Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе на тему: "Недоросль", Д. И. Фонвизин»
Денис Иванович Фонвизин (1745-1792)
Пьеса «Недоросль»
«Недоросль» - комедия в пяти действиях, работа над которой продолжалась с 1770-х гг. по 1782 г. Премьера пьесы состоялась 24 сентября 1782 г. в Петербурге, но цензура не решалась пропускать её, и комедия была запрещена.
Содержание
Композиция и сюжет
Основные образы
Идейно-тематическое содержание
Жанровое своеобразие
Композиция и сюжет
Все события пьесы происходят в имении Простаковых в российской глубинке в конце XVIII в. и группируются вокруг одной основной интриги : борьбы трёх претендентов на руку Софьи - Скотинина, Митрофанушки и Милона.
Экспозиция
Сцена примерки кафтана Митрофанушкой знакомство с большинством основных героев, введение в быт провинциальной усадьбы.
Завязка первой сюжетной линии (любовной)
Сцена с письмом от Стародума о передаче наследства Софье.
Завязка второй сюжетной линии (общественной)
Появление Правдина. С разрешения Софьи он читает письмо от её дядюшки Стародума, где тот сообщает, что оставляет племяннице в наследство десять тысяч рублей.
Кульминация
Простакова решает насильно выдать Софью замуж за Митрофанушку.
Развязка
Имение Простаковой поступает в опеку, Митрофана отдают на службу, а Софья и Милон воссоединяются.
Первоначально недорослями на-называли молодых дворян, которые не достигли 15-летнего возраста и ещё не поступили на государственную службу. После выхода в свет комедии Д. И. Фонвизина словом «недоросль» стали именовать недалёкого юношу, недоучку.
Композиция и сюжет
Особенности композиции
- Действие как бы выносится из помещичьего дома, и конфликт приобретает социально-политический характер: произвол помещиков, поддерживаемый властью, и бесправие крестьян.
- Второстепенные сцены и лица создают представление о повседневной жизни некультурной помещичьей семьи, уровне её запросов, внутрисемейных отношениях.
- Диалоги положительных героев о просвещённом монархе, назначении дворянина, браке и семье, воспитании молодых дворян - изложение политической программы Д. И. Фонвизина.
B основе сюжета лежит конфликт столкновение двух противоборствующих взглядов на роль дворянства в общественной жизни страны: прогрессивно настроенные дворяне (Стародум, Правдин) и крепостники (Простакова, Скотинин).
После упорной борьбы Д. И. Фонвизина за постановку пьесы разрешение на неё дала лично императрица Екатерина II
Основные образы
Основные Образы
Характеристика, роль в произведении
Образы
Положительные
- Сирота, племянница Стародума, родственница Простаковых.
- Честная, образованная, жаждет знаний:
- Ваши наставления, дядюшка, составят всё моё благополучие.
- Дайте мне правила, которым я последовать должна.
- Терпеливая и кроткая, через её образ раскрывается жажда наживы и тирания Простаковой.
Софья
- Милый молодой человек, скромный офицер с «похвальными свойствами», возлюбленный Софьи.
- Храбрый, бескорыстный, спасает Софью от похищения.
- Ценит в людях смелость и справедливость:
- Судья, который не убоялся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой.
Милон
Основные образы
Основные Образы
Характеристика, роль в произведении
Образы
- Чиновник, выявляет нарушения со стороны помещиков по выполнению правительственных указов.
- Добросовестный, принципиальный, выступает против «злонравия»:
- Я никогда не читаю писем без позволения тех, к кому они писаны.
- Притом, из собственного подвига сердца моего, не оставляю замечать тех злонравных невежд, которые, имея над людьми своими полную власть, употребляют её во зло бесчеловечно…
- Образ условный, идеальный, отражает не реальных чиновников, а настроения части просвещённого дворянства; совет правительству.
Правдин
Основные образы
Основные Образы
Характеристика, роль в произведении
Образы
- Является голосом автора в пьесе, выражает идейное содержание комедии.
- Дворянин, отставной офицер 60 лет, дядя и опекун Софьи.
- Нажил состояние своим трудом, работая в Сибири.
- Откровенный и прямодушный, воспитан «по-старому»:
- Добровольно ушёл со службы при дворе, так как там люди ценятся не за заслуги, а за услужливость.
