Смолкли шаги в коридоре.
Урок нам пора начинать.
Поэзии тонкие струны
Будут сегодня звучать.
Речевая разминка
- Собирайтесь вокруг меня все старушки, молодцы и молодушки.
- Садитесь на шесток, кто на лавку, да не делай давку!
Проверка домашнего задания
- И шепотом рассказывать мне станет
- О мертвецах, о подвигах Бовы…
- От ужаса не шелохнусь, бывало,
- Едва дыша, прижмусь под одеяло,
- Не чувствуя ни ног, ни головы.
6 июня 1799 года
в Москве в дворянской помещичьей семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России .
1802 г.
Мать,
Надежда Осиповна , приходилась внучкой арапу Петра I, впоследствии русскому генералу Ганнибалу .
Н.О. Пушкина. 1800-е гг.
Прадедушка,
Абрам Петрович Ганнибал
"Арап Петра Великого"
Отец, Сергей Львович , небогатый помещик, человек
образованный, хорошо знал литературу, был знаком со многими русскими писателями и сам немного писал.
С.Л. Пушкин. 1824.
Любовь к родному языку маленькому Пушкину привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по-русски, и няня Арина Родионовна.
Ганнибал
Мария Алексеевна
Яковлева
Арина Родионовна
Арина Родионовна Матвеева
(в девичестве Яковлева). 1758 - 1828
Арина Родионовна, крепостная деда поэта, была очень любима
Марией Алексеевной за преданность и расторопность. Сначала она была
няней и кормилицей старшей сестры Ольги, а затем была приставлена
к Саше. Эта простая женщина очень привязалась к маленькому Саше,
и её любовь к нему была безгранично преданной и нежной. У неё он
искал утешения, когда его обижали, она же выгораживала его во всех
проказах.
Она так и сыпала пословицами и поговорками,
знала множество народных песен, поверий, сказок, рассказывала их
языком простым и очень образным.
В 12 лет Александр был отвезен учиться в учебное заведение - Царскосельский Лицей под Петербургом.
Лицей был закончен - детство прошло. Началась жизнь. Пушкин переехал в Петербург и поступил в коллегию иностранных дел в чине коллежского секретаря, но служба мало интересовала его. Он увлекался театром, балами, стал участником разных литературных обществ, завел много знакомств.
В мае 1829 г. Пушкин
посватался в Москве
к юной красавице
Наталии Николаевне
Гончаровой,
и красавица
стала женой
поэта.
18 февраля 1831 г. в церкви Вознесения Господня состоялось его венчание с Н.Н.Гончаровой.
С середины октября 1831 г. и уже до конца жизни Пушкин с семьей живет в Петербурге.
Старшая дочь,
Младшая дочь, Наталья Александровна Пушкина (1836-1913г.)
Мария Александровна
Пушкина (1832-1919г.)
У А.С.Пушкина и Натальи Гончаровой было четверо детей .
Старший сын, Александр Александрович Пушкин (1833-1914г.)
Младший сын, Григорий Александрович Пушкин (1835-1913г.)
В начале 1834 г. в Петербурге появился француз барон Дантес. Он влюбился в жену Пушкина и стал за ней ухаживать.
8 февраля 1837 года,
в 5-м часу вечера, на Черной речке в Петербурге состоялась роковая дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен.
Прожив 2 дня
в страшных
мучениях,
Пушкин
скончался
10 февраля
1837 г.
Сказки А. С. Пушкина
Сказка о царе Салтане
Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки.
Читайте Пушкина, друзья! -
Вот вам подсказка!
И пронесете сквозь года
Вы радость сказки!
«Няне» 1826 г
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе...
Суровые дни – очень тяжёлые, трудные, тяжкие.
Голубка – ласковое обращение к женщине .
Дряхлая (моя) – слабая, немощная от старости .
Светлица – светлая парадная комната в доме .
Воро′ты - устаревшая форма существительного «ворота».
Теснят (заботы грудь) – недомогание, при котором трудно дышать
Всечасно (теснят грудь) – постоянно
«…вечерами слушаю
сказки моей няни,…
она единственная моя
подруга – и с ней мне
не скучно.»
Няне
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На чёрный отдалённый путь:
Тоска, предчувствие, заботы
Теснят твою всечасно грудь…
Октябрь. 1826
Василий Иванович Качалов (Шверубович)
мастер художественного слова,
артист Московского Художественного театра.
- Настроение стихотворения грустное, печальное, тоскливое.
Жанр произведения - лирика
Лирический герой – личность, чьи мысли и чувства выражены в стихотворении
Послание - стихотворный жанр, обращение к какому-либо лицу
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
-обращение
лирического
героя к няне
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
– строки рисуют
забытый домик
в глуши сосновых
лесов
Ты под окном своей светлицы
Горюешь будто на часах,
И медлят поминутно спицы в
Твоих наморщенных руках.
-представляется няня, сидящая у окна и поминутно вглядывающаяся вдаль.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
-кажется, няня подошла к воротам и напряженно смотрит вдаль;
-словно ждёт, что её любимый воспитанник вот-вот приедет.
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь
– в душе её беспокойство о нём, о воспитаннике,
горестные
предчувствия .
«Няне» 1826 г
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе...
обращение лирического
героя к няне
забытый домик в глуши сосновых лесов
лирический герой словно
видит няню, угадывает
её переживания
душевное беспокойство
няни о своём
воспитаннике
Композиция - построение художественного произведения.
10/13/18
Выразительное чтение стихотворения
Передайте в чтении отношение поэта к няне.
- В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе.
Правила написания синквейна
- Синквейн состоит из 5 строк;
- Его форма напоминает ёлочку .
1 слово
2 слова
3 слова
4 слова
1 слово
Что пишется в каждой строке?
1 слово – заголовок. Это существительное или местоимение. (Кто? Что?)
1 строка
2 слова Это прилагательные.
(Какой? Какая? Какое? Какие?)
2 строка
3 слова Это глаголы.
(Что делает? Что делают?)
3 строка
4 слова Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора.
4 строка
1 слово Вывод, итог.
Это существительное. (Кто? Что?)
5 строка
Что особенно запомнилось на уроке?
Что понравилось?
Каких целей, поставленных в начале урока, я достиг?
О чём хочется продолжить разговор?
Мне понравилось…
Я понял, что…
Я научился…
Я сегодня работал …
Хочу поговорить о …
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