СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по литературе на тему "Подготовка к ВПР" (7 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вданной презентации представлены варианты всех заданий с ответами и количеством баллов.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе на тему "Подготовка к ВПР" (7 класс)»

Всероссийская проверочная работа по ЛИТЕРАТУРЕ

Всероссийская проверочная работа по ЛИТЕРАТУРЕ

На выполнение проверочной работы по литературе отводится один урок (не более 45 минут). Работа включает в себя 6 заданий. Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. Если Вы хотите изменить ответ, то зачеркните его и запишите рядом новый.
  • На выполнение проверочной работы по литературе отводится один урок (не более 45 минут). Работа включает в себя 6 заданий.
  • Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. Если Вы хотите изменить ответ, то зачеркните его и запишите рядом новый.
Задание 1 (1 балл) 1)Как называется ряд событий, описанных в художественном произведении? 2) Как называется цепочка основных событий, раскрывающих становление характеров в череде жизненных противоречий в художественном произведении?  3) Каким термином обозначается изображение в художественном произведении внешности человека, его лица, его одежды? 4) Как называется авторская трактовка темы: то, что особенно интересует автора, является для него самым существенным вопросом жизни, поэтому этот вопрос и становится предметом изображения и размышления в литературном произведении? 5) Как называется прозаический жанр, занимающий по объёму текста промежуточное место между романом и рассказом, характеризующийся хроникальным сюжетом, воспроизводящим естественное течение жизни?

Задание 1 (1 балл)

1)Как называется ряд событий, описанных в художественном произведении?

2) Как называется цепочка основных событий, раскрывающих становление характеров в череде жизненных противоречий в художественном произведении?

3) Каким термином обозначается изображение в художественном произведении внешности человека, его лица, его одежды?

4) Как называется авторская трактовка темы: то, что особенно интересует автора, является для него самым существенным вопросом жизни, поэтому этот вопрос и становится предметом изображения и размышления в литературном произведении?

5) Как называется прозаический жанр, занимающий по объёму текста промежуточное место между романом и рассказом, характеризующийся хроникальным сюжетом, воспроизводящим естественное течение жизни?

Задание 1 1)Как называется ряд событий, описанных в художественном произведении? Сюжет 2) Как называется цепочка основных событий, раскрывающих становление характеров в череде жизненных противоречий в художественном произведении? Сюжет 3) Каким термином обозначается изображение в художественном произведении внешности человека, его лица, его одежды? Портрет 4) Как называется авторская трактовка темы: то, что особенно интересует автора, является для него самым существенным вопросом жизни, поэтому этот вопрос и становится предметом изображения и размышления в литературном произведении? Проблема 5) Как называется прозаический жанр, занимающий по объёму текста промежуточное место между романом и рассказом, характеризующийся хроникальным сюжетом, воспроизводящим естественное течение жизни? Повесть

Задание 1

1)Как называется ряд событий, описанных в художественном произведении? Сюжет

2) Как называется цепочка основных событий, раскрывающих становление характеров в череде жизненных противоречий в художественном произведении? Сюжет

3) Каким термином обозначается изображение в художественном произведении внешности человека, его лица, его одежды? Портрет

4) Как называется авторская трактовка темы: то, что особенно интересует автора, является для него самым существенным вопросом жизни, поэтому этот вопрос и становится предметом изображения и размышления в литературном произведении? Проблема

5) Как называется прозаический жанр, занимающий по объёму текста промежуточное место между романом и рассказом, характеризующийся хроникальным сюжетом, воспроизводящим естественное течение жизни? Повесть

Задание 2 (1 балл) Как называется созвучие окончаний в словах? Как называется структура художественного произведения, его построение? Как называется двусложная стопа, в которой ударение падает первый слог? Как называются события, с которых завязывается конфликт в художественном произведении? Как называется высшая точка напряжения, столкновение противоборствующих сил, пик эмоционального накала конфликта в художественном произведении? Как называется описание природы в художественном произведении?