- Считает, что нравственное воспитание и просвещение всецело зависят от того, насколько разумно устроено государство:
- Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных.
- Говорит, что без души даже самый просвещённый умница превращается в «жалкую тварь»:
- Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время…
Стародум
Основные образы
Основные Образы
Образы
Характеристика, роль в произведении
Отрицательные
- Урождённая Скотинина - скотоподобная, грубая и жестокая помещица:
- С утра до вечера рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится!…
- Деспотичная, считает крестьян низшими существами.
- Слепо любит сына.
- Необразованна, считает, что знания бесполезны.
- Отсутствие моральных принципов – результат дурного воспитания, которое она закладывает и в своего сына.
Простакова
- Недоросль в умственном отношении - полный невежда:
- Не хочу учиться, хочу жениться.
- Недоросль в моральном отношении - грубый в обращении со всеми, человек с мелкой душой, жалобщик, избалованный и ленивый.
- Недоросль в гражданском смысле - нет понимания долга перед государством.
- Пассивный участник событий, но вокруг него завязано много конфликтов.
Митрофан
Основные образы
Основные Образы
Характеристика, роль в произведении
Образы
- Расчётливый, корыстный человек, хочет жениться на Софье из-за приданого:
- Нет, мне нравится не девчонка […], а то, что в деревеньках-то её водится и до чего моя смертная охота… (о свиньях).
- Жестокий, суровый помещик:
- Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?
- Любит свиней, которые у него живут лучше, чем люди:
- Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою.
- Необразованный, за всю жизнь не прочитал ни одной книги.
Скотинин
Основные образы
Основные Образы
Образы
Характеристика, роль в произведении
Второстепенные
- Кормилица Митрофана, оберегает и защищает его.
- Усердная работница, но рабская натура, много лет терпит обиды от Простаковых:
- По пяти рублей на год, да по пяти пощёчин на день.
Еремеева
- Дьячок; в XVIII в. церковнослужителей презрительно называли кутейниками (кутья - особое церковное кушанье, каша с изюмом).
- Учит Митрофана грамоте, хотя сам малообразован – отказался от обучения в семинарии, так как «убоялся бездны премудрости».
- Расчётливый, жадный и трусливый человек.
Кутейкин
Основные образы
Основные Образы
Характеристика, роль в произведении
Образы
- Обучает математике, вернее цифрам.
- Бывший солдат, малограмотный, но зарабатывает на жизнь своим трудом (учит Митрофана и помогает проверять счета неграмотным чиновникам в городе).
- Честный, некорыстный человек, отказывается брать деньги за уроки с Митрофаном, потому что занятия не дали результата:
- Не возьму ничего. Он ничего не перенял…
Цыфиркин
- Немец, учитель французского языка и истории, но на самом деле бывший кучер.
- Недобросовестный в своей работе, но признаётся, что лжёт от безысходности: Кучер нигде не надо. Пришлось мне либо с голоду умереть, либо учителем…
- Его любят и почитают Простаковы:
Вральман
Идейно-тематическое содержание
- Тема: воспитание нового дворянства.
- Идея: необходимость воспитания российского дворянства в соответствии с идеями Просвещения; давно нужно менять устои, затягивающие людей в болото «злонравия» и глупости.
Д. И. Фонвизин создал новый жанр - социально-политическую комедию .
Особенности Д. И. Фонвизина:
- социально-политической комедии впервые в русской драматургии любовная интрига играет вспомогательную роль;
- положительные герои выступают рупором идей автора;
- комические ситуации приобретают трагический характер.
Жанровое своеобразие
Черты Классицизма и реализма в комедии
Черты классицизма
Черты реализма
- Соблюдение правила трёх единств: места, времени и действия (действие происходит в течение суток в поместье Простаковой);
- сюжет построен на соперничестве достойного и недостойного претендентов на руку героини;
- «говорящие» имена и фамилии; деление персонажей на положительных и отрицательных;
- характеры героев не меняются.
- Изображение русской крепостнической действительности;
- стремление показать причины дворянского «злонравия»;
- типизация (обобщение) представителей господствующего класса;
- проблема воспитания как социальная;
- введение биографий героев и эле-ментов драматизма.