СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по литературе в 5 классе на тему "Устное народное творчество"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Устное народное творчество — это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение. Это словесность в жанрах: народный эпос (мифы), пословицы, поговорки, загадки, частушки, сказки, песни и др.

 

Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе в 5 классе на тему "Устное народное творчество"»

Цели урока: Познакомить с термином «фольклор». Познакомить с жанрами фольклора: Происхождение и природа загадок Мудрость, поучительный смысл и совершенство форм пословиц и поговорок . Их сходство и различие между собой. Группы, сюжет, герои и события сказок .

Цели урока:

  • Познакомить с термином «фольклор».
  • Познакомить с жанрами фольклора:
  • Происхождение и природа загадок
  • Мудрость, поучительный смысл и совершенство форм пословиц и поговорок . Их сходство и различие между собой.
  • Группы, сюжет, герои и события сказок .
(англ. folk . – «народ», lore – «знание») – народная мудрость. 1845 г. – англ. учёный  У. Дж. Томс

(англ. folk . – «народ», lore – «знание») – народная мудрость.

1845 г. – англ. учёный

У. Дж. Томс

Народное Автор - народ Устное Творчество Из уст в уста Жанры :  Песни  сказки загадки пословицы былины Контакт исполнителя со слушателем Опора на традиции Сочетание с элементами других видов искусств

Народное

Автор - народ

Устное

Творчество

Из уст в уста

Жанры :

Песни

сказки

загадки

пословицы

былины

Контакт исполнителя со слушателем

Опора на традиции

Сочетание с элементами других видов искусств

Метафора. Меж двух светил  Я в середине один. 2. Олицетворение. Кланяется, кланяется -  Придет домой – растянется. 3. Звуковой образ, Зубастый зверёк звукоподражание. Грызёт с визгом дубок. 4. Прямое сравнение. Пять ларчиков –  Пять чуланчиков.
  • Метафора. Меж двух светил

Я в середине один.

2. Олицетворение. Кланяется, кланяется -

Придет домой – растянется.

3. Звуковой образ, Зубастый зверёк

звукоподражание. Грызёт с визгом дубок.

4. Прямое сравнение. Пять ларчиков –

Пять чуланчиков.

5. Отрицательное сравнение. Чёрен, да не ворон  Рогат, да не бык  Шесть ног без копыт,  Летит – воет,  Падёт – землю роет. 6. Образное описание признаков неназванного предмета (по внешнему виду или действию).  Красненька, кругленька,  Листочки продолговатеньки. 7. Прямой вопрос. Кто бежит без провода?

5. Отрицательное сравнение. Чёрен, да не ворон

Рогат, да не бык

Шесть ног без копыт,

Летит – воет,

Падёт – землю роет.

6. Образное описание признаков неназванного предмета (по внешнему виду или действию).

Красненька, кругленька,

Листочки продолговатеньки.

7. Прямой вопрос. Кто бежит без провода?

Сильнее солнца, Слабее ветра Ног нет, а идёт, Глаз нет, а плачет. Посмотри на колобок, Он румян и краснобок. Но не рви его до срока- От него не будет прока.

Сильнее солнца,

Слабее ветра

Ног нет, а идёт,

Глаз нет, а плачет.

Посмотри на колобок,

Он румян и краснобок.

Но не рви его до срока-

От него не будет прока.

Пословица – это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл (любишь кататься – люби и саночки возить). Поговорки – это яркие, бойкие народные выражения, дающие меткую оценку событию, поступку, человеку (как кур вощи).

Пословица – это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл (любишь кататься – люби и саночки возить).

Поговорки – это яркие, бойкие народные выражения, дающие меткую оценку событию, поступку, человеку (как кур вощи).

Семь раз отмерь  …   один раз отрежь Поспешишь ...   людей насмешишь Ум хорошо …   а два лучше Дело мастера …   боится Друзья познаются  …   в беде
  • Семь раз отмерь …

один раз отрежь

  • Поспешишь ...

людей насмешишь

  • Ум хорошо …

а два лучше

  • Дело мастера …

боится

  • Друзья познаются …

в беде

волшебные О животных бытовые

волшебные

О животных

бытовые

Вымысел, занимательность, поучительность Основная мысль Борьба добра со злом.  Борьба ума с глупостью.  Борьба справедливости с подлостью.

Вымысел, занимательность, поучительность

Основная мысль

Борьба добра со злом.

Борьба ума с глупостью.

Борьба справедливости с подлостью.

Присказка . Её цель – привлечь внимание слушателей. Зачин (переносит нас в сказочный мир). Концовка (в ней заключён вывод). Использование  устойчивых сочетаний (формул): Обращения («Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом…» Повторы («жили - жили»). Постоянные эпитеты (образные определения). Гиперболы (преувеличения). Помощь  чудесных помощников (ковёр-самолёт, сапоги-скороходы).
  • Присказка . Её цель – привлечь внимание слушателей.
  • Зачин (переносит нас в сказочный мир).
  • Концовка (в ней заключён вывод).
  • Использование устойчивых сочетаний (формул):
  • Обращения («Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом…»
  • Повторы («жили - жили»).
  • Постоянные эпитеты (образные определения).
  • Гиперболы (преувеличения).
  • Помощь чудесных помощников (ковёр-самолёт, сапоги-скороходы).
положительные отрицательные

положительные

отрицательные

Рассказывай медленно, плавно. Сохраняй приметы волшебной сказки: сказочные обороты, формулы, повторы слов, синонимичных выражений, постоянные эпитеты, сказочное число «три». Повествуй не монотонно. Действие в сказке то замедляется, то убыстряется, повторяется трижды, развивается по нарастающей. Начинай с присказки, завершай концовкой.
  • Рассказывай медленно, плавно.
  • Сохраняй приметы волшебной сказки: сказочные обороты, формулы, повторы слов, синонимичных выражений, постоянные эпитеты, сказочное число «три».
  • Повествуй не монотонно. Действие в сказке то замедляется, то убыстряется, повторяется трижды, развивается по нарастающей.
  • Начинай с присказки, завершай концовкой.
Задание: вспомните название сказок по их началу и определите жанр. 1. «Жили-были дед и баба. Дед говорит бабе: «Ты пеки пироги, а я поеду за рыбой». Наловил рыбы и везёт домой целый воз. Вот едет он и видит: лежит на дороге лисичка, не шевелится…»

Задание: вспомните название сказок по их началу и определите жанр.

1. «Жили-были дед и баба. Дед говорит бабе: «Ты пеки пироги, а я поеду за рыбой». Наловил рыбы и везёт домой целый воз. Вот едет он и видит: лежит на дороге лисичка, не шевелится…»

2. «Жили были старик со старухой. А у них дочка да сынок маленький. Вот уезжают родители в город и дочке говорят: «Будь умницей, береги братца, не ходи со двора. Мы тебе гостинцев привезём…»

2. «Жили были старик со старухой. А у них дочка да сынок маленький. Вот уезжают родители в город и дочке говорят: «Будь умницей, береги братца, не ходи со двора. Мы тебе гостинцев привезём…»

3. «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич. Говорит им царь таково слово: «Дети мои милые, возьмите себе по стреле, натяните тугие луки и пустите их в разные стороны…»

3. «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич. Говорит им царь таково слово: «Дети мои милые, возьмите себе по стреле, натяните тугие луки и пустите их в разные стороны…»

П Б Ч З А А Определите названия жанров устного народного творчества.

П

Б

Ч

З

А

А

Определите названия жанров устного народного творчества.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!