СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по литературе на тему "Анализ эпизода романа Льва Николаевича Толстого. Салон Анны Павловны Шерер". (10 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе на тему "Анализ эпизода романа Льва Николаевича Толстого. Салон Анны Павловны Шерер". (10 класс)»

Салон Анны Павловны Шерер

Салон Анны Павловны Шерер

План: а) роль французской речи в романе; б) высшая знать Петербурга; в) суть метода “срывание всех и всяческих масок”; г) значение действия в салоне для дальнейшего развития сюжета.
  • План:
  • а) роль французской речи в романе;
  • б) высшая знать Петербурга;
  • в) суть метода “срывание всех и всяческих масок”;
  • г) значение действия в салоне для дальнейшего развития сюжета.

САЛОН КОМНАТА ДЛЯ ПРИЕМА ГОСТЕЙ В БОГАТОМ ДОМЕ, А ТАКЖЕ ОБЩАЯ ГОСТИНАЯ В ОТЕЛЕ. ПОЛИТИЧЕСКИЙ, ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КРУЖОК ИЗ ЛЮДЕЙ ИЗБРАННОГО КРУГА, СОБИРАЮЩИЙСЯ В ДОМЕ КАКОГО-ЛИБО ЧАСТНОГО ЛИЦА.

САЛОН

  • КОМНАТА ДЛЯ ПРИЕМА ГОСТЕЙ В БОГАТОМ ДОМЕ, А ТАКЖЕ ОБЩАЯ ГОСТИНАЯ В ОТЕЛЕ.
  • ПОЛИТИЧЕСКИЙ, ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КРУЖОК ИЗ ЛЮДЕЙ ИЗБРАННОГО КРУГА, СОБИРАЮЩИЙСЯ В ДОМЕ КАКОГО-ЛИБО ЧАСТНОГО ЛИЦА.

На вечере у А.П.Шерер завязываются все нити романа. Разговоры в салоне лиц, близких к царскому двору, позволяют включиться в политическую атмосферу эпохи , потому что именно в июле 1805 года происходит разрыв дипломатических отношений с Францией, отсюда завязывается и основа сюжета романа – конфликт с Наполеоном . Здесь, в салоне, зарождаются основные проблемы романа : красота истинная и ложная, общение, любовь, патриотизм, проблема возможности мира во всем мире.

На вечере у А.П.Шерер завязываются все нити романа. Разговоры в салоне лиц, близких к царскому двору, позволяют включиться в политическую атмосферу эпохи , потому что именно в июле 1805 года происходит разрыв дипломатических отношений с Францией, отсюда завязывается и основа сюжета романа – конфликт с Наполеоном . Здесь, в салоне, зарождаются основные проблемы романа :

  • красота истинная и ложная,
  • общение,
  • любовь,
  • патриотизм,
  • проблема возможности мира во всем мире.
Вечер Анны Павловны был пущен. Веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели.  Л. Толстой

Вечер Анны Павловны был пущен. Веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели. Л. Толстой

-Вначале мы героев видим или слышим? -Мы слышим героев, причем говорят они по-французски. -Вас не смущает, что идет война с Наполеоном, а в Петербурге высшая знать говорит по-французски? -Зачем Л. Толстой вводит французскую речь?

-Вначале мы героев видим или слышим?

-Мы слышим героев, причем говорят они по-французски.

-Вас не смущает, что идет война с Наполеоном, а в Петербурге высшая знать говорит по-французски?

-Зачем Л. Толстой вводит французскую речь?

Знают в совершенстве контролирует Говорили и думали деды Хозяйка Французский язык управляет САЛОН Темы разговоров Говорят  все гости Центры разговоров Поведение гостей Гости Виконт Пьер Болконские Мортемар

Знают

в совершенстве

контролирует

Говорили

и думали

деды

Хозяйка

Французский

язык

управляет

САЛОН

Темы

разговоров

Говорят

все гости

Центры

разговоров

Поведение

гостей

Гости

Виконт

Пьер

Болконские

Мортемар

Значение французской речи в романе. Это подчёркивает незнание героями родного языка . Французский язык есть средство характеристики знати с её антинациональной ориентац ией. Простым использованием то русского, то французского языка Толстой проявляет своё отношение к описываемому. Слова Пьера , хотя он, несомненно, великолепно владеет французским языком и более привык к нему за границей, Толстой приводит только по-русски . Реплики князя Андрея тоже приведены, в основном, по-русски, за исключением двух случаев: князь Андрей, войдя в салон, по-французски отвечает на вопрос Анны Павловны, заданный по-французски, и по-французски же цитирует речь Наполеона. Как правило, там, где описывается ложь или зло, в роман врывается французский язык, позднее, немецкий язык.

Значение французской речи в романе.

Это подчёркивает незнание героями родного языка .

Французский язык есть средство характеристики знати с её антинациональной ориентац ией. Простым использованием то русского, то французского языка Толстой проявляет своё отношение к описываемому. Слова Пьера , хотя он, несомненно, великолепно владеет французским языком и более привык к нему за границей, Толстой приводит только по-русски . Реплики князя Андрея тоже приведены, в основном, по-русски, за исключением двух случаев: князь Андрей, войдя в салон, по-французски отвечает на вопрос Анны Павловны, заданный по-французски, и по-французски же цитирует речь Наполеона.

