Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883)
Роман «Отца и дети» (1862)
B романе «Отцы и дети» отразилась идеологическая борьба двух поколений, являвшаяся одной из главных особенностей общественной жизни 1860-х гг.
Содержание
Композиция и сюжет
Основные образы
Идейно-тематическое содержание
Жанровое своеобразие
Художественные особенности и средства
дом родителей Базарова. В основе композиции лежит принцип антитезы. Сюжет – непрерывная цепь столкновений Базарова с другими героями. И. C. Тургенев ушёл из «Современника» из-за отзыва сотрудника журнала H. A. Добролюбова на свой роман «Накануне». Тургенев просил Н. А. Некрасова (главного редактора журнала) разорвать рабочие отношения c Добролюбовым, но получил отказ. В отместку писатель посвятил роман «Отцы и дети» предыдущему главному редактору «Современника» B. Г. Белинскому. " width="640"
Композиция и сюжет
Композиция романа кольцевая . Развитие событий про-исходит по одному и тому же кругу в двух частях романа: Марьино (поместье Кирсановых) - город → *** Никольское (поместье Одинцовой) - дом родителей Базарова. В основе композиции лежит принцип антитезы. Сюжет – непрерывная цепь столкновений Базарова с другими героями.
И. C. Тургенев ушёл из «Современника» из-за отзыва сотрудника журнала H. A. Добролюбова на свой роман «Накануне». Тургенев просил Н. А. Некрасова (главного редактора журнала) разорвать рабочие отношения c Добролюбовым, но получил отказ. В отместку писатель посвятил роман «Отцы и дети» предыдущему главному редактору «Современника» B. Г. Белинскому.
Композиция и сюжет
Конфликты
Внешний (социальный)
Внутренний
- Противостояние поколений отцов и детей (мировоззрение Павла Петровича нигилизм Базарова, Николай Петрович Аркадий).
- Борьба мировоззрений и чувств Базарова (Базаров - Одинцова, Базаров - родители) теория нигилизма неприменима на практике.
Композиция и сюжет
Каждый из конфликтов имеет собственную композицию.
Конфликт внешний
Экспозиция
Описание предысторий братьев Кирсановых, знакомство с Базаровым, краткий рассказ о нём Аркадия.
Завязка
Знакомство Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым.
Развитие действия
Споры героев-антагонистов, неприятие взглядов друг друга, чувство взаимного презрения.
Кульминация
Сцена дуэли (поражение Павла Петровича).
Развязка
Полный разрыв Базарова c семьей Кирсановых, прощание с Аркадием.
Эпилог
Рассказ о судьбе семейства Кирсановых.
Композиция и сюжет
Конфликт внутренний
Завязка
Знакомство Базарова с Одинцовой, три дня в родительском доме.
Развитие действия
Поездка приятелей в Никольское, неожиданные чувства Базарова.
Кульминация
Объяснение героя с Одинцовой, переосмысление чувств к родительскому дому.
Развязка
Отъезд Базарова из Никольского. Смерть Базарова от тифа дома - крах идей нигилизма.
Эпилог
Упоминание о дальнейшей судьбе Одинцовой: она вышла за-муж «по убеждению» за человека «холодного как лёд». Описании сельского кладбища и могилы Базарова.
Основные образы
Характеристика, роль в произведении
Образы
- Евгений Васильевич Базаров - сын полкового лекаря, студент-медик, приятель Аркадия Кирсанова.
- Ярчайший представитель молодёжи и разночинно-демократической интеллигенции середины XIX в.
- Называет себя нигилистом: «…Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен - и баста!», «…Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои», «…Всякий человек сам себя воспитать должен» .
- В начале романа твёрдо верит в неоспоримость своих взглядов.
- Испытание любовью внесло противоречия в его внутреннее «я».
- Испытание смертью приводит к конечной переоценке ценностей:
- И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! за-дача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта – как бы умереть прилично…
Базаров
Основные образы
Характеристика, роль в произведении
Образы
- Аркадий Николаевич Кирсанов - молодой образованный дворянин.