Задание 2 (1 балл)

  • Как называется созвучие окончаний в словах?
  • Как называется структура художественного произведения, его построение?
  • Как называется двусложная стопа, в которой ударение падает первый слог?
  • Как называются события, с которых завязывается конфликт в художественном произведении?
  • Как называется высшая точка напряжения, столкновение противоборствующих сил, пик эмоционального накала конфликта в художественном произведении?
  • Как называется описание природы в художественном произведении?
Задание 2 Как называется созвучие окончаний в словах? Рифма Как называется структура художественного произведения, его построение? Композиция Как называется двусложная стопа, в которой ударение падает первый слог? Хорей Как называются события, с которых завязывается конфликт в художественном произведении? Завязка Как называется высшая точка напряжения, столкновение противоборствующих сил, пик эмоционального накала конфликта в художественном произведении? Кульминация Как называется описание природы в художественном произведении? Пейзаж

Задание 2

  • Как называется созвучие окончаний в словах? Рифма
  • Как называется структура художественного произведения, его построение? Композиция
  • Как называется двусложная стопа, в которой ударение падает первый слог? Хорей
  • Как называются события, с которых завязывается конфликт в художественном произведении? Завязка
  • Как называется высшая точка напряжения, столкновение противоборствующих сил, пик эмоционального накала конфликта в художественном произведении? Кульминация
  • Как называется описание природы в художественном произведении? Пейзаж
Задание 3.Выпишите из приведённого фрагмента слово, которое означает «движение в танце, танцевальный шаг». Видно было, что он когда-то танцевал прекрасно, но теперь был грузен, и ноги уже не были достаточно упруги для всех тех красивых и быстрых па, которые он старался выделывать. Но он всё-таки ловко прошёл два круга. Когда же он, быстро расставив ноги, опять соединил их и, хотя и несколько тяжело, упал на одно колено, а она, улыбаясь и поправляя юбку, которую он зацепил, плавно прошла вокруг него, все громко зааплодировали. С некоторым усилием приподнявшись, он нежно, мило обхватил дочь руками за уши и, поцеловав в лоб, подвёл её ко мне, думая, что я танцую с ней. Я сказал, что не я её кавалер.— Ну, всё равно, пройдитесь теперь вы с ней,  — сказал он, ласково улыбаясь и вдевая шпагу в портупею.Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое её выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви. Я обнимал в то время весь мир своей любовью.

Задание 3.Выпишите из приведённого фрагмента слово, которое означает «движение в танце, танцевальный шаг».

  • Видно было, что он когда-то танцевал прекрасно, но теперь был грузен, и ноги уже не были достаточно упруги для всех тех красивых и быстрых па, которые он старался выделывать. Но он всё-таки ловко прошёл два круга.
  • Когда же он, быстро расставив ноги, опять соединил их и, хотя и несколько тяжело, упал на одно колено, а она, улыбаясь и поправляя юбку, которую он зацепил, плавно прошла вокруг него, все громко зааплодировали. С некоторым усилием приподнявшись, он нежно, мило обхватил дочь руками за уши и, поцеловав в лоб, подвёл её ко мне, думая, что я танцую с ней. Я сказал, что не я её кавалер.— Ну, всё равно, пройдитесь теперь вы с ней,  — сказал он, ласково улыбаясь и вдевая шпагу в портупею.Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое её выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви. Я обнимал в то время весь мир своей любовью.
Задание 3.Выпишите из приведённого фрагмента слово, которое означает «движение в танце, танцевальный шаг». (1 балл) Видно было, что он когда-то танцевал прекрасно, но теперь был грузен, и ноги уже не были достаточно упруги для всех тех красивых и быстрых па, которые он старался выделывать. Но он всё-таки ловко прошёл два круга. Когда же он, быстро расставив ноги, опять соединил их и, хотя и несколько тяжело, упал на одно колено, а она, улыбаясь и поправляя юбку, которую он зацепил, плавно прошла вокруг него, все громко зааплодировали. С некоторым усилием приподнявшись, он нежно, мило обхватил дочь руками за уши и, поцеловав в лоб, подвёл её ко мне, думая, что я танцую с ней. Я сказал, что не я её кавалер.— Ну, всё равно, пройдитесь теперь вы с ней,  — сказал он, ласково улыбаясь и вдевая шпагу в портупею.Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое её выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви. Я обнимал в то время весь мир своей любовью.

