СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по литературному чтению на тему : "А.С.Пушкин"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации предоставлены биографические данные писателя, выставка его книг. Также демонстация викторины по произведениям Пушкина, стихотворение "Няне".

Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературному чтению на тему : "А.С.Пушкин"»

Смолкли шаги в коридоре. Урок нам пора начинать. Поэзии тонкие струны Будут  сегодня звучать.

Смолкли шаги в коридоре.

Урок нам пора начинать.

Поэзии тонкие струны

Будут  сегодня звучать.

Речевая разминка Собирайтесь вокруг меня все старушки, молодцы и молодушки. Садитесь на шесток, кто на лавку, да не делай давку!

Речевая разминка

  • Собирайтесь вокруг меня все старушки, молодцы и молодушки.
  • Садитесь на шесток, кто на лавку, да не делай давку!
Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания

И шепотом рассказывать мне станет О мертвецах, о подвигах Бовы… От ужаса не шелохнусь, бывало, Едва дыша, прижмусь под одеяло, Не чувствуя ни ног, ни головы.
  • И шепотом рассказывать мне станет
  • О мертвецах, о подвигах Бовы…
  • От ужаса не шелохнусь, бывало,
  • Едва дыша, прижмусь под одеяло,
  • Не чувствуя ни ног, ни головы.
6 июня 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России . 1802 г.

6 июня 1799 года

в Москве в дворянской помещичьей семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России .

1802 г.

Мать, Надежда Осиповна , приходилась внучкой арапу Петра I, впоследствии русскому генералу Ганнибалу . Н.О. Пушкина. 1800-е гг. Прадедушка, Абрам Петрович Ганнибал

Мать,

Надежда Осиповна , приходилась внучкой арапу Петра I, впоследствии русскому генералу Ганнибалу .

Н.О. Пушкина. 1800-е гг.

Прадедушка,

Абрам Петрович Ганнибал

"Арап Петра Великого"

Отец, Сергей Львович , небогатый помещик, человек  образованный, хорошо знал литературу, был знаком со  многими русскими писателями и сам немного писал. С.Л. Пушкин. 1824.

Отец, Сергей Львович , небогатый помещик, человек

образованный, хорошо знал литературу, был знаком со многими русскими писателями и сам немного писал.

С.Л. Пушкин. 1824.

Любовь к родному языку маленькому Пушкину привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по-русски, и няня Арина Родионовна. Ганнибал  Мария  Алексеевна Яковлева  Арина  Родионовна

Любовь к родному языку маленькому Пушкину привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по-русски, и няня Арина Родионовна.

Ганнибал

Мария Алексеевна

Яковлева

Арина Родионовна

Арина Родионовна Матвеева (в девичестве Яковлева). 1758 - 1828 Арина Родионовна, крепостная деда поэта, была очень любима Марией Алексеевной за преданность и расторопность. Сначала она была няней и кормилицей старшей сестры Ольги, а затем была приставлена к Саше. Эта простая женщина очень привязалась к маленькому Саше, и её любовь к нему была безгранично преданной и нежной. У неё он искал утешения, когда его обижали, она же выгораживала его во всех проказах.  Она так и сыпала пословицами и поговорками, знала множество народных песен, поверий, сказок, рассказывала их языком простым и очень образным.

Арина Родионовна Матвеева

(в девичестве Яковлева). 1758 - 1828

Арина Родионовна, крепостная деда поэта, была очень любима

Марией Алексеевной за преданность и расторопность. Сначала она была

няней и кормилицей старшей сестры Ольги, а затем была приставлена

к Саше. Эта простая женщина очень привязалась к маленькому Саше,

и её любовь к нему была безгранично преданной и нежной. У неё он

искал утешения, когда его обижали, она же выгораживала его во всех

проказах.

Она так и сыпала пословицами и поговорками,

знала множество народных песен, поверий, сказок, рассказывала их

языком простым и очень образным.

В 12 лет Александр был отвезен учиться в учебное заведение - Царскосельский Лицей под Петербургом.    Лицей был закончен - детство прошло. Началась жизнь. Пушкин переехал в Петербург и поступил в коллегию иностранных дел в чине коллежского секретаря, но служба мало интересовала его. Он увлекался театром, балами, стал участником разных литературных обществ, завел много знакомств.

В 12 лет Александр был отвезен учиться в учебное заведение - Царскосельский Лицей под Петербургом.