- Наивен, попал под влияние Базарова, так как хотел ощутить свободу, однако только внешне разделяет убеждения нигилистов.
- Склонен видеть в людях прежде всего хорошее, хочет больших дел, но, что и как делать, не знает.
- Женится на Кате Локтевой (сестре Одинцовой), поселяется с семьёй в Марьино.
Аркадий
- Двойники, псевдонигилисты, пародии на Базарова, которые раскрывают слабые стороны его мировоззрения.
- Для них нигилизм лишь способ выделиться и избавиться от комплексов нереализованности; нигилизм позволяет им почувствовать свою значительность, причастность к «великому» делу.
- Выглядят нелепо и комично.
Авдотья Кукшина, Виктор Ситников
Основные образы
Характеристика, роль в произведении
Образы
- Павел Петрович Кирсанов - брат Николая Петровича Кирсанова, дядя Аркадия.
- Выступает основным оппонентом в идейных спорах с Базаровым.
- Принципиальный благородный аристократ с острым умом, силой воли, либеральными взглядами и страстью ко всему английскому.
- Пережил серьёзную личную травму, после которой предпочёл остаться в одиночестве.
- В спорах с Базаровым защищал высокие идеи, выступал за права личности и самоуважение, за честь и свободу каждого человека.
- Беспринципность, по его мнению, ведёт к разрушению.
Павел Петрович
Основные образы
Характеристика, роль в произведении
Образы
- Николай Петрович Кирсанов - отец Аркадия Кирсанова и брат Павла Петровича.
- Немолод, старается идти в ногу со временем, интересуется музыкой, поэзией, думает о прогрессивных идеях в сельском хозяйстве.
- Добрый, чуткий, деликатный и благородный, его лояльность и доброжелательность проявляются во всём.
- Живёт с молодой девушкой Фенечкой, которая родила ему сына.
Николай Петрович
Основные образы
Характеристика, роль в произведении
Образы
- Анна Сергеевна Одинцова - молодая богатая вдова.
- Умна, рассудительна, уверена в себе.
- Для героини важны стабильность, комфорт и покой.
- Неспособна на сильные чувства, так как они выводят из привычного размеренного существования, поэтому она отказывает Базарову.
- Выбрала для себя путь без эмоций, не приносящий ни радости, ни страданий.
Одинцова
Идейно-тематическое содержание
Темы: отцы и дети (главная тема, которая следует из на-звания произведения) - широко представлена не только спорами между Базаровым и дядей Кирсанова, но и отношениями Аркадия и Базарова с их родителями; вечная тема любви, которая, по замыслу И. С. Тургенева, должна не только примирить старшее поколение с младшим, но и служить мерилом всех поступков героев, испытывая их на прочность; тема жизни и смерти показана в эпизодах с болезнью и кончиной Базарова.
Идея: показана борьба интеллигенции - старой, либеральной дворянской, и новой, разночинной революционной-демократической; пути спасения России - главный вопрос, вокруг которого ведут споры нигилист Базаров и либерал Кирсанов; непонимание между отцами и детьми основано не на различии характеров, а на идейных расхождениях, по этой причине может произойти нарушение преемственности поколений: старый строй уже изжил себя, а новый ещё не сформировался.
Жанровое своеобразие
- «Отцы и дети» - социально-психологический и культурно-исторический роман.
- Противопоставление главного героя Базарова и остальных персонажей.
- Представление злободневных проблем, насыщенность идей-ной полемикой о необходимости реформ, о настроении народа, роли дворянства в обществе, о нигилистах, русской истории, искусстве и т. д.
- Своеобразный самоотчёт общества за конкретный временной отрезок (роман, оконченный в 1861 г., рассказывает о событиях с 20 мая 1859 г. до зимы 1860 г.).
Художественные особенности и средства
- Отсутствие развёрнутой биографии героев романа.
- Выразительные портреты героев помогают понять их духовную сущность.
- Пейзаж раскрывает обстановку или передаёт душевные пе-переживания героев.
- Использование диалога в форме идейного спора, в котором раскрываются характеры героев.
Лексика героев характеризует их социальное положение, круг занятий и эпоху, к которой они принадлежат.