СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал к урокам литературы в 5 классе "Устное народное творчество"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал содержит презентацию к урокам литературы в 5 классе "Устное народное творчество". В презентации можно прослушать три песни устного народного творчества разных жанров, подобрать задания для учащихся. Презентация может быть использована как электронное учебное пособие для самостоятельного изучения учащимися данной темы.

Просмотр содержимого презентации
«Русский фольклор»

Русский фольклор Наша песня – паренье степного орла, Материнская ласка и стон мужика. Наша песня мечты всех веков вобрала И сама стала мудрой, как седые века. А. Васильев

Русский фольклор

Наша песня – паренье степного орла,

Материнская ласка и стон мужика.

Наша песня мечты всех веков вобрала

И сама стала мудрой, как седые века.

А. Васильев

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ БЫТОВЫЕ

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ

СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ

БЫТОВЫЕ

  • Исторические и разбойничьи;
  • Тюремные;
  • Ямщицкие и чумацкие»
  • Солдатские
  • ЛЮБОВНЫЕ;
  • СЕМЕЙНЫЕ;
  • ХОРОВОДНЫЕ, ИГРОВЫЕ;
  • ОБРЯДОВЫЕ;
  • ПЛЯСОВЫЕ, ШУТОЧНЫЕ
Исторические песни

Исторические песни

  • возникли в период борьбы с татарским игом ( XIII-XIVв), как отклик на события общественной и военной истории;
  • в исторической песне речь идет о каком-нибудь реальном, действительно  имевшим место в истории событии;
  • исторические песни продуктивно развивались на протяжении XVII века - времени борьбы народа с крепостничеством, крестьянских и городских восстаний;
  • в песнях отражена национально-освободительная борьба против иностранной интервенции и период Второй крестьянской войны под предводительством Степана Разина.
Идейно-художественное  содержание песни На заре то было, братцы, на утренней, На восходе красного солнышка, На закате светлого месяца. Не сокол летал по поднебесью, Ясаул гулял по насадику. Он гулял, гулял, погуливал, Добрых молодцов побуживал: «Вы вставайте, добры молодцы, Пробужайтесь, казаки донски! Нездорово на Дону у нас, Помутился славный тихой Дон Со вершины до черна моря, До черна моря Азовского, Помешался весь казачий круг, Атамана больше нет у нас, Нет Степана Тимофеевича, По прозванию Стеньки Разина. Поймали добра молодца, Завязали руки белые, Повезли во каменну Москву И на славной Красной площади Отрубили буйну голову».  Вопросы и задания: Определите тему и основную мысль песни. Какую печальную новость принес есаул? С помощью каких уже известных вам художественных средств передается печаль из-за утраты атамана? Найдите в тексте поэтический параллелизм и определите его роль.

Идейно-художественное содержание песни

На заре то было, братцы, на утренней,

На восходе красного солнышка,

На закате светлого месяца.

Не сокол летал по поднебесью,

Ясаул гулял по насадику.

Он гулял, гулял, погуливал,

Добрых молодцов побуживал:

«Вы вставайте, добры молодцы,

Пробужайтесь, казаки донски!

Нездорово на Дону у нас,

Помутился славный тихой Дон

Со вершины до черна моря,

До черна моря Азовского,

Помешался весь казачий круг,

Атамана больше нет у нас,

Нет Степана Тимофеевича,

По прозванию Стеньки Разина.

Поймали добра молодца,

Завязали руки белые,

Повезли во каменну Москву

И на славной Красной площади

Отрубили буйну голову».

Вопросы и задания:

  • Определите тему и основную мысль песни.
  • Какую печальную новость принес есаул?
  • С помощью каких уже известных вам художественных средств передается печаль из-за утраты атамана?
  • Найдите в тексте поэтический параллелизм и определите его роль.

Поэтический параллелизм (от гр. parallelos – идущий рядом) – сопоставление. В песнях, построенных по принципу параллелизма, в начале дается природная, символическая картина, а за тем следует картина-образ из человеческой жизни.

Поэтический параллелизм

(от гр. parallelos – идущий рядом) – сопоставление. В песнях, построенных по принципу параллелизма, в начале дается природная, символическая картина, а за тем следует картина-образ из человеческой жизни.

В цикле песен о Степане Разине нет прямого описания тяжелого положения угнетённого народа, целей народного восстания.  Песни пугачёвского цикла описывают весь ход восстания в целом и характеризуют социальные группы, поддерживающие Пугачёва.  Большая часть народных песен, что свойственно и песням о Пугачёве, написана белым стихом.

В цикле песен о Степане Разине нет прямого описания тяжелого положения угнетённого народа, целей народного восстания.

