СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по литературе на тему: "Недоросль", Д. И. Фонвизин

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе на тему: "Недоросль", Д. И. Фонвизин»

Денис Иванович Фонвизин (1745-1792) Пьеса «Недоросль» «Недоросль» - комедия в пяти действиях, работа над которой продолжалась с 1770-х гг. по 1782 г. Премьера пьесы состоялась 24 сентября 1782 г. в Петербурге, но цензура не решалась пропускать её, и комедия была запрещена.

Денис Иванович Фонвизин (1745-1792)

Пьеса «Недоросль»

«Недоросль» - комедия в пяти действиях, работа над которой продолжалась с 1770-х гг. по 1782 г. Премьера пьесы состоялась 24 сентября 1782 г. в Петербурге, но цензура не решалась пропускать её, и комедия была запрещена.

Содержание Композиция и сюжет Основные образы Идейно-тематическое содержание Жанровое своеобразие

Содержание

Композиция и сюжет

Основные образы

Идейно-тематическое содержание

Жанровое своеобразие

Композиция и сюжет

Все события пьесы происходят в имении Простаковых в российской глубинке в конце XVIII в. и группируются вокруг одной основной интриги : борьбы трёх претендентов на руку Софьи - Скотинина, Митрофанушки и Милона.

Экспозиция

Сцена примерки кафтана Митрофанушкой знакомство с большинством основных героев, введение в быт провинциальной усадьбы.

Завязка первой сюжетной линии (любовной)

Сцена с письмом от Стародума о передаче наследства Софье.

Завязка второй сюжетной линии (общественной)

Появление Правдина. С разрешения Софьи он читает письмо от её дядюшки Стародума, где тот сообщает, что оставляет племяннице в наследство десять тысяч рублей.

Кульминация

Простакова решает насильно выдать Софью замуж за Митрофанушку.

Развязка

Имение Простаковой поступает в опеку, Митрофана отдают на службу, а Софья и Милон воссоединяются.

Первоначально недорослями на-называли молодых дворян, которые не достигли 15-летнего возраста и ещё не поступили на государственную службу. После выхода в свет комедии Д. И. Фонвизина словом «недоросль» стали именовать недалёкого юношу, недоучку.

Композиция и сюжет Особенности композиции Действие как бы выносится из помещичьего дома, и конфликт приобретает социально-политический характер: произвол помещиков, поддерживаемый властью, и бесправие крестьян. Второстепенные сцены и лица создают представление о повседневной жизни некультурной помещичьей семьи, уровне её запросов, внутрисемейных отношениях. Диалоги положительных героев о просвещённом монархе, назначении дворянина, браке и семье, воспитании молодых дворян - изложение политической программы Д. И. Фонвизина. B основе сюжета лежит конфликт столкновение двух противоборствующих взглядов на роль дворянства в общественной жизни страны: прогрессивно настроенные дворяне (Стародум, Правдин) и крепостники (Простакова, Скотинин). После упорной борьбы Д. И. Фонвизина за постановку пьесы разрешение на неё дала лично императрица Екатерина II

Композиция и сюжет

Особенности композиции

  • Действие как бы выносится из помещичьего дома, и конфликт приобретает социально-политический характер: произвол помещиков, поддерживаемый властью, и бесправие крестьян.
  • Второстепенные сцены и лица создают представление о повседневной жизни некультурной помещичьей семьи, уровне её запросов, внутрисемейных отношениях.
  • Диалоги положительных героев о просвещённом монархе, назначении дворянина, браке и семье, воспитании молодых дворян - изложение политической программы Д. И. Фонвизина.

B основе сюжета лежит конфликт столкновение двух противоборствующих взглядов на роль дворянства в общественной жизни страны: прогрессивно настроенные дворяне (Стародум, Правдин) и крепостники (Простакова, Скотинин).

