СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по литературе на тему: "Вишнёвый сад", А. П. Чехов

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе на тему: "Вишнёвый сад", А. П. Чехов»

Антон Павлович Чехов (1860-1904) Пьеса «Вишнёвый сад» Пьеса «Вишнёвый сад» последнее драматургическое произведение, в котором А. П. Чехов отдаёт дань своему времени, дворянам и такому обширному понятию, как «имение». Пьеса написана в 1903 г. и поставлена на сцене Московского художественного театра в 1904 г.

Антон Павлович Чехов (1860-1904)

Пьеса «Вишнёвый сад»

Пьеса «Вишнёвый сад» последнее драматургическое произведение, в котором А. П. Чехов отдаёт дань своему времени, дворянам и такому обширному понятию, как «имение». Пьеса написана в 1903 г. и поставлена на сцене Московского художественного театра в 1904 г.

Содержание Композиция и сюжет Основные образы Идейно-тематическое содержание Жанровое своеобразие Художественные особенности Художественные средства

Содержание

Композиция и сюжет

Основные образы

Идейно-тематическое содержание

Жанровое своеобразие

Художественные особенности

Художественные средства

Композиция и сюжет Композиция кольцевая: пьеса начинается приездом Раневской из Парижа и заканчивается её отъездом в Париж. Экспозиция Ожидание приезда Раневской из Парижа, описание обстановки в доме, где царит атмосфера отчуждённости и разобщённости. Завязка Появление Раневской с дочерью, известие о выставлении имения на торги. Лопахин предлагает выкупить сад, разбить его на участки и сдавать под дачи. Гаев и Раневская не согласны. Развитие действия Решается судьба вишнёвого сада и имения Раневской и Гаева, которые живут праздной жизнью и не контролируют свои расходы, тем самым вгоняя себя в ещё большие долги. Кульминация За сценой идёт продажа имения и вишнёвого сада Лопахину, на сцене - нелепый бал. (Раневская в ожидании новостей с торгов на последние деньги нанимает оркестр и устраивает танцы, чтобы развеять свою грусть.) Развязка Как таковой развязки нет. Неизвестно, что будет с персонажами пьесы дальше и как сложится их жизнь. Все успокаиваются и разъезжаются. Слышны удары топора – вырубают вишнёвый сад, старого слугу Фирса забывают в заколоченном доме.

Композиция и сюжет

Композиция кольцевая: пьеса начинается приездом Раневской из Парижа и заканчивается её отъездом в Париж.

Экспозиция

Ожидание приезда Раневской из Парижа, описание обстановки в доме, где царит атмосфера отчуждённости и разобщённости.

Завязка

Появление Раневской с дочерью, известие о выставлении имения на торги. Лопахин предлагает выкупить сад, разбить его на участки и сдавать под дачи. Гаев и Раневская не согласны.

Развитие действия

Решается судьба вишнёвого сада и имения Раневской и Гаева, которые живут праздной жизнью и не контролируют свои расходы, тем самым вгоняя себя в ещё большие долги.

Кульминация

За сценой идёт продажа имения и вишнёвого сада Лопахину, на сцене - нелепый бал. (Раневская в ожидании новостей с торгов на последние деньги нанимает оркестр и устраивает танцы, чтобы развеять свою грусть.)

Развязка

Как таковой развязки нет. Неизвестно, что будет с персонажами пьесы дальше и как сложится их жизнь. Все успокаиваются и разъезжаются. Слышны удары топора – вырубают вишнёвый сад, старого слугу Фирса забывают в заколоченном доме.

