МБОУ «Детский сад №4 комбинированного вида г. Бокситогорска»
Подготовительный этап коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения
Учитель-логопед
Ракитина С.В.
2018
Этапы логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения
1 . ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП: - ФОРМИРОВАНИЕ ТОЧНЫХ ДВИЖЕНИЙ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ - ФОРМИРОВАНИЕ НАПРАВЛЕННОЙ ВОЗДУШНОЙ СТРУИ - РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ - РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 2. ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ: - ПОСТАНОВКА ЗВУКА -АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА - ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКА 3. ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Развитие слухового внимания, памяти и фонематического слуха
1 ЭТАП - УЗНАВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ . НА ДАННОМ ЭТАПЕ У ДЕТЕЙ РАЗВИВАЮТ СПОСОБНОСТЬ УЗНАВАТЬ И РАЗЛИЧАТЬ НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ В ПРОЦЕССЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ. А ТАКЖЕ ЭТИ ЗАНЯТИЯ СПОСОБСТВУЮТ РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ И СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ(БЕЗ ЧЕГО НЕВОЗМОЖНО УСПЕШНО НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ ФОНЕМЫ). НАПРИМЕР, МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТАКИЕ ИГРЫ КАК: - «УГАДАЙ, ЧТО ЗВУЧИТ?» (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАРАБАНА, МАРАКАСА, БУБНА, КОЛОКОЛЬЧИКА, ШИРМЫ И Т.Д.) - «ГДЕ ПОСТУЧАЛИ?»(ДЕТЕЙ ПРОСЯТ ПОСИДЕТЬ В ТИШИНЕ И УГАДАТЬ НАПРАВЛЕНИЕ ЗВУЧАНИЯ)
2 этап – различение силы, высоты, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов и фраз
НА ВТОРОМ ЭТАПЕ ДЕТЕЙ УЧАТ РАЗЛИЧАТЬ СИЛУ, ВЫСОТУ И ТЕМБР ГОЛОСА, ОРИЕНТИРУЯСЬ НА ОДНИ И ТЕ ЖЕ ЗВУКИ, ЗВУКОСОЧЕТАНИЯ И СЛОВА. МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИГРУ «ТРИ МЕДВЕДЯ»(ЛОГОПЕД ПОКАЗЫВАЕТ ДЕТЯМ КАРТИНКИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ МЕДВЕДЕЙ: БОЛЬШОГО, СРЕДНЕГО И МАЛЕНЬКОГО. РАССКАЗЫВАЯ СКАЗКУ ДЕТЯМ, ПЕДАГОГ ПРОИЗНОСИТ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ РЕПЛИКИ: «КТО СИДЕЛ НА МОЕМ СТУЛЕ…? И Т.Д.» И ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ ТО ВЫСОКИМ, ТО НИЗКИМ ГОЛОСОМ. ДЕТИ ДОЛЖНЫ ПОДНЯТЬ ОПРЕДЕЛЕННУЮ КАРТИНКУ, ОРИЕНТИРУЯСЬ НА ЗВУКОКОМПЛЕКС И ВЫСОТУ ГОЛОСА.
3 этап – различение слов по звуковому составу
НА ЭТОМ ЭТАПЕ ДЕТИ ДОЛЖНЫ НАУЧИТЬСЯ РАЗЛИЧАТЬ СЛОВА, БЛИЗКИЕ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. ИГРА «ПОСЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО». ЛОГОПЕД ДАЕТ РЕБЕНКУ ФЛАЖКИ ДВУХ ЦВЕТОВ(ЗЕЛЕНЫЙ И КРАСНЫЙ). ЕСЛИ РЕБЕНОК УСЛЫШИТ ПРАВИЛЬНОЕ НАЗВАНИЕ ПРЕДМЕТА, ИЗОБРАЖЕННОГО НА КАРТИНКЕ, ТО ОН ДОЛЖЕН ПОДНЯТЬ ЗЕЛЕНЫЙ ФЛАЖОК, А ЕСЛИ НЕПРАВИЛЬНОЕ НАЗВАНИЕ ПРЕДМЕТА, ТО – КРАСНЫЙ ФЛАЖОК ( КОМКА, КОЧКА, КОШКА , ДОШКА, ШОКША, КОМША …. )
4 этап – дифференциация слогов
НА ЧЕТВЕРТОМ ЭТАПЕ ДЕТЕЙ УЧАТ РАЗЛИЧАТЬ СЛОГИ. ИГРА «ЛИШНИЙ СЛОГ». ЛОГОПЕД ПРОИЗНОСИТ РЯД СЛОГОВ. НАПРИМЕР: БА-БА-БА- ПА . ДЕТИ ОПРЕДЕЛЯЮТ КАКОЙ СЛОГ ЗДЕСЬ ЛИШНИЙ. ДАЛЕЕ, СЛОГОВЫЕ РЯДЫ УСЛОЖНЯЮТСЯ: БА-БО-БА, ТА-ТА-ДА-ТА, ПА-ПА-БА-ПА.
5 этап –дифференциация фонем
НА ДАННОМ ЭТАПЕ ДЕТИ УЧАТСЯ РАЗЛИЧАТЬ ФОНЕМЫ РОДНОГО ЯЗЫКА. НАЧИНАЮТ С ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ. ИГРА. ВЗРОСЛЫЙ РАЗДАЕТ ДЕТЯМ КАРТИНКИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ДЕВОЧКИ И ВОЛКА И ОБЪЯСНЯЕТ: «ВОЛК ВОЕТ: У-У-У, А ДЕВОЧКА ПЛАЧЕТ: А-А-А». РЕАГИРУЯ НА НАЗВАННЫЙ ЗВУК, ДЕТИ ПОКАЗЫВАЮТ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ КАРТИНКИ. ЗАТЕМ ИГРА УСЛОЖНЯЕТСЯ. ВЗРОСЛЫЙ ПРОИЗНОСИТ ЭТИ ЗВУКИ КРАТКО: А, У.
