СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по литературе на тему: "Отцы и дети ", И. С. Тургенев

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе на тему: "Отцы и дети ", И. С. Тургенев»

Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883) Роман «Отца и дети» (1862) B романе «Отцы и дети» отразилась идеологическая борьба двух поколений, являвшаяся одной из главных особенностей общественной жизни 1860-х гг.

Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883)

Роман «Отца и дети» (1862)

B романе «Отцы и дети» отразилась идеологическая борьба двух поколений, являвшаяся одной из главных особенностей общественной жизни 1860-х гг.

Содержание Композиция и сюжет Основные образы Идейно-тематическое содержание Жанровое своеобразие Художественные особенности и средства

Содержание

Композиция и сюжет

Основные образы

Идейно-тематическое содержание

Жанровое своеобразие

Художественные особенности и средства

дом родителей Базарова. В основе композиции лежит принцип антитезы. Сюжет – непрерывная цепь столкновений Базарова с другими героями. И. C. Тургенев ушёл из «Современника» из-за отзыва сотрудника журнала H. A. Добролюбова на свой роман «Накануне». Тургенев просил Н. А. Некрасова (главного редактора журнала) разорвать рабочие отношения c Добролюбовым, но получил отказ. В отместку писатель посвятил роман «Отцы и дети» предыдущему главному редактору «Современника» B. Г. Белинскому. " width="640"

Композиция и сюжет

Композиция романа кольцевая . Развитие событий про-исходит по одному и тому же кругу в двух частях романа: Марьино (поместье Кирсановых) - город *** Никольское (поместье Одинцовой) - дом родителей Базарова. В основе композиции лежит принцип антитезы. Сюжет – непрерывная цепь столкновений Базарова с другими героями.

И. C. Тургенев ушёл из «Современника» из-за отзыва сотрудника журнала H. A. Добролюбова на свой роман «Накануне». Тургенев просил Н. А. Некрасова (главного редактора журнала) разорвать рабочие отношения c Добролюбовым, но получил отказ. В отместку писатель посвятил роман «Отцы и дети» предыдущему главному редактору «Современника» B. Г. Белинскому.

Композиция и сюжет Конфликты Внешний (социальный) Внутренний Противостояние поколений отцов и детей (мировоззрение Павла Петровича   нигилизм Базарова, Николай Петрович  Аркадий). Борьба мировоззрений и чувств Базарова (Базаров - Одинцова, Базаров - родители)   теория нигилизма неприменима на практике.

Композиция и сюжет

Конфликты

Внешний (социальный)

Внутренний

  • Противостояние поколений отцов и детей (мировоззрение Павла Петровича нигилизм Базарова, Николай Петрович Аркадий).
  • Борьба мировоззрений и чувств Базарова (Базаров - Одинцова, Базаров - родители) теория нигилизма неприменима на практике.
Композиция и сюжет Каждый из конфликтов имеет собственную композицию. Конфликт внешний Экспозиция Описание предысторий братьев Кирсановых, знакомство с Базаровым, краткий рассказ о нём Аркадия. Завязка Знакомство Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым. Развитие действия Споры героев-антагонистов, неприятие взглядов друг друга, чувство взаимного презрения. Кульминация Сцена дуэли (поражение Павла Петровича). Развязка Полный разрыв Базарова c семьей Кирсановых, прощание с Аркадием. Эпилог Рассказ о судьбе семейства Кирсановых.

Композиция и сюжет

Каждый из конфликтов имеет собственную композицию.

Конфликт внешний

Экспозиция

Описание предысторий братьев Кирсановых, знакомство с Базаровым, краткий рассказ о нём Аркадия.

Завязка

Знакомство Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым.

Развитие действия

Споры героев-антагонистов, неприятие взглядов друг друга, чувство взаимного презрения.

Кульминация

Сцена дуэли (поражение Павла Петровича).

Развязка

Полный разрыв Базарова c семьей Кирсановых, прощание с Аркадием.

Эпилог

Рассказ о судьбе семейства Кирсановых.

Композиция и сюжет Конфликт внутренний Завязка Знакомство Базарова с Одинцовой, три дня в родительском доме. Развитие действия Поездка приятелей в Никольское, неожиданные чувства Базарова. Кульминация Объяснение героя с Одинцовой, переосмысление чувств к родительскому дому. Развязка Отъезд Базарова из Никольского. Смерть Базарова от тифа дома - крах идей нигилизма. Эпилог Упоминание о дальнейшей судьбе Одинцовой: она вышла за-муж «по убеждению» за человека «холодного как лёд». Описании сельского кладбища и могилы Базарова.

Композиция и сюжет

Конфликт внутренний

Завязка

Знакомство Базарова с Одинцовой, три дня в родительском доме.

Развитие действия

Поездка приятелей в Никольское, неожиданные чувства Базарова.

Кульминация

Объяснение героя с Одинцовой, переосмысление чувств к родительскому дому.

Развязка

Отъезд Базарова из Никольского. Смерть Базарова от тифа дома - крах идей нигилизма.

