Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе на тему: "Вишнёвый сад", А. П. Чехов»
Антон Павлович Чехов (1860-1904)
Пьеса «Вишнёвый сад»
Пьеса «Вишнёвый сад» последнее драматургическое произведение, в котором А. П. Чехов отдаёт дань своему времени, дворянам и такому обширному понятию, как «имение». Пьеса написана в 1903 г. и поставлена на сцене Московского художественного театра в 1904 г.
Содержание
Композиция и сюжет
Основные образы
Идейно-тематическое содержание
Жанровое своеобразие
Художественные особенности
Художественные средства
Композиция и сюжет
Композиция кольцевая: пьеса начинается приездом Раневской из Парижа и заканчивается её отъездом в Париж.
Экспозиция
Ожидание приезда Раневской из Парижа, описание обстановки в доме, где царит атмосфера отчуждённости и разобщённости.
Завязка
Появление Раневской с дочерью, известие о выставлении имения на торги. Лопахин предлагает выкупить сад, разбить его на участки и сдавать под дачи. Гаев и Раневская не согласны.
Развитие действия
Решается судьба вишнёвого сада и имения Раневской и Гаева, которые живут праздной жизнью и не контролируют свои расходы, тем самым вгоняя себя в ещё большие долги.
Кульминация
За сценой идёт продажа имения и вишнёвого сада Лопахину, на сцене - нелепый бал. (Раневская в ожидании новостей с торгов на последние деньги нанимает оркестр и устраивает танцы, чтобы развеять свою грусть.)
Развязка
Как таковой развязки нет. Неизвестно, что будет с персонажами пьесы дальше и как сложится их жизнь. Все успокаиваются и разъезжаются. Слышны удары топора – вырубают вишнёвый сад, старого слугу Фирса забывают в заколоченном доме.
Основные образы
Характеристика, роль в произведении
Образы
- В прошлом богатая аристократка, привыкшая жить по велению сердца.
- Любит свой сад и имение, но не может их спасти из-за большого количества долгов.
- Больше говорит, чем делает.
- Лучшие черты дворянства превращаются в свои противоположные качества: щедрость - в транжирство, образованность - в пусто-условие, отзывчивость и умение сочувствовать - в слюнтяйство.
- Не приспособилась к жизни в новых условиях.
- Не может принять предложение Лопахина, поскольку будет нарушен многовековой незыблемый миропорядок, в котором звание помещик-как передаётся из поколения в поколение.
Любовь Раневская
Основные образы
Характеристика, роль в произведении
Образы
- Помещик, брат Раневской.
- Как и сестра, склонен к сентиментальности, много говорит, но мало делает.
- Человек старой закалки, идеалист и романтик, не приспособленный к новой жизни.
- Мечтает, что кто-то им оставит богатое наследство, чтобы спасти сад.
- Сентиментален и искренен, может признаться в любви даже шкафу.
Леонид Гаев
- Центральный персонаж.
- Родом из мужицкого сословия.
- Человек с сильно развитой предприимчивостью.
- Купец, стал миллионером благодаря своему чутью и целеустремлённости, уму и образованию.
- Осознаёт ценность и красоту старого сада, но коммерческая жилка переборола, и он уничтожает сад.
Лопахин
Основные образы
Характеристика, роль в произведении
Образы
- Дочь Раневской.
- Поддерживает мать, но увлекается прогрессивными идеями.
- Унаследовала лучшие качества аристократии.
- По-юношески наивна, легко увлеклась идеями Петра Трофимова.
- Предлагает посадить новый сад.
- В паре с Трофимовым олицетворяет новое освободительное поколение России.
Аня Раневская
- Вечный студент и «облезлый барин».
- Бездомный бродяга, мечтающий о всеобщем благе и счастье.
- Много говорит, но ничего не делает для скорейшего наступления светлого будущего.
- Герою не свойственны глубокие чувства к окружающим людями привязанность к месту.
Пётр Трофимов
Основные образы
Символичность персонажей
Прошлое – Гаев, Раневская, Фирс.
Будущее – Аня, Трофимов
Настоящее – Лопахин.
Вишнёвый сад - центральный образ пьесы, который объединяет всех персонажей. Это и конкретный сад, и образ-символ прежней беспечной, богатой жизни дворян. Для Лопахина обладание садом возможность получить прибыль. В пьесе предстаёт образ нового, более роскошного сада: «Вся Россия – наш сад». И этот новый цветущий сад предстоит выращивать молодому поколению.
Идейно-тематическое содержание
Тема: продажа вишнёвого сада - упадок дворянства.
Идея: старое поколение не может вписаться в новую эпоху. Настоящее прагматичное и циничное, разрушает прошлое, а будущее нерешительно, погружено в туманные мечты. Отсутствует связь времён и поколений, поэтому возникает ощущение одиночества.
Неизвестность и тревога перед будущим, ожидание перемен рождают надежду на что-то лучшее. Но какое это лучшее будущее? Вопрос остаётся открытым.
Жанровое своеобразие
- Совмещение комичного и трагичного.
- Главные события происходят за сценой, на сцене – только реакция на эти события.
- Изображение повседневности, мелочей, деталей.
- Смысл слов размыт ,герои часто не понимают друг друга.
Художественные особенности
- Приём умолчания, недосказанности (текст наполнен многоточиями).
- Образы-символы: вишнёвый сад, звук лопнувшей струны, стук топора.
- Интерьер создаёт образ времени.
- Внесценические персонажи и эпизоды расширяют драматическое пространство (аукцион, далёкий Париж).
Драматургия А. П. Чехова отличается особенностью, которую в театральных кругах стали называть «под-водным течением». «Подводное течение» - это под-текст, скрытый смысл, который вводится важными деталями, особым построением диалога или целого эпизода.
Художественные средства
- Историзмы и архаизмы: лакей, барин.
- Просторечные слова: дурака свалял.
- Иностранные слова и заимствования: пардон; ein, zwei, drei.