЦИЯ

Фигура, основанная на использовании ряда слов одной смысловой группы в порядке усиления или ослабления присущего им значения.

Не жалею, не зову, не плачу.

С. А. Есенин

ИНВЕРСИЯ Обратный порядок слов. И курганов зеленеет Убегающая цепь…  А. А. Фет

ИНВЕРСИЯ

Обратный порядок слов.

И курганов зеленеет

Убегающая цепь…

А. А. Фет

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС Вопрос, который не требует ответа . И какой же русский не любит быстрой еды?  Н. В. Гоголь

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС

Вопрос, который не требует ответа .

И какой же русский не любит быстрой еды?

Н. В. Гоголь

Интернет - ресурсы Лиственная виньетка Уголок Источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна, учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://pedsovet.su/

Интернет - ресурсы

Лиственная виньетка

Уголок

Источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна, учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново

Сайт: http://pedsovet.su/

Спасибо за внимание! Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МКОУ «Кудринская средняя общеобразовательная школа»  Крючкова Галина Анатольевна

Спасибо за внимание!

Презентацию подготовила

учитель русского языка и литературы МКОУ «Кудринская средняя общеобразовательная школа»

Крючкова

Галина

Анатольевна