Лицей был закончен - детство прошло. Началась жизнь. Пушкин переехал в Петербург и поступил в коллегию иностранных дел в чине коллежского секретаря, но служба мало интересовала его. Он увлекался театром, балами, стал участником разных литературных обществ, завел много знакомств.

В мае 1829 г. Пушкин посватался в Москве  к юной красавице Наталии Николаевне  Гончаровой, и красавица стала женой поэта.  18 февраля 1831 г. в церкви Вознесения Господня состоялось его венчание с Н.Н.Гончаровой. С середины октября 1831 г. и уже до конца жизни Пушкин с семьей живет в Петербурге.

В мае 1829 г. Пушкин

посватался в Москве

к юной красавице

Наталии Николаевне

Гончаровой,

и красавица

стала женой

поэта.

18 февраля 1831 г. в церкви Вознесения Господня состоялось его венчание с Н.Н.Гончаровой.

С середины октября 1831 г. и уже до конца жизни Пушкин с семьей живет в Петербурге.

Старшая дочь, Младшая дочь, Наталья Александровна Пушкина  (1836-1913г.) Мария Александровна Пушкина  (1832-1919г.)  У А.С.Пушкина и Натальи Гончаровой было четверо детей . Старший сын, Александр Александрович Пушкин  (1833-1914г.) Младший сын, Григорий Александрович Пушкин  (1835-1913г.)

Старшая дочь,

Младшая дочь, Наталья Александровна Пушкина (1836-1913г.)

Мария Александровна

Пушкина (1832-1919г.)

У А.С.Пушкина и Натальи Гончаровой было четверо детей .

Старший сын, Александр Александрович Пушкин (1833-1914г.)

Младший сын, Григорий Александрович Пушкин (1835-1913г.)

В начале 1834 г. в Петербурге появился француз барон Дантес. Он влюбился в жену Пушкина и стал за ней ухаживать. 8 февраля 1837 года,  в 5-м часу вечера, на Черной речке в Петербурге состоялась роковая дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен.

В начале 1834 г. в Петербурге появился француз барон Дантес. Он влюбился в жену Пушкина и стал за ней ухаживать.

8 февраля 1837 года,

в 5-м часу вечера, на Черной речке в Петербурге состоялась роковая дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен.

Прожив 2 дня  в страшных  мучениях,  Пушкин  скончался  10 февраля  1837 г.

Прожив 2 дня

в страшных

мучениях,

Пушкин

скончался

10 февраля

1837 г.

Сказки А. С. Пушкина Сказка о царе Салтане

Сказки А. С. Пушкина

Сказка о царе Салтане

Читайте Пушкина, друзья! Читайте сказки! И будет жизнь тогда полна Тепла и ласки. Читайте Пушкина, друзья! - Вот вам подсказка! И пронесете сквозь года Вы радость сказки!

Читайте Пушкина, друзья!

Читайте сказки!

И будет жизнь тогда полна

Тепла и ласки.

Читайте Пушкина, друзья! -

Вот вам подсказка!

И пронесете сквозь года

Вы радость сказки!

«Няне» 1826 г Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня. Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. Глядишь в забытые вороты На черный отдаленный путь: Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь. То чудится тебе...

«Няне» 1826 г

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь:

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

То чудится тебе...

Суровые дни   – очень тяжёлые, трудные, тяжкие. Голубка – ласковое обращение к женщине . Дряхлая (моя) – слабая, немощная от старости . Светлица  –  светлая парадная комната в доме . Воро′ты - устаревшая форма существительного «ворота». Теснят (заботы грудь) – недомогание, при котором трудно дышать          Всечасно  (теснят грудь) – постоянно

Суровые дни – очень тяжёлые, трудные, тяжкие.

Голубка ласковое обращение к женщине .

Дряхлая (моя) – слабая, немощная от старости .

Светлица светлая парадная комната в доме .

Воро′ты - устаревшая форма существительного «ворота».

Теснят (заботы грудь) недомогание, при котором трудно дышать

Всечасно (теснят грудь) постоянно

Физкультминутка
  • Физкультминутка
«…вечерами слушаю сказки моей няни,… она единственная моя  подруга – и с ней мне  не скучно.»

«…вечерами слушаю

сказки моей няни,…

она единственная моя

подруга – и с ней мне

не скучно.»

Няне Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждёшь меня.  Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках.  Глядишь в забытые вороты На чёрный отдалённый путь: Тоска, предчувствие, заботы Теснят твою всечасно грудь…   Октябрь. 1826 Василий Иванович Качалов (Шверубович) мастер художественного слова, артист Московского Художественного театра.