Песни пугачёвского цикла описывают весь ход восстания в целом и характеризуют социальные группы, поддерживающие Пугачёва.

Большая часть народных песен, что свойственно и песням о Пугачёве, написана белым стихом.

Белый стих – нерифмованный стих. Окончания, где обычно помещается рифма, остаются в звуковом отношении не заполненными, то есть «белыми».

Белый стих – нерифмованный стих. Окончания, где обычно помещается рифма, остаются в звуковом отношении не заполненными, то есть «белыми».

Ещё первой мой товарищ – тёмная ночь; Не шуми, мати, зеленая дубровушка, А второй мой товарищ – булатный нож; Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати! Что за утро мне, доброму молодцу, в допрос идти, А как третий-то мой товарищ – то мой добрый конь; Перед грозного судью – самого царя. А четвёртый мой товарищ – то тугой лук; Ещё станет государь-царь меня спрашивать: Что рассыльщики мои – то калёны стрелы». «И скажи, скажи, детинушка, крестьянский сын, Что восговорит надежа православный царь: Уж как с кем ты воровал, с кем разбой держал, «Исполать тебе, детинушка, крестьянский сын, Что умел ты воровать, умел ответ держать! Ещё много ли с тобой было товарищей?» «Я скажу тебе, надежа православный царь, Я за то тебе, детинушка, пожалую Сее правду скажу тебе, всю истинну, Среди поля хоромами высокими, Что товарищей у меня было четверо: Что двумя ли столбами с перекладиной!»

Ещё первой мой товарищ – тёмная ночь;

Не шуми, мати, зеленая дубровушка,

А второй мой товарищ – булатный нож;

Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати!

Что за утро мне, доброму молодцу, в допрос идти,

А как третий-то мой товарищ – то мой добрый конь;

Перед грозного судью – самого царя.

А четвёртый мой товарищ – то тугой лук;

Ещё станет государь-царь меня спрашивать:

Что рассыльщики мои – то калёны стрелы».

«И скажи, скажи, детинушка, крестьянский сын,

Что восговорит надежа православный царь:

Уж как с кем ты воровал, с кем разбой держал,

«Исполать тебе, детинушка, крестьянский сын,

Что умел ты воровать, умел ответ держать!

Ещё много ли с тобой было товарищей?»

«Я скажу тебе, надежа православный царь,

Я за то тебе, детинушка, пожалую

Сее правду скажу тебе, всю истинну,

Среди поля хоромами высокими,

Что товарищей у меня было четверо:

Что двумя ли столбами с перекладиной!»

Подведение итогов:

Подведение итогов:

  • Почему песни получили название «исторические»?
  • Что вы узнали из песен о реально существовавших народных героях?
  • Какие художественные средства помогают создать особое состояние песни?
  • Как создатели песен относятся к тем, о ком поют?
  • Чем вам понравились исторические песни?
Лирическая народная песня – переплетение скорби и радости, любви и тревоги, душевной щедрости и красоты народы. П. Киреевский

Лирическая народная песня – переплетение скорби и радости, любви и тревоги, душевной щедрости и красоты народы.

П. Киреевский

Лирические песни – это жанр фольклора, который сформировался в XVI веке в Московской Руси.   Лирическая песня позволяет в полной мере представить внутренний мир русского человека.   В песне слились воедино слово и музыка. Слово несет информацию, музыка создает тон, влияет на то или иное настроение.   На вопрос о возникновении лирических песен до сих пор нет однозначного ответа

Лирические песни – это жанр фольклора, который сформировался в XVI веке в Московской Руси.

Лирическая песня позволяет в полной мере представить внутренний мир русского человека.

В песне слились воедино слово и музыка. Слово несет информацию, музыка создает тон, влияет на то или иное настроение.

На вопрос о возникновении лирических песен до сих пор нет однозначного ответа

ПРИЧИТАНИЯ не обрядовые: Обрядовые:  рекрутские  похоронные; свадебные   Причитания создавались женщинами, оплакивающими свою судьбу или судьбу близких, а также смерть близких (вопленицы, плачеи, плакальщицы).   Насыщенные, яркие причитания олонецкой вопленицы 19 века Ирины Федосовой обладали высокими художественными достоинствами. Ее талантом восхищался Горький, а Некрасов использовал плачи Федосовой в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

ПРИЧИТАНИЯ

не обрядовые:

Обрядовые:

  • рекрутские
  • похоронные;
  • свадебные

Причитания создавались женщинами, оплакивающими свою судьбу или судьбу близких, а также смерть близких (вопленицы, плачеи, плакальщицы).