Задание 3.Выпишите из приведённого фрагмента слово, которое означает «движение в танце, танцевальный шаг». (1 балл)

  • Видно было, что он когда-то танцевал прекрасно, но теперь был грузен, и ноги уже не были достаточно упруги для всех тех красивых и быстрых па, которые он старался выделывать. Но он всё-таки ловко прошёл два круга.
  • Когда же он, быстро расставив ноги, опять соединил их и, хотя и несколько тяжело, упал на одно колено, а она, улыбаясь и поправляя юбку, которую он зацепил, плавно прошла вокруг него, все громко зааплодировали. С некоторым усилием приподнявшись, он нежно, мило обхватил дочь руками за уши и, поцеловав в лоб, подвёл её ко мне, думая, что я танцую с ней. Я сказал, что не я её кавалер.— Ну, всё равно, пройдитесь теперь вы с ней,  — сказал он, ласково улыбаясь и вдевая шпагу в портупею.Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое её выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви. Я обнимал в то время весь мир своей любовью.
Выпишите из текста слово, которое означает «мечты, образы, созданные воображением».( 1)Серебро, огни и блёстки,  — Целый мир из серебра! В жемчугах горят берёзки, Чёрно-голые вчера.   (2)Это  — область чьей-то грёзы, Это  — призраки и сны! Все предметы старой прозы Волшебством озарены.   (3)Экипажи, пешеходы, На лазури белый дым. Жизнь людей и жизнь природы Полны новым и святым.   (4)Воплощение мечтаний, Жизни с грёзою игра, Этот мир очарований, Этот мир из серебра

Выпишите из текста слово, которое означает «мечты, образы, созданные воображением».( 1)Серебро, огни и блёстки,  —

Целый мир из серебра!

В жемчугах горят берёзки,

Чёрно-голые вчера.

 

(2)Это  — область чьей-то грёзы,

Это  — призраки и сны!

Все предметы старой прозы

Волшебством озарены.

 

(3)Экипажи, пешеходы,

На лазури белый дым.

Жизнь людей и жизнь природы

Полны новым и святым.

 

(4)Воплощение мечтаний,

Жизни с грёзою игра,

Этот мир очарований,

Этот мир из серебра

Выпишите из текста слово, которое означает «мечты, образы, созданные воображением».( 1)Серебро, огни и блёстки,  — Целый мир из серебра! В жемчугах горят берёзки, Чёрно-голые вчера.   (2)Это  — область чьей-то грёзы, Это  — призраки и сны! Все предметы старой прозы Волшебством озарены.   (3)Экипажи, пешеходы, На лазури белый дым. Жизнь людей и жизнь природы Полны новым и святым.   (4)Воплощение мечтаний, Жизни с грёзою игра, Этот мир очарований, Этот мир из серебра

Выпишите из текста слово, которое означает «мечты, образы, созданные воображением».( 1)Серебро, огни и блёстки,  —

Целый мир из серебра!

В жемчугах горят берёзки,

Чёрно-голые вчера.

 

(2)Это  — область чьей-то грёзы,

Это  — призраки и сны!

Все предметы старой прозы

Волшебством озарены.

 

(3)Экипажи, пешеходы,

На лазури белый дым.

Жизнь людей и жизнь природы

Полны новым и святым.

 

(4)Воплощение мечтаний,

Жизни с грёзою игра,

Этот мир очарований,

Этот мир из серебра

Выпишите из текста слово, которое означает: «повествовательное произведение, рассказ». *** Когда волнуется желтеющая нива И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка; Когда студеный ключ играет по оврагу    И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Когда росой обрызганный душистой, Лепечет мне таинственную сагу Румяным вечером иль утра в час златой, Про мирный край, откуда мчится он,  —   Из-под куста мне ландыш серебристый Тогда смиряется души моей тревога, Приветливо кивает головой; Тогда расходятся морщины на челе,  —   И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога...   ( М. Ю. Лермонтов, 1837 )

Выпишите из текста слово, которое означает: «повествовательное произведение, рассказ».

***

Когда волнуется желтеющая нива

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда студеный ключ играет по оврагу 

 

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Когда росой обрызганный душистой,

Лепечет мне таинственную сагу

Румяным вечером иль утра в час златой,

Про мирный край, откуда мчится он,  —

 

Из-под куста мне ландыш серебристый

Тогда смиряется души моей тревога,

Приветливо кивает головой;

Тогда расходятся морщины на челе,  —

 

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога...

