Школа России
Литературное чтение
3 класс
Росла за горой, за
пригорочком, Сосёнка с под - при-
сосёночком.
Мы побываем в гостях у знаменитого русского поэта, откроем для себя некоторые секреты создания стихотворений и откроем для себя чарующий мир весенней природы.
Назовите поэта.
Сергей Александрович
Есенин
(1895 – 1925)
Сергей Есенин родился под Рязанью в селе Константиново в семье простого крестьянина. С юных лет мальчик рос в деревне, наблюдал за жизнью простых людей. Но больше всего будущего поэта вдохновляла природа.
Есенин начал писать стихи в 9 лет. И уже тогда обозначились главные темы его творчества: родной края, Родина, природа России. Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Они очень мелодичны и многие из них композиторы положили на музыку. И сейчас они звучат как песни.
С большой любовью Есенин пишет о природе. Мы с вами уже знакомы с творчеством этого поэта. Вспомните стихотворения "Поет зима, аукает", "С добрым утром", "Белая береза".
И вот перед нами очередное творение автора. На этот раз его стихотворение посвящено черемухе.
Докажите, что в загадке описывается черемуха.
Будто снежный шар бела, По весне она цвела, Нежный запах источала. А когда пора настала, Разом сделалась она Вся от ягоды черна.
В самый разгар весны, когда солнце уже не скупится на тепло, расцветает черемуха. Ее душистые цветочки пышным белоснежным облаком окутывают ветви. В таком наряде черемуха похожа на юную невесту, стыдливо прикрывшуюся фатой.
Роса медвяная – капли росы с запахом меда, ароматные, сладкие;
• Зелень пряная – зелень с острым пряным запахом, душистая;
• Сияет в серебре – это цветы черемухи, они белого цвета, похожи на расплавленное серебро.
• Проталинка – место, где растаял снег и виднеется земля.
• Зелень горит на солнышке – это капли росы переливаются и сверкают в солнечных лучах.
• Волна гремучая – вода громко журчит.
• Обдает – брызги воды достигают дерева.
• Под кручею – под обрывом.
слушать
смотреть
-Скажите, какой увидел черёмуху поэт? Поделитесь своими мыслями. - Какое настроение хотел передать нам Есенин?
ликующее восторженное шутливое печальное весёлое праздничное радостное спокойное грустное мечтательное
Какие чувства возникли в вашем сердце?
изумление спокойствие радость сожаление восторг печаль ликование грусть
Лирическое повествование тем и отличается, что автор описывает не событие, а чувства и настроение. Посмотрите, в тексте нет никаких событий, а между тем, оно навевает определенные мысли, дарит радость. Поэт делится с нами чувством прекрасного, своим восторгом.
В воображении сразу рисуется яркая картина наступления весны. Это и ручейки, и веточки золотистые, и роса медвяная. Поэту удалось передать не только краски, но и звуки и даже запахи весны.
Черёмуха – душистая, ветки – золотистые, роса – медвяная , зелень – пряная.
Одно единственное прилагательное, а как тонко подмечены качества. В итоге получается цельная картинка пейзажа. Такие слова называются эпитетами.
Эпитет – образное определение предмета. Они помогают описать внешний вид предмета, передать его цвет, состояние, а также выразить чувства, настроение.
Давайте попробуем самостоятельно подыскать эпитеты к слову "черёмуха".
белая,
пушистая,
ароматная,
душистая,
раскидистая,
веселая,
юная,
стройная
Найдите в тексте цветовые эпитеты.
серебряный ручей
зелень золотистая
- На кого похожа черемуха?
- С кем автор сравнивает ее?
- Почему вы так думаете?
- А на кого тогда похож ручей?
- Почему?
- Что значит "вкрадчиво«
- Какой прием помогает автору изобразить черемуху и ручей как живых людей?
- Какие краски вы бы использовали, чтобы передать на картине это настроение?
-Как будем читать это стихотворение: быстро или медленно неторопливо? - Какие строчки, по вашему мнению, можно читать чуть быстрее? -Давайте попробуем прочитать вместе.
“ Черемуха” З. Александровой.
Расцвела черемуха Около ручья, На апрельском солнышке Ветками шепча. Легкая, как облачко, Чистая, как снег. Радовался деревцу Каждый человек. Приходили девочки Посидеть под ней, И могла цвести она Много-много дней. Это чья черемуха? Да она ничья. Белая снегурочка Около ручья.
Мимо бабка ехала, Оглядясь вокруг, Сразу от черемухи Отломила сук. Городские школьники Шли в далекий путь, Увидав черемуху, Стали ветки гнуть. Прибежали девочки. А снегурки нет. Лишь в пыли валяется Вянущий букет.
слушать
слушать
романс
Как выяснили учёные, этот аромат убивает микробов. Поэтому чтобы сделать питьевой не очень чистую воду, достаточно бросить в неё цветущую веточку черёмухи. Но в комнатах букеты черёмухи лучше не ставить: может разболеться голова. А вяжущие ягоды черёмухи помогают при расстройстве желудка.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
-Какое настроение подарила вам поэзия Есенина?
-Что еще вы хотите узнать о поэте?
-Что на вас произвело большее впечатление? -Какие задания вам показались наиболее интересными? -Для чего нужна такая работа со стихотворением? -Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?
Сегодня я узнал ….
У меня получилось …
Было трудно …
Меня удивило …
Было интересно….
Теперь я умею …