Насыщенные, яркие причитания олонецкой вопленицы 19 века Ирины Федосовой обладали высокими художественными достоинствами. Ее талантом восхищался Горький, а Некрасов использовал плачи Федосовой в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Федосова Ирина Андреевна (1831—10[22].07.1899), народная сказительница. Родилась в. Олонецкой губернии. Уже «восьми год знала, на какую полосу сколько сиять». С юности прославилась по всему Заонежью как мастерица «водить свадьбы».  «При Ирине Федосовой, — сообщал Е. В. Барсов, — всегда состоял хор подголосниц. Девушки-подростки лет 10-ти уже научались прислушиваться к ее плачу, а затем лет в 15—16 поступали в хор и становились подголосницами. Быть в ее хоре считалось в округе делом почетным и неустыдным. Оплачивался не только труд вопленицы, но вознаграждался и труд подголосниц, теми или иными подарками. Хор Ирины Федосовой в совершенстве усвоил ее поэтический язык и построение стихов. Стоило ей произнести три слога, и хор уже знал все дальнейшие слова и пел вместе с нею».

Федосова Ирина Андреевна (1831—10[22].07.1899), народная сказительница. Родилась в. Олонецкой губернии. Уже «восьми год знала, на какую полосу сколько сиять». С юности прославилась по всему Заонежью как мастерица «водить свадьбы».

«При Ирине Федосовой, — сообщал Е. В. Барсов, — всегда состоял хор подголосниц. Девушки-подростки лет 10-ти уже научались прислушиваться к ее плачу, а затем лет в 15—16 поступали в хор и становились подголосницами. Быть в ее хоре считалось в округе делом почетным и неустыдным. Оплачивался не только труд вопленицы, но вознаграждался и труд подголосниц, теми или иными подарками. Хор Ирины Федосовой в совершенстве усвоил ее поэтический язык и построение стихов. Стоило ей произнести три слога, и хор уже знал все дальнейшие слова и пел вместе с нею».

Идейно-художественное содержание песни  Ах вы, ветры, ветры буйные,  Ветры буйные, залетные,  Принесите вы мне весточку  От родной моей сторонушки!  Там так ярко солнце красное,  Там свежи луга зеленые,  Там родная Волга-матушка,  Там звучна так песнь разгульная!..  Скучно, душно, ветры буйные,  Жить в темнице разукрашенной,  Видеть небо всё туманное,  Слышать песни всё зловещие.  Всюду светит солнце красное,  Есть повсюду люди добрые,  Но нигде нет другой родины,  Нет нигде ее радушия.  Разнесите, ветры буйные,  Грусть-тоску мою, кручинушку,  Успокойте сердце бедное, -  Всё изныло в злой неволюшке.  Так и рвется горемышное!  Скучно, горько на чужбине жить!  Посмотрел бы хоть на родину,  Хоть взглянул бы на родимый кров.  Вопросы и задания: Каким настроением проникнута песня? С помощью каких поэтических символов передается это настроение? Какие синонимы подчеркивают тревогу лирической героини? Какова тема и основная мысль произведение? Найдите в песне параллелизм. Определите его роль.

Идейно-художественное

содержание песни

Ах вы, ветры, ветры буйные,

Ветры буйные, залетные,

Принесите вы мне весточку

От родной моей сторонушки!

Там так ярко солнце красное,

Там свежи луга зеленые,

Там родная Волга-матушка,

Там звучна так песнь разгульная!..

Скучно, душно, ветры буйные,

Жить в темнице разукрашенной,

Видеть небо всё туманное,

Слышать песни всё зловещие.

Всюду светит солнце красное,

Есть повсюду люди добрые,

Но нигде нет другой родины,

Нет нигде ее радушия.

Разнесите, ветры буйные,

Грусть-тоску мою, кручинушку,

Успокойте сердце бедное, -

Всё изныло в злой неволюшке.

Так и рвется горемышное!

Скучно, горько на чужбине жить!

Посмотрел бы хоть на родину,

Хоть взглянул бы на родимый кров.

Вопросы и задания:

  • Каким настроением проникнута песня?
  • С помощью каких поэтических символов передается это настроение?
  • Какие синонимы подчеркивают тревогу лирической героини?
  • Какова тема и основная мысль произведение?
  • Найдите в песне параллелизм. Определите его роль.

Прослушайте русскую народную песню «Не кукуй, кукушечка».  Найдите в ней образы-символы и подумайте, какова их роль.

Прослушайте русскую народную песню «Не кукуй, кукушечка». Найдите в ней образы-символы и подумайте, какова их роль.

Итог урока

Итог урока

  • Какие жанры народных песен вам известны?
  • Какие стороны народной жизни нашли отражения в исторических песнях?
  • Какова тематика лирических песен?
  • Все народные песни написаны белым стихом. Почему рифма не главное в народных песнях?
  • В чем отличие лирических песен от исторических?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!