Как правило, там, где описывается ложь или зло, в роман врывается французский язык, позднее, немецкий язык.

Авторское отношение к нормам жизни светского общества Светские вечера, сплетни, богатство, балы – это все, чем живет великосветская знать Петербурга. Толстому противно все, что здесь происходит. Все здесь – фальшь, маска, скрывающая эгоизм, равнодушие ко всему, кроме собственных интересов. Все здесь происходит подобно спектаклю в театре. Почти каждый скрывается под маской , которую хотят видеть на нём окружающие, каждый делают не то, что хочется, а то, что нужно делать. Их речи, жесты, слова определяются правилами светского поведения. Цель их жизни – быть богатыми и знаменитыми. Во всем этом Толстой видел мертвое начало, ведь эти герои не изменяются на протяжении всего романа.

Авторское отношение к нормам жизни

светского общества

Светские вечера, сплетни, богатство, балы – это все, чем живет великосветская знать Петербурга. Толстому противно все, что здесь происходит. Все здесь – фальшь, маска, скрывающая эгоизм, равнодушие ко всему, кроме собственных интересов. Все здесь происходит подобно спектаклю в театре. Почти каждый скрывается под маской , которую хотят видеть на нём окружающие, каждый делают не то, что хочется, а то, что нужно делать. Их речи, жесты, слова определяются правилами светского поведения. Цель их жизни – быть богатыми и знаменитыми. Во всем этом Толстой видел мертвое начало, ведь эти герои не изменяются на протяжении всего романа.

Портреты героев  Чье это лицо?”

Портреты героев

Чье это лицо?”

Лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость ИППОЛИТ КУРАГИН

Лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость

ИППОЛИТ КУРАГИН

С гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся… КНЯЗЬ АНДРЕЙ

С гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся…

КНЯЗЬ АНДРЕЙ

… светлое выражение плоского лица КНЯЗЬ ВАСИЛИЙ

… светлое выражение плоского лица

КНЯЗЬ ВАСИЛИЙ

Сдержанная улыбка, постоянно игравшая на лице… АННА ПАВЛОВНА

Сдержанная улыбка, постоянно игравшая на лице…

АННА ПАВЛОВНА

Перед нами маски, так как в течение вечера их выражение не меняется. Л. Толстой передает это с помощью эпитетов “неизменяющаяся”, “неизменно”, “постоянно”. Литературоведы говорят о методе срывания Л. Толстым “всех и всяческих масок”

Перед нами маски, так как в течение вечера их выражение не меняется. Л. Толстой передает это с помощью эпитетов “неизменяющаяся”, “неизменно”, “постоянно”.

Литературоведы говорят о методе срывания Л. Толстым “всех и всяческих масок”

ГЕРОИ Княгиня Болконская Князь Василий Виконт звезды Элен ридикюль с шитьем портрет Наполеона “ бриллиантовое”  ожерелье Князь Андрей Пьер маска Княгиня Друбецкая пенсне Ипполит носовой платок лорнет Какой предмет охарактеризовал бы героя? Какова цель приезда героя к Анне Павловне, манера действующего лица говорить?

ГЕРОИ

Княгиня

Болконская

Князь Василий

Виконт

звезды

Элен

ридикюль

с шитьем

портрет

Наполеона

“ бриллиантовое”

ожерелье

Князь Андрей

Пьер

маска

Княгиня

Друбецкая

пенсне

Ипполит

носовой платок

лорнет

Какой предмет охарактеризовал бы героя?

Какова цель приезда героя к Анне Павловне, манера действующего лица говорить?

“ Метод срывания всех и всяческих масок”: мы почти не видим искренних, живых людей, писатель говорит об отсутствии духовности у большинства гостей и у самой хозяйки.

Метод срывания всех и всяческих масок”: мы почти не видим искренних, живых людей, писатель говорит об отсутствии духовности у большинства гостей и у самой хозяйки.

Значение действия в салоне для дальнейшего развития сюжета. - Здесь Пьер увидел Элен, которая впоследствии станет его женой. -Анатоля Курагина решают женить на Марье Болконской. -Князь Андрей готовится идти на войну. -Чем-то разрешатся не очень теплые отношения князя Андрея с женой. -Князь Василий решается пристроить Бориса Друбецкого.

Значение действия в салоне для дальнейшего развития сюжета.

- Здесь Пьер увидел Элен, которая впоследствии станет его женой.

-Анатоля Курагина решают женить на Марье Болконской.

-Князь Андрей готовится идти на войну.

-Чем-то разрешатся не очень теплые отношения князя Андрея с женой.

-Князь Василий решается пристроить Бориса Друбецкого.

Приемы, которые использует Толстой для изображения панорамы жизни светского общества: Приём сопоставления. Прием противопоставления. «Срывание всех и всяческих масок».

Приемы, которые использует Толстой для изображения панорамы жизни светского общества:

  • Приём сопоставления.
  • Прием противопоставления.
  • «Срывание всех и всяческих масок».
Домашнее задание: Прочитать 7-17 главы. Анализ эпизода «Именины Наташи Ростовой».

Домашнее задание:

  • Прочитать 7-17 главы.
  • Анализ эпизода «Именины Наташи Ростовой».