Просмотр содержимого документа
«Презентация по менеджменту на тему: Модель конфликта"»
M одель конфликта
Исполнители: Сотникова Екатерина, Шиманская Вероника
Столкновение
Отсутствие согласия
Серьезное разногласие
Конфликт
Спор, приводящий к борьбе
Обострение противоречий
В основе конфликта лежит противоречие – высказывание или поступок, направленные против кого или чего-нибудь. Противоречие может быть начальным этапом конфликта, но иногда эти понятия взаимозаменяются.
Этапы конфликта
Предконфликт
Конфликтное взаимодействие
Разрешение
Постконфликт
Предконфликт (основные фазы)
Возникновение конфликтной ситуации . На этом этапе между оппонентами возникает определенное противоречие.
Осознание конфликтной ситуации. В это время противоборствующие стороны начинают понимать, что столкновение неизбежно. Осознание конфликтной объективной ситуации может быть как ошибочным, так и адекватным.
Попытка оппонентов разрешить наболевший вопрос коммуникативными способами, грамотным аргументированием своей позиции.
Предконфликтная ситуация . Противоборствующие стороны осознали реальность возникшей угрозы и решили отстаивать свои интересы другими методами.
Конфликтное взаимодействие
Этапы конфликта в своем развитии делятся на несколько ступеней:
- Резкое уменьшение когнитивной сферы в деятельности и поведении.
- Вытеснение объективного восприятия оппонента универсальным образом «врага».
- Увеличение эмоционального напряжения.
- Резкий переход от разумных аргументов к личным выпадам и претензиям.
- Рост иерархического ранга запрещаемых и нарушаемых интересов, их постоянная поляризация.
- Бескомпромиссное применение насилия в качестве аргумента.
- Утрата первоначального предмета столкновения.
- Генерализация конфликта, его переход в глобальную стадию.
- Вовлечение в противоборство новых участников.
Разрешение конфликта
Этапы разрешения конфликта характеризуются прекращением активного противоборства, осознанием необходимости сесть за стол переговоров и переходом к активному взаимодействию.
- Завершение активной фазы столкновения может быть спровоцировано несколькими факторами: коренной переменой системы ценностей конфликтующих сторон; явным ослаблением одного из оппонентов; очевидной бесперспективностью дальнейших действий; подавляющим превосходством одной из сторон; появлением в противостоянии третьей стороны, способной внести весомый вклад в решение проблемы.
- Собственно разрешение конфликта. Стороны начинают вести переговоры, полностью отказываются от силовых методов борьбы. Способы разрешения противоборства могут быть следующими: изменение позиций конфликтующих сторон; устранение одного или всех участников противостояния; уничтожение объекта конфликта; эффективные переговоры; обращение оппонентов к третьей стороне, играющей роль третейского судьи.
Постконфликтный этап
- Частичное разрешение. Этапы социального конфликта завершаются на этой относительно мирной стадии. Данное состояние характеризуется сохранением эмоциональной напряженности, переговоры происходят в атмосфере обоюдного высказывания претензий. На этом этапе противостояния часто возникает постконфликтный синдром, который чреват развитием нового спора.
- Нормализация, или полное разрешение конфликта. Эта фаза характеризуется полным устранением негативных установок и выходом на новый уровень конструктивного взаимодействия. Этапы управления конфликтом на данной стадии полностью завершаются. Стороны восстанавливают отношения и начинают продуктивную совместную деятельность.
Основные элементы структуры конфликтной ситуации:
Участники конфликта - лица, чья степень участия в конфликте различна: от непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта.
Предмет конфликта — это объективно существующая или воображаемая проблема, лежащая в основе конфликта. Это то противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство.
Объект конфликта рассматривают как причину, повод к конфликту. Объектом конфликта может быть материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента.
Причины конфликта:
- собственно объективных
- организационно-управленческих
- социально-психологических
- личностных
M одель конфликта