Эпилог

Упоминание о дальнейшей судьбе Одинцовой: она вышла за-муж «по убеждению» за человека «холодного как лёд». Описании сельского кладбища и могилы Базарова.

Основные образы Характеристика, роль в произведении Образы Евгений Васильевич Базаров - сын полкового лекаря, студент-медик, приятель Аркадия Кирсанова. Ярчайший представитель молодёжи и разночинно-демократической интеллигенции середины XIX в. Называет себя нигилистом: «…Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен - и баста!», «…Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои», «…Всякий человек сам себя воспитать должен» . В начале романа твёрдо верит в неоспоримость своих взглядов. Испытание любовью внесло противоречия в его внутреннее «я». Испытание смертью приводит к конечной переоценке ценностей: И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! за-дача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта – как бы умереть прилично… Базаров

Основные образы

Характеристика, роль в произведении

Образы

  • Евгений Васильевич Базаров - сын полкового лекаря, студент-медик, приятель Аркадия Кирсанова.
  • Ярчайший представитель молодёжи и разночинно-демократической интеллигенции середины XIX в.
  • Называет себя нигилистом: «…Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен - и баста!», «…Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои», «…Всякий человек сам себя воспитать должен» .
  • В начале романа твёрдо верит в неоспоримость своих взглядов.
  • Испытание любовью внесло противоречия в его внутреннее «я».
  • Испытание смертью приводит к конечной переоценке ценностей:
  • И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! за-дача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта – как бы умереть прилично…

Базаров

Основные образы Характеристика, роль в произведении Образы Аркадий Николаевич Кирсанов - молодой образованный дворянин. Наивен, попал под влияние Базарова, так как хотел ощутить свободу, однако только внешне разделяет убеждения нигилистов. Склонен видеть в людях прежде всего хорошее, хочет больших дел, но, что и как делать, не знает. Женится на Кате Локтевой (сестре Одинцовой), поселяется с семьёй в Марьино. Аркадий Двойники, псевдонигилисты, пародии на Базарова, которые раскрывают слабые стороны его мировоззрения. Для них нигилизм лишь способ выделиться и избавиться от комплексов нереализованности; нигилизм позволяет им почувствовать свою значительность, причастность к «великому» делу. Выглядят нелепо и комично. Авдотья Кукшина, Виктор Ситников

Основные образы

Характеристика, роль в произведении

Образы

  • Аркадий Николаевич Кирсанов - молодой образованный дворянин.
  • Наивен, попал под влияние Базарова, так как хотел ощутить свободу, однако только внешне разделяет убеждения нигилистов.
  • Склонен видеть в людях прежде всего хорошее, хочет больших дел, но, что и как делать, не знает.
  • Женится на Кате Локтевой (сестре Одинцовой), поселяется с семьёй в Марьино.

Аркадий

  • Двойники, псевдонигилисты, пародии на Базарова, которые раскрывают слабые стороны его мировоззрения.
  • Для них нигилизм лишь способ выделиться и избавиться от комплексов нереализованности; нигилизм позволяет им почувствовать свою значительность, причастность к «великому» делу.
  • Выглядят нелепо и комично.

Авдотья Кукшина, Виктор Ситников

Основные образы Характеристика, роль в произведении Образы Павел Петрович Кирсанов - брат Николая Петровича Кирсанова, дядя Аркадия. Выступает основным оппонентом в идейных спорах с Базаровым. Принципиальный благородный аристократ с острым умом, силой воли, либеральными взглядами и страстью ко всему английскому. Пережил серьёзную личную травму, после которой предпочёл остаться в одиночестве. В спорах с Базаровым защищал высокие идеи, выступал за права личности и самоуважение, за честь и свободу каждого человека. Беспринципность, по его мнению, ведёт к разрушению. Павел Петрович

Основные образы

Характеристика, роль в произведении

Образы

  • Павел Петрович Кирсанов - брат Николая Петровича Кирсанова, дядя Аркадия.
  • Выступает основным оппонентом в идейных спорах с Базаровым.
  • Принципиальный благородный аристократ с острым умом, силой воли, либеральными взглядами и страстью ко всему английскому.
  • Пережил серьёзную личную травму, после которой предпочёл остаться в одиночестве.
  • В спорах с Базаровым защищал высокие идеи, выступал за права личности и самоуважение, за честь и свободу каждого человека.
  • Беспринципность, по его мнению, ведёт к разрушению.

Павел Петрович

Основные образы Характеристика, роль в произведении Образы Николай Петрович Кирсанов - отец Аркадия Кирсанова и брат Павла Петровича. Немолод, старается идти в ногу со временем, интересуется музыкой, поэзией, думает о прогрессивных идеях в сельском хозяйстве. Добрый, чуткий, деликатный и благородный, его лояльность и доброжелательность проявляются во всём. Живёт с молодой девушкой Фенечкой, которая родила ему сына. Николай Петрович

Основные образы

Характеристика, роль в произведении

Образы

  • Николай Петрович Кирсанов - отец Аркадия Кирсанова и брат Павла Петровича.
  • Немолод, старается идти в ногу со временем, интересуется музыкой, поэзией, думает о прогрессивных идеях в сельском хозяйстве.
  • Добрый, чуткий, деликатный и благородный, его лояльность и доброжелательность проявляются во всём.
  • Живёт с молодой девушкой Фенечкой, которая родила ему сына.