 

( М. Ю. Лермонтов, 1837 )

Выпишите из текста слово, которое означает: «повествовательное произведение, рассказ». *** Когда волнуется желтеющая нива И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка; Когда студеный ключ играет по оврагу    И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Когда росой обрызганный душистой, Лепечет мне таинственную сагу Румяным вечером иль утра в час златой, Про мирный край, откуда мчится он,  —   Из-под куста мне ландыш серебристый Тогда смиряется души моей тревога, Приветливо кивает головой; Тогда расходятся морщины на челе,  —   И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога...   ( М. Ю. Лермонтов, 1837 )

Выпишите из текста слово, которое означает: «повествовательное произведение, рассказ».

***

Когда волнуется желтеющая нива

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда студеный ключ играет по оврагу 

 

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Когда росой обрызганный душистой,

Лепечет мне таинственную сагу

Румяным вечером иль утра в час златой,

Про мирный край, откуда мчится он,  —

 

Из-под куста мне ландыш серебристый

Тогда смиряется души моей тревога,

Приветливо кивает головой;

Тогда расходятся морщины на челе,  —

 

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога...

 

( М. Ю. Лермонтов, 1837 )

Выпишите из текста слово, которое означает: «чарующая сила, прелесть».

  • Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом.—  Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью!  — сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружье.Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев  — это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил. Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова. Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный труп. Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жен очарованья, все еще выражало чудную красоту; черные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты.—  Чем бы не казак?  — сказал Тарас,  — и станом высокий, и чернобровый, и лицо как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал! пропал бесславно, как подлая собака!—  Батько, что ты сделал? это ты убил его?  — сказал подъехавший в это время Остап.Тарас кивнул головою. Пристально поглядел мертвому в очи Остап. Жалко ему стало брата, и проговорил он тут же:—  Предадим же, батько, его честно земле, чтобы не наругались над ним враги и не растаскали бы его тела хищные птицы.—  Погребут его и без нас!  — сказал Тарас,  — будут у него плакальщики и утешницы!

Выпишите из текста слово, которое означает: «чарующая сила, прелесть».

  • Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом.—  Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью!  — сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружье.Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев  — это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил. Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова. Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный труп. Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жен очарованья , все еще выражало чудную красоту; черные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты.—  Чем бы не казак?  — сказал Тарас,  — и станом высокий, и чернобровый, и лицо как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал! пропал бесславно, как подлая собака!—  Батько, что ты сделал? это ты убил его?  — сказал подъехавший в это время Остап.Тарас кивнул головою. Пристально поглядел мертвому в очи Остап. Жалко ему стало брата, и проговорил он тут же:—  Предадим же, батько, его честно земле, чтобы не наругались над ним враги и не растаскали бы его тела хищные птицы.—  Погребут его и без нас!  — сказал Тарас,  — будут у него плакальщики и утешницы!

Выпишите из текста слово, которое означает: «человек, который не трудится, живёт чужим трудом, бездельник».

  • Встал мужичина: видит, что генералы строгие. Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него.И зачал он перед ними действовать.Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое. Потом покопался в земле  — и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку  — и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец, развел огонь и напек столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: «Не дать ли и тунеядцу частичку?»Смотрели генералы на эти мужицкие старания, и сердца у них весело играли. Они уже забыли, что вчера чуть не умерли с голоду, а думали: «Вот как оно хорошо быть генералами  — нигде не пропадешь!»—  Довольны ли вы, господа генералы?  — спрашивал между тем мужичина-лежебок.—  Довольны, любезный друг, видим твое усердие!  — отвечали генералы.—  Не позволите ли теперь отдохнуть?—  Отдохни, дружок, только свей прежде веревочку.Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял  — и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег, а сами легли спать.

Выпишите из текста слово, которое означает: «человек, который не трудится, живёт чужим трудом, бездельник».

