литературное чтение
3 класс
Гордеева С.Б учитель начальных классов
МБОУ «Восходненская школа им.Криворотова»
И. А. Крылов
Л. Н. Толстой
Ворона и Лисица
Квартет
Прыжок
Котёнок
Слон и Моська
Мартышка и очки
Филипок
Косточка
Стрекоза и Муравей
Акула
На уроке разговор свой поведем
О прекрасном человеке.
Жил он в 19 веке
Знают это имя в мире,
Не молчала его лира.
Он писал, мечтал, учил.
В крымский он поход ходил.
Был и косарь он и пахарь
И ученый он, и знахарь.
За работу брался смело,
Создавал, творил умело.
Очень Родину любил,
И о детях не забыл.
Школы он в селе открыл.
Детей грамоте учил
И велик он, и простой,
Имя его…
Лев Николаевич Толстой
Тема: Лев Николаевич Толстой « Акула»
Задачи урока
1)Познакомиться с ___________________ «_______________».
2)Учиться __________, __________ читать ______________ и _____________ его.
Задачи урока
1)Познакомиться с произведением «Акула».
2)Учиться правильно, выразительно читать произведение и анализировать его.
Хищные акулы
Африка
Словарная работа
Сахара – пустыня в Африке.
Парус – надуваемое ветром
полотнище из плотной ткани.
Словарная работа
Артиллерист - военнослужащий,
который хорошо владеет
стрельбой из пушки и миномёта.
Палуба - горизонтальное
перекрытие в корпусе судна.
Хобот - упирающаяся в землю
задняя часть пушки.
Фитиль – шнур для поджигания
пороха.
Ропот – недовольство, выражаемое негромкой речью.
Работа в парах
Давайте восстановим последовательность
событий в рассказе.
- Выстрел.
- Мальчики в открытом море.
- Дети спасены.
- Купальня на парусе.
- Акула.
Название части
Настроение
1.Купальня в парусе.
Спокойное
2.Мальчики в открытом море.
Волнение
3.Акула.
Тревога, страх
4.Выстрел.
Ужас
5.Дети спасены.
Радость и облегчение
Из предложенных фразеологизмов подобрать те, которые подходят к данному рассказу. Объяснить, почему.
Душа в пятки ушла.
Риск – благородное дело.
Не робкого десятка.
Мальчики какие? Моряки какие?
радостные добрые
испуганные отзывчивые
беззаботные сочувствующие
беззащитные переживающие
( за других)
безответственные быстрые (в решениях)
Какие качества старого артиллериста проявились в данном рассказе?
- решительность
- мастерство
- храбрость
- смелость
Рассказ «Акула»
1. Как мальчики оказались в открытом море? А. Они упали в воду с корабля. Б. Им было тесно в парусе, который спустили в воду для купания. 2. Когда отца охватил страх за жизнь сына? А. Когда один из мальчиков стал тонуть. Б. Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам. 3. Что предпринял артиллерист для спасения мальчиков? А. Он подбежал к пушке, развернул ее, прицелился и выстрелил. Б. Он бросился к лодке и поплыл к ним.
Сделайте предположение, о ком или о чём будет
рассказ.
мачта – конструкция вертикальная для крепления каюта – отдельное жилое помещение на корабле аршин – старинная мера длины, равная 71 см задор - горячность, азарт
подманить – подозвать к себе, с помощью приманки раззадорился – пришел в состояние задора; т.е. человек, кот ведет себя пылко, вызывающе
слушать
Как вы, думаете, на чём отправлялись в кругосветное путешествие?
Это корабль- парусник. Палуба такого корабля делалась из твердых, как камень пород дерева; мачты возвышались над палубой на 15-25 метров, т. е. имели высоту 5 -8 этажного дома. На мачтах были перекладины, на которых держались паруса. От перекладины к перекладине протягивалось множество канатов, верёвочных лесенок. Скорость парусного корабля была очень небольшой в сравнении с современными кораблями, плавание продолжалось долго, кругосветное путешествие корабли совершали в течение нескольких месяцев
В творчестве Л.Н. Толстого большое внимание уделялось событиям, очевидцем которых он был. В жизни этого человека была служба в армии. Служил он и на море. Во время одного плавания и случилась история, с которой мы сегодня познакомимся.
-Каким тоном надо читать самый напряженный момент? -В каком темпе?
-Как мы будем читать тихо или громко? -Найдите этот момент. -Кто попробует голосом передать переживания героев?
Восстанови картинный план.
Подбери отрывки из текста к иллюстрациям.
Рассказ «Прыжок»
1 . Почему мальчик залез на мачту корабля? А. Обезьяна сорвала с его головы шляпу и забралась с ней на мачту. Б. Ему захотелось посмотреть, близко ли берег. 2. Как отреагировал капитан на поступок сына? А. Он был безразличен. Б. Капитан прицелился в сына и закричал: «Прыгай в воду, или застрелю!» 3. Как повёл себя капитан, когда спасли мальчика? А. Он вдруг закричал и убежал к себе в каюту. Б. Он заплакал.
- Какой же смысл вкладывает автор в слово «прыжок»?
-Какую роль сыграл прыжок?
-Что случилось бы, если мальчик не прыгнул бы в воду?
- Почему автор назвал своё произведение «Прыжок»?
01.Прыжок спас мальчику жизнь, прыжок – это поступок, который совершил мальчик. Услышав приказ отца, он не растерялся, он сумел собраться, сгруппироваться. Мальчик спас свою жизнь и избавил от горя потери сына своего отца.
02. Прыжок, как мгновенное падение в бездну страха и решимости, совершает и отец мальчика, и может быть, его «прыжок», ещё более страшный, поскольку он, отец, и несёт ответственность за сына.