После упорной борьбы Д. И. Фонвизина за постановку пьесы разрешение на неё дала лично императрица Екатерина II

Основные образы Основные Образы Характеристика, роль в произведении Образы Положительные Сирота, племянница Стародума, родственница Простаковых. Честная, образованная, жаждет знаний: Ваши наставления, дядюшка, составят всё моё благополучие. Дайте мне правила, которым я последовать должна. Терпеливая и кроткая, через её образ раскрывается жажда наживы и тирания Простаковой. Софья Милый молодой человек, скромный офицер с «похвальными свойствами», возлюбленный Софьи. Храбрый, бескорыстный, спасает Софью от похищения. Ценит в людях смелость и справедливость: Судья, который не убоялся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой. Милон

Основные образы

Основные Образы

Характеристика, роль в произведении

Образы

Положительные

  • Сирота, племянница Стародума, родственница Простаковых.
  • Честная, образованная, жаждет знаний:
  • Ваши наставления, дядюшка, составят всё моё благополучие.
  • Дайте мне правила, которым я последовать должна.
  • Терпеливая и кроткая, через её образ раскрывается жажда наживы и тирания Простаковой.

Софья

  • Милый молодой человек, скромный офицер с «похвальными свойствами», возлюбленный Софьи.
  • Храбрый, бескорыстный, спасает Софью от похищения.
  • Ценит в людях смелость и справедливость:
  • Судья, который не убоялся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой.

Милон

Основные образы Основные Образы Характеристика, роль в произведении Образы Чиновник, выявляет нарушения со стороны помещиков по выполнению правительственных указов. Добросовестный, принципиальный, выступает против «злонравия»: Я никогда не читаю писем без позволения тех, к кому они писаны. Притом, из собственного подвига сердца моего, не оставляю замечать тех злонравных невежд, которые, имея над людьми своими полную власть, употребляют её во зло бесчеловечно… Образ условный, идеальный, отражает не реальных чиновников, а настроения части просвещённого дворянства; совет правительству. Правдин

Основные образы

Основные Образы

Характеристика, роль в произведении

Образы

  • Чиновник, выявляет нарушения со стороны помещиков по выполнению правительственных указов.
  • Добросовестный, принципиальный, выступает против «злонравия»:
  • Я никогда не читаю писем без позволения тех, к кому они писаны.
  • Притом, из собственного подвига сердца моего, не оставляю замечать тех злонравных невежд, которые, имея над людьми своими полную власть, употребляют её во зло бесчеловечно…
  • Образ условный, идеальный, отражает не реальных чиновников, а настроения части просвещённого дворянства; совет правительству.

Правдин

Основные образы Основные Образы Характеристика, роль в произведении Образы Является голосом автора в пьесе, выражает идейное содержание комедии. Дворянин, отставной офицер 60 лет, дядя и опекун Софьи. Нажил состояние своим трудом, работая в Сибири. Откровенный и прямодушный, воспитан «по-старому»: Я говорю без чинов. Добровольно ушёл со службы при дворе, так как там люди ценятся не за заслуги, а за услужливость. Считает, что нравственное воспитание и просвещение всецело зависят от того, насколько разумно устроено государство: Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных. Говорит, что без души даже самый просвещённый умница превращается в «жалкую тварь»: Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время… Стародум

Основные образы

Основные Образы

Характеристика, роль в произведении

Образы

  • Является голосом автора в пьесе, выражает идейное содержание комедии.
  • Дворянин, отставной офицер 60 лет, дядя и опекун Софьи.
  • Нажил состояние своим трудом, работая в Сибири.
  • Откровенный и прямодушный, воспитан «по-старому»:
  • Я говорю без чинов.
  • Добровольно ушёл со службы при дворе, так как там люди ценятся не за заслуги, а за услужливость.
  • Считает, что нравственное воспитание и просвещение всецело зависят от того, насколько разумно устроено государство:
  • Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных.
  • Говорит, что без души даже самый просвещённый умница превращается в «жалкую тварь»:
  • Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время…

