Художники В.М. Васнецов и И.Я. Билибин
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу
«Устное народное творчество»
Школа России
Литературное чтение
3 класс
НАЧИНАЕТСЯ
УРОК!
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы!
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Начнем урок с хорошего настроения, как у нашего солнышка.
Руки?
-На месте!
Ноги?
-На месте!
Локти?
- У края!
Спинка?
- Прямая!
Речевая разминка
Альбом для рисования
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Все, что его интересует.
Все вызывает интерес:
Далекий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски...
Все нарисуем! Были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле.
В. Берестов
Д/з
Повторить и подготовиться к проверке знаний по разделу «Устное народное творчество» (с.13-49).
Сегодня на уроке познакомимся с художниками – иллюстраторами:
В.М. Васнецовым и
c И.Я. Билибиным.
Будет проверка знаний по разделу «Русское народное творчество».
Работа по теме урока с. 56
Работа по теме урока с. 57
Художник с детства проникался поэзией народных сказок, преданий и поверий, красотой народного искусства, красочной обрядовой стороной быта. Он воспринимал природу как одушевленное существо. Именно детство заложило нравственно-духовные основы личности художника.
Васнецов Виктор
Михайлович. «Богатырь»
Васнецов Виктор Михайлович. «Алёнушка»
Васнецов Виктор Михайлович. «Богатыри»
Васнецов Виктор Михайлович. «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем»
Васнецов Виктор Михайлович. «Богатырский скок»
Васнецов Виктор Михайлович. «Баян»
Васнецов Виктор Михайлович. «Снегурочка»
Варяги. 1909.
Известность И. Я. Билибину принесли иллюстрации к русским народным сказкам, издававшимся для детей: "Царевна-лягушка" (1901), "Василиса Прекрасная" (1902), "Марья Моревна" (1903). За ними последовали иллюстрации к другим сказкам, былинам, а также к сказкам А.С. Пушкина, среди которых выделялись иллюстрации к "Вольге" (1904) и к "Сказке о золотом петушке" (1910)
Русской сказочной теме художник посвятил все свое творчество, серьезно для того подготовившись: много ездил по России, особенно по Северу, с интересом изучал русское народное и декоративное искусство.
Иллюстрация к русской народной сказке «Поди туда — не знаю куда, принеси то - не знаю что...»
Билибин рано выработал свой графический стиль, основанный на тщательно прорисованном и подробном узорчатом контурном рисунке, расцвеченном акварелью. Стиль этот получил название "билибинский", сделался популярным и породил немало подражаний.
Билибин Иван Яковлевич. «Иван -царевич и Жар-птица»
Билибин Иван Яковлевич. «Обложка к сказке «Василиса Прекрасная»»
Билибин Иван Яковлевич. «Кащей Бессмертный»
Билибин Иван Яковлевич. «Заставка к сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»»
Билибин Иван Яковлевич. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Билибин Иван Яковлевич. «Царь Дадон перед Шамаханской царицей»
Литературное чтение 3 класс УМК «Школа России»
Тестовая работа по разделу «Устное народное творчество»
Оцениваем себя!
5 – 1 ошибка
4 – 2 ошибки
3 - 3 ошибки
2 - более трёх ошибок
Благодарю за работу!
1. Выберите из списка то, что не относится к устному народному творчеству
А. РАССКАЗ
Б. ПОГОВОРКА
В. СЧИТАЛКА
2. Выберите из списка то, что относится к устному народному творчеству
А. РАССКАЗ
Б. ПОТЕШКА
В. СТИХИ
3. Определите вид народного творчества по описанию: «Эти маленькие народные произведения, богатые по мысли, так складно сложены, что запоминаются сами собой. Они дошли до нас с давних времён и живут сейчас в нашем языке».
А. ПОСЛОВИЦЫ
Б. ПОТЕШКИ
В. ПЕСНИ
Г. СЧИТАЛКИ
4. Составьте пословицы из отдельных частей
1. навек лгуном стал
А. Кончил дело -
Б. Раз соврал -
2. гуляй смело
В. Труд кормит -
3. лень портит
5. Выберите зачин для сказки
А. Жили – были …
Б. Стали они жить - поживать …
В. Я там был, мёд пиво пил …
Г. Вот вам и сказка, а мне бубликов связка.
6. Определите, к какому виду сказок относится сказка «Сивка - бурка»
А. О животных
Б. Бытовая
В. Волшебная
Г. Литературная
7. Что не является волшебным предметом в русских народных сказках?
А. Сапоги - скороходы
Б. Шапка - невидимка
В. Скатерть - самобранка
Г. Игрушка - погремушка
8. Выберите концовку для сказки
А. Жили – были …
Б. Стали они жить - поживать …
В. В некотором царстве …
Г. За тридевять земель …
9. Определите жанр устного творчества: Ехал Грека через реку. Видит Грека: в реке - рак. Сунул Грека руку в реку, Рак за руку Греку - цап!
А. Докучная сказка
Б. Пословица
В. Скороговорка
Г. Потешка
В чём особенность докучных сказок?
10
неожиданная концовка
А
необычный зачин
Б
стихотворная форма
В
Г
необычные герои
11
Когда рассказывали докучные сказки?
зимой
А
когда стемнеет
Б
В
когда взрослым было некогда
после ужина
Г
Укажи отрицательного персонажа сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
12
А
купец
Алёнушка
Б
Иванушка
В
Г
ведьма
13
Укажи отрицательного персонажа сказки
«Иван-царевич и серый волк»
А
серый волк
братья Ивана-царевича
Б
В
Елена Прекрасная
Г
царь Афрон
14
К какой группе сказок относится сказка
«Сивка-бурка»?
А
сказки о животных
бытовые сказки
Б
волшебные сказки
В
богатырские сказки
Г
Какое качество высмеивают русские народные сказки?
15
смелость
А
доброту
Б
жадность
В
трудолюбие
Г
16
Какое качество высмеивают русские народные сказки?
А
отвагу
лень
Б
В
отзывчивость
Г
трудолюбие
Проверяем себя!
Ключ к тесту:
1
А
2
3
Б
4
А
5
А-2;
Б-1;
В-3.
А
6
7
В
8
Г
Б
9
В
10
11
А
12
В
13
Г
Б
14
15
В
16
В
Б
- Чем занимались сегодня на уроке?
-Понравился ли вам урок?
интерес?
-О чём бы ещё хотели узнать?
-Кто доволен своей работой?
Домашнее задание отсутствует.
54
Прозвенел звонок весёлый,
Подошёл урок к концу.
Повторили всё, что знали
Мы сегодня МОЛОДЦЫ!