Устное народное творчество — это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение. Это словесность в жанрах: народный эпос (мифы), пословицы, поговорки, загадки, частушки, сказки, песни и др.
Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе в 5 классе на тему "Устное народное творчество"»
Цели урока:
- Познакомить с термином «фольклор».
- Познакомить с жанрами фольклора:
- Происхождение и природа загадок
- Мудрость, поучительный смысл и совершенство форм пословиц и поговорок . Их сходство и различие между собой.
- Группы, сюжет, герои и события сказок .
(англ. folk . – «народ», lore – «знание») – народная мудрость.
1845 г. – англ. учёный
У. Дж. Томс
Народное
Автор - народ
Устное
Творчество
Из уст в уста
Жанры :
Песни
сказки
загадки
пословицы
былины
Контакт исполнителя со слушателем
Опора на традиции
Сочетание с элементами других видов искусств
- Метафора. Меж двух светил
Я в середине один.
2. Олицетворение. Кланяется, кланяется -
Придет домой – растянется.
3. Звуковой образ, Зубастый зверёк
звукоподражание. Грызёт с визгом дубок.
4. Прямое сравнение. Пять ларчиков –
Пять чуланчиков.
5. Отрицательное сравнение. Чёрен, да не ворон
Рогат, да не бык
Шесть ног без копыт,
Летит – воет,
Падёт – землю роет.
6. Образное описание признаков неназванного предмета (по внешнему виду или действию).
Красненька, кругленька,
Листочки продолговатеньки.
7. Прямой вопрос. Кто бежит без провода?
Сильнее солнца,
Слабее ветра
Ног нет, а идёт,
Глаз нет, а плачет.
Посмотри на колобок,
Он румян и краснобок.
Но не рви его до срока-
От него не будет прока.
Пословица – это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл (любишь кататься – люби и саночки возить).
Поговорки – это яркие, бойкие народные выражения, дающие меткую оценку событию, поступку, человеку (как кур вощи).
один раз отрежь
людей насмешишь
а два лучше
боится
в беде
волшебные
О животных
бытовые
Вымысел, занимательность, поучительность
Основная мысль
Борьба добра со злом.
Борьба ума с глупостью.
Борьба справедливости с подлостью.
- Присказка . Её цель – привлечь внимание слушателей.
- Зачин (переносит нас в сказочный мир).
- Концовка (в ней заключён вывод).
- Использование устойчивых сочетаний (формул):
- Обращения («Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом…»
- Повторы («жили - жили»).
- Постоянные эпитеты (образные определения).
- Гиперболы (преувеличения).
- Помощь чудесных помощников (ковёр-самолёт, сапоги-скороходы).
положительные
отрицательные
- Рассказывай медленно, плавно.
- Сохраняй приметы волшебной сказки: сказочные обороты, формулы, повторы слов, синонимичных выражений, постоянные эпитеты, сказочное число «три».
- Повествуй не монотонно. Действие в сказке то замедляется, то убыстряется, повторяется трижды, развивается по нарастающей.
- Начинай с присказки, завершай концовкой.
Задание: вспомните название сказок по их началу и определите жанр.
1. «Жили-были дед и баба. Дед говорит бабе: «Ты пеки пироги, а я поеду за рыбой». Наловил рыбы и везёт домой целый воз. Вот едет он и видит: лежит на дороге лисичка, не шевелится…»
2. «Жили были старик со старухой. А у них дочка да сынок маленький. Вот уезжают родители в город и дочке говорят: «Будь умницей, береги братца, не ходи со двора. Мы тебе гостинцев привезём…»
3. «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич. Говорит им царь таково слово: «Дети мои милые, возьмите себе по стреле, натяните тугие луки и пустите их в разные стороны…»
П
Б
Ч
З
А
А
Определите названия жанров устного народного творчества.