Стародум

Основные образы Основные Образы Образы Характеристика, роль в произведении Отрицательные Урождённая Скотинина - скотоподобная, грубая и жестокая помещица: С утра до вечера рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится!… Деспотичная, считает крестьян низшими существами. Слепо любит сына. Необразованна, считает, что знания бесполезны. Отсутствие моральных принципов – результат дурного воспитания, которое она закладывает и в своего сына. Простакова Недоросль в умственном отношении - полный невежда: Не хочу учиться, хочу жениться. Недоросль в моральном отношении - грубый в обращении со всеми, человек с мелкой душой, жалобщик, избалованный и ленивый. Недоросль в гражданском смысле - нет понимания долга перед государством. Пассивный участник событий, но вокруг него завязано много конфликтов. Митрофан

Основные образы

Основные Образы

Образы

Характеристика, роль в произведении

Отрицательные

  • Урождённая Скотинина - скотоподобная, грубая и жестокая помещица:
  • С утра до вечера рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится!…
  • Деспотичная, считает крестьян низшими существами.
  • Слепо любит сына.
  • Необразованна, считает, что знания бесполезны.
  • Отсутствие моральных принципов – результат дурного воспитания, которое она закладывает и в своего сына.

Простакова

  • Недоросль в умственном отношении - полный невежда:
  • Не хочу учиться, хочу жениться.
  • Недоросль в моральном отношении - грубый в обращении со всеми, человек с мелкой душой, жалобщик, избалованный и ленивый.
  • Недоросль в гражданском смысле - нет понимания долга перед государством.
  • Пассивный участник событий, но вокруг него завязано много конфликтов.

Митрофан

Основные образы Основные Образы Характеристика, роль в произведении Образы Расчётливый, корыстный человек, хочет жениться на Софье из-за приданого: Нет, мне нравится не девчонка […], а то, что в деревеньках-то её водится и до чего моя смертная охота… (о свиньях). Жестокий, суровый помещик: Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет? Любит свиней, которые у него живут лучше, чем люди: Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою. Необразованный, за всю жизнь не прочитал ни одной книги. Скотинин

Основные образы

Основные Образы

Характеристика, роль в произведении

Образы

  • Расчётливый, корыстный человек, хочет жениться на Софье из-за приданого:
  • Нет, мне нравится не девчонка […], а то, что в деревеньках-то её водится и до чего моя смертная охота… (о свиньях).
  • Жестокий, суровый помещик:
  • Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?
  • Любит свиней, которые у него живут лучше, чем люди:
  • Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою.
  • Необразованный, за всю жизнь не прочитал ни одной книги.

Скотинин

Основные образы Основные Образы Образы Характеристика, роль в произведении Второстепенные Кормилица Митрофана, оберегает и защищает его. Усердная работница, но рабская натура, много лет терпит обиды от Простаковых: По пяти рублей на год, да по пяти пощёчин на день. Помогает похитить Софью. Еремеева Дьячок; в XVIII в. церковнослужителей презрительно называли кутейниками (кутья - особое церковное кушанье, каша с изюмом). Учит Митрофана грамоте, хотя сам малообразован – отказался от обучения в семинарии, так как «убоялся бездны премудрости». Расчётливый, жадный и трусливый человек. Кутейкин

Основные образы

Основные Образы

Образы

Характеристика, роль в произведении

Второстепенные

  • Кормилица Митрофана, оберегает и защищает его.
  • Усердная работница, но рабская натура, много лет терпит обиды от Простаковых:
  • По пяти рублей на год, да по пяти пощёчин на день.
  • Помогает похитить Софью.

Еремеева

  • Дьячок; в XVIII в. церковнослужителей презрительно называли кутейниками (кутья - особое церковное кушанье, каша с изюмом).
  • Учит Митрофана грамоте, хотя сам малообразован – отказался от обучения в семинарии, так как «убоялся бездны премудрости».
  • Расчётливый, жадный и трусливый человек.