Основные образы Характеристика, роль в произведении Образы В прошлом богатая аристократка, привыкшая жить по велению сердца. Любит свой сад и имение, но не может их спасти из-за большого количества долгов. Больше говорит, чем делает. Лучшие черты дворянства превращаются в свои противоположные качества: щедрость - в транжирство, образованность - в пусто-условие, отзывчивость и умение сочувствовать - в слюнтяйство. Не приспособилась к жизни в новых условиях. Не может принять предложение Лопахина, поскольку будет нарушен многовековой незыблемый миропорядок, в котором звание помещик-как передаётся из поколения в поколение. Любовь Раневская

Основные образы

Характеристика, роль в произведении

Образы

  • В прошлом богатая аристократка, привыкшая жить по велению сердца.
  • Любит свой сад и имение, но не может их спасти из-за большого количества долгов.
  • Больше говорит, чем делает.
  • Лучшие черты дворянства превращаются в свои противоположные качества: щедрость - в транжирство, образованность - в пусто-условие, отзывчивость и умение сочувствовать - в слюнтяйство.
  • Не приспособилась к жизни в новых условиях.
  • Не может принять предложение Лопахина, поскольку будет нарушен многовековой незыблемый миропорядок, в котором звание помещик-как передаётся из поколения в поколение.

Любовь Раневская

Основные образы Характеристика, роль в произведении Образы Помещик, брат Раневской. Как и сестра, склонен к сентиментальности, много говорит, но мало делает. Человек старой закалки, идеалист и романтик, не приспособленный к новой жизни. Мечтает, что кто-то им оставит богатое наследство, чтобы спасти сад. Сентиментален и искренен, может признаться в любви даже шкафу. Леонид Гаев Центральный персонаж. Родом из мужицкого сословия. Человек с сильно развитой предприимчивостью. Купец, стал миллионером благодаря своему чутью и целеустремлённости, уму и образованию. Осознаёт ценность и красоту старого сада, но коммерческая жилка переборола, и он уничтожает сад. Лопахин

Основные образы

Характеристика, роль в произведении

Образы

  • Помещик, брат Раневской.
  • Как и сестра, склонен к сентиментальности, много говорит, но мало делает.
  • Человек старой закалки, идеалист и романтик, не приспособленный к новой жизни.
  • Мечтает, что кто-то им оставит богатое наследство, чтобы спасти сад.
  • Сентиментален и искренен, может признаться в любви даже шкафу.

Леонид Гаев

  • Центральный персонаж.
  • Родом из мужицкого сословия.
  • Человек с сильно развитой предприимчивостью.
  • Купец, стал миллионером благодаря своему чутью и целеустремлённости, уму и образованию.
  • Осознаёт ценность и красоту старого сада, но коммерческая жилка переборола, и он уничтожает сад.

Лопахин

Основные образы Характеристика, роль в произведении Образы Дочь Раневской. Поддерживает мать, но увлекается прогрессивными идеями. Унаследовала лучшие качества аристократии. По-юношески наивна, легко увлеклась идеями Петра Трофимова. Предлагает посадить новый сад. В паре с Трофимовым олицетворяет новое освободительное поколение России. Аня Раневская Вечный студент и «облезлый барин». Бездомный бродяга, мечтающий о всеобщем благе и счастье. Много говорит, но ничего не делает для скорейшего наступления светлого будущего. Герою не свойственны глубокие чувства к окружающим людями привязанность к месту. Пётр Трофимов

Основные образы

Характеристика, роль в произведении

Образы

  • Дочь Раневской.
  • Поддерживает мать, но увлекается прогрессивными идеями.
  • Унаследовала лучшие качества аристократии.
  • По-юношески наивна, легко увлеклась идеями Петра Трофимова.
  • Предлагает посадить новый сад.
  • В паре с Трофимовым олицетворяет новое освободительное поколение России.

Аня Раневская

  • Вечный студент и «облезлый барин».
  • Бездомный бродяга, мечтающий о всеобщем благе и счастье.
  • Много говорит, но ничего не делает для скорейшего наступления светлого будущего.
  • Герою не свойственны глубокие чувства к окружающим людями привязанность к месту.