  • Встал мужичина: видит, что генералы строгие. Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него.И зачал он перед ними действовать.Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое. Потом покопался в земле  — и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку  — и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец, развел огонь и напек столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: «Не дать ли и тунеядцу частичку?»Смотрели генералы на эти мужицкие старания, и сердца у них весело играли. Они уже забыли, что вчера чуть не умерли с голоду, а думали: «Вот как оно хорошо быть генералами  — нигде не пропадешь!»—  Довольны ли вы, господа генералы?  — спрашивал между тем мужичина-лежебок.—  Довольны, любезный друг, видим твое усердие!  — отвечали генералы.—  Не позволите ли теперь отдохнуть?—  Отдохни, дружок, только свей прежде веревочку.Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял  — и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег, а сами легли спать.
Задание 4. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИМЕРЫ A)  Я обнимал в то время весь мир своей любовью. Б)  ...вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких белых атласных ножек В)  ...он когда-то танцевал прекрасно, но теперь был грузен.. 1)  антитеза 2)  эпитет 3)  сравнение 4)  метафора Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А  Б  В        СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Задание 4. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  • ПРИМЕРЫ
  • A)  Я обнимал в то время весь мир своей любовью.
  • Б)  ...вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких белых атласных ножек
  • В)  ...он когда-то танцевал прекрасно, но теперь был грузен..
  • 1)  антитеза
  • 2)  эпитет
  • 3)  сравнение
  • 4)  метафора
  • Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
  • А Б В     
  • СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Задание 4. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.(2 балла) ПРИМЕРЫ A)  Я обнимал в то время весь мир своей любовью. Б)  ...вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких белых атласных ножек В)  ...он когда-то танцевал прекрасно, но теперь был грузен.. 1)  антитеза 2)  эпитет 3)  сравнение 4)  метафора Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А  Б  В  Ответ: 421.       СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Задание 4. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.(2 балла)

  • ПРИМЕРЫ
  • A)  Я обнимал в то время весь мир своей любовью.
  • Б)  ...вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких белых атласных ножек
  • В)  ...он когда-то танцевал прекрасно, но теперь был грузен..
  • 1)  антитеза
  • 2)  эпитет
  • 3)  сравнение
  • 4)  метафора
  • Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
  • А Б В 
  • Ответ: 421.    
  • СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
ПРИМЕРЫ A)  Все предметы старой прозы Б)  Жизни с грёзою игра В)  Этот мир очарований,Этот мир из серебра! СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ 1)  анафора 2)  эпитет 3)  сравнение 4)  метафора Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А  Б  В   Ответ: 241      
  • ПРИМЕРЫ
  • A)  Все предметы старой прозы
  • Б)  Жизни с грёзою игра
  • В)  Этот мир очарований,Этот мир из серебра!
  • СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
  • 1)  анафора
  • 2)  эпитет
  • 3)  сравнение
  • 4)  метафора
  • Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
  • А Б В
  •   Ответ: 241    
ПРИМЕРЫ A)  Все предметы старой прозы Б)  Жизни с грёзою игра В)  Этот мир очарований,Этот мир из серебра! СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ 1)  анафора 2)  эпитет 3)  сравнение 4)  метафора Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А  Б  В        
  • ПРИМЕРЫ
  • A)  Все предметы старой прозы
  • Б)  Жизни с грёзою игра
  • В)  Этот мир очарований,Этот мир из серебра!
  • СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
  • 1)  анафора
  • 2)  эпитет
  • 3)  сравнение
  • 4)  метафора
  • Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
  • А Б В
  •      
ПРИМЕРЫ А)  Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой .Б)  Когда волнуется желтеющая нива... Когда росой обрызганный душистой...  Когда студеный ключ играет по оврагу В)  тень «сладостная», лес «свежий». СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ 1)  Антитеза 2)  Олицетворение 3)  Эпитет 4)  Анафора   Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами . А  Б  В       
  • ПРИМЕРЫ
  • А)  Из-под куста мне ландыш серебристый
  • Приветливо кивает головой
  • .Б)  Когда волнуется желтеющая нива...
  • Когда росой обрызганный душистой...

Когда студеный ключ играет по оврагу

  • В)  тень «сладостная», лес «свежий».
  • СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
  • 1)  Антитеза
  • 2)  Олицетворение
  • 3)  Эпитет
  • 4)  Анафора
  •   Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
  • . А Б В     
ПРИМЕРЫ А)  Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой .Б)  Когда волнуется желтеющая нива... Когда росой обрызганный душистой...  Когда студеный ключ играет по оврагу В)  тень «сладостная», лес «свежий». СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ 1)  Антитеза 2)  Олицетворение 3)  Эпитет 4)  Анафора   Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами . А  Б  В  243.      
  • ПРИМЕРЫ
  • А)  Из-под куста мне ландыш серебристый
  • Приветливо кивает головой
  • .Б)  Когда волнуется желтеющая нива...
  • Когда росой обрызганный душистой...

