Задачи на движение
Задачи с тройкой величин: скорость – время – расстояние, называют задачами на движение.
Они бывают простыми и составными.
С этой тройкой величин знакомят, как правило, по всем программам в 4 классе.
М4Мч1 стр. 93
На первом уроке по данной теме вводят эту тройку величин. Дети уже знакомы с величинами: расстояние, то есть длина, и время.
Повторяют единицы измерения длины и времени.
Новой величиной является скорость движения.
Скоростью называют расстояние, пройденное за единицу времени.
Чтобы ввести это понятие, рекомендуют провести практическую работу. В спортивном зале предлагаем ученикам пробежать 100м, время определяем по секундомеру. Рекомендуем взять детям с собой блокноты для вычисления и предлагаем вычислить: какое расстояние пройдено за единицу времени (м/с).
Сообщаем, что расстояние, пройденное за секунду, называют: скоростью.
М4И стр.116
Знакомят со взаимосвязями между величинами: скорость-время-расстояние.
Учат решать тройки взаимообратных простых задач .
Записывают эти задачи в таблицу.
Особое внимание уделяется единицам измерения скоростей, так как скорость – это расстояние , пройденное за единицу времени, то измеряют ее в км/ч, м/мин., км/с и т. д.
Приведем примеры различных скоростей: М4Мч1, стр. 98
Через 1-2 урока предлагают составные задачи с этой тройкой величин, либо нетиповые, либо уже изученного типа (нахождение четвертого пропорционального):
М4Мч1 стр. 8 №31.
Грузовая машина вышла из посёлка в 4 часа и прибыла в город в 13 часов того же дня. За это время она прошла 240км. С какой скоростью шла машина?
Это нетиповая задача.
Задача на нахождение четвертого пропорционального – типовая задача.
Грузовая машина в первый день проехала 240 км за 4 ч, а во второй день с этой же скоростью она проехала 300 км. Сколько времени она была в пути?
V
1 д. одинаковая
t
S
2 д.
4 ч
240 км
? ч
300 км
Учат составлять к таким задачам чертежи.
Далее вводят специальные виды задач на движение: - на движение в противоположных направлениях;
- на движение в одном направлении.
Сначала рассматривают задачи на движение в противоположных направлениях – это задачи на:
а) сближение; б) удаление.
а) Задачи на сближение:
М4Мч2 стр. 12, №62
Рассматривают 3 вида таких задач:
Строят чертёж: отрезками обозначаем расстояние, пройденное лыжниками, флажок место встречи, так как двигались 3 часа, то выделяем 3 части в каждом отрезке.
Сначала эту задачу решают уже известным способом.
12 км/ч
14 км/ч
?
1 способ: 1) 12*3=36 (км) – расстояние, пройденное первым лыжником.
2) 14*3=42 (км) – расстояние, пройденное вторым лыжником.
3) 36+42= 78 (км) –расстояние между лыжниками
2 способ:
Вводят новое понятие «скорость сближения» – это расстояние, на которое сближаются лыжники. Оно равно сумме скоростей (V1+V2).
Таким образом, за каждый час лыжники будут сближаться на 12+14= 26 (км.) и так в 3 часа.
- 12+14=26 (км/ч) – скорость сближения лыжников.
- 26*3=78 (км)- расстояние между лыжниками.
Чтобы дети поняли понятие « скорость сближения », используем драматизацию: к доске вызываем двух учеников, которые идут навстречу друг другу (один от окна, другой от двери). Анализируют на сколько сблизились.
Скорость сближения равна сумме скоростей.
Эту задачу можно решить 1 способом.
- 2+14=26 км/ч- скорость сближения двух лыжников.
- 78:26= 3 часа. – время в пути.
1 способ:
- 12*3=36 (км)- расстояние прошёл первый лыжник.
- 78-36= 42 (км)- расстояние прошёл второй лыжник.
- 42:3= 14 (км/ч) – скорость второго лыжника.
2 способ:
- 78:3=26 (км/ч) – скорость сближения
- 26-12=14 (км/ч) – скорость второго лыжника.
б) Задачи на удаление:
М4М2 стр. 27, №135
I. 1) 5*3=15 (км.) – расстояние 1 пешехода.
2) 4*3=12 (км.) – расстояние 2 пешехода.
3) 15+12=27 (км.)- расстояние на котором пешеходы будут друг от друга через 3 часа.
II. 1) 5+4=9 (км/ч) - скорость удаления.
2) 9*3=27 (км) - расстояние на котором пешеходы будут друг от друга через 3 часа.
Задачу можно решить 1 способом:
1) 5+4=9 (км/ч) - скорость удаления.
2) 27:9=3 (ч)
I. 1) 5*3=15 (км.) – расстояние 1 пешехода.
2) 27-15=12 (км.) – расстояние 2 пешехода.
3) 12:3= 4 (км/ч) – скорость 2 пешехода.
II. 1) 27:3=9 (км/ч) скорость удаления.
2) 9-5=4 (ч) - скорость второго пешехода.
Задача на движение в одном направлении «скорость обгона». Она равна разности скоростей.
Эти задачи с понятием «скорость обгона» разности скоростей. Использовать драматизацию. При введении таких задач можно использовать такое задание:
В учебнике Моро не рассматривают третий вид задач на движение, но он есть у М4И стр. 132 – это задачи на движение в одном направлении. № 438, № 439, № 440.
Эти задачи с понятием «скорость обгона» разности скоростей. Использовать драматизацию. При введении таких задач можно использовать такие задания:
До конца 4 класса продолжают решать составные задачи разных видов.