Пётр Трофимов

Основные образы Символичность персонажей Прошлое – Гаев, Раневская, Фирс. Будущее – Аня, Трофимов Настоящее – Лопахин. Вишнёвый сад - центральный образ пьесы, который объединяет всех персонажей. Это и конкретный сад, и образ-символ прежней беспечной, богатой жизни дворян. Для Лопахина обладание садом возможность получить прибыль. В пьесе предстаёт образ нового, более роскошного сада: «Вся Россия – наш сад». И этот новый цветущий сад предстоит выращивать молодому поколению.

Основные образы

Символичность персонажей

Прошлое – Гаев, Раневская, Фирс.

Будущее – Аня, Трофимов

Настоящее – Лопахин.

Вишнёвый сад - центральный образ пьесы, который объединяет всех персонажей. Это и конкретный сад, и образ-символ прежней беспечной, богатой жизни дворян. Для Лопахина обладание садом возможность получить прибыль. В пьесе предстаёт образ нового, более роскошного сада: «Вся Россия – наш сад». И этот новый цветущий сад предстоит выращивать молодому поколению.

Идейно-тематическое содержание Тема: продажа вишнёвого сада - упадок дворянства. Идея: старое поколение не может вписаться в новую эпоху. Настоящее прагматичное и циничное, разрушает прошлое, а будущее нерешительно, погружено в туманные мечты. Отсутствует связь времён и поколений, поэтому возникает ощущение одиночества. Неизвестность и тревога перед будущим, ожидание перемен рождают надежду на что-то лучшее. Но какое это лучшее будущее? Вопрос остаётся открытым.

Идейно-тематическое содержание

Тема: продажа вишнёвого сада - упадок дворянства.

Идея: старое поколение не может вписаться в новую эпоху. Настоящее прагматичное и циничное, разрушает прошлое, а будущее нерешительно, погружено в туманные мечты. Отсутствует связь времён и поколений, поэтому возникает ощущение одиночества.

Неизвестность и тревога перед будущим, ожидание перемен рождают надежду на что-то лучшее. Но какое это лучшее будущее? Вопрос остаётся открытым.

Жанровое своеобразие Совмещение комичного и трагичного. Главные события происходят за сценой, на сцене – только реакция на эти события. Изображение повседневности, мелочей, деталей. Смысл слов размыт ,герои часто не понимают друг друга.

Жанровое своеобразие

  • Совмещение комичного и трагичного.
  • Главные события происходят за сценой, на сцене – только реакция на эти события.
  • Изображение повседневности, мелочей, деталей.
  • Смысл слов размыт ,герои часто не понимают друг друга.
Художественные особенности Приём умолчания, недосказанности (текст наполнен многоточиями). Образы-символы: вишнёвый сад, звук лопнувшей струны, стук топора. Интерьер создаёт образ времени. Внесценические персонажи и эпизоды расширяют драматическое пространство (аукцион, далёкий Париж). Драматургия А. П. Чехова отличается особенностью, которую в театральных кругах стали называть «под-водным течением». «Подводное течение» - это под-текст, скрытый смысл, который вводится важными деталями, особым построением диалога или целого эпизода.

Художественные особенности

  • Приём умолчания, недосказанности (текст наполнен многоточиями).
  • Образы-символы: вишнёвый сад, звук лопнувшей струны, стук топора.
  • Интерьер создаёт образ времени.
  • Внесценические персонажи и эпизоды расширяют драматическое пространство (аукцион, далёкий Париж).

Драматургия А. П. Чехова отличается особенностью, которую в театральных кругах стали называть «под-водным течением». «Подводное течение» - это под-текст, скрытый смысл, который вводится важными деталями, особым построением диалога или целого эпизода.

Художественные средства Историзмы и архаизмы: лакей, барин. Просторечные слова: дурака свалял. Иностранные слова и заимствования: пардон; ein, zwei, drei.

Художественные средства

  • Историзмы и архаизмы: лакей, барин.
  • Просторечные слова: дурака свалял.
  • Иностранные слова и заимствования: пардон; ein, zwei, drei.