Няне

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На чёрный отдалённый путь:

Тоска, предчувствие, заботы

Теснят твою всечасно грудь…

Октябрь. 1826

Василий Иванович Качалов (Шверубович)

мастер художественного слова,

артист Московского Художественного театра.

- Настроение стихотворения грустное, печальное, тоскливое.

- Настроение стихотворения грустное, печальное, тоскливое.

Жанр произведения - лирика  Лирический герой – личность, чьи мысли и чувства выражены в стихотворении Послание  - стихотворный жанр, обращение к какому-либо лицу

Жанр произведения - лирика

Лирический герой – личность, чьи мысли и чувства выражены в стихотворении

Послание - стихотворный жанр, обращение к какому-либо лицу

Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! -обращение лирического героя к няне

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

-обращение

лирического

героя к няне

Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня.  – строки рисуют  забытый домик в глуши сосновых  лесов

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

строки рисуют

забытый домик

в глуши сосновых

лесов

Ты под окном своей светлицы Горюешь будто на часах, И медлят поминутно спицы в  Твоих наморщенных руках. -представляется няня, сидящая у окна и поминутно вглядывающаяся вдаль.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь будто на часах,

И медлят поминутно спицы в

Твоих наморщенных руках.

-представляется няня, сидящая у окна и поминутно вглядывающаяся вдаль.

Глядишь в забытые вороты На черный отдаленный путь:  -кажется, няня подошла к воротам и напряженно смотрит вдаль; -словно ждёт, что её любимый воспитанник вот-вот приедет.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь:

-кажется, няня подошла к воротам и напряженно смотрит вдаль;

-словно ждёт, что её любимый воспитанник вот-вот приедет.

Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь – в душе её беспокойство о нём, о воспитаннике,  горестные предчувствия .

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь

в душе её беспокойство о нём, о воспитаннике,

горестные

предчувствия .

«Няне» 1826 г Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня. Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. Глядишь в забытые вороты На черный отдаленный путь: Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь. То чудится тебе... обращение лирического героя к няне забытый домик в глуши сосновых лесов лирический герой словно  видит няню, угадывает  её переживания душевное беспокойство няни о своём воспитаннике Композиция - построение художественного произведения.

«Няне» 1826 г

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь:

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

То чудится тебе...

обращение лирического

героя к няне

забытый домик в глуши сосновых лесов

лирический герой словно

видит няню, угадывает

её переживания

душевное беспокойство

няни о своём

воспитаннике

Композиция - построение художественного произведения.

10/13/18 Выразительное чтение стихотворения Передайте в чтении отношение поэта к няне.

10/13/18

Выразительное чтение стихотворения

Передайте в чтении отношение поэта к няне.

- В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе.

- В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе.

Правила написания синквейна  Синквейн состоит из 5 строк;   Его форма напоминает ёлочку . 1 слово 2 слова 3 слова 4 слова 1 слово

Правила написания синквейна

  • Синквейн состоит из 5 строк;

  • Его форма напоминает ёлочку .

1 слово

2 слова

3 слова

4 слова

1 слово

Что пишется в каждой строке? 1 слово  – заголовок. Это существительное или местоимение. (Кто? Что?) 1 строка 2 слова  Это прилагательные. (Какой? Какая? Какое? Какие?) 2 строка 3 слова  Это глаголы.  (Что делает? Что делают?) 3 строка 4 слова  Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора. 4 строка 1 слово  Вывод, итог. Это существительное. (Кто? Что?) 5 строка

Что пишется в каждой строке?

1 слово – заголовок. Это существительное или местоимение. (Кто? Что?)

1 строка

2 слова Это прилагательные.

(Какой? Какая? Какое? Какие?)

2 строка

3 слова Это глаголы.

(Что делает? Что делают?)

3 строка

4 слова Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора.

4 строка

1 слово Вывод, итог.

Это существительное. (Кто? Что?)

5 строка

Что особенно запомнилось на уроке? Что понравилось? Каких целей, поставленных в начале урока, я достиг? О чём хочется продолжить разговор? Мне понравилось… Я понял, что… Я научился… Я сегодня работал … Хочу поговорить о …

Что особенно запомнилось на уроке?

Что понравилось?

Каких целей, поставленных в начале урока, я достиг?

О чём хочется продолжить разговор?

Мне понравилось…

Я понял, что…

Я научился…

Я сегодня работал …

Хочу поговорить о …

  СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

 

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