Когда студеный ключ играет по оврагу

  • В)  тень «сладостная», лес «свежий».
  • СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
  • 1)  Антитеза
  • 2)  Олицетворение
  • 3)  Эпитет
  • 4)  Анафора
  •   Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
  • . А Б В 
  • 243.    
Задание 5. Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого фрагмента (цитаты). Объём высказывания  — не менее 40 слов. (5 баллов) И. И. Пущину Мой первый друг, Мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней!   ( А.  С. Пушкин, 1826 ) Как в стихотворении А. С. Пушкина передана мысль о «бесценности» подлинной дружбы?

Задание 5. Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого фрагмента (цитаты). Объём высказывания  — не менее 40 слов. (5 баллов)

И. И. Пущину

Мой первый друг,

Мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

 

( А.  С. Пушкин, 1826 )

Как в стихотворении А. С. Пушкина передана мысль о «бесценности» подлинной дружбы?

Стихотворение «К Пущину» посвящено лицейскому другу, который навестил опального поэта во время ссылки в Михайловском. «Мой первый друг! Мой друг бесценный!»   — этой строкой начинается стихотворение, и эпитет «бесценный» передаёт не только глубину чувств молодых людей, но бесконечное их доверие и преданность друг другу. Стихотворение написано высоким стилем с использованием старославянской лексики: «судьбу благословил», «колокольчик огласил», «святое провиденье», что придаёт посвящению к другу торжественность и некоторый пафос. Во второй строфе поэт использует дважды частицу «да», что придаёт тексту громкость и декларативность звучания. Хотя вместе с тем стихотворение пронизано чувством глубоких личных переживаний.
  • Стихотворение «К Пущину» посвящено лицейскому другу, который навестил опального поэта во время ссылки в Михайловском. «Мой первый друг! Мой друг бесценный!»   — этой строкой начинается стихотворение, и эпитет «бесценный» передаёт не только глубину чувств молодых людей, но бесконечное их доверие и преданность друг другу. Стихотворение написано высоким стилем с использованием старославянской лексики: «судьбу благословил», «колокольчик огласил», «святое провиденье», что придаёт посвящению к другу торжественность и некоторый пафос. Во второй строфе поэт использует дважды частицу «да», что придаёт тексту громкость и декларативность звучания. Хотя вместе с тем стихотворение пронизано чувством глубоких личных переживаний.
  • Почему во время встречи с отцом Андрий не произнёс ни слова?
  • Как вскинулся Андрий! Как забунтовала по всем жилкам молодая кровь! Ударив острыми шпорами коня, во весь дух полетел он за казаками, не глядя назад, не видя, что позади только всего двадцать человек поспевало за ним; а казаки летели во всю прыть на конях и прямо поворотили к лесу. Разогнался на коне Андрий и чуть было уже не настигнул Голокопытенка, как вдруг чья-то сильная рука ухватила за повод его коня. Оглянулся Андрий: перед ним Тарас! Затрясся он всем телом и вдруг стал бледен, как школьник, неосторожно задравший своего товарища и получивший за то от него удар линейкою по лбу, вспыхивает, как огонь, бешеный вскакивает с лавки и гонится за испуганным товарищем своим, готовый разорвать его на части, и вдруг наталкивается на входящего в класс учителя: вмиг притихает бешеный порыв и упадает бессильная ярость. Подобно тому, в один миг пропал, как бы не бывал вовсе, гнев Андрия. И видел он перед собою одного только страшного отца.—  Ну, что ж теперь мы будем делать?  — сказал Тарас, смотря прямо ему в очи.Но ничего не мог на то сказать Андрий и стоял, потупивши в землю очи.—  Что, сынку! помогли тебе твои ляхи?Андрий был безответен.—  Так продать? продать веру? продать своих? Стой же, слезай с коня!
  • Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом.—  Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью!  — сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружье.Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев  — это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил. Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова. Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный труп. Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жен очарованья, все еще выражало чудную красоту; черные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты.—  Чем бы не казак?  — сказал Тарас,  — и станом высокий, и чернобровый, и лицо как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал! пропал бесславно, как подлая собака!—  Батько, что ты сделал? это ты убил его?  — сказал подъехавший в это время Остап.Тарас кивнул головою. Пристально поглядел мертвому в очи Остап. Жалко ему стало брата, и проговорил он тут же:—  Предадим же, батько, его честно земле, чтобы не наругались над ним враги и не растаскали бы его тела хищные птицы.—  Погребут его и без нас!  — сказал Тарас,  — будут у него плакальщики и утешницы!
Ответ Встреча Андрия с Тарасом в приведённом отрывке  — это встреча отца с сыном-предателем. Андрий прекрасно осознаёт, что отец никогда не оправдает предательства, он понимает, что его поступок противоречит всем принятым в казачестве и его семье принципам. «Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом». Андрий  — смелый, мужественный человек, поэтому он молча принимает кару за совершённое им предательство. Оправдываться в том, чему нет оправдания, не имеет никакого смысла.