6 этап – развитие навыков элементарного звукового анализа
ДЕТЕЙ УЧАТ ОПРЕДЕЛЯТЬ КОЛИЧЕСТВО СЛОГОВ В СЛОВЕ И ОТХЛОПЫВАТЬ ДВУХ И ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА. ДАЛЕЕ ПРОВОДИТСЯ АНАЛИЗ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ. УПРАЖНЕНИЕ: ВЫДЕЛЕНИЕ ЗАДАННОГО ЗВУКА ИЗ РЯДА ЗВУКОВ. «НАЗОВИ ПЕРВЫЙ ЗВУК» : АУ, УИ, ОА… «НАЗОВИ ПОСЛЕДНИЙ ЗВУК» И Т.Д.
Выделение звука на фоне слова
Выделение первого гласного звука в слове
Выделение последнего гласного звука в слове
Выделение последнего согласного звука в слове
Выделение первого согласного звука в слове
ФОРМИРОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ
ФОРМИРОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПОСРЕДСТВОМ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ. ОНА ВКЛЮЧАЕТ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ПОДВИЖНОСТИ И ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТИ ОРГАНОВ, ОТРАБОТКИ ОПРЕДЕЛЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ ГУБ, ЯЗЫКА, НЕОБХОДИМЫХ КАК ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ВСЕХ ЗВУКОВ, ТАК И ДЛЯ КАЖДОГО ЗВУКА ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ГРУППЫ.
Развитие подвижности речевого аппарата.
Упражнения:
- заборчик
- грибок
- киска сердится
Формирование направленной воздушной струи
РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАПРАВЛЕННОЙ ВОЗДУШНОЙ СТРУИ ПРОВОДИТСЯ ВМЕСТЕ С АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКОЙ, ПОТОМУ ЧТО В ФОРМИРОВАНИИ ВОЗДУШНОЙ СТРУИ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ ПРИНИМАЮТ ЩЕКИ, ГУБЫ, ЯЗЫК.
В ходе дыхательных упражнений отрабатываются:
1. ОБЪЕМ ВЫДЫХАЕМОГО ВОЗДУХА 2. НАПРАВЛЕННОСТЬ ВОЗДУШНОЙ СТРУИ (ПРЕЖДЕ ВСЕГО, НАПРАВЛЕННОСТЬ В РОТОВОЙ ИЛИ НОСОВОЙ РЕЗОНАТОР И ДАЛЕЕ НАПРАВЛЕННОСТЬ В СРЕДНИЕ ОТДЕЛЫ РТА – РАЗДУВАНИЕ ЩЕК, ИЛИ В ПЕРЕДНИЕ ОТДЕЛЫ) 3. СПОСОБ ПОДАЧИ ВОЗДУШНОЙ СТРУИ – ТОЛЧКОМ ИЛИ ПЛАВНО. 4. ОЩУЩЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ ДЛЯ ВЫХОДА ВОЗДУШНОЙ СТРУИ. ПРЕПЯТСТВИЯ СОЗДАЮТСЯ РУКОЙ, ГУБАМИ, ЯЗЫКОМ
Важным условием выполнения дыхательных упражнений является то, что грудная клетка должна быть максимально свободна и расслаблена. Поэтому, ребенок должен выполнять упражнения лежа на спине или на боку, сидя или стоя. Например, если ребенку предлагается прокатывать с помощью воздушной струи ватный шарик по поверхности стола, значит, поверхность стола должна находиться на уровне губ ребенка.
Морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием кинестетических импульсов, которые поступают от рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и в следствии этого - развитию речевой функции. Для развития мелкой моторики используют следующие методы и приемы: 1. Пальчиковая гимнастика 2. Упражнения и игры с предметами (мелкие игрушки, разные виды круп, природный материал – камешки, ракушки, семена арбуза и т.д. 3. Приемы Су-Джок терапии (мячи и резинки-массажеры, разноцветные прищепки) 4. Песочная терапия и т.д.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Источники
https://2.bp.blogspot.com/-Jx3kY0Fp7N0/WabSRDqOzxI/AAAAAAAAA1c/Z0L6PgPXIicQ30q95Qj-zlc0opyPTvljQCEwYBhgL/s320/1septemberkopija.png
http://www.novovolynsk-school2.edukit.volyn.ua/files2/images/ малювання1. jpg
https://petrovka-beauty.ru/i/pic/autumn_4.png
http://www.ederevnina.ru/wpcontent/uploads/2016/07/kniga249768x322.png
http://sovotkrytki.narod.ru/albums/1sent/1_sent/slides/71sokolova_a22.jpghttps://img1.picmix.com/output/stamp/thumb/5/6/3/4/1014365_5933e.gi
http://image.ourclipart.com/563/5630352/free-fall-leaf-clip-art.png
http://cliparting.com/wp-content/uploads/2017/02/Fall-clip-art-tumundografico-2-170x54.png
http://sovotkrytki.narod.ru/albums/1sent/1_sent/slides/71sokolova_a22.jpghttps://img1.picmix.com/output/stamp/thumb/5/6/3/4/1014365_5933e.gif
https://juegosrev.com/wp-content/uploads/2017/06/White-Abstract-Wallpapers-Gallery-89-Plus-PIC-WPW405914.jpg?w=470&h=376