Кутейкин

Основные образы Основные Образы Характеристика, роль в произведении Образы Обучает математике, вернее цифрам. Бывший солдат, малограмотный, но зарабатывает на жизнь своим трудом (учит Митрофана и помогает проверять счета неграмотным чиновникам в городе). Честный, некорыстный человек, отказывается брать деньги за уроки с Митрофаном, потому что занятия не дали результата: Не возьму ничего. Он ничего не перенял… Цыфиркин Немец, учитель французского языка и истории, но на самом деле бывший кучер. Недобросовестный в своей работе, но признаётся, что лжёт от безысходности: Кучер нигде не надо. Пришлось мне либо с голоду умереть, либо учителем… Его любят и почитают Простаковы: Сажаем за стол с собою… Вральман

Основные образы

Основные Образы

Характеристика, роль в произведении

Образы

  • Обучает математике, вернее цифрам.
  • Бывший солдат, малограмотный, но зарабатывает на жизнь своим трудом (учит Митрофана и помогает проверять счета неграмотным чиновникам в городе).
  • Честный, некорыстный человек, отказывается брать деньги за уроки с Митрофаном, потому что занятия не дали результата:
  • Не возьму ничего. Он ничего не перенял…

Цыфиркин

  • Немец, учитель французского языка и истории, но на самом деле бывший кучер.
  • Недобросовестный в своей работе, но признаётся, что лжёт от безысходности: Кучер нигде не надо. Пришлось мне либо с голоду умереть, либо учителем…
  • Его любят и почитают Простаковы:
  • Сажаем за стол с собою…

Вральман

Идейно-тематическое содержание Тема: воспитание нового дворянства. Идея: необходимость воспитания российского дворянства в соответствии с идеями Просвещения; давно нужно менять устои, затягивающие людей в болото «злонравия» и глупости. Д. И. Фонвизин создал новый жанр - социально-политическую комедию . Особенности Д. И. Фонвизина: социально-политической комедии впервые в русской драматургии любовная интрига играет вспомогательную роль; положительные герои выступают рупором идей автора; комические ситуации приобретают трагический характер.

Идейно-тематическое содержание

  • Тема: воспитание нового дворянства.
  • Идея: необходимость воспитания российского дворянства в соответствии с идеями Просвещения; давно нужно менять устои, затягивающие людей в болото «злонравия» и глупости.

Д. И. Фонвизин создал новый жанр - социально-политическую комедию .

Особенности Д. И. Фонвизина:

  • социально-политической комедии впервые в русской драматургии любовная интрига играет вспомогательную роль;
  • положительные герои выступают рупором идей автора;
  • комические ситуации приобретают трагический характер.
Жанровое своеобразие Черты Классицизма и реализма в комедии Черты классицизма Черты реализма Соблюдение правила трёх единств: места, времени и действия (действие происходит в течение суток в поместье Простаковой); сюжет построен на соперничестве достойного и недостойного претендентов на руку героини; «говорящие» имена и фамилии; деление персонажей на положительных и отрицательных; характеры героев не меняются. Изображение русской крепостнической действительности; стремление показать причины дворянского «злонравия»; типизация (обобщение) представителей господствующего класса; проблема воспитания как социальная; введение биографий героев и эле-ментов драматизма.

Жанровое своеобразие

Черты Классицизма и реализма в комедии

Черты классицизма

Черты реализма

  • Соблюдение правила трёх единств: места, времени и действия (действие происходит в течение суток в поместье Простаковой);
  • сюжет построен на соперничестве достойного и недостойного претендентов на руку героини;
  • «говорящие» имена и фамилии; деление персонажей на положительных и отрицательных;
  • характеры героев не меняются.
  • Изображение русской крепостнической действительности;
  • стремление показать причины дворянского «злонравия»;
  • типизация (обобщение) представителей господствующего класса;
  • проблема воспитания как социальная;
  • введение биографий героев и эле-ментов драматизма.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!