Ответ

  • Встреча Андрия с Тарасом в приведённом отрывке  — это встреча отца с сыном-предателем. Андрий прекрасно осознаёт, что отец никогда не оправдает предательства, он понимает, что его поступок противоречит всем принятым в казачестве и его семье принципам. «Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом». Андрий  — смелый, мужественный человек, поэтому он молча принимает кару за совершённое им предательство. Оправдываться в том, чему нет оправдания, не имеет никакого смысла.
  • Генералы поникли головами. Все, на что бы они ни обратили взоры,  — все свидетельствовало об еде. Собственные их мысли злоумышляли против них, ибо как они ни старались отгонять представления о бифштексах, но представления эти пробивали себе путь насильственным образом.И вдруг генерала, который был учителем каллиграфии, озарило вдохновение...—  А что, ваше превосходительство,  — сказал он радостно,  —  если бы нам найти мужика?—  То есть как же... мужика?—  Ну, да, простого мужика... какие обыкновенно бывают мужики! Он бы нам сейчас и булок бы подал, и рябчиков бы наловил, и рыбы!—  Гм... мужика... но где же его взять, этого мужика, когда его нет?—  Как нет мужика  — мужик везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!Мысль эта до того ободрила генералов, что они вскочили как встрепанные и пустились отыскивать мужика.Долго они бродили по острову без всякого успеха, но, наконец, острый запах мякинного хлеба и кислой овчины навел их на след. Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы. Негодованию генералов предела не было.—  Спишь, лежебок!  — накинулись они на него,  — небось и ухом не ведешь, что тут два генерала вторые сутки с голода умирают! сейчас марш работать!
  • Встал мужичина: видит, что генералы строгие. Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него.И зачал он перед ними действовать.Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое. Потом покопался в земле  — и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку  — и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец, развел огонь и напек столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: «Не дать ли и тунеядцу частичку?»Смотрели генералы на эти мужицкие старания, и сердца у них весело играли. Они уже забыли, что вчера чуть не умерли с голоду, а думали: «Вот как оно хорошо быть генералами  — нигде не пропадешь!»—  Довольны ли вы, господа генералы?  — спрашивал между тем мужичина-лежебок.—  Довольны, любезный друг, видим твое усердие!  — отвечали генералы.—  Не позволите ли теперь отдохнуть?—  Отдохни, дружок, только свей прежде веревочку.Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял  — и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег, а сами легли спать. (М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)
Ответ Попав на необитаемый остров, генералы «поникли головами». Ни к чему не приспособленные, всю жизнь прожившие без забот и волнений, они не в состоянии прокормить себя. Только после мысли, что надобно им найти мужика, генералы приходят в себя. К концу отрывка мы видим их уже совершенно довольными жизнью: «сердца у них весело играли», потому что нашелся-таки мужик под их хомут и на необитаемом острове.

Ответ

  • Попав на необитаемый остров, генералы «поникли головами». Ни к чему не приспособленные, всю жизнь прожившие без забот и волнений, они не в состоянии прокормить себя. Только после мысли, что надобно им найти мужика, генералы приходят в себя. К концу отрывка мы видим их уже совершенно довольными жизнью: «сердца у них весело играли», потому что нашелся-таки мужик под их хомут и на необитаемом острове.
Задание 6. Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания  — не менее 70 слов. Какое произведение на актуальную для Вас тему, прочитанное Вами на уроках литературы или самостоятельно, Вы бы посоветовали прочитать друзьям? Почему? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст прочитанного Вами произведения.

Задание 6. Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания  — не менее 70 слов.