Николай Петрович

Основные образы Характеристика, роль в произведении Образы Анна Сергеевна Одинцова - молодая богатая вдова. Умна, рассудительна, уверена в себе. Для героини важны стабильность, комфорт и покой. Неспособна на сильные чувства, так как они выводят из привычного размеренного существования, поэтому она отказывает Базарову. Выбрала для себя путь без эмоций, не приносящий ни радости, ни страданий. Одинцова

Основные образы

Характеристика, роль в произведении

Образы

  • Анна Сергеевна Одинцова - молодая богатая вдова.
  • Умна, рассудительна, уверена в себе.
  • Для героини важны стабильность, комфорт и покой.
  • Неспособна на сильные чувства, так как они выводят из привычного размеренного существования, поэтому она отказывает Базарову.
  • Выбрала для себя путь без эмоций, не приносящий ни радости, ни страданий.

Одинцова

Идейно-тематическое содержание Темы: отцы и дети (главная тема, которая следует из на-звания произведения) - широко представлена не только спорами между Базаровым и дядей Кирсанова, но и отношениями Аркадия и Базарова с их родителями; вечная тема любви, которая, по замыслу И. С. Тургенева, должна не только примирить старшее поколение с младшим, но и служить мерилом всех поступков героев, испытывая их на прочность; тема жизни и смерти показана в эпизодах с болезнью и кончиной Базарова. Идея: показана борьба интеллигенции - старой, либеральной дворянской, и новой, разночинной революционной-демократической; пути спасения России - главный вопрос, вокруг которого ведут споры нигилист Базаров и либерал Кирсанов; непонимание между отцами и детьми основано не на различии характеров, а на идейных расхождениях, по этой причине может произойти нарушение преемственности поколений: старый строй уже изжил себя, а новый ещё не сформировался.

Идейно-тематическое содержание

Темы: отцы и дети (главная тема, которая следует из на-звания произведения) - широко представлена не только спорами между Базаровым и дядей Кирсанова, но и отношениями Аркадия и Базарова с их родителями; вечная тема любви, которая, по замыслу И. С. Тургенева, должна не только примирить старшее поколение с младшим, но и служить мерилом всех поступков героев, испытывая их на прочность; тема жизни и смерти показана в эпизодах с болезнью и кончиной Базарова.

Идея: показана борьба интеллигенции - старой, либеральной дворянской, и новой, разночинной революционной-демократической; пути спасения России - главный вопрос, вокруг которого ведут споры нигилист Базаров и либерал Кирсанов; непонимание между отцами и детьми основано не на различии характеров, а на идейных расхождениях, по этой причине может произойти нарушение преемственности поколений: старый строй уже изжил себя, а новый ещё не сформировался.

Жанровое своеобразие «Отцы и дети» - социально-психологический и культурно-исторический роман. Противопоставление главного героя Базарова и остальных персонажей. Представление злободневных проблем, насыщенность идей-ной полемикой о необходимости реформ, о настроении народа, роли дворянства в обществе, о нигилистах, русской истории, искусстве и т. д. Своеобразный самоотчёт общества за конкретный временной отрезок (роман, оконченный в 1861 г., рассказывает о событиях с 20 мая 1859 г. до зимы 1860 г.).

Жанровое своеобразие

  • «Отцы и дети» - социально-психологический и культурно-исторический роман.
  • Противопоставление главного героя Базарова и остальных персонажей.
  • Представление злободневных проблем, насыщенность идей-ной полемикой о необходимости реформ, о настроении народа, роли дворянства в обществе, о нигилистах, русской истории, искусстве и т. д.
  • Своеобразный самоотчёт общества за конкретный временной отрезок (роман, оконченный в 1861 г., рассказывает о событиях с 20 мая 1859 г. до зимы 1860 г.).
Художественные особенности и средства Отсутствие развёрнутой биографии героев романа. Выразительные портреты героев помогают понять их духовную сущность. Пейзаж раскрывает обстановку или передаёт душевные пе-переживания героев. Использование диалога в форме идейного спора, в котором раскрываются характеры героев. Лексика героев характеризует их социальное положение, круг занятий и эпоху, к которой они принадлежат.

Художественные особенности и средства

  • Отсутствие развёрнутой биографии героев романа.
  • Выразительные портреты героев помогают понять их духовную сущность.
  • Пейзаж раскрывает обстановку или передаёт душевные пе-переживания героев.
  • Использование диалога в форме идейного спора, в котором раскрываются характеры героев.

Лексика героев характеризует их социальное положение, круг занятий и эпоху, к которой они принадлежат.