  • Какое произведение на актуальную для Вас тему, прочитанное Вами на уроках литературы или самостоятельно, Вы бы посоветовали прочитать друзьям? Почему? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст прочитанного Вами произведения.
Ответ Тема чести и бесчестия, на мой взгляд, актуальна во все времена. В повести Гоголя «Тарас Бульба» эта тема раскрывается на сопоставлении поступков и характеров главных героев: Тараса, Остапа и Андрия.Тарас Бульба   — национальный герой, похож на сказочного (былинного) героя: он героически бьется за веру и товарищество, требует от детей служения Отечеству. Ярче всего его характер и жизненная позиция проявляются в речи о товариществе. Жизнь и гибель Тараса Бульбы Гоголь оценивает как героические. С честью погиб Тарас. С честью прожил свою короткую жизнь Остап, отдав жизнь за Родину, за свободу своего народа. Противопоставляется им Андрий, который обесчестил себя, брата, отца, предав семью, товарищей, Родину.

Ответ

  • Тема чести и бесчестия, на мой взгляд, актуальна во все времена. В повести Гоголя «Тарас Бульба» эта тема раскрывается на сопоставлении поступков и характеров главных героев: Тараса, Остапа и Андрия.Тарас Бульба   — национальный герой, похож на сказочного (былинного) героя: он героически бьется за веру и товарищество, требует от детей служения Отечеству. Ярче всего его характер и жизненная позиция проявляются в речи о товариществе. Жизнь и гибель Тараса Бульбы Гоголь оценивает как героические. С честью погиб Тарас. С честью прожил свою короткую жизнь Остап, отдав жизнь за Родину, за свободу своего народа. Противопоставляется им Андрий, который обесчестил себя, брата, отца, предав семью, товарищей, Родину.
Какое литературное произведение, рассмотренное Вами на уроках литературы в этом учебном году или прочитанное самостоятельно, раскрывает тему добра ? Чему учит это произведение? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного Вами произведения. Ответ. Тема добра раскрывается в сказке Экзюпери «Маленький принц». По-детски просто, но очень правильно звучат жизненные принципы Маленького принца: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» или «Знаешь, чем хороша пустыня?  — Где-то в ней скрываются родники!» В них глубокий смысл: живи, как велит тебе твоё сердце, ищи родники в каждом человеке, и тогда сам будешь жить, как живой родник.Таков Маленький принц, открывающий серьёзному летчику прописные истины: жить надо по-другому: с добром идти в мир и по-доброму видеть и оценивать поступки окружающих.

Какое литературное произведение, рассмотренное Вами на уроках литературы в этом учебном году или прочитанное самостоятельно, раскрывает тему добра ? Чему учит это произведение? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного Вами произведения.

  • Ответ. Тема добра раскрывается в сказке Экзюпери «Маленький принц». По-детски просто, но очень правильно звучат жизненные принципы Маленького принца: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» или «Знаешь, чем хороша пустыня?  — Где-то в ней скрываются родники!» В них глубокий смысл: живи, как велит тебе твоё сердце, ищи родники в каждом человеке, и тогда сам будешь жить, как живой родник.Таков Маленький принц, открывающий серьёзному летчику прописные истины: жить надо по-другому: с добром идти в мир и по-доброму видеть и оценивать поступки окружающих.
Какое литературное произведение о любви, рассмотренное Вами на уроках литературы в этом учебном году или прочитанное самостоятельно, Вы бы посоветовали почитать своим друзьям? Чему учит это произведение? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного Вами произведения. Ответ. В рассказе О. Генри «Дары волхвов» показана, на мой взгляд, настоящая любовь. Делла и Джим любят друг друга нежно и преданно. Они бедны. Каждому из них хочется порадовать друг друга в праздник, и они жертвуют самым ценным, что у них есть, чтобы купить подарок любимому человеку. Герои умеют ставить любимого выше себя самих. В этом и есть проявление настоящего, большого чувства. Я думаю, что современным людям есть чему поучиться у героев О. Генри.

Какое литературное произведение о любви, рассмотренное Вами на уроках литературы в этом учебном году или прочитанное самостоятельно, Вы бы посоветовали почитать своим друзьям? Чему учит это произведение? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного Вами произведения.

  • Ответ. В рассказе О. Генри «Дары волхвов» показана, на мой взгляд, настоящая любовь. Делла и Джим любят друг друга нежно и преданно. Они бедны. Каждому из них хочется порадовать друг друга в праздник, и они жертвуют самым ценным, что у них есть, чтобы купить подарок любимому человеку. Герои умеют ставить любимого выше себя самих. В этом и есть проявление настоящего, большого чувства. Я думаю, что современным людям есть чему поучиться у героев О. Генри.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!